kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку по теме "Русские имена"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе

Тема: «Русские имена»

Цели: развивать исследовательские навыки, прививать интерес к изучению имени человека.

Планируемые результаты:

- развитие мотивации к учебной деятельности (в том числе и исследовательской) и личностного смысла учения, проявление интереса к изучению происхождения имени человека; осознание важности бережного отношения к имени человека;

- умение осознанно выбирать речевые средства;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;

- выполнение учебной задачи в эффективном сотрудничестве.

Планируемые  образовательные результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Актуализация знаний

- формулирует цели и задачи с помощью учителя;

- аргументирует свою точку зрения;

- планирует предстоящую деятельность.

  1. Работа с эпиграфом:

Что в имени тебе моём?

А.С. Пушкин

1)  Прочтите эпиграф и подумайте, какая тема урока нас ожидает? (На уроке речь пойдёт о русских  именах.)

2) Какой раздел мы сейчас изучаем? Для чего нам нужно знать об именах людей?

3) Обратите внимание на второй эпиграф:

Имя человека – самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

Д. Карнеги

3) Сформулируйте цель нашего урока. (Мы должны познакомиться с историей происхождения русских имён и понять, почему имя человека  так важно для него.)

Фронтально отвечают на вопросы учителя

Формулирование цели урока, запись темы в тетрадях

  1. Изучение нового материала

-выполняет учебную задачу в сотрудничестве;

- умеет слушать и слышать собеседника;

- объясняет выбор заголовка, стилистической принадлежности текста;

-составляет план словарной статьи;

- объясняет правописание слов, постановку знаков препинания в предложениях;

- пересказывает текст с опорой на ключевые слова;

- выразительно читает;

-анализирует уровень своих знаний;

  1. Самостоятельное выполнение упр.  261

Работа в группах:

1 группа – упр. 261 по заданию учебника.

2 группа – упр.262 после прочтения упр.261.

3 группа – выписать ключевые слова.

4 группа – подготовить выразительное чтение,  подобрать заголовки к тексту и объяснить их выбор.

5 группа – определить стилистическую принадлежность текста.

  1. Выступление  групп с обязательной рецензией ответа:

4 гр. Чтение текста, объяснение подбора заголовков (Что отражает заголовок: тему или основную мысль.)

5 гр. Доказать стилистическую принадлежность текста.

2 гр. План словарной статьи зачитать.

1 гр. Объяснение пунктограмм и орфограмм (выборочно по цепочке).

3 гр. по ключевым словам восстанавливает текст.

  1. Самооценка. Оцените свой вклад в работу группы по критериям для оценки удовлетворённости своей работой:

«5» - очень доволен

«4» - доволен

«3» - не совсем доволен

«2» - не доволен

Дети работают в группах.

По мере выполнения заданий на доске появляются записи:

слова с графическим объяснением орфограмм, план словарной статьи, заголовки к тексту.

Несколько учеников объясняют свою оценку:

- умеет составлять словарную статью по образцу;

-умеет находить необходимую информацию;

- анализирует уровень знаний своего одноклассника;

- умеет работать с текстовой информацией; умеет трансформировать текст;

Умеет структурировать знания;

- выполняет учебную задачу в сотрудничестве;

- умеет публично выступать;

  1. Индивидуальная работа

Используя при необходимости сведения о своём имени из папки «Имена» (документ 1),  составьте словарную статью для словаря  «Имена людей» по образцу  упр.263.

  1. Взаимопроверка

Оцените  работу одноклассника  по критериям:

«5» - правильно, точно, полно

«4» - допущены незначительные ошибки, неточности

 «3» - не совсем правильно, допущены незначительные ошибки, неточности

«2» - неправильно, допущены ошибки, неточности

  1. Работа в группах

1 гр. дети работают с Документом 1 из папки «Имена».

Проанализируйте данные этой таблицы, по каким признакам можно классифицировать имена (объединять по группам). Запишите перечень классификаций.

2, 3, 4 и 5 группы читают тексты, находят новую, неизвестную для себя информацию.

  1. Выступление учащихся 1 группы.
  2. Выступления учащихся 2-5 групп. (Новая для них интересная информация)

Работа с текстами из папки «Имена»

Составление словарной статьи

Они предлагают свою классификацию имён:  по половому признаку, по буквам, по происхождению. Делают выводы, о том, что русские имена в основном греческого и латинского происхождения

  1. Подведение итогов урока

- анализирует уровень своих знаний и способностей;

- даёт объективную оценку собственной деятельности;

- пробуждение интереса к полученной информации

- понимание необходимости бережного отношения к имени человека, точного употребления имени в важных документах

 - Как вы думаете, достиг ли урок поставленных целей?

- Что нового и интересного вы открыли для себя на уроке?

- Кому захотелось заняться исследованием этого вопроса глубже? Для вас книжная выставка, где представлены книги, которые помогут вам погрузиться в загадочную науку ономастику, которая изучает имена, фамилии и прозвища людей.

- Чему научились на уроке?

- Что вызвало наибольшую трудность?

- Оцените свою работу на уроке по критериям самооценки.

- Прочтите высказывание Д. Карнеги.

Для каждого человека приятнее всего слышать звуки своего собственного имени. Поэтому нет смысла обращаться к человеку по фамилии, если в классе с таким именем никого больше нет. И, бесспорно, не могут себя считать культурными людьми те, кто вместо имени использует прозвища или разговорные грубые формы. Давайте будем с уважением относиться и к своему, и к любому другому имени.

- Почему так важно обращаться с именами так бережно и быть точным при их употреблении? (При составлении документов нельзя допускать ошибок, писать надо имена в соответствии со свидетельством о рождении или паспортом, иначе документ будет недействительным). Чтобы человеку было приятно, обращаться к нему надо по имени.

Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения

Объясняют свою оценку

Читают эпиграф

  1. Домашнее задание:
  2. Составьте небольшой проект – презентацию о своём имени для классного часа (по желанию).
  3. Повторить изученное об имени существительном, слова из рамочек.
  4. Диктант по упр.241
  5. повторить параграфы 44-46

Записывают домашнее задание в дневник

Использованная литература

  1. Егорова Н.Е. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. – М.: ВАКО, 2014
  2. Крюкова С.В. Происхождение имён и фамилий в русском языке//Русский язык и литература. Всё для учителя, № 7, 2014                                          
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Русские имена"»

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе

Тема: «Русские имена»

Цели: развивать исследовательские навыки, прививать интерес к изучению имени человека.

Планируемые результаты:

- развитие мотивации к учебной деятельности (в том числе и исследовательской) и личностного смысла учения, проявление интереса к изучению происхождения имени человека; осознание важности бережного отношения к имени человека;

- умение осознанно выбирать речевые средства;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;

- выполнение учебной задачи в эффективном сотрудничестве.

Планируемые образовательные результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Актуализация знаний

- формулирует цели и задачи с помощью учителя;


- аргументирует свою точку зрения;


- планирует предстоящую деятельность.

  1. Работа с эпиграфом:

Что в имени тебе моём?

А.С. Пушкин

1) Прочтите эпиграф и подумайте, какая тема урока нас ожидает? (На уроке речь пойдёт о русских именах.)

2) Какой раздел мы сейчас изучаем? Для чего нам нужно знать об именах людей?

3) Обратите внимание на второй эпиграф:

Имя человека – самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

Д. Карнеги

3) Сформулируйте цель нашего урока. (Мы должны познакомиться с историей происхождения русских имён и понять, почему имя человека так важно для него.)

Фронтально отвечают на вопросы учителя





Формулирование цели урока, запись темы в тетрадях

  1. Изучение нового материала


-выполняет учебную задачу в сотрудничестве;

- умеет слушать и слышать собеседника;

- объясняет выбор заголовка, стилистической принадлежности текста;

-составляет план словарной статьи;

- объясняет правописание слов, постановку знаков препинания в предложениях;

- пересказывает текст с опорой на ключевые слова;

- выразительно читает;

-анализирует уровень своих знаний;

  1. Самостоятельное выполнение упр. 261

Работа в группах:

1 группа – упр. 261 по заданию учебника.

2 группа – упр.262 после прочтения упр.261.

3 группа – выписать ключевые слова.

4 группа – подготовить выразительное чтение, подобрать заголовки к тексту и объяснить их выбор.

5 группа – определить стилистическую принадлежность текста.

  1. Выступление групп с обязательной рецензией ответа:

4 гр. Чтение текста, объяснение подбора заголовков (Что отражает заголовок: тему или основную мысль.)

5 гр. Доказать стилистическую принадлежность текста.

2 гр. План словарной статьи зачитать.

1 гр. Объяснение пунктограмм и орфограмм (выборочно по цепочке).

3 гр. по ключевым словам восстанавливает текст.

  1. Самооценка. Оцените свой вклад в работу группы по критериям для оценки удовлетворённости своей работой:

«5» - очень доволен

«4» - доволен

«3» - не совсем доволен

«2» - не доволен


Дети работают в группах.

По мере выполнения заданий на доске появляются записи:

слова с графическим объяснением орфограмм, план словарной статьи, заголовки к тексту











Несколько учеников объясняют свою оценку

- умеет составлять словарную статью по образцу;


-умеет находить необходимую информацию;


- анализирует уровень знаний своего одноклассника;


- умеет работать с текстовой информацией; умеет трансформировать текст;

Умеет структурировать знания;


- выполняет учебную задачу в сотрудничестве;


- умеет публично выступать;

  1. Индивидуальная работа

Используя при необходимости сведения о своём имени из папки «Имена» (документ 1), составьте словарную статью для словаря «Имена людей» по образцу упр.263.

  1. Взаимопроверка

Оцените работу одноклассника по критериям:

«5» - правильно, точно, полно

«4» - допущены незначительные ошибки, неточности

«3» - не совсем правильно, допущены незначительные ошибки, неточности

«2» - неправильно, допущены ошибки, неточности

  1. Работа в группах

1 гр. дети работают с Документом 1 из папки «Имена».

Проанализируйте данные этой таблицы, по каким признакам можно классифицировать имена (объединять по группам). Запишите перечень классификаций.

2, 3, 4 и 5 группы читают тексты, находят новую, неизвестную для себя информацию.

  1. Выступление учащихся 1 группы.

  2. Выступления учащихся 2-5 групп. (Новая для них интересная информация)

Работа с текстами из папки «Имена»

Составление словарной статьи









Они предлагают свою классификацию имён: по половому признаку, по буквам, по происхождению. Делают выводы, о том, что русские имена в основном греческого и латинского происхождения

  1. Подведение итогов урока

- анализирует уровень своих знаний и способностей;


- даёт объективную оценку собственной деятельности;

- пробуждение интереса к полученной информации


- понимание необходимости бережного отношения к имени человека, точного употребления имени в важных документах

- Как вы думаете, достиг ли урок поставленных целей?

- Что нового и интересного вы открыли для себя на уроке?

- Кому захотелось заняться исследованием этого вопроса глубже? Для вас книжная выставка, где представлены книги, которые помогут вам погрузиться в загадочную науку ономастику, которая изучает имена, фамилии и прозвища людей.

- Чему научились на уроке?

- Что вызвало наибольшую трудность?

- Оцените свою работу на уроке по критериям самооценки.

- Прочтите высказывание Д. Карнеги.

Для каждого человека приятнее всего слышать звуки своего собственного имени. Поэтому нет смысла обращаться к человеку по фамилии, если в классе с таким именем никого больше нет. И, бесспорно, не могут себя считать культурными людьми те, кто вместо имени использует прозвища или разговорные грубые формы. Давайте будем с уважением относиться и к своему, и к любому другому имени.

- Почему так важно обращаться с именами так бережно и быть точным при их употреблении? (При составлении документов нельзя допускать ошибок, писать надо имена в соответствии со свидетельством о рождении или паспортом, иначе документ будет недействительным). Чтобы человеку было приятно, обращаться к нему надо по имени.

Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения




Объясняют свою оценку


Читают эпиграф

  1. Домашнее задание:


  1. Составьте небольшой проект – презентацию о своём имени для классного часа (по желанию).

  2. Повторить изученное об имени существительном, слова из рамочек.

  3. Диктант по упр.241

  4. повторить параграфы 44-46

Записывают домашнее задание в дневник



Использованная литература



  1. Егорова Н.Е. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. – М.: ВАКО, 2014

  2. Крюкова С.В. Происхождение имён и фамилий в русском языке//Русский язык и литература. Всё для учителя, № 7, 2014




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку по теме "Русские имена"

Автор: Пидерова Алла Ивановна

Дата: 01.12.2015

Номер свидетельства: 260594

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока 2 класс тема: "Изменение имён прилагательных по родам". "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-2-klass-tiema-izmienieniie-imion-prilaghatiel-nykh-po-rodam"
    ["file_id"] => string(6) "131820"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416235305"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "конспект урока порусскому языку на тему: "Имя прилагательное обобщение" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-porusskomu-iazyku-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "245880"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446226839"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства