Урок-практикум. Подготовка к ГИА по русскому языку.
Цели урока:
Образовательные:
- подготовка к сдаче государственной итоговой аттестации по русскому языку;
- совершенствование практических умений учащихся при решении заданий части А с выбором ответа;
- обучение анализу текста и написанию сочинения на лингвистическую тему;
Развивающие:
- развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать полученные факты;
- развивать умения анализировать текст;
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к родному русскому языку;
- формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
- воспитывать любовь к родному краю.
Ход урока
Слово учителя.
На сегодняшнем уроке мы выполним анализ текста Ю.Блинова. Но давайте сначала познакомимся с его биографией.
Доклад учащегося. Юрий Михайлович Блиновродился в 1946 году в деревне Роза Ирбитского района Свердловской области в крестьянской семье. Детство его выпало на трудное послевоенное время. В семье не было отца, и маленькому Юре очень рано пришлось взвалить на свои плечи мужские заботы. Окончив ремесленное училище, он работал водителем электростилочной торфо-уборочной машины. Затем учился в Калининском (единственном в мире!) торфяном институте, позже преобразованном в политехнический, по специальности "инженер-разработчик торфяных месторождений". После окончания института появилось желание посвятить свою жизнь науке. Поступил в аспирантуру, окончил ее, сдал кандидатские экзамены... и понял, что это не для него. Больше влекло живое дело, и он стал геологом.
На Севере - с 1982 года. Северяне знают Юрия Михайловича как директора малого предприятия "Криотехника". Это под его руководством ведутся работы по укреплению грунтов и реконструкции фундаментов. Но мало кому известно, что Юрий Михайлович Блинов очень увлеченный человек. Еще учась в институте, увлекся самодеятельным театром, КВНом. Приходилось быть и актером, и сценаристом, и продюсером. Вот с тех пор и не оставляет его жажда творчества. Сегодня на счету Ю. Блинова уже несколько книг. Его герои - бесхитростные, цельные люди, искренние в каждом поступке, неуступчивые при столкновении с жестоким отношением к окружающему миру, они не из тех, кто идет по родной земле бездумными варварами. Все творчество Блинова пронизано любовью к природе: будь то сельский предгорный Урал (повесть "Пасынок") или тайга - величественная, могучая, живая, способная постоять за себя и все же беззащитная, смертная (рассказ "Горят мосты", роман "Изгой"). "Мы живем среди природы, мы друзья ее. Она беспрестанно с нами беседует, но тайны своей нам не выдаст. Мы постоянно оказываем на нее действие, однако не имеем над ней никакой власти" - эти слова, сказанные Гете, можно было бы поставить эпиграфом к творчеству Юрия Михайловича Блинова.
Юрий Михайлович Блинов начал писать в студенческие годы, а длительный непосредственный контакт с природой и врожденная наблюдательность позволили развить и совершенствовать писательский талант. Впервые опубликовался в ноябрьской газете «Северная вахта» в 1983 году.
Однако особый творческий импульс он получил именно в Губкинском. Здесь появились его первые книги «Изгой» и «Сын хозяина». Он постоянный авторгородского литературного альманаха «Вкус ягоды ямальской», часто публикуется в ноябрьском литературном журнале «Ноябрьск литературный», «Ямальский меридиан», в центральном журнале «Юность».
Работа с текстом. Прочитайте текст и выполните задания А1-А7.
1) Горбоносый красавец лосюшка, исполин, в зрелых годах, в расцвете сил, из крепких, перевитых, как корни дуба, мышц сотканный, загодя, по дождичку пришёл на большую любимую им поляну – место осеннего гона и сражений, укрытое со всех сторон полоской леса - своеобразный оазис в тундре.
