kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку по теме "Русские имена"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе

Тема: «Русские имена»

Цели: развивать исследовательские навыки, прививать интерес к изучению имени человека.

Планируемые результаты:

- развитие мотивации к учебной деятельности (в том числе и исследовательской) и личностного смысла учения, проявление интереса к изучению происхождения имени человека; осознание важности бережного отношения к имени человека;

- умение осознанно выбирать речевые средства;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;

- выполнение учебной задачи в эффективном сотрудничестве.

Планируемые  образовательные результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Актуализация знаний

- формулирует цели и задачи с помощью учителя;

- аргументирует свою точку зрения;

- планирует предстоящую деятельность.

  1. Работа с эпиграфом:

Что в имени тебе моём?

А.С. Пушкин

1)  Прочтите эпиграф и подумайте, какая тема урока нас ожидает? (На уроке речь пойдёт о русских  именах.)

2) Какой раздел мы сейчас изучаем? Для чего нам нужно знать об именах людей?

3) Обратите внимание на второй эпиграф:

Имя человека – самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

Д. Карнеги

3) Сформулируйте цель нашего урока. (Мы должны познакомиться с историей происхождения русских имён и понять, почему имя человека  так важно для него.)

Фронтально отвечают на вопросы учителя

Формулирование цели урока, запись темы в тетрадях

  1. Изучение нового материала

-выполняет учебную задачу в сотрудничестве;

- умеет слушать и слышать собеседника;

- объясняет выбор заголовка, стилистической принадлежности текста;

-составляет план словарной статьи;

- объясняет правописание слов, постановку знаков препинания в предложениях;

- пересказывает текст с опорой на ключевые слова;

- выразительно читает;

-анализирует уровень своих знаний;

  1. Самостоятельное выполнение упр.  261

Работа в группах:

1 группа – упр. 261 по заданию учебника.

2 группа – упр.262 после прочтения упр.261.

3 группа – выписать ключевые слова.

4 группа – подготовить выразительное чтение,  подобрать заголовки к тексту и объяснить их выбор.

5 группа – определить стилистическую принадлежность текста.

  1. Выступление  групп с обязательной рецензией ответа:

4 гр. Чтение текста, объяснение подбора заголовков (Что отражает заголовок: тему или основную мысль.)

5 гр. Доказать стилистическую принадлежность текста.

2 гр. План словарной статьи зачитать.

1 гр. Объяснение пунктограмм и орфограмм (выборочно по цепочке).

3 гр. по ключевым словам восстанавливает текст.

  1. Самооценка. Оцените свой вклад в работу группы по критериям для оценки удовлетворённости своей работой:

«5» - очень доволен

«4» - доволен

«3» - не совсем доволен

«2» - не доволен

Дети работают в группах.

По мере выполнения заданий на доске появляются записи:

слова с графическим объяснением орфограмм, план словарной статьи, заголовки к тексту.

Несколько учеников объясняют свою оценку:

- умеет составлять словарную статью по образцу;

-умеет находить необходимую информацию;

- анализирует уровень знаний своего одноклассника;

- умеет работать с текстовой информацией; умеет трансформировать текст;

Умеет структурировать знания;

- выполняет учебную задачу в сотрудничестве;

- умеет публично выступать;

  1. Индивидуальная работа

Используя при необходимости сведения о своём имени из папки «Имена» (документ 1),  составьте словарную статью для словаря  «Имена людей» по образцу  упр.263.

  1. Взаимопроверка

Оцените  работу одноклассника  по критериям:

«5» - правильно, точно, полно

«4» - допущены незначительные ошибки, неточности

 «3» - не совсем правильно, допущены незначительные ошибки, неточности

«2» - неправильно, допущены ошибки, неточности

  1. Работа в группах

1 гр. дети работают с Документом 1 из папки «Имена».

Проанализируйте данные этой таблицы, по каким признакам можно классифицировать имена (объединять по группам). Запишите перечень классификаций.

2, 3, 4 и 5 группы читают тексты, находят новую, неизвестную для себя информацию.

  1. Выступление учащихся 1 группы.
  2. Выступления учащихся 2-5 групп. (Новая для них интересная информация)

Работа с текстами из папки «Имена»

Составление словарной статьи

Они предлагают свою классификацию имён:  по половому признаку, по буквам, по происхождению. Делают выводы, о том, что русские имена в основном греческого и латинского происхождения

  1. Подведение итогов урока

- анализирует уровень своих знаний и способностей;

- даёт объективную оценку собственной деятельности;

- пробуждение интереса к полученной информации

- понимание необходимости бережного отношения к имени человека, точного употребления имени в важных документах

 - Как вы думаете, достиг ли урок поставленных целей?

- Что нового и интересного вы открыли для себя на уроке?

- Кому захотелось заняться исследованием этого вопроса глубже? Для вас книжная выставка, где представлены книги, которые помогут вам погрузиться в загадочную науку ономастику, которая изучает имена, фамилии и прозвища людей.

- Чему научились на уроке?

- Что вызвало наибольшую трудность?

- Оцените свою работу на уроке по критериям самооценки.

- Прочтите высказывание Д. Карнеги.

Для каждого человека приятнее всего слышать звуки своего собственного имени. Поэтому нет смысла обращаться к человеку по фамилии, если в классе с таким именем никого больше нет. И, бесспорно, не могут себя считать культурными людьми те, кто вместо имени использует прозвища или разговорные грубые формы. Давайте будем с уважением относиться и к своему, и к любому другому имени.

- Почему так важно обращаться с именами так бережно и быть точным при их употреблении? (При составлении документов нельзя допускать ошибок, писать надо имена в соответствии со свидетельством о рождении или паспортом, иначе документ будет недействительным). Чтобы человеку было приятно, обращаться к нему надо по имени.

Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения

Объясняют свою оценку

Читают эпиграф

  1. Домашнее задание:
  2. Составьте небольшой проект – презентацию о своём имени для классного часа (по желанию).
  3. Повторить изученное об имени существительном, слова из рамочек.
  4. Диктант по упр.241
  5. повторить параграфы 44-46

Записывают домашнее задание в дневник

Использованная литература

  1. Егорова Н.Е. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. – М.: ВАКО, 2014
  2. Крюкова С.В. Происхождение имён и фамилий в русском языке//Русский язык и литература. Всё для учителя, № 7, 2014                                          
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Русские имена"»

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе

Тема: «Русские имена»

Цели: развивать исследовательские навыки, прививать интерес к изучению имени человека.

Планируемые результаты:

- развитие мотивации к учебной деятельности (в том числе и исследовательской) и личностного смысла учения, проявление интереса к изучению происхождения имени человека; осознание важности бережного отношения к имени человека;

- умение осознанно выбирать речевые средства;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;

- выполнение учебной задачи в эффективном сотрудничестве.

Планируемые образовательные результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Актуализация знаний

- формулирует цели и задачи с помощью учителя;


- аргументирует свою точку зрения;


- планирует предстоящую деятельность.

  1. Работа с эпиграфом:

Что в имени тебе моём?

А.С. Пушкин

1) Прочтите эпиграф и подумайте, какая тема урока нас ожидает? (На уроке речь пойдёт о русских именах.)

2) Какой раздел мы сейчас изучаем? Для чего нам нужно знать об именах людей?

3) Обратите внимание на второй эпиграф:

Имя человека – самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

Д. Карнеги

3) Сформулируйте цель нашего урока. (Мы должны познакомиться с историей происхождения русских имён и понять, почему имя человека так важно для него.)

Фронтально отвечают на вопросы учителя





Формулирование цели урока, запись темы в тетрадях

  1. Изучение нового материала


-выполняет учебную задачу в сотрудничестве;

- умеет слушать и слышать собеседника;

- объясняет выбор заголовка, стилистической принадлежности текста;

-составляет план словарной статьи;

- объясняет правописание слов, постановку знаков препинания в предложениях;

- пересказывает текст с опорой на ключевые слова;

- выразительно читает;

-анализирует уровень своих знаний;

  1. Самостоятельное выполнение упр. 261

Работа в группах:

1 группа – упр. 261 по заданию учебника.

2 группа – упр.262 после прочтения упр.261.

3 группа – выписать ключевые слова.

4 группа – подготовить выразительное чтение, подобрать заголовки к тексту и объяснить их выбор.

5 группа – определить стилистическую принадлежность текста.

  1. Выступление групп с обязательной рецензией ответа:

4 гр. Чтение текста, объяснение подбора заголовков (Что отражает заголовок: тему или основную мысль.)

5 гр. Доказать стилистическую принадлежность текста.

2 гр. План словарной статьи зачитать.

1 гр. Объяснение пунктограмм и орфограмм (выборочно по цепочке).

