kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практикум по подготовке к сжатому изложению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практикум

ГИА. Русский язык.

Часть 1.

Сжатое изложение.

  1. Практикум по подготовке к сжатому изложению (Слайд№2)

Цели  нашего занятия: (Слайд№3)

  1. научиться выделять микротемы;
  2. составлять план, собирать рабочие материалы;
  3. использовать различные приемы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение).

      Сегодня мы на уроке отрабатывать приемы по сжатию текста.

Вам известно, что сжатое изложение- один из этапов экзамена, и очень важно , чтобы  вы затратили на него минимум времени, чтобы успеть выполнить задания второй и третьей части (тесты и сочинения).

     Следовательно, на изложения вы можете потратить около часа экзаменационного времени. Естественно, любой текст можно пересказать в 2-3 предложениях. Но перед вами стоит задача: сократить текст на две трети, при этом не потерять ни одной микротемы и по возможности сохранить  авторский стиль.

Для наглядности пример.  Возьмем букет роз.

- Что это?  ( Букет цветов)

-Из скольких цветов он состоит? (из трех)

А каково его назначение?  (Приносить радость людям).

Если представить себе ,ч то букет – это текст, то можно предположить. Что его тема – розы, в нем три микротемы, и создан он, чтобы приносить людям радость.  А теперь смотрите: я убираю листья папоротника, и все равно перед нами букет из роз, который приносит людям радость. Я могу убрать отсюда и декоративные веточки, оборвать листья и шипы, но все равно он останется букетом и сохранит свое предназначение.

   Текст для сжатия  изложения- тот же букет. Мы можем убрать из него все лишнее, но не  можем потерять ни одного цветка, и не имеем права  изменить его назначения (основной мысли, идеи).

Как это сделать?

 Мы знаем , что есть три способа сжатия текста.

ПОВТОРИМ! (Слайд№4.5,6,7.8.9)

 

 

 

ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

Обобщение конкретных, единичных явлений

Исключение подробностей и деталей

Упрощение синтаксических структур

Памятка:

приемы сокращения текста

  • исключение дополнительной информации;
  • замена однородных членов обобщающим словом,
  • исключение причастных и деепричастных оборотов, средств выразительности;
  • трансформация сложных предложений в простые;
  • замена прямой речи косвенной.

КОНКРЕТИЗИРУЕМ:

Исключать можно:

-вводные слова,

- однородные члены предложения,

-повторы,

-однотипные примеры,

-риторические вопросы, восклицания,

-цитаты,

-детали, не влияющие на ход мыслей,

-пояснения, описания, рассуждения,

-слова-предложения, которые могут быть удалены без ущерба для

 текста.

При исключении необходимо:

Выделить главные (ключевые) с точки зрения основной мысли

текста слова.

Убрать подробности и детали.

Объединить полученное, используя основные средства связи между

 предложениями

Обобщение или объединение

1.Парцеллированные предложения.

2.Ряд предложений, связанных одной

 мыслью.

3. Части сложных предложений.

4.Конкретные единичные факты, события,

явления.

При объединении необходимо:

1.Найти в тексте мелкие единичные факты.

2. Выявить общее.

3. Объединить факты на основе общего.

4. Сформулировать оставшееся в

предложения.

Заменять можно:

-однородные предложения обобщающим словом;

- сложные предложения простыми;

  • части предложения или ряд предложений

 общим понятием или выражением;

- прямую речь косвенной;

- часть текста одним предложением.

При замене необходимо:

-Найти слова, смысловые части или предложения,

которые можно сократить с помощью замены

обобщающим словом.

- Сформулировать данное предложение.

Микротема. — тема каждой смысловой части текста, которая отражает часть общей темы, единой для всего текста. (Слайд№10)

 

 

Выделяя микротемы текста, мы тем самым  составляем его план, хорошо составленный план – отличное подспорье для написания изложения.

 

ПОПРОБУЕМ!

(Текст есть у вас на столах)

Попробуем на практике. (Слайд№11)

 


Сократим первый абзац (Слайд№12)

 

         Мамы давно уже нет… А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама…» Она рассказывала  близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять,  исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно.       (119 слов)

Используем разные приёмы(Слайд№13)

 

    А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама…» Это прямая речь. ЗАМЕНЯЕМ:

    А я всё еще мысленно прошу у мамы прощения.

    Она рассказывала  близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. – Это предложения с однородными членами.

ИСКЛЮЧАЕМ ИХ, ЗАМЕНЯЯ ДРУГИМИ СЛОВАМИ:

    Она всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились, уважали меня. я тоже старался спасти её от житейских невзгод, торопился выполнить её просьбы.

    А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Сложное предложение,

ИСКЛЮЧАЕМ ПРИДАТОЧНОЕ: Но нужных слов не нашёл, не высказал.

    Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять,  исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно.

(Слайд№14)

 

ПРОБУЕМ ИСКЛЮЧИТЬ ВВОДНЫЕ СЛОВА (УВЫ, СЛУЧАЛОСЬ),

ЗАМЕНИТЬ РЯД ПРЕДЛОЖЕНИЙ ОДНИМ ВЫРАЖЕНИЕМ: Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Как часто я забывал позвонить, раздражался по пустякам, А мама всё пыталась понять: интересы сына для неё выше истины.

    Сейчас уже не позвонишь, не прибежишь, не выскажешь.

    Поздно.

Итак, что же у нас получилось? (Слайд№15)

 

Мамы давно уже нет…А я всё еще мысленно прошу у неё прощения. Мама всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились. Я тоже старался спасти её от житейских невзгод, хотел сказать много доброго,  но нужных слов не нашёл. Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Я забывал позвонить, раздражался по пустякам. А мама всё пыталась понять: интересы сына для неё выше истины.

        Сейчас уже ничего не исправишь.

    Поздно.   (80 слов)

ФИЗМИНУТКА (Слайд№16,17.18.)

 

Пользуясь разными приёмами сжатия текста, попытайся максимально сократить его. (Слайд№19)

 

«Берегите матерей!» - провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: «Берегите матерей так, как они берегут нас!» Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: «Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек?»

                Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот.     

                «В муках мы мать вспоминаем», - писал Н. А. Некрасов. И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней.  «Ничего страшного: я с тобой. Всё пройдёт…» - шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она.  «Ах, если б навеки так было!»

                Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. То в реальности, а то мысленно… Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. Прости меня, мама

Подсказка (Слайд№20)

 

  1. Синий цвет – предложения с прямой речью.
  2. Зелёный – сложные предложения.
  3. Фиолетовый парцеллированное предложение.

         Чёрный цвет – повторы

Проверим (Слайд№21)

 

Какой-то поэт призывал беречь матерей, а я бы добавил: « Надо их беречь, как они нас». Но это призыв красивый, но нереальный. Только мать способна на жертвы, мы же лишь бездумно принимаем жертвы матерей, не задумываясь, не отдаёт ли мать последнее, то, без чего не может выжить на земле человек.

       Надо разумно и с благодарностью принимать материнские щедроты.

       Некрасов писал: «В муках мы мать вспоминаем». Когда нам трудно, мы обращаемся к ней. И трудности отступают, потому что рядом мама. Но так было только тогда, когда она была жива…

        То в реальности, то мысленно склоняюсь я над гранитной плитой. Как жаль, что я вовремя не сказал матери добрых слов, не сделал добрых дел…  Прости меня, мама!

                                                     (113слов)

Таким образом, мы свою задачу выполнили, сумели: (Слайд№22)

 

1. Передать основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.

2. Правильно применить не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее микротем текста.

3. Сохранили смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения

Домашнее задание (Слайд№23)

(Слайд№24)

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практикум по подготовке к сжатому изложению »

Работа учителя русского языка и литературы  Люковец  Ольги Анатольевны      2014 год

Работа учителя русского языка и литературы Люковец Ольги Анатольевны 2014 год

Практикум по подготовке к сжатому изложению
  • Практикум по подготовке к сжатому изложению

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

А. С. Пушкин

Цели нашего занятия : научиться выделять микротемы; составлять план, собирать рабочие материалы; использовать различные приемы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение).  ПОВТОРИМ!

Цели нашего занятия :

  • научиться выделять микротемы;
  • составлять план, собирать рабочие материалы;
  • использовать различные приемы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение).

ПОВТОРИМ!

ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА Исключение подробностей и деталей Обобщение конкретных, единичных явлений Упрощение синтаксических структур

ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

Исключение подробностей и деталей

Обобщение конкретных, единичных явлений

Упрощение синтаксических структур

Исключения  Исключать можно: -вводные слова, - однородные члены предложения, -повторы, -однотипные примеры, -риторические вопросы, восклицания, -цитаты, -детали, не влияющие на ход мыслей, -пояснения, описания, рассуждения, -слова-предложения, которые могут быть удалены без ущерба для  текста. При исключении необходимо: Выделить главные (ключевые) с точки зрения основной мысли текста слова. Убрать подробности и детали. Объединить полученное,  используя основные средства связи между  предложениями

Исключения

Исключать можно:

-вводные слова,

- однородные члены предложения,

-повторы,

-однотипные примеры,

-риторические вопросы, восклицания,

-цитаты,

-детали, не влияющие на ход мыслей,

-пояснения, описания, рассуждения,

-слова-предложения, которые могут быть удалены без ущерба для

текста.

При исключении необходимо:

Выделить главные (ключевые) с точки зрения основной мысли

текста слова.

Убрать подробности и детали.

Объединить полученное, используя основные средства связи между

предложениями

Обобщение или объединение  1.Парцеллированные предложения. 2.Ряд предложений, связанных одной  мыслью. 3. Части сложных предложений. 4.Конкретные единичные факты, события, явления. При объединении необходимо: 1.Найти в тексте мелкие единичные факты. 2. Выявить общее. 3. Объединить факты на основе общего. 4. Сформулировать оставшееся в предложения.

Обобщение или объединение

1.Парцеллированные предложения.

2.Ряд предложений, связанных одной

мыслью.

3. Части сложных предложений.

4.Конкретные единичные факты, события,

явления.

При объединении необходимо:

1.Найти в тексте мелкие единичные факты.

2. Выявить общее.

3. Объединить факты на основе общего.

4. Сформулировать оставшееся в

предложения.

Упрощение Заменять можно: - однородные предложения обобщающим словом; - сложные предложения простыми; части предложения или ряд предложений  общим понятием или выражением; - прямую речь косвенной; - часть текста одним предложением. При замене необходимо: -Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом. - Сформулировать данное предложение.

Упрощение

Заменять можно:

- однородные предложения обобщающим словом;

- сложные предложения простыми;

  • части предложения или ряд предложений

общим понятием или выражением;

- прямую речь косвенной;

- часть текста одним предложением.

При замене необходимо:

-Найти слова, смысловые части или предложения,

которые можно сократить с помощью замены

обобщающим словом.

- Сформулировать данное предложение.

Исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений Прочитайте текст. Выделите второстепенную информацию Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди. (По В. И. Курбатову) Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.

Исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений

Прочитайте текст. Выделите второстепенную информацию

Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди.

(По В. И. Курбатову)

Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.

Языковое обобщение замена однородных членов их обобщенным наименованием  . Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян) Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

Языковое обобщение

замена однородных членов их обобщенным наименованием

.

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.

(С. Газарян)

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

Микротема — тема каждой смысловой части текста, которая отражает часть общей темы, единой для всего текста.   Выделяя микротемы текста, мы тем самым составляем его план, хорошо составленный план – отличное подспорье для написания изложения.  ПОПРОБУЕМ! (Текст есть у вас на столах)

Микротема — тема каждой смысловой части текста, которая отражает часть общей темы, единой для всего текста.

Выделяя микротемы текста, мы тем самым составляем его план, хорошо составленный план – отличное подспорье для написания изложения.

ПОПРОБУЕМ!

(Текст есть у вас на столах)

Текст

Микротемы

Прости меня, мама

Мамы давно уже нет… А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама…» Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно.

«Берегите матерей!» - провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: «Берегите матерей так, как они берегут нас!» Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: «Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек?»

Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот.

«В муках мы мать вспоминаем», - писал Н.А. Некрасов. И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. «Ничего страшного: я с тобой. Всё пройдёт…» - шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. «Ах, если б навеки так было!»

Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. То в реальности, а то мысленно… Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать . Прости меня, мама… (По А. Алексину)

284 слова

1.Мамы давно уже нет А

я всё ещё мысленно

говорю: «Прости меня,

Мама…»

2 . Мы порой

Чересчур уж бездумно

принимаем жертвы

матерей своих

3. Естественной обязана

Быть наша готовность

противостоять благородной

«неразумности»

материнских щедрот.

4. «В муках мы мать

вспоминаем»,

5. Вовремя, при жизни их,

должны мы сказать всё

доброе и сделать для них

всё доброе

Попробуем на практике.  Сократим первый абзац  Мамы давно уже нет… А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама…»  Она  рассказывала  близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу , не высказал. Многое мы, увы , осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно. (119 слов)

Попробуем на практике. Сократим первый абзац

Мамы давно уже нет… А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама…» Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу , не высказал. Многое мы, увы , осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно. (119 слов)

Используем разные приёмы  А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама…» Это прямая речь . ЗАМЕНЯЕМ:  А я всё еще мысленно прошу у мамы прощения.  Она  рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким , какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. – Это предложения с однородными членами. ИСКЛЮЧАЕМ ИХ, ЗАМЕНЯЯ ДРУГИМИ СЛОВАМИ:  Она всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились, уважали меня. я тоже старался спасти её от житейских невзгод, торопился выполнить её просьбы.  А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу , не высказал. Сложное предложение, ИСКЛЮЧАЕМ ПРИДАТОЧНОЕ: Но нужных слов не нашёл, не высказал.

Используем разные приёмы

А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама…» Это прямая речь . ЗАМЕНЯЕМ:

А я всё еще мысленно прошу у мамы прощения.

Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким , какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. – Это предложения с однородными членами.

ИСКЛЮЧАЕМ ИХ, ЗАМЕНЯЯ ДРУГИМИ СЛОВАМИ:

Она всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились, уважали меня. я тоже старался спасти её от житейских невзгод, торопился выполнить её просьбы.

А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу , не высказал. Сложное предложение,

ИСКЛЮЧАЕМ ПРИДАТОЧНОЕ: Но нужных слов не нашёл, не высказал.

Многое мы, увы , осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось , забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно. ПРОБУЕМ ИСКЛЮЧИТЬ ВВОДНЫЕ СЛОВА (УВЫ, СЛУЧАЛОСЬ), ЗАМЕНИТЬ РЯД ПРЕДЛОЖЕНИЙ ОДНИМ ВЫРАЖЕНИЕМ: Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Как часто я забывал позвонить, раздражался по пустякам, А мама всё пыталась понять: интересы сына для неё выше истины.  Сейчас уже не позвонишь, не прибежишь, не выскажешь.  Поздно.

Многое мы, увы , осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось , забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно.

ПРОБУЕМ ИСКЛЮЧИТЬ ВВОДНЫЕ СЛОВА (УВЫ, СЛУЧАЛОСЬ),

ЗАМЕНИТЬ РЯД ПРЕДЛОЖЕНИЙ ОДНИМ ВЫРАЖЕНИЕМ: Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Как часто я забывал позвонить, раздражался по пустякам, А мама всё пыталась понять: интересы сына для неё выше истины.

Сейчас уже не позвонишь, не прибежишь, не выскажешь.

Поздно.

Итак, что же у нас получилось?  Мамы давно уже нет…А я всё еще мысленно прошу у неё прощения. Мама всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились. Я тоже старался спасти её от житейских невзгод, хотел сказать много доброго, но нужных слов не нашёл. Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Я забывал позвонить, раздражался по пустякам. А мама всё пыталась понять: интересы сына для неё выше истины.  Сейчас уже ничего не исправишь.  Поздно. (80 слов)

Итак, что же у нас получилось?

Мамы давно уже нет…А я всё еще мысленно прошу у неё прощения. Мама всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились. Я тоже старался спасти её от житейских невзгод, хотел сказать много доброго, но нужных слов не нашёл. Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Я забывал позвонить, раздражался по пустякам. А мама всё пыталась понять: интересы сына для неё выше истины.

Сейчас уже ничего не исправишь.

Поздно. (80 слов)

Это для вас! Берегите зрение!

Это для вас!

Берегите зрение!

Пользуясь разными приёмами сжатия текста, попытайся максимально сократить его.

« Берегите матерей!» - провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: «Берегите матерей так, как они берегут нас!» Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих . Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: « Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек?»

Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот.

«В муках мы мать вспоминаем», - писал Н. А. Некрасов. И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. «Ничего страшного: я с тобой. Всё пройдёт…» - шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она . «Ах, если б навеки так было!»

Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. То в реальности, а то мысленно… Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать . Прости меня, мама

Подсказка

Подсказка

  • Синий цвет – предложения с прямой речью.
  • Зелёный – сложные предложения.
  • Фиолетовый парцеллированное предложение .
  • Чёрный цвет – повторы.
Проверим?...  Какой-то поэт призывал беречь матерей, а я бы добавил: « Надо их беречь, как они нас». Но это призыв красивый, но нереальный. Только мать способна на жертвы, мы же лишь бездумно принимаем жертвы матерей, не задумываясь, не отдаёт ли мать последнее, то, без чего не может выжить на земле человек.  Надо разумно и с благодарностью принимать материнские щедроты.  Некрасов писал: «В муках мы мать вспоминаем». Когда нам трудно, мы обращаемся к ней. И трудности отступают, потому что рядом мама. Но так было только тогда, когда она была жива…  То в реальности, то мысленно склоняюсь я над гранитной плитой. Как жаль, что я вовремя не сказал матери добрых слов, не сделал добрых дел… Прости меня, мама!   (113слов) 113 +80 =193 ( А в исходном тексте было 284 слова).

Проверим?...

Какой-то поэт призывал беречь матерей, а я бы добавил: « Надо их беречь, как они нас». Но это призыв красивый, но нереальный. Только мать способна на жертвы, мы же лишь бездумно принимаем жертвы матерей, не задумываясь, не отдаёт ли мать последнее, то, без чего не может выжить на земле человек.

Надо разумно и с благодарностью принимать материнские щедроты.

Некрасов писал: «В муках мы мать вспоминаем». Когда нам трудно, мы обращаемся к ней. И трудности отступают, потому что рядом мама. Но так было только тогда, когда она была жива…

То в реальности, то мысленно склоняюсь я над гранитной плитой. Как жаль, что я вовремя не сказал матери добрых слов, не сделал добрых дел… Прости меня, мама!

(113слов)

113 +80 =193 ( А в исходном тексте было 284 слова).

Таким образом, мы свою задачу выполнили, сумели: 1. Передать основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. 2. Правильно применить не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее микротем текста. 3. Сохранили смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения

Таким образом, мы свою задачу выполнили, сумели:

1. Передать основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.

2. Правильно применить не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее микротем текста.

3. Сохранили смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения

Домашнее задание:   Сочинение – размышление  «Берегите матерей »

Домашнее задание:

Сочинение – размышление

«Берегите матерей »


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Практикум по подготовке к сжатому изложению

Автор: Люковец Ольга Анатольевна

Дата: 15.12.2014

Номер свидетельства: 144076

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Подготовка к сжатому изложению. Урок-практикум в 9 классе"
    ["seo_title"] => string(62) "podghotovka-k-szhatomu-izlozhieniiu-urok-praktikum-v-9-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "273901"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452285757"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Обучение сжатому изложению.(Презентация) "
    ["seo_title"] => string(49) "obuchieniie-szhatomu-izlozhieniiu-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "204386"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429641331"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Обучение сжатому изложению.(Конспект урока) "
    ["seo_title"] => string(49) "obuchieniie-szhatomu-izlozhieniiu-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "204389"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429641550"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»"
    ["seo_title"] => string(115) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-podghotovka-k-napisaniiu-szhatogho-izlozhieniia-v-ekzamienatsionnoi-rabotie-gia-1"
    ["file_id"] => string(6) "299564"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456556800"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ» "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-podghotovka-k-napisaniiu-szhatogho-izlozhieniia-v-ekzamienatsionnoi-rabotie-oge"
    ["file_id"] => string(6) "218830"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433929756"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства