kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: Имя существительное собственное и нарицательное".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 5 классе.

Тема урока «Имя существительное собственное и нарицательное».

Предварительная подготовка к уроку.

   В качестве подготовки к уроку ученикам предлагается повторить  теоретический материал о собственных и нарицательных именах существительных. Также им предлагается подумать о значении своих имён, по возможности провести этимологический анализ.

   Цели:

1) повторить теоретический материал, касающийся существительных собственных и нарицательных, а также правила написания прописной буквы в именах собственных;

2) воспитывать интерес к истории имен собственных, в том числе к истории названий городов, имён и фамилий;

3) развивать навыки, позволяющие быстро отличать собственные и нарицательные имена существительные как в устной, так и в письменной речи.

Оборудование: учебник, толковый и этимологический словари, справочник по истории имён.

Тип урока: применение и совершенствование знаний.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Работа над новым материалом.

Упражнение 1 (на повторение).

   Попробуйте самостоятельно, с помощью этимологических словарей и справочников разобраться в истории возникновения слов пороша, соревнование.

(Пороша, порошить, припорошить – слова общеславянского происхождения, образованные от слова «порох» со значением «прах», «пыль». Таким образом, «пороша» - «снежная пыль», что слово и обозначает.

Соревнование – слово древнерусского происхождения, образованное от корня «ревностно» - «старательно», «тщательно», «усердно»).

   Учитель: В мире великое множество разнообразных предметов. Огромное количество животных, книг, рек, озёр, городов, людей. О любой книге мы можем сказать: это – книга. О любой кошке  или собаке6 это – кошка, а это – собака. Таким образом, мы постоянно применяем в своей речи нарицательные имена существительные – то есть существительные, называющие предметы в совокупности, не уточняющие и не выделяющие их. Ведь сказав. Что это – кошка, мы не уточнили, ни чья она, ни как выглядит, ни как её зовут.

   Такие существительные используются в речи чаще всего и на письме пишутся с маленькой буквы.

   Однако одним только указанием на предмет в речи обойтись нельзя, иначе наше общение было бы слишком громоздким и неясным. Поэтому некоторые предметы имеют собственные имена.  Использование  таких имён индивидуализирует какое-либо понятие, делает его более чётким и ясным.

   Таким образом, собственные имена существительные являются названиями единичных предметов. К собственным именам, помимо человеческих имён, относятся также фамилии и отчества людей, географические названия, названия литературных произведений, названия исторических событий, названия картин, кинофильмов, спектаклей, названия предприятий, клички животных.

   Иногда собственными именами являются не отдельные слова, а целые словосочетания, например Великая Отечественная война, «Утро стрелецкой казни», Млечный путь, «Птичье молоко».

   Все собственные  имена на письме  выделяются особым образом – пишутся с заглавной, или прописной, буквы.

   Упражнение 2.

   Запишите  под диктовку текст. Найдите в нём имена собственные, подчеркните их.

   Антарктида – южная полярная область Земли, включающая в себя Антарктиду и прилегающие к ней участки Тихого, Атлантического и Индийского океана с морями. Также включает в себя ряд островов – остров Южного Георгия, Южно-Оркнейские и Южно-Шетлендские острова.

   Ответьте на вопрос: что означает каждое имя собственное по отдельности и в совокупности? (географические названия).

   Учитель: Особенно интересны для изучения имена и фамилии людей – каждое имя несёт  в  себе особый смысл, своё собственное значение. Во многих странах  в древности существовала вера в то, что имя нельзя говорить незнакомым людям: его могут украсть или испортить.

   Значения некоторых имён довольно чётко прослеживаются, их легко можно «перевести»: например, Владимир – «владеющий миром», Святослав – «славный и святой», Светлана – «светлая», Людмила – «милая людям». Однако не все имена так легко «расшифровываются»: для того чтобы узнать значение того или иного имени или той или иной фамилии, довольно часто приходится обращаться к специализированной литературе – этимологическим словарям. Существуют также и специальные справочники, посвящённые расшифровке имён или фамилий.

   Большая часть современных имён пришла на Русь вместе с христианством из Византии. При этом родители не могли назвать ребёнка по своему желанию – детей называли по именам святых, записанным в специальной книге. В т время были довольно странные имена для современного человека – Макростоп, тризерон, Птицерий.

   Однако до появления имён люди могли различать друг друга. Для этого использовались прозвища, которые давали за определённые внешние данные или из-за каких-либо ярких черт характера. Тогда в ходу были «имена» наподобие Добрыни, Усыни, Гуся, Волка. Со временем такие прозвища  заменялись более привычными нам именами, а сами становились фамилиями. Позже фамилиями также стали не только семейные прозвища, но и имена родителей – фамилии в своё время заменяли отчества. Например, Иванов – «сын Ивана», Василенко – «родственник Василия». Также фамилии олучались и из-за основного рода деятельности владельца – Маляров, Пекарев.

   Упражнение 3.

   Спишите текст. Подчеркните имена собственные.

- У нас какая фамилия? – спросил Ваня.

- Как какая? Ты что, не знаешь? Державины.

- А вот и нет!  - воскликнул хитро Ваня.

- А какая же? – удивился брат Коля.

- У нас у всех разные фамилии. Мы с дедушкой копали картошку – мы были Картошкиными. А бабушка вязала носки – она была Вязалкина.  А теперь дедушка будет читать газеты. Он будет Газеткин. А ещё дедушка за день был Пчеловодов, Топоров, Дровосеков, Печников, Землекопов, Столяров.

   Все засмеялись, и игра в фамилии продолжалась целый вечер. (В.Н.куприн).

   Пофантазируйте на тему того, какие фамилии могли бы иметь вы. Запишите их. Фамилии, как и прозвища, могут быть забавными и смешными, но не должны быть обидными.

   Чтение учениками сообщений о значении их собственных имён и фамилий.

   Учитель: Я предлагаю поиграть – с помощью этимологических и толковых словарей вы должны будете определить значение имён. Разбейтесь на три команды, после чего  каждая из команд как можно быстрее должна будет определить значения имён.

  Для первой команды: Софья, Георгий, Владимир, Николай.

  Для второй команды: Людмила, Надежда, Константин, Андрей.

  Для  третьей команды: Никита, Ольга, Мария, Павел.

(1 – мудрая, земледелец, владеющий миром, народный победитель; 2 – милая людям, надежда, верный, мужественный; 3 – победитель, святая, любимая, маленький).

4. Подведение итогов.

Учитель предлагает ученикам ответить на ряд вопросов:

- Для чего используются нарицательные имена  существительные?

- Чем имена собственные отличаются от имен нарицательных?

- Какие правила, касающиеся собственных и нарицательных имен существительных, вам известны?

5. Домашнее задание.

Запишите известные вам клички домашних животных. Подумайте, почему они получили именно эти прозвища? Что эти клички могут обозначать?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: Имя существительное собственное и нарицательное". »

Конспект урока по русскому языку в 5 классе.

Тема урока «Имя существительное собственное и нарицательное».

Предварительная подготовка к уроку.

В качестве подготовки к уроку ученикам предлагается повторить теоретический материал о собственных и нарицательных именах существительных. Также им предлагается подумать о значении своих имён, по возможности провести этимологический анализ.

Цели:

1) повторить теоретический материал, касающийся существительных собственных и нарицательных, а также правила написания прописной буквы в именах собственных;

2) воспитывать интерес к истории имен собственных, в том числе к истории названий городов, имён и фамилий;

3) развивать навыки, позволяющие быстро отличать собственные и нарицательные имена существительные как в устной, так и в письменной речи.

Оборудование: учебник, толковый и этимологический словари, справочник по истории имён.

Тип урока: применение и совершенствование знаний.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Работа над новым материалом.

Упражнение 1 (на повторение).

Попробуйте самостоятельно, с помощью этимологических словарей и справочников разобраться в истории возникновения слов пороша, соревнование.

(Пороша, порошить, припорошить – слова общеславянского происхождения, образованные от слова «порох» со значением «прах», «пыль». Таким образом, «пороша» - «снежная пыль», что слово и обозначает.

Соревнование – слово древнерусского происхождения, образованное от корня «ревностно» - «старательно», «тщательно», «усердно»).

Учитель: В мире великое множество разнообразных предметов. Огромное количество животных, книг, рек, озёр, городов, людей. О любой книге мы можем сказать: это – книга. О любой кошке или собаке6 это – кошка, а это – собака. Таким образом, мы постоянно применяем в своей речи нарицательные имена существительные – то есть существительные, называющие предметы в совокупности, не уточняющие и не выделяющие их. Ведь сказав. Что это – кошка, мы не уточнили, ни чья она, ни как выглядит, ни как её зовут.

Такие существительные используются в речи чаще всего и на письме пишутся с маленькой буквы.

Однако одним только указанием на предмет в речи обойтись нельзя, иначе наше общение было бы слишком громоздким и неясным. Поэтому некоторые предметы имеют собственные имена. Использование таких имён индивидуализирует какое-либо понятие, делает его более чётким и ясным.

Таким образом, собственные имена существительные являются названиями единичных предметов. К собственным именам, помимо человеческих имён, относятся также фамилии и отчества людей, географические названия, названия литературных произведений, названия исторических событий, названия картин, кинофильмов, спектаклей, названия предприятий, клички животных.

Иногда собственными именами являются не отдельные слова, а целые словосочетания, например Великая Отечественная война, «Утро стрелецкой казни», Млечный путь, «Птичье молоко».

Все собственные имена на письме выделяются особым образом – пишутся с заглавной, или прописной, буквы.

Упражнение 2.

Запишите под диктовку текст. Найдите в нём имена собственные, подчеркните их.

Антарктида – южная полярная область Земли, включающая в себя Антарктиду и прилегающие к ней участки Тихого, Атлантического и Индийского океана с морями. Также включает в себя ряд островов – остров Южного Георгия, Южно-Оркнейские и Южно-Шетлендские острова.

Ответьте на вопрос: что означает каждое имя собственное по отдельности и в совокупности? (географические названия).

Учитель: Особенно интересны для изучения имена и фамилии людей – каждое имя несёт в себе особый смысл, своё собственное значение. Во многих странах в древности существовала вера в то, что имя нельзя говорить незнакомым людям: его могут украсть или испортить.

Значения некоторых имён довольно чётко прослеживаются, их легко можно «перевести»: например, Владимир – «владеющий миром», Святослав – «славный и святой», Светлана – «светлая», Людмила – «милая людям». Однако не все имена так легко «расшифровываются»: для того чтобы узнать значение того или иного имени или той или иной фамилии, довольно часто приходится обращаться к специализированной литературе – этимологическим словарям. Существуют также и специальные справочники, посвящённые расшифровке имён или фамилий.

Большая часть современных имён пришла на Русь вместе с христианством из Византии. При этом родители не могли назвать ребёнка по своему желанию – детей называли по именам святых, записанным в специальной книге. В т время были довольно странные имена для современного человека – Макростоп, тризерон, Птицерий.

Однако до появления имён люди могли различать друг друга. Для этого использовались прозвища, которые давали за определённые внешние данные или из-за каких-либо ярких черт характера. Тогда в ходу были «имена» наподобие Добрыни, Усыни, Гуся, Волка. Со временем такие прозвища заменялись более привычными нам именами, а сами становились фамилиями. Позже фамилиями также стали не только семейные прозвища, но и имена родителей – фамилии в своё время заменяли отчества. Например, Иванов – «сын Ивана», Василенко – «родственник Василия». Также фамилии олучались и из-за основного рода деятельности владельца – Маляров, Пекарев.

Упражнение 3.

Спишите текст. Подчеркните имена собственные.

- У нас какая фамилия? – спросил Ваня.

- Как какая? Ты что, не знаешь? Державины.

- А вот и нет! - воскликнул хитро Ваня.

- А какая же? – удивился брат Коля.

- У нас у всех разные фамилии. Мы с дедушкой копали картошку – мы были Картошкиными. А бабушка вязала носки – она была Вязалкина. А теперь дедушка будет читать газеты. Он будет Газеткин. А ещё дедушка за день был Пчеловодов, Топоров, Дровосеков, Печников, Землекопов, Столяров.

Все засмеялись, и игра в фамилии продолжалась целый вечер. (В.Н.куприн).

Пофантазируйте на тему того, какие фамилии могли бы иметь вы. Запишите их. Фамилии, как и прозвища, могут быть забавными и смешными, но не должны быть обидными.

Чтение учениками сообщений о значении их собственных имён и фамилий.

Учитель: Я предлагаю поиграть – с помощью этимологических и толковых словарей вы должны будете определить значение имён. Разбейтесь на три команды, после чего каждая из команд как можно быстрее должна будет определить значения имён.

Для первой команды: Софья, Георгий, Владимир, Николай.

Для второй команды: Людмила, Надежда, Константин, Андрей.

Для третьей команды: Никита, Ольга, Мария, Павел.

(1 – мудрая, земледелец, владеющий миром, народный победитель; 2 – милая людям, надежда, верный, мужественный; 3 – победитель, святая, любимая, маленький).

4. Подведение итогов.

Учитель предлагает ученикам ответить на ряд вопросов:

- Для чего используются нарицательные имена существительные?

- Чем имена собственные отличаются от имен нарицательных?

- Какие правила, касающиеся собственных и нарицательных имен существительных, вам известны?

5. Домашнее задание.

Запишите известные вам клички домашних животных. Подумайте, почему они получили именно эти прозвища? Что эти клички могут обозначать?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Куренева Надежда Петровна

Дата: 02.08.2015

Номер свидетельства: 224130

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока русского языка на тему "Имя прилагательное как часть речи" (3 класс) "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "109119"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404134671"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Конспект урока русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные. Прописная буква в собственных наименованиях." "
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-imiena-sushchiestvitiel-nyie-sobstviennyie-i-naritsatiel-nyie-propisnaia-bukva-v-sobstviennykh-naimienovaniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "148126"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419589983"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока по  русскому языку  на тему "Имя существительное как часть речи. Закрепление." "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "111152"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407142939"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Конспект урока по русскому языка в 5 классе по теме: "Имя существительное собственное и нарицательное". "
    ["seo_title"] => string(116) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-sobstviennoie-i-naritsatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "224127"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438512195"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Конспект урока русского языка во 2 классе УМК «Школа России» по теме : «Знакомство с именами собственными. Отличие имён собственных от нарицательных»"
    ["seo_title"] => string(159) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_vo_2_klassie_umk_shkola_rossii_po_tiemie_znakomstvo_s_imienami_sobstviennymi_otlichiie_imion_sobstviennykh_ot_naritsatiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "349041"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476392142"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства