Конспект урока по русскому языка в 5 классе по теме: "Имя существительное собственное и нарицательное".
Конспект урока по русскому языка в 5 классе по теме: "Имя существительное собственное и нарицательное".
Конспект урока по русскому языку в 5 классе.
Тема урока «Имя существительное собственное и нарицательное».
Предварительная подготовка к уроку.
В качестве подготовки к уроку ученикам предлагается повторить теоретический материал о собственных и нарицательных именах существительных. Также им предлагается подумать о значении своих имён, по возможности провести этимологический анализ.
Цели:
1) повторить теоретический материал, касающийся существительных собственных и нарицательных, а также правила написания прописной буквы в именах собственных;
2) воспитывать интерес к истории имен собственных, в том числе к истории названий городов, имён и фамилий;
3) развивать навыки, позволяющие быстро отличать собственные и нарицательные имена существительные как в устной, так и в письменной речи.
Оборудование: учебник, толковый и этимологический словари, справочник по истории имён.
Тип урока: применение и совершенствование знаний.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Работа над новым материалом.
Упражнение 1 (на повторение).
Попробуйте самостоятельно, с помощью этимологических словарей и справочников разобраться в истории возникновения слов пороша, соревнование.
(Пороша, порошить, припорошить – слова общеславянского происхождения, образованные от слова «порох» со значением «прах», «пыль». Таким образом, «пороша» - «снежная пыль», что слово и обозначает.
Соревнование – слово древнерусского происхождения, образованное от корня «ревностно» - «старательно», «тщательно», «усердно»).
Учитель: В мире великое множество разнообразных предметов. Огромное количество животных, книг, рек, озёр, городов, людей. О любой книге мы можем сказать: это – книга. О любой кошке или собаке6 это – кошка, а это – собака. Таким образом, мы постоянно применяем в своей речи нарицательные имена существительные – то есть существительные, называющие предметы в совокупности, не уточняющие и не выделяющие их. Ведь сказав. Что это – кошка, мы не уточнили, ни чья она, ни как выглядит, ни как её зовут.
Такие существительные используются в речи чаще всего и на письме пишутся с маленькой буквы.
Однако одним только указанием на предмет в речи обойтись нельзя, иначе наше общение было бы слишком громоздким и неясным. Поэтому некоторые предметы имеют собственные имена. Использование таких имён индивидуализирует какое-либо понятие, делает его более чётким и ясным.
Таким образом, собственные имена существительные являются названиями единичных предметов. К собственным именам, помимо человеческих имён, относятся также фамилии и отчества людей, географические названия, названия литературных произведений, названия исторических событий, названия картин, кинофильмов, спектаклей, названия предприятий, клички животных.
Иногда собственными именами являются не отдельные слова, а целые словосочетания, например Великая Отечественная война, «Утро стрелецкой казни», Млечный путь, «Птичье молоко».
Все собственные имена на письме выделяются особым образом – пишутся с заглавной, или прописной, буквы.
Упражнение 2.
Запишите под диктовку текст. Найдите в нём имена собственные, подчеркните их.
Антарктида – южная полярная область Земли, включающая в себя Антарктиду и прилегающие к ней участки Тихого, Атлантического и Индийского океана с морями. Также включает в себя ряд островов – остров Южного Георгия, Южно-Оркнейские и Южно-Шетлендские острова.
Ответьте на вопрос: что означает каждое имя собственное по отдельности и в совокупности? (географические названия).
Учитель: Особенно интересны для изучения имена и фамилии людей – каждое имя несёт в себе особый смысл, своё собственное значение. Во многих странах в древности существовала вера в то, что имя нельзя говорить незнакомым людям: его могут украсть или испортить.
Значения некоторых имён довольно чётко прослеживаются, их легко можно «перевести»: например, Владимир – «владеющий миром», Святослав – «славный и святой», Светлана – «светлая», Людмила – «милая людям». Однако не все имена так легко «расшифровываются»: для того чтобы узнать значение того или иного имени или той или иной фамилии, довольно часто приходится обращаться к специализированной литературе – этимологическим словарям. Существуют также и специальные справочники, посвящённые расшифровке имён или фамилий.
Большая часть современных имён пришла на Русь вместе с христианством из Византии. При этом родители не могли назвать ребёнка по своему желанию – детей называли по именам святых, записанным в специальной книге. В т время были довольно странные имена для современного человека – Макростоп, тризерон, Птицерий.
Однако до появления имён люди могли различать друг друга. Для этого использовались прозвища, которые давали за определённые внешние данные или из-за каких-либо ярких черт характера. Тогда в ходу были «имена» наподобие Добрыни, Усыни, Гуся, Волка. Со временем такие прозвища заменялись более привычными нам именами, а сами становились фамилиями. Позже фамилиями также стали не только семейные прозвища, но и имена родителей – фамилии в своё время заменяли отчества. Например, Иванов – «сын Ивана», Василенко – «родственник Василия». Также фамилии олучались и из-за основного рода деятельности владельца – Маляров, Пекарев.
Упражнение 3.
Спишите текст. Подчеркните имена собственные.
- У нас какая фамилия? – спросил Ваня.
- Как какая? Ты что, не знаешь? Державины.
- А вот и нет! - воскликнул хитро Ваня.
- А какая же? – удивился брат Коля.
- У нас у всех разные фамилии. Мы с дедушкой копали картошку – мы были Картошкиными. А бабушка вязала носки – она была Вязалкина. А теперь дедушка будет читать газеты. Он будет Газеткин. А ещё дедушка за день был Пчеловодов, Топоров, Дровосеков, Печников, Землекопов, Столяров.
Все засмеялись, и игра в фамилии продолжалась целый вечер. (В.Н.куприн).
Пофантазируйте на тему того, какие фамилии могли бы иметь вы. Запишите их. Фамилии, как и прозвища, могут быть забавными и смешными, но не должны быть обидными.
Чтение учениками сообщений о значении их собственных имён и фамилий.
Учитель: Я предлагаю поиграть – с помощью этимологических и толковых словарей вы должны будете определить значение имён. Разбейтесь на три команды, после чего каждая из команд как можно быстрее должна будет определить значения имён.
Для первой команды: Софья, Георгий, Владимир, Николай.
Для второй команды: Людмила, Надежда, Константин, Андрей.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языка в 5 классе по теме: "Имя существительное собственное и нарицательное". »
Конспект урока по русскому языку в 5 классе.
Тема урока «Имя существительное собственное и нарицательное».
Предварительная подготовка к уроку.
В качестве подготовки к уроку ученикам предлагается повторить теоретический материал о собственных и нарицательных именах существительных. Также им предлагается подумать о значении своих имён, по возможности провести этимологический анализ.
Цели:
1) повторить теоретический материал, касающийся существительных собственных и нарицательных, а также правила написания прописной буквы в именах собственных;
2) воспитывать интерес к истории имен собственных, в том числе к истории названий городов, имён и фамилий;
3) развивать навыки, позволяющие быстро отличать собственные и нарицательные имена существительные как в устной, так и в письменной речи.
Оборудование: учебник, толковый и этимологический словари, справочник по истории имён.
Тип урока: применение и совершенствование знаний.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Работа над новым материалом.
Упражнение 1 (на повторение).
Попробуйте самостоятельно, с помощью этимологических словарей и справочников разобраться в истории возникновения слов пороша, соревнование.
(Пороша, порошить, припорошить – слова общеславянского происхождения, образованные от слова «порох» со значением «прах», «пыль». Таким образом, «пороша» - «снежная пыль», что слово и обозначает.
Соревнование – слово древнерусского происхождения, образованное от корня «ревностно» - «старательно», «тщательно», «усердно»).
Учитель: В мире великое множество разнообразных предметов. Огромное количество животных, книг, рек, озёр, городов, людей. О любой книге мы можем сказать: это – книга. О любой кошке или собаке6 это – кошка, а это – собака. Таким образом, мы постоянно применяем в своей речи нарицательные имена существительные – то есть существительные, называющие предметы в совокупности, не уточняющие и не выделяющие их. Ведь сказав. Что это – кошка, мы не уточнили, ни чья она, ни как выглядит, ни как её зовут.
Такие существительные используются в речи чаще всего и на письме пишутся с маленькой буквы.
Однако одним только указанием на предмет в речи обойтись нельзя, иначе наше общение было бы слишком громоздким и неясным. Поэтому некоторые предметы имеют собственные имена. Использование таких имён индивидуализирует какое-либо понятие, делает его более чётким и ясным.
Таким образом, собственные имена существительные являются названиями единичных предметов. К собственным именам, помимо человеческих имён, относятся также фамилии и отчества людей, географические названия, названия литературных произведений, названия исторических событий, названия картин, кинофильмов, спектаклей, названия предприятий, клички животных.
Иногда собственными именами являются не отдельные слова, а целые словосочетания, например Великая Отечественная война, «Утро стрелецкой казни», Млечный путь, «Птичье молоко».
Все собственные имена на письме выделяются особым образом – пишутся с заглавной, или прописной, буквы.
Упражнение 2.
Запишите под диктовку текст. Найдите в нём имена собственные, подчеркните их.
Антарктида – южная полярная область Земли, включающая в себя Антарктиду и прилегающие к ней участки Тихого, Атлантического и Индийского океана с морями. Также включает в себя ряд островов – остров Южного Георгия, Южно-Оркнейские и Южно-Шетлендские острова.
Ответьте на вопрос: что означает каждое имя собственное по отдельности и в совокупности? (географические названия).
Учитель: Особенно интересны для изучения имена и фамилии людей – каждое имя несёт в себе особый смысл, своё собственное значение. Во многих странах в древности существовала вера в то, что имя нельзя говорить незнакомым людям: его могут украсть или испортить.
Значения некоторых имён довольно чётко прослеживаются, их легко можно «перевести»: например, Владимир – «владеющий миром», Святослав – «славный и святой», Светлана – «светлая», Людмила – «милая людям». Однако не все имена так легко «расшифровываются»: для того чтобы узнать значение того или иного имени или той или иной фамилии, довольно часто приходится обращаться к специализированной литературе – этимологическим словарям. Существуют также и специальные справочники, посвящённые расшифровке имён или фамилий.
Большая часть современных имён пришла на Русь вместе с христианством из Византии. При этом родители не могли назвать ребёнка по своему желанию – детей называли по именам святых, записанным в специальной книге. В т время были довольно странные имена для современного человека – Макростоп, тризерон, Птицерий.
Однако до появления имён люди могли различать друг друга. Для этого использовались прозвища, которые давали за определённые внешние данные или из-за каких-либо ярких черт характера. Тогда в ходу были «имена» наподобие Добрыни, Усыни, Гуся, Волка. Со временем такие прозвища заменялись более привычными нам именами, а сами становились фамилиями. Позже фамилиями также стали не только семейные прозвища, но и имена родителей – фамилии в своё время заменяли отчества. Например, Иванов – «сын Ивана», Василенко – «родственник Василия». Также фамилии олучались и из-за основного рода деятельности владельца – Маляров, Пекарев.
Упражнение 3.
Спишите текст. Подчеркните имена собственные.
- У нас какая фамилия? – спросил Ваня.
- Как какая? Ты что, не знаешь? Державины.
- А вот и нет! - воскликнул хитро Ваня.
- А какая же? – удивился брат Коля.
- У нас у всех разные фамилии. Мы с дедушкой копали картошку – мы были Картошкиными. А бабушка вязала носки – она была Вязалкина. А теперь дедушка будет читать газеты. Он будет Газеткин. А ещё дедушка за день был Пчеловодов, Топоров, Дровосеков, Печников, Землекопов, Столяров.
Все засмеялись, и игра в фамилии продолжалась целый вечер. (В.Н.куприн).
Пофантазируйте на тему того, какие фамилии могли бы иметь вы. Запишите их. Фамилии, как и прозвища, могут быть забавными и смешными, но не должны быть обидными.
Чтение учениками сообщений о значении их собственных имён и фамилий.
Учитель: Я предлагаю поиграть – с помощью этимологических и толковых словарей вы должны будете определить значение имён. Разбейтесь на три команды, после чего каждая из команд как можно быстрее должна будет определить значения имён.
Для первой команды: Софья, Георгий, Владимир, Николай.
Для второй команды: Людмила, Надежда, Константин, Андрей.