kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку Обобщение изученного материала за год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид урока: Урок - смотр знаний. 3 класс

Тема: Обобщение изученного материала за год.

Цели урока:

1) Образовательные: Обобщить и систематизировать знания учащихся фонетического и морфемного разбора слов, синтаксического разбора предложения, разбора слов по частям речи, совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки.

2) Развивающие: развивать мышление и память учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изученного материала.

3)  Воспитательные: прививать навыки самообразования,   применяя методы контроля, самоконтроля, самоанализа и пословиц.

Оборудование:

1) Звуковое письмо Шапокляк.

2) Карточки-задания, тесты.

3) Презентация

4) Индивидуальные кодовые таблицы для отметки настроения и самооценки.

                 5) Ноутбуки, документкамера

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Сл  1   Прозвенел уже звонок

            Нам пора начать урок

    - Прежде чем начать наш урок, я предлагаю вам в кодовой таблице отметить одно слово из четырех, которое определяет ваше настроение сейчас: спокойное, радостное, встревоженное, безразличное. В конце урока выясним, изменится ли оно. Запишите число и классная работа.

II.  Сообщение темы и цели урока.

Сл  2    - А теперь, ребята, мне хочется ознакомить вас с одним интересным письмом старушки Шапокляк. (Слушание звукозаписи)

«Здравствуйте, мои юные друзья!

Вот уже три года я наблюдаю, как вы путешествуете по сказочной стране «Русский язык», и знаю, вам еще рано в 4 класс, вы не сможете не только порадовать гостей своими знаниями, но и не умеете рассуждать, доказывать, смекать».

     - Итак, ребята, согласны ли вы с мнением старушки Шапокляк?                               -  Сл 3  Тогда, скорее за дело, давайте докажем обратное. Как вы думаете какова тема нашего урока?

 III.  ФОНЕТИКА.

Повторение темы “Звуки и буквы”.

Сл 4- Выполняем первое задание из раздела «Фонетика».

- Что изучает фонетика?                                                                           

- Фонетика изучает звуки нашей речи.

 а) “Мозговая атака”

- Чем звук отличается от буквы?

- На какие 2 группы делятся звуки?

- Как отличить гласный от согласного?

Гласные в песенке тянутся звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать.

А согласные согласны шелестеть,
Рычать, шипеть,
Но не хочется им петь!

- Какие бывают гласные? (ударные и безударные)

- Согласные? (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные)

- Назовите парные согласные.

- Назовите согласные, которые всегда мягкие.

- Всегда твёрдые.

- Всегда ли количество букв и звуков в слове совпадает?

б) Практическое задание - звуко-буквенный анализ слов.

Работа в тетради.

1 вариант – якорь, 2 вариант -  платье

Взаимопроверка( Документкамера)

в) Фонетическая задача.

Сл 5 – По  транскрипции слов правильно записать предложение.

[висной] [пабижали ] [висолыйэ] [ручи]

г) Фонетические игры и вопросы.

а)  Что обозначают эти числа в русском языке: 33, 21, 10, 6, 4?

Дети: В русском алфавите 33 буквы, 21согласная буква, 10 гласных букв, 6 гласных звуков, 4 гласные буквы, обозначающие по два звука.

б)   Чем интересны буквы ь и ъ?

Дети: Буквы ь и ъ не обозначают звуков.

Сл 6 в)           Какая из этих букв (и, ё, ы, э, а) лишняя?
Дети: буква ё лишняя, потому что обозначает два звука.

       г) Самооценка.

- Итак, оцените свои знания по фонетике и запишите в кодовой таблице.

IV. ОРФОГРАФИЯ.

Сл 7  - Переходим ко второму разделу «Орфография».

а) мозговая атака.

- Что изучает орфография?
(Орфография изучает правила написания слов)

Сл 8-  Угадайте орфограммы и назовите правила

 трава, зуб, Саша, семья, рожь, касса, во двор

- Ребята, так ли важно уметь определять орфограммы и проверять их? (Ответы детей).

    б) Развитие орфографической зоркости.

Индивидуальная работа на ноутбуках (вставить пропущенные буквы в словах)

в) Развитие наблюдательности, умения зрительно определять ошибки.

-  А теперь, ребята, побудьте учителями, исправьте ошибки и объясните правописание слов и правильно запишите в тетрадку:                     

всаду  девочька  роза  сорвола  красныя  розы.  

а) в (чём?) саду, в - предлог, пишется отдельно, потому что между ним и следующим словом можно поставить вопрос или другое слово;

б)  девочка -  сочетания чк, чн, нч пишутся без мягкого знака;

в) слово Роза обозначает имя собственное, пишется с большой буквы;

г) сорвала - проверочное слово рвать, пишется с безударной гласной а в корне слова; приставка со-

д) розы (какие?) красные – прилагательное множественного числа, окончание ые;

е) это предложение, т.к. оно выражает законченную мысль.

Уч-ль: Молодцы, ребята, в будущем вы можете стать прекрасными учителями. А почему же нужно так хорошо знать орфограммы?

Дети: Чтобы грамотно уметь говорить и писать.

Уч-ль: Правильно, не пером пишут, а умом.

г) Самооценка знаний орфографии.

V. Физминутка.        

- Зарядка под музыку

Уч-ль: Молодцы, играй, отдыхай, а про дела не забывай. Работаем дальше.

VI. МОРФЕМИКА.

Сл  Что изучает наука «Морфемика»?

Дети: Морфемика изучает состав слова.

Уч-ль: А что входит в состав слова?

Дети: В состав слова входят корень, суффикс, приставка, окончание.

 а) “Мозговая атака”

- Какие части слова знаете?

- Может ли слово быть без приставки? Без корня?

- Как называется изменяемая часть слова?

- Что такое приставка? Суффикс?

б) Игра “Угадай приставку”

- Услышите приставку - хлопок, суффикс - молчок!

За-, на-, над-, -ск-, -очк-, по-, пере-, -ушк-

в) Разбор слов по составу. Индивидуальная работа на доске.

Уч-ль: К доске - двое желающих. Нужно разобрать слова по составу цветной и подход.

г) Устный фронтальный опрос теоретического материала.

Уч-ль: Всем остальным: «Думай, вспоминай, быстро отвечай!»

- Какая часть слова стоит перед корнем?

- Какая часть слова стоит после корня?

- Для чего они служат?

- Окончание - это часть речи или часть слова?

- Какая эта часть слова?

- Без какой части не может существовать слово?
- Что такое корень?

- Молодцы, справились и с этим заданием!

д) Проверка разбора слов по составу.

Сл 10-13      е)           Творческая работа. «Волшебные превращения».

1)  Как большой дом превратить в маленький?

(Нужно к корню дом,  прибавить суффикс —ик, получится маленький домик.

2)  Как большой гриб превратить в маленький?

(гриб + ок = грибок)

3)  Как рыбу превратить в человека?

(рыб + ак = рыбак)

4) Как березу превратить в гриб?

(под + берез + овик = подберезовик)

Уч-ль: Итак, ребята, какие же части слов делают поистине волшебные превращения? (приставки и суффиксы, они образуют новые слова).

Самооценка.

VII. МОРФОЛОГИЯ.

Сл 14  Уч-ль: Что изучает «Морфология»? (Части речи).

а) “Мозговая атака”

-Какие части речи знаете?

- Какая часть речи называется именем существительным?

- Как изменяется?

- Какая часть речи обозначает признаки предмета?

- В чём сходство между местоимением и именем существительным?

- Различие?

- Какая часть речи называется глаголом?

- Как изменяются глаголы?

б) Игра “Кто внимательный?”

- Две лягушки принесли задание. Я прочитаю сказку, а каждый из вас запишет в тетради все глаголы, которые услышит.

Две лягушки.

Две лягушки забрались в погреб и попали в горшок со сметаной. Положение было безнадёжным, и одна из лягушек не стала тратить силы, пошла на дно. А другая барахталась и вскоре ощутила под своими лапками что-то твёрдое: это она сама сбила из жидкой сметаны твёрдое масло. Оперлась она лапками на твёрдый масляный ком и выпрыгнула из горшка.

(11 глаголов)

Сл 15 Проверка

- На какие группы можно разделить глаголы? (по временам, с не и без частицы не, с приставками и без, с Ь знаком на конце и без, простые и составные)

в) Игра “Аукцион”

А теперь – аукцион,
Подведёт итоги он.
Тот, кто больше знает,
Тот и слово получает!

- Цепочкой называете по одному признаку слова, побеждает команда, назвавшая последний признак.

(Слово попугай - мужской род. единственное число, 3 слога, 7 букв, 7 звуков, 3 гласных, 4 согласных, может быть существительным или глаголом, надо смотреть в предложении.)

Говорит попугай попугаю:
“Я тебя, попугай, попугаю.”
Попугаю в ответ попугай:
“Попугай! Попугай! Попугай!”

VIII. Упражнения для глаз.

IX. СИНТАКСИС.

Сл 16   - Что изучает синтаксис? (Предложение)

 а) “Мозговая атака”

- Что такое предложение?

- Какие бывают предложения?

- Какие члены предложения вы знаете?

б) Минутка смеха.

Сл 17   Курлявая мамруля окуврычила блюмчика.

-Над каждым словом укажите часть речи и подчеркните главные члены предложения. Дайте характеристику предложения.

Фронтальная работа.

Самооценка.

X. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

1. Общая отметка за урок.

Сл 18  -  Сейчас оцените свои знания, поставьте себе общую отметку и посмотрите, какие разделы русского языка  вы усвоили хорошо, а над какими еще нужно поработать. (Ответы детей).

2. Совместная рефлексия по разделам

- Что главное надо знать в каждом разделе?

- Какие задания для тебя труднее даются?

- Какие задания нравятся и делаешь легко?

3.  Отметьте в кодовой таблице (приложение)  свое настроение. Изменилось ли оно?

- Молодцы, ребята, я поздравляю вас с успешным усвоением учебного материла за 3 класс и считаю, что всех вас можно смело переводить в 4 класс!  Старушка Шапокляк проиграла, вы победили!  Мне было очень интересно и приятно общаться с вами на уроке.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку Обобщение изученного материала за год »

Вид урока: Урок - смотр знаний. 3 класс


Тема: Обобщение изученного материала за год.

Цели урока:

1) Образовательные: Обобщить и систематизировать знания учащихся фонетического и морфемного разбора слов, синтаксического разбора предложения, разбора слов по частям речи, совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки.

2) Развивающие: развивать мышление и память учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изученного материала.

3) Воспитательные: прививать навыки самообразования, применяя методы контроля, самоконтроля, самоанализа и пословиц.

Оборудование:

1) Звуковое письмо Шапокляк.

2) Карточки-задания, тесты.

3) Презентация

4) Индивидуальные кодовые таблицы для отметки настроения и самооценки.

5) Ноутбуки, документкамера

Ход урока:


  1. Организационный момент.

Сл 1 Прозвенел уже звонок

Нам пора начать урок

- Прежде чем начать наш урок, я предлагаю вам в кодовой таблице отметить одно слово из четырех, которое определяет ваше настроение сейчас: спокойное, радостное, встревоженное, безразличное. В конце урока выясним, изменится ли оно. Запишите число и классная работа.

II. Сообщение темы и цели урока.

Сл 2 - А теперь, ребята, мне хочется ознакомить вас с одним интересным письмом старушки Шапокляк. (Слушание звукозаписи)

«Здравствуйте, мои юные друзья!

Вот уже три года я наблюдаю, как вы путешествуете по сказочной стране «Русский язык», и знаю, вам еще рано в 4 класс, вы не сможете не только порадовать гостей своими знаниями, но и не умеете рассуждать, доказывать, смекать».

- Итак, ребята, согласны ли вы с мнением старушки Шапокляк? - Сл 3 Тогда, скорее за дело, давайте докажем обратное. Как вы думаете какова тема нашего урока?

III. ФОНЕТИКА.

Повторение темы “Звуки и буквы”.

Сл 4- Выполняем первое задание из раздела «Фонетика».

- Что изучает фонетика?

- Фонетика изучает звуки нашей речи.

а) “Мозговая атака”

- Чем звук отличается от буквы?

- На какие 2 группы делятся звуки?

- Как отличить гласный от согласного?

Гласные в песенке тянутся звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать.

А согласные согласны шелестеть,
Рычать, шипеть,
Но не хочется им петь!

- Какие бывают гласные? (ударные и безударные)

- Согласные? (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные)

- Назовите парные согласные.

- Назовите согласные, которые всегда мягкие.

- Всегда твёрдые.

- Всегда ли количество букв и звуков в слове совпадает?

б) Практическое задание - звуко-буквенный анализ слов.

Работа в тетради.

1 вариант – якорь, 2 вариант - платье

Взаимопроверка( Документкамера)

в) Фонетическая задача.

Сл 5 – По транскрипции слов правильно записать предложение.

[висной] [пабижали ] [висолыйэ] [ручи]

г) Фонетические игры и вопросы.

а) Что обозначают эти числа в русском языке: 33, 21, 10, 6, 4?

Дети: В русском алфавите 33 буквы, 21согласная буква, 10 гласных букв, 6 гласных звуков, 4 гласные буквы, обозначающие по два звука.

б) Чем интересны буквы ь и ъ?

Дети: Буквы ь и ъ не обозначают звуков.

Сл 6 в) Какая из этих букв (и, ё, ы, э, а) лишняя?
Дети: буква ё лишняя, потому что обозначает два звука.

г) Самооценка.

- Итак, оцените свои знания по фонетике и запишите в кодовой таблице.

IV. ОРФОГРАФИЯ.

Сл 7 - Переходим ко второму разделу «Орфография».

а) мозговая атака.

- Что изучает орфография?
(Орфография изучает правила написания слов)

Сл 8- Угадайте орфограммы и назовите правила

трава, зуб, Саша, семья, рожь, касса, во двор

- Ребята, так ли важно уметь определять орфограммы и проверять их? (Ответы детей).

б) Развитие орфографической зоркости.

Индивидуальная работа на ноутбуках (вставить пропущенные буквы в словах)

в) Развитие наблюдательности, умения зрительно определять ошибки.

- А теперь, ребята, побудьте учителями, исправьте ошибки и объясните правописание слов и правильно запишите в тетрадку:

всаду девочька роза сорвола красныя розы.

а) в (чём?) саду, в - предлог, пишется отдельно, потому что между ним и следующим словом можно поставить вопрос или другое слово;

б) девочка - сочетания чк, чн, нч пишутся без мягкого знака;

в) слово Роза обозначает имя собственное, пишется с большой буквы;

г) сорвала - проверочное слово рвать, пишется с безударной гласной а в корне слова; приставка со-

д) розы (какие?) красные – прилагательное множественного числа, окончание ые;

е) это предложение, т.к. оно выражает законченную мысль.

Уч-ль: Молодцы, ребята, в будущем вы можете стать прекрасными учителями. А почему же нужно так хорошо знать орфограммы?

Дети: Чтобы грамотно уметь говорить и писать.

Уч-ль: Правильно, не пером пишут, а умом.

г) Самооценка знаний орфографии.

V. Физминутка.

- Зарядка под музыку

Уч-ль: Молодцы, играй, отдыхай, а про дела не забывай. Работаем дальше.

VI. МОРФЕМИКА.

Сл 9 Что изучает наука «Морфемика»?

Дети: Морфемика изучает состав слова.

Уч-ль: А что входит в состав слова?

Дети: В состав слова входят корень, суффикс, приставка, окончание.

а) “Мозговая атака”

- Какие части слова знаете?

- Может ли слово быть без приставки? Без корня?

- Как называется изменяемая часть слова?

- Что такое приставка? Суффикс?

б) Игра “Угадай приставку”

- Услышите приставку - хлопок, суффикс - молчок!

За-, на-, над-, -ск-, -очк-, по-, пере-, -ушк-

в) Разбор слов по составу. Индивидуальная работа на доске.

Уч-ль: К доске - двое желающих. Нужно разобрать слова по составу цветной и подход.

г) Устный фронтальный опрос теоретического материала.

Уч-ль: Всем остальным: «Думай, вспоминай, быстро отвечай!»

- Какая часть слова стоит перед корнем?

- Какая часть слова стоит после корня?

- Для чего они служат?

- Окончание - это часть речи или часть слова?

- Какая эта часть слова?

- Без какой части не может существовать слово?
- Что такое корень?

- Молодцы, справились и с этим заданием!

д) Проверка разбора слов по составу.

Сл 10-13 е) Творческая работа. «Волшебные превращения».

1) Как большой дом превратить в маленький?

(Нужно к корню дом, прибавить суффикс —ик, получится маленький домик.

2) Как большой гриб превратить в маленький?

(гриб + ок = грибок)

3) Как рыбу превратить в человека?

(рыб + ак = рыбак)

4) Как березу превратить в гриб?

(под + берез + овик = подберезовик)

Уч-ль: Итак, ребята, какие же части слов делают поистине волшебные превращения? (приставки и суффиксы, они образуют новые слова).

Самооценка.

VII. МОРФОЛОГИЯ.

Сл 14 Уч-ль: Что изучает «Морфология»? (Части речи).

а) “Мозговая атака”

-Какие части речи знаете?

- Какая часть речи называется именем существительным?

- Как изменяется?

- Какая часть речи обозначает признаки предмета?

- В чём сходство между местоимением и именем существительным?

- Различие?

- Какая часть речи называется глаголом?

- Как изменяются глаголы?

б) Игра “Кто внимательный?”

- Две лягушки принесли задание. Я прочитаю сказку, а каждый из вас запишет в тетради все глаголы, которые услышит.

Две лягушки.

Две лягушки забрались в погреб и попали в горшок со сметаной. Положение было безнадёжным, и одна из лягушек не стала тратить силы, пошла на дно. А другая барахталась и вскоре ощутила под своими лапками что-то твёрдое: это она сама сбила из жидкой сметаны твёрдое масло. Оперлась она лапками на твёрдый масляный ком и выпрыгнула из горшка.

(11 глаголов)

Сл 15 Проверка

- На какие группы можно разделить глаголы? (по временам, с не и без частицы не, с приставками и без, с Ь знаком на конце и без, простые и составные)

в) Игра “Аукцион”

А теперь – аукцион,
Подведёт итоги он.
Тот, кто больше знает,
Тот и слово получает!

- Цепочкой называете по одному признаку слова, побеждает команда, назвавшая последний признак.

(Слово попугай - мужской род. единственное число, 3 слога, 7 букв, 7 звуков, 3 гласных, 4 согласных, может быть существительным или глаголом, надо смотреть в предложении.)

Говорит попугай попугаю:
“Я тебя, попугай, попугаю.”
Попугаю в ответ попугай:
“Попугай! Попугай! Попугай!”

VIII. Упражнения для глаз.

IX. СИНТАКСИС.

Сл 16 - Что изучает синтаксис? (Предложение)

а) “Мозговая атака”

- Что такое предложение?

- Какие бывают предложения?

- Какие члены предложения вы знаете?

б) Минутка смеха.

Сл 17 Курлявая мамруля окуврычила блюмчика.

-Над каждым словом укажите часть речи и подчеркните главные члены предложения. Дайте характеристику предложения.

Фронтальная работа.

Самооценка.

X. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

1. Общая отметка за урок.

Сл 18 - Сейчас оцените свои знания, поставьте себе общую отметку и посмотрите, какие разделы русского языка вы усвоили хорошо, а над какими еще нужно поработать. (Ответы детей).

2. Совместная рефлексия по разделам

- Что главное надо знать в каждом разделе?

- Какие задания для тебя труднее даются?

- Какие задания нравятся и делаешь легко?

3. Отметьте в кодовой таблице (приложение) свое настроение. Изменилось ли оно?

- Молодцы, ребята, я поздравляю вас с успешным усвоением учебного материла за 3 класс и считаю, что всех вас можно смело переводить в 4 класс! Старушка Шапокляк проиграла, вы победили! Мне было очень интересно и приятно общаться с вами на уроке.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку Обобщение изученного материала за год

Автор: Савченко Елена Владимировна

Дата: 27.10.2014

Номер свидетельства: 123222

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка " Роль имён прилагательных в языке" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rol-imion-prilaghatiel-nykh-v-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "142212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418234903"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "конспект урока русского языка на тему: "Учимся применять орфографические правила" "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-uchimsia-primieniat-orfoghrafichieskiie-pravila"
    ["file_id"] => string(6) "144685"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418758230"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока русского языка на тему: «Буквы Е-И в корнях с чередованием». 5класс "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-bukvy-ie-i-v-korniakh-s-chieriedovaniiem-5klass"
    ["file_id"] => string(6) "101767"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402434949"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока русского языка в 5 классе "О чем говорят устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-o-chiem-ghovoriat-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "108401"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403689137"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства