Урок – практикум по русскому языку в 10 классе.
Тема: Сочинение – рассуждение по заданному тексту
Цель на уроке
Создать условия для закрепления знаний обучающихся по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию сочинения по предложенному тексту
Способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах.
Создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив), а также интереса учащихся к обсуждению вопросов.
Оборудование:
Компьютерная презентация.
Раздаточный материал.
Ход урока.
I. Организационный этап.
2.Определение цели, задачи и темы урока.
- Сегодня на уроке нам необходимо закрепить умения и навыки работы с текстом, связанные с рекомендациями по подготовке к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку. Запишите тему урока. (Слайд 1)
- Исходя из формулировки темы, что мы должны знать и уметь для успешной работы на уроке? (Ответы учеников).
Знать: основные этапы работы с текстом для написания сочинения.
Уметь: выполнять различные элементы комплексного анализа текста; создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.
2. Работа с текстом (Слайд 2. Биографическая справка о писателе))
Текст Ч.Айтматова. (распечатан)
(Учитель читает текст, предваряя его следующим заданием).
- Прослушайте текст, озаглавьте его, заголовок запишите в тетради, а также выберите эпиграф, который, по-вашему, более полно отражает тему текста.(Слайд 2)
1).Родной язык! 2).Сколько об этом сказано!3).А чудо родной речи необъяснимо. 4)Только родное слово, познанное и постигнутое в детстве, может напоить душу поэзией, рожденной опытом народа, пробудить в человеке первые истоки национальной гордости. 5)Детство не только славная пора, детство — ядро будущей человеческой личности. 6)Именно в детстве закладывается подлинное знание родной речи, именно тогда возникает ощущение причастности своей к окружающим людям, к окружающей природе, к определенной культуре.
7)Для меня русский язык в не меньшей степени родной, чем киргизский, родной с детства, родной на всю жизнь.
8)Мне было пять лет, когда я впервые оказался в роли переводчика.9) Это случилось в горах, где я был с бабушкой.
10)В то лето случилась беда.11) Племенной жеребец, купленный колхозом незадолго до этого, внезапно околел.12) Табунщики переполошились: жеребец был ценный, донской породы, привезенный из далекой России. 13)Послали гонца в колхоз, оттуда гонца в район. 14)И через день к нам в горы приехал русский человек.15) Высокий, рыжебородый, с голубыми глазами, в черной кожаной куртке, с полевой сумкой на боку. 16)Я его очень хорошо запомнил. 17)Он не знал ни слова по-киргизски, а наши — по-русски. 18)Табунщики, недолго думая, решили, что переводчиком буду я. 19)А я в это время стоял в толпе ребятишек.
20) — Пошли, — сказал мне один из табунщиков.21) — Этот человек не знает языка, ты переведи, что он говорит, а то, что мы скажем, скажешь ему.
22)Я застеснялся, испугался, вырвался и убежал к бабушке в юрту. 23)Бабушка всегда была ласкова, а в этот раз строго нахмурилась.
24)— Ты что, стыдишься говорить по-русски или ты стыдишься своего языка? 25)— Она взяла меня за руку и повела.
26)Приезжий ветеринар сидел вместе с аксакалами. 27) Он поманил меня, улыбаясь:
28) — Заходи, мальчик. 29)Как тебя звать?
30)Я тихо пробормотал. 31)Он погладил меня:
32) — Спроси у них, почему этот жеребец погиб, — и достал бумагу для записи.
33) — Дядя, — робко начал я, — это место называется Уу-Саз, ядовитый луг, — и потом осмелел, видя, как радовались бабушка, и приезжий человек, и все в юрте. 34)И на всю жизнь запомнил тот синхронный перевод разговора, слово в слово на обоих языках. 35)Жеребец, оказывается, отравился ядовитой травой. 36)На вопрос, почему не едят эту траву другие лошади, табунщики ответили, что местные лошади не трогают эту траву, они знают, что она несъедобная. 37)Так я и перевел.
38)Приезжий похвалил меня, аксакалы дали вареного мяса, горячего, душистого, я выскочил из юрты с торжествующим видом. 39)Ребята вмиг окружили.
40) — Ты по-русски шпаришь, как вода в реке, без остановки! —41) На самом деле я говорил, запинаясь, но ребятам угодно было представить это так, как им хотелось. 42)Мы тут же съели мясо и побежали играть.
43)Стоит ли в литературной биографии упоминать о таких вещах? 44)По-моему, стоит. 45)Надо начинать с того, что впервые в жизни запомнил человек, когда, как это было. 46)Некоторые помнят себя с трех лет, другие едва припоминают свой десятилетний возраст. 47)Я убежден, что все это много значит.
(451 слово) (По Ч. Айтматову)
- Как озаглавили текст? («Переводчик», «Маленький переводчик»).
- Какое высказывание подойдет в качестве эпиграфа?
- Как перекликается название текста с эпиграфом?
( Эпиграф отражает одну из проблем, поднятых в тексте).
- Какая мысль является главной? (Слайд 3)
3.Работа по группам. (Карточки с заданиями)
- Многоаспектный анализ текста для подготовки к сочинению (часть С) вы будете проводить в трех творческих исследовательских группах. Каждая группа получит свои задания.
Задание1. (5-6 минут)
Первая группа
Определить тип речи данного текста. Доказать правильность ответа.
Какова тема текста?
Вторая группа
Определить стиль текста. Доказать правильность ответа.
В каких предложениях наиболее полно раскрыта основная мысль текста?
Третья группа
Какова проблематика текста?
Ответы через 5-6 минут
(Отвечает один представитель группы, возможен ответ всей группы. Во время ответов учащиеся делают рабочие записи в тетрадях).
4.Работа над композицией сочинения.
- Прежде чем приступить к написанию сочинения, важно продумать его композицию. Что мы называем композицией? (Построение работы)
- Необходимо знать, с чего начать работу, о чем говорить в основной части сочинения и чем его закончить. Давайте вспомним, что нужно знать при обдумывании построения сочинения. (При построения сочинения необходимо стремиться к тому, чтобы его композиция была стройной и завершенной, что предполагает наличие в работе логически связанных композиционных частей, в том числе вступительной, основной и заключительной).
-В соответствии с заданием в работе целесообразно выделить несколько обязательных разделов: (Слайд 4)
Общая характеристика темы и проблематики текста.
Комментарий к одной из проблем.
Дать характеристику событий, изображенных в данном тексте.
4. Выражение собственной позиции, ее аргументация.
(Учащиеся читают и делают записи в тетради).
-Также при написании работы необходимо соблюдать композиционную соразмерность. Как вы это понимаете? (Сочинение должно состоять из трех пропорциональных частей: вступления, основной части и заключения.) Части должны быть соразмерны друг другу, т.е. вступление и заключение должны составлять не более 1/3 всего объема работы. Следовательно, самая большая часть – основная.
Задания №2
Первая группа
Написать начало сочинения. Обозначить проблему. Прокомментировать эту проблему.
Вторая группа
Сформулировать позицию автора исходного текста по заявленной им проблеме.
Дать характеристику событий, изображенных в данном тексте.
Третья группа
Аргументация собственной позиции. (Ваше отношение к проблеме, к событиям.)
Нужно сформулировать собственную позицию и дать оценку точке зрения автора;
Памятка для работы над сочинением (распечатана)
Начало сочинения.
Наиболее распространенный вариант начала сочинения предполагает его прямую связь с определением темы и проблематики исходного текста.
В таком случае названная часть работы может представлять собой:
а) собственно определение темы текста;
б) формулировку основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор исходного текста;
в) краткую справку об авторе текста, об основных проблемах, которые он затрагивал в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью творчества писателя или публициста;
г) Размышление, связанное с темой текста или его проблематикой.
Вступительная часть сочинения может быть связана также с идеей текста или основным выводом автора текста.
Для передачи позиции автора исходного текста уместными могут быть фразы:
Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую) ...
Автор текста доказывает свою точку зрения...
Охарактеризуйте события, изображенные в данном тексте.
Кто главное действующее лицо (лица) в эпизоде? Какой способ характеристики героя выбрал автор (прямая авторская характеристика, самохарактеристика героя, характеристика другими героями, характеристика с помощью художественных деталей, пейзажа, поступков и действий, взаимоотношений и т. д.) и почему? (Доказательство с опорой на текст. Должны быть цитаты).
Аргументация собственной позиции. (Ваше отношение к проблеме, к событиям.
Привести цитаты, отражающие это отношение и аргументы (пример))
Завершение сочинения.
Заключительная часть работы, подводящая итог всему сказанному, также может иметь несколько вариантов: в этой части может быть обобщенно выражена позиция автора исходного текста по отношению к рассматриваемым проблемам; может быть передано общее впечатление от прочитанного. Можно поразмышлять, в чём заключается значение этого эпизода? Значим ли он для характеристики персонажа, для понимания авторского замысла.
Заключительная часть сочинения-рассуждения может быть оформлена как:
Концовка-вывод (сжатый в несколько строк итог всего сочинения).
Концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения).
Концовка-цитата (яркая цитата, суть идеи сочинения),
5. Проверка ( зачитываются фрагменты сочинений, делаются рабочие записи))
6.Домашнее задание
- Напишите сочинение в полном объеме.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента) Не забудьте сказать о средствах выразительности.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
7.Итог
-Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.
-Что получилось?
-Над чем еще нужно поработать? (Над логическими переходами от одной части сочинения к другой.)
8.Рефлексия.
- Продолжите любое из этих предложений: (Слайд 5)
Мне понравилось на уроке, что я …
Я ощущал себя на уроке …
После урока я задумаюсь о …
Можно озвучить варианты предложений.