3 гр. по ключевым словам восстанавливает текст.

  1. Самооценка. Оцените свой вклад в работу группы по критериям для оценки удовлетворённости своей работой:

«5» - очень доволен

«4» - доволен

«3» - не совсем доволен

«2» - не доволен


Дети работают в группах.

По мере выполнения заданий на доске появляются записи:

слова с графическим объяснением орфограмм, план словарной статьи, заголовки к тексту











Несколько учеников объясняют свою оценку

- умеет составлять словарную статью по образцу;


-умеет находить необходимую информацию;


- анализирует уровень знаний своего одноклассника;


- умеет работать с текстовой информацией; умеет трансформировать текст;

Умеет структурировать знания;


- выполняет учебную задачу в сотрудничестве;


- умеет публично выступать;

  1. Индивидуальная работа

Используя при необходимости сведения о своём имени из папки «Имена» (документ 1), составьте словарную статью для словаря «Имена людей» по образцу упр.263.

  1. Взаимопроверка

Оцените работу одноклассника по критериям:

«5» - правильно, точно, полно

«4» - допущены незначительные ошибки, неточности

«3» - не совсем правильно, допущены незначительные ошибки, неточности

«2» - неправильно, допущены ошибки, неточности

  1. Работа в группах

1 гр. дети работают с Документом 1 из папки «Имена».

Проанализируйте данные этой таблицы, по каким признакам можно классифицировать имена (объединять по группам). Запишите перечень классификаций.

2, 3, 4 и 5 группы читают тексты, находят новую, неизвестную для себя информацию.

  1. Выступление учащихся 1 группы.

  2. Выступления учащихся 2-5 групп. (Новая для них интересная информация)

Работа с текстами из папки «Имена»

Составление словарной статьи









Они предлагают свою классификацию имён: по половому признаку, по буквам, по происхождению. Делают выводы, о том, что русские имена в основном греческого и латинского происхождения

  1. Подведение итогов урока

- анализирует уровень своих знаний и способностей;


- даёт объективную оценку собственной деятельности;

- пробуждение интереса к полученной информации


- понимание необходимости бережного отношения к имени человека, точного употребления имени в важных документах

- Как вы думаете, достиг ли урок поставленных целей?

- Что нового и интересного вы открыли для себя на уроке?

- Кому захотелось заняться исследованием этого вопроса глубже? Для вас книжная выставка, где представлены книги, которые помогут вам погрузиться в загадочную науку ономастику, которая изучает имена, фамилии и прозвища людей.

- Чему научились на уроке?

- Что вызвало наибольшую трудность?

- Оцените свою работу на уроке по критериям самооценки.

- Прочтите высказывание Д. Карнеги.

Для каждого человека приятнее всего слышать звуки своего собственного имени. Поэтому нет смысла обращаться к человеку по фамилии, если в классе с таким именем никого больше нет. И, бесспорно, не могут себя считать культурными людьми те, кто вместо имени использует прозвища или разговорные грубые формы. Давайте будем с уважением относиться и к своему, и к любому другому имени.

- Почему так важно обращаться с именами так бережно и быть точным при их употреблении? (При составлении документов нельзя допускать ошибок, писать надо имена в соответствии со свидетельством о рождении или паспортом, иначе документ будет недействительным). Чтобы человеку было приятно, обращаться к нему надо по имени.

Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения




Объясняют свою оценку


Читают эпиграф

  1. Домашнее задание:


  1. Составьте небольшой проект – презентацию о своём имени для классного часа (по желанию).

  2. Повторить изученное об имени существительном, слова из рамочек.

  3. Диктант по упр.241

  4. повторить параграфы 44-46

Записывают домашнее задание в дневник



Использованная литература



  1. Егорова Н.Е. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. – М.: ВАКО, 2014

  2. Крюкова С.В. Происхождение имён и фамилий в русском языке//Русский язык и литература. Всё для учителя, № 7, 2014




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку по теме "Русские имена"

Автор: Пидерова Алла Ивановна

Дата: 01.12.2015

Номер свидетельства: 260594

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока 2 класс тема: "Изменение имён прилагательных по родам". "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-2-klass-tiema-izmienieniie-imion-prilaghatiel-nykh-po-rodam"
    ["file_id"] => string(6) "131820"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416235305"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "конспект урока порусскому языку на тему: "Имя прилагательное обобщение" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-porusskomu-iazyku-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "245880"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446226839"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства