Расстановка знаков препинания в сложном предложении.
Развивающие:
Развитие логических операций: сравнение, синтез; анализ;
Умение контролировать свою учебную деятельность.
Воспитательная: воспитание чувства любви к русскому языку
Оборудование урока:
записи на доске, компьютер, проектор, презентация, карточки с буквами Е-И, О-А
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, и я надеюсь, что вы покажете хорошие знания.
2. Словарно-орфографическая работа с использованием сигнальных карточек
Е или И?
ПОКРУТИТ
ВЕРТИТ
КОЛЕТ
СЛЫШИТ
ДУМАЕТ
РУБИТ
ЗАСЕЛИТ
КУПАЕШЬ
ПРЯЧЕШЬ
ЗНАЕТ
ГОНИШЬ
РАССТИЛАЕШЬ
МАНИШЬ
ХВАЛИШЬ
СТЕЛЕТ
СМОТРИШЬ
КЛЕИМ
СЕЕМ
3. Введение в тему.
Ребята, недавно в автобусе я увидела рекламу компьютеров, девизом которой стало крылатое выражение «Всё своё ношу с собой!» Как вы думаете, почему эти слова взяли в качестве девиза для рекламы компьютеров? Выступление ученика.
Древнегреческий мудрец Биант Приенский (VI в. до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум, не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.
Интересно, что в этой фразе всего 5 слов. А какие это части речи? (Из 5 слов – 3 местоимения) Учёные доказали, что среди всех частей речи местоимения занимают одно из первых мест по частоте употребления. (Из 30 самых частых слов – 12 местоимений. После глагола и существительного местоимение занимает по употребительности третье место).
Мы завершаем изучение местоимений. В связи с этим, как вам кажется, о чём было бы полезно поговорить на сегодняшнем уроке? Каковы цели урока? (Знать основные морфологические признаки местоимений, их разряды, правила правописания, уметь различать местоимения разных разрядов, правильно их использовать в речи, безошибочно писать местоимения).
Актуализация опорных знаний
Местоимение – часть речи необычная, и поэтому урок у нас сегодня пройдёт не совсем обычно. Мы отправляемся в путешествие по городу Местоимений. И как бывалые туристы, начнём со сборов рюкзаков, дорожных сумок. Но собирать в них мы будем необычный багаж – багаж знаний о местоимениях. Чтобы попасть в город Местоимений, вам нужно пройти шуточный тест.
Местоимения употребляют …
А) вместо имени
Б) вместо фамилии
В) вместо отчества
Местоимения бывают…
А) отличные
Б) личные
В) общие
Прежде всего мы, наверное, должны знать основные сведения о городе, в который предстоит нам отправиться. Проверим себя.
Экспресс-ответ
Продолжить следующие фразы одним словом:
местоимения – это … (?) часть речи (самостоятельная )
она указывает на … (?) (на предмет, признак, количество )
но … (?) (что не делает?) ( но не называет их )
в предложении местоимения могут быть …(подлежащим, дополнением, определением)
Формирование умений и навыков
А теперь с некоторым запасом знаний – в путь. Наша первая остановка – на Перекрёстке Орфограмм.
Какие орфограммы, связанные с личными местоимениями вам известны?
Выборочный диктант. Учащиеся должны выписать только местоимения.
Мой веселый, звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Желтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал, Ты скакал и звонко топал, Ты пятнадцать раз подряд Прыгал в угол и назад.
6. Физминутка
Ребята, посмотрите, какая великолепная картина перед нами, представим, что это страна Местоимения. Она навевает покой, умиротворение. Давайте, расслабимся, посмотрим вверх, в стороны, повращаем глазками. Вдох-выдох.
7. Работа с предложениями
Давайте зайдём во Дворец и проверим свою речевую культуру, умеем ли мы правильно использовать местоимения в речи.
Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.
Велосипед стоял около забора. Он был старый.
Мой стол находится возле окна. За ним я делаю уроки.
На озере росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них венок.
Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать шкуру.
8. Работа с текстом
Замени, где необходимо, существительное местоимением.
В доме у нас жил ёжик. Ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.
Помни: местоимение – важнейшее средство связи предложений в тексте, помогает исключить лексические повторы.
Сделаем привал: на привале обычно путешественники рассказывают друг другу интересные истории. А какой рассказ без русских пословиц и поговорок! Я просила вас поискать пословицы и поговорки, в которых есть местоимения. Назовите их.
А сейчас предлагаю обменяться короткими SMS – телеграммами с впечатлениями об уроке. А теперь прошу вас отправить мне короткие SMS – телеграммы (на столе листочки).
-Что запомнилось?
-Что показалось интересным?
-Неинтересным, трудным?
-Ваше настроение к концу урока?
9. Итоги урока
- О какой части речи мы говорили?
- А для чего нам еще служат местоимения?
- Как они помогают нам?
(Помогают сделать речь более красочной, разнообразной, избегать повтора).
Оценки.
- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Оценки получают…
10. Домашнее задание. Упражнение 113
Я желаю, чтобы вы каждый день убеждались, что подлинное богатство не пожитки, не личные вещи, а ум, мудрость, интеллект. Надеюсь, что наш урок прибавил вам его. Спасибо.