2) Приходили сюда после его трубного рёва-зова самки-подруги, самцы-недруги, такие же, как он, сильные, ярые, на бой смертный звать Исполина–лосюшку. 3) Перед его глазами встали те горячие напряжённые бои прошлых лет. 4) Да-а, это были сражения! 5)Те ещё! 6) Не на жизнь, а на смерть баталии.7) Кровь тогда горела в жилах, даже уши, глаза наливались ею. 8 ) Сам чёрт тогда не брат ему, разил он всех, кто смел против выйти, убойно, свирепо. 9) Бывало, что на его трубный рёв выходил не один, а несколько быков, бил он их тогда по очереди. 10) Зверел оттого ещё больше, разил с разбегу, с размаху лбом в лоб так, что искры сыпались, схлёстывался, сплетаясь, рогами, вставал на дыбы, теснил врага, выталкивал с поляны, прижимал к деревьям, принуждая позорно ретироваться. 11) Неуступчивых жестоко наказывал: теснил, круша ветки, кусты, вжимал в снег, в землю и бил копытами до тех пор, пока не утихала ярость. 12) После таких показательных зрелищ не находилось желающих силой меряться, даже крупнее быки предпочитали с Исполином не связываться, поджимали хвостики и уступали дорогу. 13 ) А он, гордо задрав голову, уходил на зависть всем с поля боя с самкой.
14) Слыл он непобедимым не только среди сородичей, но и среди охотников, те со своими мерзкими псами, сколько ни старались, не могли взять его. 15) Он легко уходил от любой погони, от любой облавы, иногда просто по прямой, иногда меняя направление, чутьём улавливая замаскированные схоронки и засады. 16) Бывало, и играл со смертью, надоедало бегать, прятаться, взыгрывала неуступчивость, он на полном ходу останавливался, рыл зло копытом землю, резко разворачивался и неожиданно из-за укрытия шёл на загонщиков намётом, ломая грудью кусты, деревья.17) Горе тому, кто не успевал отпрыгнуть, спрятаться, влезть на дерево, того перерубал копытом с лихостью, походя и, не останавливаясь, скрывался в лесу, скалясь на запоздавшие выстрелы охотников.
Слово учителя. Определите тему и идею текста.
К какому типу и стилю можно отнести данный текст?
Теперь давайте выполним тестовые задания по данному тексту.
А1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Исполин-лось слыл непобедимым среди охотников»?
Зверел оттого ещё больше, разил с разбегу, с размаху лбом в лоб так, что искры сыпались, схлёстывался, сплетаясь, рогами, вставал на дыбы, теснил врага, выталкивал с поляны, прижимал к деревьям, принуждая позорно ретироваться.
Он легко уходил от любой погони, от любой облавы, иногда просто по прямой, иногда меняя направление, чутьём улавливая замаскированные схоронки и засады.
Неуступчивых жестоко наказывал: теснил, круша ветки, кусты, вжимал в снег, в землю и бил копытами до тех пор, пока не утихала ярость.
Кровь тогда горела в жилах, даже уши, глаза наливались ею. Сам чёрт тогда не брат ему, разил он всех, кто смел против выйти, убойно, свирепо.
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «встали» («встать») из предложения 3.
1) подняться на ноги
2) ступить на какое-нибудь место
3) подняться на совершение чего-нибудь
4) возникнуть, появиться.
А3.Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора.
Горе тому, кто не успевал отпрыгнуть, спрятаться, влезть на дерево, того перерубал копытом с лихостью.
Кровь тогда горела в жилах, даже уши, глаза наливались ею.
А он, гордо задрав голову, уходил на зависть всем с поля боя с самкой.
Бывало, что на его трубный рёв выходил не один, а несколько быков, бил он их тогда по очереди.
А4. Укажите ошибочное суждение.
В слове ДЕРЕВЬЯ все согласные мягкие.
В слове СНЕГ есть звук [к]
В слове ЯРОСТЬ количество букв больше, чем звуков.
В слове МЕРЯТЬСЯ 6 звуков.
А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
Расцвет
Свирепого
Горела
Останавливаясь
А6. В каком слове правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука?
Размах
Связываться
Сплетаясь
Приходили
А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом «НН пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса Н от существительных с основой на Н»?
Напряжённые
Замаскированные
Неожиданно
Весенних
Слово учителя. ГИА по русскому языку предполагает выполнение творческой работы, и сейчас мы подготовимся к написанию сочинения на лингвистическую тему. Задание звучит так: «Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного писателя А.Толстого: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». Приведите 2 аргумента из текста, иллюстрирующие морфологические явления. Объём сочинения – не менее 70 слов»
Из каких частей состоит сочинение-рассуждение?
Ответ учащихся. Тезис, доказательства, вывод
Слово учителя. В качестве тезиса вы можете использовать слова А.Толстого. Вот примерный вариант вступления: «Известный писатель утверждал: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». И это действительно так. Глагол – необыкновенная часть речи, потому что обладает огромным потенциалом для выражения действий.
Слово учителя. Давайте подберём аргументы из текста. Обратим внимание на 10 предложение.
Ответ учащегося. В предложении 10 автор использует однородные сказуемые.
Слово учителя. Что автор этим хочет показать?
Ответ учащегося. Однородные сказуемые помогают увидеть чувства животных.
Слово учителя. Какая часть речи преобладает в тексте Ю.Блинова?
Ответ учащегося. В рассказе Ю.Блинова преобладают глаголы и глагольные формы – деепричастия, что характеризует поведение животных и придаёт тексту динамичность.
Слово учителя. Сейчас мы подбирали аргументы, которыми вы можете воспользоваться при написании сочинения. Заканчивается сочинение-рассуждение выводом, который должен подтвердить тезис.
Ответ учащегося. Примерный вариант заключительной части может быть таким: «Опираясь на материал текста, нам удалось доказать справедливость слов известного писателя».
Слово учителя. Или Преобладание глагольных конструкций над именными в художественной речи придаёт ей эмоциональность и динамичность.
Домашнее задание: написать сочинение на лингвистическую тему, используя материалы урока.
Итог. Мы продолжили подготовку к сдаче государственной итоговой аттестации по русскому языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум "Подготовка к ГИА" »
Руденко В.И.
МБОУ «СОШ № 12» г. Ноябрьск.
Урок-практикум. Подготовка к ГИА по русскому языку.
Цели урока:
Образовательные:
- подготовка к сдаче государственной итоговой аттестации по русскому языку;
- совершенствование практических умений учащихся при решении заданий части А с выбором ответа;
- обучение анализу текста и написанию сочинения на лингвистическую тему;
Развивающие:
- развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать полученные факты;
- развивать умения анализировать текст;
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к родному русскому языку;
- формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
- воспитывать любовь к родному краю.
Ход урока
Слово учителя.
На сегодняшнем уроке мы выполним анализ текста Ю.Блинова. Но давайте сначала познакомимся с его биографией.
Доклад учащегося. Юрий Михайлович Блиновродился в 1946 году в деревне Роза Ирбитского района Свердловской области в крестьянской семье. Детство его выпало на трудное послевоенное время. В семье не было отца, и маленькому Юре очень рано пришлось взвалить на свои плечи мужские заботы. Окончив ремесленное училище, он работал водителем электростилочной торфо-уборочной машины. Затем учился в Калининском (единственном в мире!) торфяном институте, позже преобразованном в политехнический, по специальности "инженер-разработчик торфяных месторождений". После окончания института появилось желание посвятить свою жизнь науке. Поступил в аспирантуру, окончил ее, сдал кандидатские экзамены... и понял, что это не для него. Больше влекло живое дело, и он стал геологом.
На Севере - с 1982 года. Северяне знают Юрия Михайловича как директора малого предприятия "Криотехника". Это под его руководством ведутся работы по укреплению грунтов и реконструкции фундаментов. Но мало кому известно, что Юрий Михайлович Блинов очень увлеченный человек. Еще учась в институте, увлекся самодеятельным театром, КВНом. Приходилось быть и актером, и сценаристом, и продюсером. Вот с тех пор и не оставляет его жажда творчества. Сегодня на счету Ю. Блинова уже несколько книг. Его герои - бесхитростные, цельные люди, искренние в каждом поступке, неуступчивые при столкновении с жестоким отношением к окружающему миру, они не из тех, кто идет по родной земле бездумными варварами. Все творчество Блинова пронизано любовью к природе: будь то сельский предгорный Урал (повесть "Пасынок") или тайга - величественная, могучая, живая, способная постоять за себя и все же беззащитная, смертная (рассказ "Горят мосты", роман "Изгой"). "Мы живем среди природы, мы друзья ее. Она беспрестанно с нами беседует, но тайны своей нам не выдаст. Мы постоянно оказываем на нее действие, однако не имеем над ней никакой власти" - эти слова, сказанные Гете, можно было бы поставить эпиграфом к творчеству Юрия Михайловича Блинова.
Юрий Михайлович Блинов начал писать в студенческие годы, а длительный непосредственный контакт с природой и врожденная наблюдательность позволили развить и совершенствовать писательский талант. Впервые опубликовался в ноябрьской газете «Северная вахта» в 1983 году.
Однако особый творческий импульс он получил именно в Губкинском. Здесь появились его первые книги «Изгой» и «Сын хозяина». Он постоянный авторгородского литературного альманаха «Вкус ягоды ямальской», часто публикуется в ноябрьском литературном журнале «Ноябрьск литературный», «Ямальский меридиан», в центральном журнале «Юность».
Работа с текстом. Прочитайте текст и выполните задания А1-А7.
1) Горбоносый красавец лосюшка, исполин, в зрелых годах, в расцвете сил, из крепких, перевитых, как корни дуба, мышц сотканный, загодя, по дождичку пришёл на большую любимую им поляну – место осеннего гона и сражений, укрытое со всех сторон полоской леса - своеобразный оазис в тундре.
2) Приходили сюда после его трубного рёва-зова самки-подруги, самцы-недруги, такие же, как он, сильные, ярые, на бой смертный звать Исполина–лосюшку. 3) Перед его глазами встали те горячие напряжённые бои прошлых лет. 4) Да-а, это были сражения! 5)Те ещё! 6) Не на жизнь, а на смерть баталии.7) Кровь тогда горела в жилах, даже уши, глаза наливались ею. 8 ) Сам чёрт тогда не брат ему, разил он всех, кто смел против выйти, убойно, свирепо. 9) Бывало, что на его трубный рёв выходил не один, а несколько быков, бил он их тогда по очереди. 10) Зверел оттого ещё больше, разил с разбегу, с размаху лбом в лоб так, что искры сыпались, схлёстывался, сплетаясь, рогами, вставал на дыбы, теснил врага, выталкивал с поляны, прижимал к деревьям, принуждая позорно ретироваться. 11) Неуступчивых жестоко наказывал: теснил, круша ветки, кусты, вжимал в снег, в землю и бил копытами до тех пор, пока не утихала ярость. 12) После таких показательных зрелищ не находилось желающих силой меряться, даже крупнее быки предпочитали с Исполином не связываться, поджимали хвостики и уступали дорогу. 13 ) А он, гордо задрав голову, уходил на зависть всем с поля боя с самкой. 14) Слыл он непобедимым не только среди сородичей, но и среди охотников, те со своими мерзкими псами, сколько ни старались, не могли взять его. 15) Он легко уходил от любой погони, от любой облавы, иногда просто по прямой, иногда меняя направление, чутьём улавливая замаскированные схоронки и засады. 16) Бывало, и играл со смертью, надоедало бегать, прятаться, взыгрывала неуступчивость, он на полном ходу останавливался, рыл зло копытом землю, резко разворачивался и неожиданно из-за укрытия шёл на загонщиков намётом, ломая грудью кусты, деревья.17) Горе тому, кто не успевал отпрыгнуть, спрятаться, влезть на дерево, того перерубал копытом с лихостью, походя и, не останавливаясь, скрывался в лесу, скалясь на запоздавшие выстрелы охотников.
Слово учителя. Определите тему и идею текста.
К какому типу и стилю можно отнести данный текст?
Теперь давайте выполним тестовые задания по данному тексту.
А1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Исполин-лось слыл непобедимым среди охотников»?
Зверел оттого ещё больше, разил с разбегу, с размаху лбом в лоб так, что искры сыпались, схлёстывался, сплетаясь, рогами, вставал на дыбы, теснил врага, выталкивал с поляны, прижимал к деревьям, принуждая позорно ретироваться.
Он легко уходил от любой погони, от любой облавы, иногда просто по прямой, иногда меняя направление, чутьём улавливая замаскированные схоронки и засады.
Неуступчивых жестоко наказывал: теснил, круша ветки, кусты, вжимал в снег, в землю и бил копытами до тех пор, пока не утихала ярость.
Кровь тогда горела в жилах, даже уши, глаза наливались ею. Сам чёрт тогда не брат ему, разил он всех, кто смел против выйти, убойно, свирепо.
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «встали» («встать») из предложения 3.
1) подняться на ноги
2) ступить на какое-нибудь место
3) подняться на совершение чего-нибудь
4) возникнуть, появиться.
А3.Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора.
Горе тому, кто не успевал отпрыгнуть, спрятаться, влезть на дерево, того перерубал копытом с лихостью.
Кровь тогда горела в жилах, даже уши, глаза наливались ею.
А он, гордо задрав голову, уходил на зависть всем с поля боя с самкой.
Бывало, что на его трубный рёв выходил не один, а несколько быков, бил он их тогда по очереди.
А4. Укажите ошибочное суждение.
В слове ДЕРЕВЬЯ все согласные мягкие.
В слове СНЕГ есть звук [к]
В слове ЯРОСТЬ количество букв больше, чем звуков.
В слове МЕРЯТЬСЯ 6 звуков.
А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
Расцвет
Свирепого
Горела
Останавливаясь
А6. В каком слове правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука?
Размах
Связываться
Сплетаясь
Приходили
А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом «НН пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса Н от существительных с основой на Н»?
Напряжённые
Замаскированные
Неожиданно
Весенних
Слово учителя. ГИА по русскому языку предполагает выполнение творческой работы, и сейчас мы подготовимся к написанию сочинения на лингвистическую тему. Задание звучит так: «Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного писателя А.Толстого: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». Приведите 2 аргумента из текста, иллюстрирующие морфологические явления. Объём сочинения – не менее 70 слов»
Из каких частей состоит сочинение-рассуждение?
Ответ учащихся. Тезис, доказательства, вывод
Слово учителя. В качестве тезиса вы можете использовать слова А.Толстого. Вот примерный вариант вступления: «Известный писатель утверждал: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». И это действительно так. Глагол – необыкновенная часть речи, потому что обладает огромным потенциалом для выражения действий.
Слово учителя. Давайте подберём аргументы из текста. Обратим внимание на 10 предложение.
Ответ учащегося. В предложении 10 автор использует однородные сказуемые.
Слово учителя. Что автор этим хочет показать?
Ответ учащегося. Однородные сказуемые помогают увидеть чувства животных.
Слово учителя. Какая часть речи преобладает в тексте Ю.Блинова?
Ответ учащегося. В рассказе Ю.Блинова преобладают глаголы и глагольные формы – деепричастия, что характеризует поведение животных и придаёт тексту динамичность.
Слово учителя. Сейчас мы подбирали аргументы, которыми вы можете воспользоваться при написании сочинения. Заканчивается сочинение-рассуждение выводом, который должен подтвердить тезис.
Ответ учащегося. Примерный вариант заключительной части может быть таким: «Опираясь на материал текста, нам удалось доказать справедливость слов известного писателя».
Слово учителя. Или Преобладание глагольных конструкций над именными в художественной речи придаёт ей эмоциональность и динамичность.
Домашнее задание: написать сочинение на лингвистическую тему, используя материалы урока.
Итог. Мы продолжили подготовку к сдаче государственной итоговой аттестации по русскому языку.