Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе
Тема: «Русские имена»
Цели: развивать исследовательские навыки, прививать интерес к изучению имени человека.
Планируемые результаты:
- развитие мотивации к учебной деятельности (в том числе и исследовательской) и личностного смысла учения, проявление интереса к изучению происхождения имени человека; осознание важности бережного отношения к имени человека;
- умение осознанно выбирать речевые средства;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;
- выполнение учебной задачи в эффективном сотрудничестве.
Планируемые образовательные результаты
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
- Актуализация знаний
- формулирует цели и задачи с помощью учителя;
- аргументирует свою точку зрения;
- планирует предстоящую деятельность.
- Работа с эпиграфом:
Что в имени тебе моём?
А.С. Пушкин
1) Прочтите эпиграф и подумайте, какая тема урока нас ожидает? (На уроке речь пойдёт о русских именах.)
2) Какой раздел мы сейчас изучаем? Для чего нам нужно знать об именах людей?
3) Обратите внимание на второй эпиграф:
Имя человека – самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
Д. Карнеги
3) Сформулируйте цель нашего урока. (Мы должны познакомиться с историей происхождения русских имён и понять, почему имя человека так важно для него.)
Фронтально отвечают на вопросы учителя
Формулирование цели урока, запись темы в тетрадях
- Изучение нового материала
-выполняет учебную задачу в сотрудничестве;
- умеет слушать и слышать собеседника;
- объясняет выбор заголовка, стилистической принадлежности текста;
-составляет план словарной статьи;
- объясняет правописание слов, постановку знаков препинания в предложениях;
- пересказывает текст с опорой на ключевые слова;
- выразительно читает;
-анализирует уровень своих знаний;
- Самостоятельное выполнение упр. 261
Работа в группах:
1 группа – упр. 261 по заданию учебника.
2 группа – упр.262 после прочтения упр.261.
3 группа – выписать ключевые слова.
4 группа – подготовить выразительное чтение, подобрать заголовки к тексту и объяснить их выбор.
5 группа – определить стилистическую принадлежность текста.
- Выступление групп с обязательной рецензией ответа:
4 гр. Чтение текста, объяснение подбора заголовков (Что отражает заголовок: тему или основную мысль.)
5 гр. Доказать стилистическую принадлежность текста.
2 гр. План словарной статьи зачитать.
1 гр. Объяснение пунктограмм и орфограмм (выборочно по цепочке).
3 гр. по ключевым словам восстанавливает текст.
- Самооценка. Оцените свой вклад в работу группы по критериям для оценки удовлетворённости своей работой:
«5» - очень доволен
«4» - доволен
«3» - не совсем доволен
«2» - не доволен
Дети работают в группах.
По мере выполнения заданий на доске появляются записи:
слова с графическим объяснением орфограмм, план словарной статьи, заголовки к тексту.
Несколько учеников объясняют свою оценку:
- умеет составлять словарную статью по образцу;
-умеет находить необходимую информацию;
- анализирует уровень знаний своего одноклассника;
- умеет работать с текстовой информацией; умеет трансформировать текст;
Умеет структурировать знания;
- выполняет учебную задачу в сотрудничестве;
- умеет публично выступать;
- Индивидуальная работа
Используя при необходимости сведения о своём имени из папки «Имена» (документ 1), составьте словарную статью для словаря «Имена людей» по образцу упр.263.
- Взаимопроверка
Оцените работу одноклассника по критериям:
«5» - правильно, точно, полно
«4» - допущены незначительные ошибки, неточности
«3» - не совсем правильно, допущены незначительные ошибки, неточности
«2» - неправильно, допущены ошибки, неточности
- Работа в группах
1 гр. дети работают с Документом 1 из папки «Имена».
Проанализируйте данные этой таблицы, по каким признакам можно классифицировать имена (объединять по группам). Запишите перечень классификаций.
2, 3, 4 и 5 группы читают тексты, находят новую, неизвестную для себя информацию.
- Выступление учащихся 1 группы.
- Выступления учащихся 2-5 групп. (Новая для них интересная информация)
Работа с текстами из папки «Имена»
Составление словарной статьи
Они предлагают свою классификацию имён: по половому признаку, по буквам, по происхождению. Делают выводы, о том, что русские имена в основном греческого и латинского происхождения
- Подведение итогов урока
- анализирует уровень своих знаний и способностей;
- даёт объективную оценку собственной деятельности;
- пробуждение интереса к полученной информации
- понимание необходимости бережного отношения к имени человека, точного употребления имени в важных документах
- Как вы думаете, достиг ли урок поставленных целей?
- Что нового и интересного вы открыли для себя на уроке?
- Кому захотелось заняться исследованием этого вопроса глубже? Для вас книжная выставка, где представлены книги, которые помогут вам погрузиться в загадочную науку ономастику, которая изучает имена, фамилии и прозвища людей.
- Чему научились на уроке?
- Что вызвало наибольшую трудность?
- Оцените свою работу на уроке по критериям самооценки.
- Прочтите высказывание Д. Карнеги.
Для каждого человека приятнее всего слышать звуки своего собственного имени. Поэтому нет смысла обращаться к человеку по фамилии, если в классе с таким именем никого больше нет. И, бесспорно, не могут себя считать культурными людьми те, кто вместо имени использует прозвища или разговорные грубые формы. Давайте будем с уважением относиться и к своему, и к любому другому имени.
- Почему так важно обращаться с именами так бережно и быть точным при их употреблении? (При составлении документов нельзя допускать ошибок, писать надо имена в соответствии со свидетельством о рождении или паспортом, иначе документ будет недействительным). Чтобы человеку было приятно, обращаться к нему надо по имени.
Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения
Объясняют свою оценку
Читают эпиграф
- Домашнее задание:
- Составьте небольшой проект – презентацию о своём имени для классного часа (по желанию).
- Повторить изученное об имени существительном, слова из рамочек.
- Диктант по упр.241
- повторить параграфы 44-46
Записывают домашнее задание в дневник
Использованная литература
- Егорова Н.Е. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. – М.: ВАКО, 2014
- Крюкова С.В. Происхождение имён и фамилий в русском языке//Русский язык и литература. Всё для учителя, № 7, 2014