kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка бинарного урока русского языка в 7 классе по теме: "Союз. Повторение и обобщение изученного по теме».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 7 классе по теме:

«Союз. Повторение и обобщение изученного по теме».

Подготовила: Сармина Александра Евгеньевна –

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ п. Модин» Озинского района Саратовской области

Тип урока: урок – обобщение.

Цели урока:

Обучающие:

- повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как о служебной части речи, его морфологических признаках (делении на группы по значению и строению), роли в предложении;

- совершенствовать умения и навыки:

обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с предлогами;

определять вид сложного предложения, различать сложное предложение и предложение с однородными членами, правильно ставить знаки препинания при них;

правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике, определять роль союза в построении текста.

Развивающие:

- развивать навык грамотной устной и письменной связи речи;

аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать

полученные знания с помощью языковых средств;

общую культуру, кругозор учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к истории родного края, любовь к классической литературе.

Оборудование:

- презентация по теме «Союз», карточки – схемы, карточки заданий по вариантам, теоретические вопросы для работы в группах, картина А.Г.Саврасова «Грачи прилетели», портрет А.Г.Саврасова, Эпиграф к уроку В.Брюсова, толковый  словарь С.И.Ожегова

( карточки для индивидуальной работы  - дополнительный материал                                  о картине Саврасова А.К.), учебник русского языка для 7 класса, рабочие тетради, черновики для творческой работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка бинарного урока русского языка в 7 классе по теме: "Союз. Повторение и обобщение изученного по теме».»

Урок русского языка в 7 классе по теме:

«Союз. Повторение и обобщение изученного по теме».

Подготовила: Сармина Александра Евгеньевна –

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ п. Модин» Озинского района Саратовской области


Тип урока: урок – обобщение.

Цели урока:


Обучающие:

- повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как о служебной части речи, его морфологических признаках (делении на группы по значению и строению), роли в предложении;

- совершенствовать умения и навыки:

обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с предлогами;

определять вид сложного предложения, различать сложное предложение и предложение с однородными членами, правильно ставить знаки препинания при них;

правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике, определять роль союза в построении текста.


Развивающие:

- развивать навык грамотной устной и письменной связи речи;

аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать

полученные знания с помощью языковых средств;

общую культуру, кругозор учащихся.


Воспитательные:

- воспитывать уважение к истории родного края, любовь к классической литературе.


Оборудование:

- презентация по теме «Союз», карточки – схемы, карточки заданий по вариантам, теоретические вопросы для работы в группах, картина А.Г.Саврасова «Грачи прилетели», портрет А.Г.Саврасова, Эпиграф к уроку В..Брюсова, толковый словарь С.И.Ожегова

( карточки для индивидуальной работы - дополнительный материал о картине Саврасова А.К.), учебник русского языка для 7 класса, рабочие тетради, черновики для творческой работы.


Ход урока:

1. Организационный момент.

Объявление темы урока, постановка цели.

- Тема нашего урока: «Союз. Повторение и обобщение».

Сегодня на уроке нам предстоит повторить, обобщить и углубить изученный материал о союзе.

2. Проверка домашнего задания.

Проверим упражнение №379 выборочно.

(Учащиеся читают по цепочке слова и объясняют орфограмму).

- На какое правило даны слова в домашнем упражнении?

( Правописание ь и ъ знака)

- Когда пишется разделительный мягкий знак?

-Когда пишется разделительный твердый знак?


3. Синтаксический разбор предложения.

- Записываем стихотворение В.Я. Брюсова:

Алый бархат вечереет,

Горделиво дремлют ели,

Жаждет зелень, и июль

Колыбельной лаской млеет.


- В чем заключается необычность стихотворения?

(Первые буквы каждого слова стихотворения соответствуют порядку букв русского алфавита).

- Какой союз используется в стихотворении?

- Какую функцию он выполняет?

- Какие художественные- изобразительные средства использует автор текста?

- Охарактеризуйте предложение.

- Назовите грамматические основы. Сколько их?

- Что соединяет союз и в данном предложении?

- Начертите схему предложения.

4. Работа со словарем С.И. Ожегова

(индивидуальная работа )

- Определить значение слов: 1). жаждет , 2) млеет.

5. Проверка индивидуальной работы.

(ученик зачитывает лексическое значение слов по словарю)

6. Актуализация знаний. Работа в парах.


(Учащиеся проверяют знания теоретического материала §141- 145 друг у друга).

- Какую часть речи мы называем союзом?

- Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

- На какие группы по значению и строению делятся союзы?

- Что соединяют сочинительные союзы? Подчинительные?


7. Слово учителя.

- Молодцы, ребята хорошо поработали в парах, рассказали теоретический материал.

- Но не многие знают, что союз – древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место.

8.Проблемный вопрос

- Как вы думаете, почему на слайде - портрет А. С. Пушкина?

- Какие произведения А.С. Пушкина вы изучали в начальной школе, в 7 классе?

- Какой пример вы можете привести? ( Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)- учащиеся цитируют строки из сказки…

- Действительно, А.С. Пушкин очень любил союз «и». Убедимся, читая отрывки из его стихотворений: ( слайд)

«Я помню чудное мгновенье..»

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

- Обратите внимание, как намеренно часто использует А.С.Пушкин союз «и»?


Вывод:

В четверостишии из стихотворения « Я помню чудное мгновенье…» союз «и» замедляет фразу, придает предложению плавность, усиливает выразительность речи.

(Слайд)

- А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С.Пушкина.

Пирует Петр. И горд, и ясен.

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

- Из какого произведения эти строки?

(Поэма А.С.Пушкина «Полтава»)

- Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом?

(Да, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически).

(Слайд)

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

- Как называется стихотворение А.С. Пушкина?

(Зимнее утро)

- А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? (С помощью союза И)

- Какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?

(Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной выразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте.)

На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием.


9.Закрепительные упражнения.

- Верно, ребята. А сейчас я предлагаю вам выполнить первое задание.

1) Рассмотрите схемы, составьте по ним предложения о родном селе, о природе и объясните, какой союз употреблен в каждом из предложений, что он соединяет.

Примеры схем.

1. [ ], а [ ]


2. [ ], (потому что )


3. [ О и О ]

Задание выполняется в рабочих тетрадях.

Дети читают свои предложения и объясняют, какой союз употреблен и что он соединяет.

- Следующее задание, ребята, немного сложнее и носит творческий характер.

2) Трижды используя данное предложение, составьте сложносочиненное, сложноподчиненное предложения и предложение с однородными членами.

Неожиданно набежала туча.

(Возможные варианты предложений):

- Неожиданно набежала туча, и вскоре пошел сильный дождь.

- Когда неожиданно набежала туча, мы отправились домой.

- Неожиданно набежала туча и закрыла все небо.)

Дети читают свои варианты, объясняют пунктограммы.

10. Физминутка

Вывод:

- Итак, мы вспомнили, какая часть речи называется союзом, установили его роль в предложении и в тексте.

- А теперь вспомните и назовите морфологические признаки союза.

(По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные, по строению – на простые и составные.)

- Правильно. Сейчас вам предстоит выполнить практическое задание.

3) Самостоятельная работа по вариантам ( карточки). Спишите предложения, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.

1 вариант

1.Первого марта пр…летают грачи а сегодня пр…летели жаворонки.

2. Ч…ть пр…грело солнышко и в воздухе запахло в…сй.

3. Талая вода проп…тала пот...мневшие сугробы и наполнила пру… .

2вариант

  1. Как вчера так и се…одня стоит теплая п…года.

  2. Грачи пр…летевшие с юга деловито в…ют себе гнезда на б…ре…ках.

  3. Высокое весен(нн)ее небо еще не стало чистым но голубизна уже проглядывает сквозь обл…ка.

11. Проверка.

- А теперь охарактеризуйте каждый из союзов по значению и употреблению в речи.

Работа выполняется устно.

12. Слово учителя.

- По какой тематике вы писали , составляли предложения?

( О природе, о весне)

- Тихий гимн русской природе, весне, весеннему настроению создал Алексей Саврасов в картине «Грачи прилетели»

Слайд ( картина «Грачи прилетели», портрет А.К.Саврасова.)


- Какие строки стихотворений вы вспоминаете, глядя на эту картину?

( индивидуальные задания опережающего характера)

С. Русановская,


Зима с грачами спорит –

Морозит и метелит.

Открывшуюся землю

Опять снежком устелет.

Грачи не унывают –

И каркают, и скачут:

«Дорогу одолели

И будем живы значит!

Мы так летели долго

На родину, домой!

Немножечко потерпим,

Помиримся с зимой!»




Иван Бунин.

1892.

Бушует полая вода,

Шумит и глухо, и протяжно.

Грачей пролетные стада

Кричат и весело, и важно.

Дымятся черные бугры,

И утром в воздухе нагретом

Густые белые пары

Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном

Так разливаются и блещут,

Что ярким солнечным пятном

По залу «зайчики» трепещут.

Меж круглых рыхлых облаков

Невинно небо голубеет,

И солнце ласковое греет

В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой,

А ветер, мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает.




- Что вам известно об Алексее Кондратьевиче Саврасове?

- Какое время года изобразил художник ?

- Какова главная деталь картины?

- Когда прилетают грачи?

- Какие изменения произошли с приходом весны?

- Если прилетели грачи, ……(продолжить предложение)


( индивидуальные задания с дополнительной литературой опережающего характера):

  1. Пейзаж написан с натуры в Костромской области. Эта церковь до сих пор стоит на том же месте, на котором видел ее художник. А церковь в русской живописи всегда была символом добра и света.

  2. В настоящее время поселок Суснино Костромской области. На картине изображена Воскресенская церковь, сохранившаяся до наших дней. Сейчас в церкви- музей Ивана Сусанина. Доработка картины происходила в Москве, в мастерской художника. В конце 1871 года картина «Грачи прилетели» впервые предстала перед публикой на первой выставке.

  3. Картина «Грачи прилетели» сразу же была куплена Павлом Третьяковым для коллекции. В 1872 году Саврасову было впервые заказано повторение картины «Грачи прилетели

  4. В 1997 году , к 100- летию со дня смерти А.Саврасова Центральным банком России была выпущена памятная монета из серебра номиналом в 2 рубля, на оторой был изображен портрет художника и фрагмент его картины «Грачи прилетели».

13. Творческая работа.

Вступительная часть сочинения по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели».

При написании вступительной части, используйте союзы.

14. Проверка

15. Домашнее задание.

- Написать сочинение по картине «Грачи прилетели».


16.Рефлексия.

- Что такое союз?

- Чем отличаются простые союзы от составных?

- Какие союзы служат для связи предложений и однородных членов, а

какие – только для связи предложений?

- Какое художественно-изобразительное средство любил использовать А.С.Пушкин?

- Как отличить союзы тоже, также, чтобы от сочетаний так же (наречие

с частицей), то же, что бы (местоимения с частицами)?














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Сармина Александра Евгеньевна

Дата: 06.04.2016

Номер свидетельства: 315762


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства