Операционно-деятельный этап | Работа с карточками. Карточка № 1 - Зачем при анализе состава слова необходимо знать, какой частью речи оно является? - Какие части речи не имеют окончания? Почему? - Выделите основу и окончание в следующих словах, распределите их на два столбика: изменяемые и неизменяемые. Басенки, засветло, красота, брюки, увлекались, по-осеннему, призываю, настольный, жалко, кенгуру, медвежий, бегун, срочно, духовный, метро, отрезать, заповедник, бегут, испугавшись, хорош, сочнее. Карточка № 2 (1 вариант) - Обозначьте суффиксы в словах. К выделенным словам подберите другие слова с таким же суффиксом (по значению). Студентка, поплавок, геройство, грузинка, медвежонок, сибиряк, доброта, музыкант, дождик, весенний, духовность. Карточка № 3 (2 вариант) - Обозначьте в словах приставку. К выделенным словам подберите другие слова с такой же приставкой (по значению). Взлететь, отрубить, надкусить, безграничный, рассердиться, сверхсрочный, преграда, подбежать, пришкольный. Карточка №4 - Вставьте пропущенные буквы, выполните морфемный и словообразовательный разбор слов. Прик…саться, раз…скать, замоч…к, (не)погода, каблуч…к, (не)ряха, бледно(зеленый), извоз…ик, пр…двигать, бе…хитрос…ный. - Какое отношение к теме урока имеют слова объяснительного диктанта? | Работа в парах - прием «Беседа с партнером» Один ученик выписывает изменяемые слова, второй-неизменяемые слова. Проверяют правильность выполнения друг у друга (взаимопроверка), дописывают незаполненный столбик. Неизменяемые слова: засветло, по-осеннему, жалко, кенгуру, срочно, метро, отрезать, испугавшись, сочнее. Карточка № 2 (1 вариант) Карточка № 3 (2 вариант) Взаимопроверка. - Чтобы правильно написать эти слова, необходимо знать их строение, то есть уметь быстро делать разбор слова по составу. |
| Вопросы на повторение теории: - Вспомните, что означает термин «Лексика». - Прослушав характеристику определенного пласта лексики, назовите, о чем идет речь. Приведите примеры. 1) Слова, недавно вошедшие в употребление. 2) Слова, вошедшие в русский язык из других языков. 3) Слова, употребляемые жителями той или иной местности. 4) Слова, вышедшие из активного употребления. 5) Слова, употребляемые преимущественно людьми одной профессии. 6) Слова, которые называют предметы и явления, исчезнувшие из нашей жизни. 7) Специальные слова, обозначающие научные понятия. Словарно-орфографическая работа. Длинный коридор, среди дач, неширокая, но быстрая речка, сжалиться над бездомным котёнком, аккомпанировать на рояле, плетённые из лыка лапти, это далеко не успех, бессмысленный поступок, сделать по-своему, ничем не крашенный забор, понимать задачу, ненавидеть ложь, запереть двери, бороться за мир. Из словарного диктанта выпишите имя существительное, имеющее несколько лексических значений. Подберите антоним к слову ненавидеть Подберите синоним к глаголу запереть. Укажите в словарном диктанте слово-омоним. Цифровой диктант. Теперь проверьте себя, как вы умеете различать эти понятия на практике. Зачитываются словосочетания. Знаменитый художник – известный художник; умный ребенок – понятливый ребенок; бальный наряд – наряд на уголь; храбрец – трус; почитать старших – уважать старших; дверной косяк – косяк рыбы; крошечный кусочек – здоровенный кусок; зеленые косы березы – песчаная коса на море; смелый воин – храбрый воин. Скажите, в каком словосочетании слово употреблено в переносном значении. Почему вы так решили? Составьте словосочетания с записанными словами на доске так, чтобы они были употреблены в переносном смысле. Железный, холодный, шептать, носик. - Это свободные или устойчивые сочетания? - Как называются устойчивые сочетания, по лексическому значению близкие одному слову? Работа над фразеологизмами. Играть в бирюльки | А) доводить до нищеты | Как рыба в воде | Б) нелепое враньё | Заблудиться в трех соснах | В) свободно | Не все дома | Г) не в полном рассудке | Обдирать как липку | Д) не разобраться в самом простом | Китайская грамота | Е) вести пустые разговоры | Бобы разводить | Ж) заниматься пустяками | Шапками закидаем | З) хвастливое заявление, болтовня | Водой не разольёшь. Знать на зубок. Сколько душе угодно. Ни в зуб ногой. Яблоку негде упасть. Друг закадычный. Как кошка с собакой. Кот наплакал. Сломя голову. Хоть пруд пруди. Тащиться черепашьим шагом. Одна нога здесь, другая там. Знать как свои пять пальцев. -Выпишите сначала синонимичные по значению фразеологизмы, затем - антонимичные. | Словарный состав языка. Неологизмы Заимствованные Диалектные. Архаизмы Профессионализмы. Историзмы. Термины Записывают слова с обозначением орфограмм. Задача – 1. Упражнение, которое выполняется посредством умозаключения. 2. Сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения. 3. О чём-то сложном. Любить. Закрыть, замкнуть. Слово - омоним: «мир» в значении «отсутствие войны» и слово «мир» в значении «земля со всем, что на ней есть» Учащиеся в тетради ставят только соответствующие цифры: 1- синоним, 2 – омоним, 3- антоним. Взаимопроверка. Ответы: 1, 1, 2, 3, 1, 2, 3, 2, 1. В переносном значении употреблено слово «косяк» Железный характер, холодный взгляд, шепчет ветерок, носик чайника. Фразеологизмы. Взаимопроверка. Ответ: 1 – ж, 2-в, 3-д, 4-г, 5-а, 6-б, 7-е, 8-з. Работа в парах - прием «Беседа с партнером» Синонимичные: водой не разольёшь – друг закадычный, сколько душе угодно – яблоку негде упасть – хоть пруд пруди, знать назубок – знать как свои пять пальцев. Антонимичные: водой не разольешь – как кошка с собакой, знать назубок – ни в зуб ногой, сколько душе угодно – кот наплакал, сломя голову – тащиться черепашьим шагом. |