kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение изученного о местоимении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: повторить и обобщить материал по теме   «Местоимение»; закрепить навыки правописания орфограмм в наречиях; повторить все виды разборов.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить экскурсию в г. Местоименск для того, чтобы повторить всё, что мы уже изучили об этой части речи. Билеты, вероятно, продаются в этой кассе. Давайте прочитаем объявление.

Д…рогие  р…бята, в наш… касс… вы  мож…те     1 купить б…леты на  автобус, совершающий рейс

по маршруту 3  «Школа-Местоименск»

Администрация.

Запись в тетради темы урока, текста объявления.

-объясните орфограммы в этом предложении;

-выполните разборы.

Касса открылась. Вы можете купить билеты на автобус.

(Класс делится на две команды).

11.Повторение.

Задание по карточкам( каждая команда получает задание и, выполнив его, приобретает билет).

Образец карточки:                                                                  

   Н.КТО

    КОЕ(КТО)

   Н…ЧТО

    КОЕ(ЧТО)

   Н…КОТОРЫЙ

К какой смысловой группе относятся данные местоимения?

   Н…СКОЛЬКО

Как образуются неопределён -ные местоимения?

А сейчас я представляю водителя нашего автобуса. Это-МЕСТОИМЕНИЕ.                                                                    

-Какую часть речи мы называем местоимением?

Итак, все заняли свои места. Наш автобус отправляется. Но почему мы едем так медленно? Наверное, много лишних слов взяли с собой. Давайте проверим.

Игра «Четвёртое лишнее».

1.СКОЛЬКО, КАКОЙ, ЧЕЙ, МЫ.

2.Я, ТЫ, МЕНЯ, СЕБЯ.

3.ВЕСЬ, САМ, ИНОЙ, НИКТО.

4.НИКАКОЙ, НИЧЕЙ, ТОБОЮ, НИКОГО.

Теперь наш автобус быстрее поехал, а чтобы нам было веселее, давайте послушаем музыку.

(Девочка читает стихотворение).Ребята выполняют упр.430, а слабые уч-ся работают по карточкам.

     Долгая дорога осталась позади, а впереди… Что случилось? Почему у ворот Местоименска стража?

Учитель: оказывается в город проник лодырь, лентяй. Круглый двоечник Коля Двойкин(появляется Коля). Он совершенно не знает правил написания местоимений.   С тех пор приказано пропускать пропускать только тех. Кто правильно ответит на наши вопросы.

Ребята, разыщите Колю Двойкина, пусть он вместе с  вами повторит орфограммы и больше никогда не делает ошибки(Нашли К.Двойкина).

А вот и вопросы:

Когда частицы с отрицательными местоимениями пишутся раздельно?(вопрос 1-й команде)

Когда приставка –кое- с неопределёнными местоимениями пишется раздельно?(вопрос 2-й команде).

Работа с раскладушками (правописание местоимений с предлогами).

Проезжайте, для вас путь открыт. Наш автобус въезжает в г.Местоименск. За окном чудесная поляна. Давайте остановимся на минутку и поиграем в игру «Составь слово»(от каждой группы 1уч. у доски).

    Ну что ж, мы свами повторили морфемный разбор,и я думаю можем двигаться дальше. Но ребята. Мне кажется, что кто-то под ёлочкой плачет. Так и есть- это личные местоимения. Что же случилось?

Только что здесь побывал Коля Двойкин.Он не знает личных местоимений. Ребята, а вы знаете личные местоимения?

Игра «Аукцион»

А вот и Коля Двойкин. Давай-ка садись вместе с нами в автобус и начинай повторять орфограммы.

  -когда неопределённые местоимения пишутся раздельно?

  -когда в отрицательных местоимениях пишется в приставке Е, а когда И?

   Итак, наш автобус подъезжает к школе.Что же изучают школьники в г.Местоименске? Давайте заглянем в класс.               

Ребята повторяют притяжательные местоимения.

Вопросы командам:

-Какие местоимения называются притяжательными?

-Какие местоимения называются указательными?

Наша экскурсия продолжается. В этом дворце(нарисованный город живет важная персона-это определительные местоимения.Я думаю, что вы их все знаете.

(запись в тетради и определение разряда и рода местоим.)

1.Что волки жадны. Всякий знает.

2.Так думает иной затейник, что он в подсолнечной гремит.

3.На самый крупный с сеном воз он к мужику спесиво вполз.

4.А про него совсем не слышно: у всякого забота там своя.

5.Как сам остался жив, считаю, право, дивом.

6.Нередко мы, хотя того не примечаем, себя в других охотно величаем.

-В чём особенность определительных местоимений?

Ну что ж, ребята, наверное путешествие вас утомило? Да или нет?

Шуточные вопросы:

                             (задаю поочерёдно командам)

1.Когда руки бывают местоимениями?

            (когда они вы-мы-ты)

2.Какие два местоимения портят дорогу?

            (я-мы)

3.Какой иглой не сошьёшь рубахи?

            (ежа, сосны)

4.Какой рукав нельзя пришить?

            (реки)                                                     

5.Из какого полотна нельзя сшить платье?

            (железнодорожного)

6.На каких полях не пашут и не сеют?

            (на полях тетради)       

Отдохнули? А теперь посмотрим, как вы умеете конструировать предложения?

            1-й команде.

Книги лежат на столе.

Что лежит на столе?

Я знаю, что лежит на столе.

111.Подведение итогов урока.

Итак, ребята, наше путешествие подошло к концу. Жители г. Местоименска остались довольны нашей игрой. Они дарят нам пригласительные билеты на Праздник цветов. Жители очень любят цветы и не жалеют для них местоимений: мои любимые, самые красивые, всякие, любые, другие…

Домашнее задание: напишите, ребята, сочинение-миниатюру «Праздник цветов». Используйте в работе местоимения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение изученного о местоимении »

Тема урока: « Употребление местоимений в речи»  Выполнила: Горбунова Е.И. ,учитель руского языка и литературы МОУ «СОШ № 8» г. Саранска РМ

Тема урока:

« Употребление

местоимений в речи»

Выполнила: Горбунова Е.И. ,учитель руского языка и литературы МОУ «СОШ № 8» г. Саранска РМ

Редактирование текста.

Редактирование текста.

На днях, не знаю сам зачем,  Зашел я в незнакомый дом,  Мне захотелось Кое с Кем  Потолковать о том о сем. Я рассказал им , что, когда  И почему и отчего,  Сказал, откуда и куда,  И как, и где, и для чего; Что было раньше, что потом,  И кто кого, и что  к чему;  И что подумали о том,
  • На днях, не знаю сам зачем, Зашел я в незнакомый дом, Мне захотелось Кое с Кем Потолковать о том о сем.
  • Я рассказал им , что, когда И почему и отчего, Сказал, откуда и куда, И как, и где, и для чего;
  • Что было раньше, что потом, И кто кого, и что к чему; И что подумали о том, И если нет, то почему.
  • Когда мне не хватало слов, Я добавлял то “ах”, то “ эх”, И “так сказать”, и “будь здоров”, И “ну и ну”, и “просто смех!”
  • Когда ж закончил я рассказ, То Кое-Кто спросил: “И все?” Ты, говорил тут целый час, А рассказал ни то ни се!
Улица личных местоимений.

Улица личных местоимений.

  • Я вытащил рыбу из корзины и передал её отцу.
  • Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.
  • Задание: найдите ошибки в употреблении местоимений (почему возникает двусмысленность) и запишите предложения в исправленном виде.
Предупреждение грамматических ошибок

Предупреждение грамматических ошибок

  • Задание: раскройте скобки и составьте словосочетания:
  • Грущу по (вы)
  • Тоскуешь по (мы)
  • Подъехал к (он)
  • Советовался с (она)
  • Заботился о (они)
Сведения из исторической грамматики русского языка.

Сведения из исторической грамматики русского языка.

  • В древнерусском языке предлоги имели другой вид: «сн», «кн». Постепенно второй согласный предлога присоединился к личному местоимению.
Школа вежливых наук
  • Школа вежливых наук
Местоимения ты и Вы является средством речевой характеристики героя в художественном тексте .
  • Местоимения ты и Вы является средством речевой характеристики героя в художественном тексте .
Улица притяжательных местоимений.

Улица притяжательных местоимений.

  • Задание: правильно образуйте формы личных местоимений в значении притяжательных:
  • Я сказал дедушке, что выполнил (чьё?) (он) задание.
  • Пол задрожал от (чьих?) (они) шагов.
Тест   1. Укажите строчку, в которой записаны только личные местоимения. а) у них, обо мне, я, тебя б) за ними, мой, себя, тот в) вам, твой, вас, когда г) к нам, нами, этот, никто 2. Какую часть речи не может заменить местоимение в тексте? а) имя существительное б) имя прилагательное в) глагол г) имя числительное 3. Какую особенность имеет склонение местоимений 3-го лица? а) местоимения 3-го лица не имеют формы именительного падежа б) в косвенных падежах к местоимению 3 лица после предлога добавляется согласный Н в) местоимения 3 лица не имеют формы множественного числа г) местоимения 3 лица не склоняются 4. Укажите неверное утверждение. а) возвратное местоимение СЕБЯ принадлежит к группе несклоняемых местоимений б) возвратное местоимение СЕБЯ не имеет именительного падежа в) возвратное местоимение СЕБЯ указывает, что совершаемое действие направлено на само действующее лицо г) возвратное местоимение СЕБЯ изменяется по родам 5. Продолжите фразу. Притяжательные местоимения в предложении обычно бывают… а) определением б) дополнением в) обстоятельством г) сказуемым

Тест

1. Укажите строчку, в которой записаны только личные местоимения.

а) у них, обо мне, я, тебя

б) за ними, мой, себя, тот

в) вам, твой, вас, когда

г) к нам, нами, этот, никто

2. Какую часть речи не может заменить местоимение в тексте?

а) имя существительное

б) имя прилагательное

в) глагол

г) имя числительное

3. Какую особенность имеет склонение местоимений 3-го лица?

а) местоимения 3-го лица не имеют формы именительного падежа

б) в косвенных падежах к местоимению 3 лица после предлога добавляется согласный Н

в) местоимения 3 лица не имеют формы множественного числа

г) местоимения 3 лица не склоняются

4. Укажите неверное утверждение.

а) возвратное местоимение СЕБЯ принадлежит к группе несклоняемых местоимений

б) возвратное местоимение СЕБЯ не имеет именительного падежа

в) возвратное местоимение СЕБЯ указывает, что совершаемое действие направлено на само действующее лицо

г) возвратное местоимение СЕБЯ изменяется по родам

5. Продолжите фразу.

Притяжательные местоимения в предложении обычно бывают…

а) определением

б) дополнением

в) обстоятельством

г) сказуемым

Ключи. 1 – а, 2 – в, 3 – б, 4 – г, 5 – а.
  • Ключи.
  • 1 – а, 2 – в, 3 – б, 4 – г, 5 – а.
Какие два местоимения мешают движению на дорогам? Сколько личных местоимений в слове семья? Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ. Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе означают вместилище для чего-нибудь. Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.
  • Какие два местоимения мешают движению на дорогам?
  • Сколько личных местоимений в слове семья?
  • Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.
  • Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе означают вместилище для чего-нибудь.
  • Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.
Ответы 1- яма, 2-семь, 3-тыква,  4-ящик, 5-ябеда.

Ответы

  • 1- яма, 2-семь, 3-тыква,

4-ящик, 5-ябеда.

  • Местоимение


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Обобщение изученного о местоимении

Автор: Горбунова Елена Ивановна

Дата: 22.04.2015

Номер свидетельства: 204699

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Синтаксический разбор односоставных предложений. Систематизация и обобщение изученного по теме: " Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(143) "sintaksichieskii-razbor-odnosostavnykh-priedlozhienii-sistiematizatsiia-i-obobshchieniie-izuchiennogho-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "188581"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426696139"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Урок «Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение», 5 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_povtorieniie_i_obobshchieniie_izuchiennogho_po_tiemie_miestoimieniie_5_klas"
    ["file_id"] => string(6) "409694"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492428471"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение»."
    ["seo_title"] => string(68) "povtorieniie_i_obobshchieniie_izuchiennogho_po_tiemie_miestoimieniie"
    ["file_id"] => string(6) "348463"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476246868"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по русскому языку Обобщение изученного материала за год "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-obobshchieniie-izuchiennogho-matieriala-za-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "123222"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414431369"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Разработка бинарного урока русского языка в 7 классе по теме: "Союз. Повторение и обобщение изученного по теме»."
    ["seo_title"] => string(126) "razrabotka-binarnogho-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-soiuz-povtorieniie-i-obobshchieniie-izuchiennogho-po-tiemie"
    ["file_id"] => string(6) "315762"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459949456"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства