kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Местоимение. Обобщение и систематизация изученного материала"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

Повторение  и обобщение  знаний о части речи – местоимении; знание грамматических  признаков местоимений, его  синтаксической роли  в  предложении  и  правописания; совершенствование использования в речи имен и местоимений.

Задачи:

 1. Обучающие.

Повторить   и  обобщить  теоретические  сведения и закрепить практические навыки по теме. Уметь находить местоимения в тексте, определять их разряд, правильно употреблять и писать местоимения. Распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях. Расширять лексический запас учащихся.

 

2. Развивающие.

Развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес к предмету; развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, творческие способности, умение сравнивать, обобщать; вырабатывать умение практического применения полученных знаний; активизировать самостоятельную работу учащихся.

3. Воспитательные.

Вызвать чувства интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку; воспитывать в детях доброжелательность,  чувства товарищества, взаимовыручки

Оборудование: мультимедийный проектор, конспект, маршрутный лист.

Тип урока: урок  повторения  и  обобщения  изученного,  нестандартный урок-экскурсия.

Методы: словесный, иллюстративный, практический, частично-поисковый

Методы: словесный (беседа, понятия,), наглядный (мультимедийные ресурсы, презентация), практический, проблемно-поисковый, рефлексия. Они способствовали развитию у детей навыков общения, совместной деятельности, проявление их личных качеств.

Методы  обучения и используемые приемы технологии встречных усилий послужили способом  создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся. Они соответствовали характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков.

Формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая, парная.

Для организации деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми:

  • фронтальная (во время  обобщения изученного материала, тренировочных упражнений);
  •  работа в парах (для  взаимопроверки);
  •  индивидуальная (склонение местоимений);
  • групповая

Коллективная, парная формы работы способствовали формированию коммуникативной и социальной компетенций. Самостоятельная учебная деятельность была направлена на развитие у учащихся умений делать выбор, решать, каким будет способ учебных действий. На уроке был осуществлен разноуровневый подход к учащимся, который выражался в индивидуальном выборе практической деятельности (работа с притчей)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Местоимение. Обобщение и систематизация изученного материала" »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Суховская средняя общеобразовательная школа

















Конспект открытого урока русского языка в 6 «а» классе по теме:

"Местоимение.

Обобщение и систематизация изученного материала"















Подготовила:

учитель русского языка

Е.Н. Корчева














2014г.


Цель урока:


Повторение и обобщение знаний о части речи – местоимении; знание грамматических признаков местоимений, его синтаксической роли в предложении и правописания; совершенствование использования в речи имен и местоимений.


Задачи:


1. Обучающие.

Повторить и обобщить теоретические сведения и закрепить практические навыки по теме. Уметь находить местоимения в тексте, определять их разряд, правильно употреблять и писать местоимения. Распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях. Расширять лексический запас учащихся.


2. Развивающие.

Развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес к предмету; развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, творческие способности, умение сравнивать, обобщать; вырабатывать умение практического применения полученных знаний; активизировать самостоятельную работу учащихся.


3. Воспитательные.

Вызвать чувства интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку; воспитывать в детях доброжелательность, чувства товарищества, взаимовыручки


Оборудование: мультимедийный проектор, конспект, маршрутный лист.


Тип урока: урок повторения и обобщения изученного, нестандартный урок-экскурсия.


Методы: словесный, иллюстративный, практический, частично-поисковый.


Формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая, парная.























Ход урока

I. Психологический настрой.

Слово учителя.

Добрый день! День сегодня действительно добрый. Улыбнёмся, пожелаем друг другу улыбкой тепла и света. (Слайд №1)

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в страну Морфологию. Мы уже бывали в этой стране и узнали многое об имени существительном, прилагательном, числительном. А недавно закончили изучение темы “Местоимение”. Сегодня мы повторим, обобщим и закрепим наши знания по этой теме.
По дороге знаний мы увидели рекламный щит.
Фирма “МЕСТОИМЕНИЕ” предлагает свои услуги по замещению в тексте любых имён:

  • существительных;

  • прилагательных;

  • числительных.

Фирма “МЕСТОИМЕНИЕ” ещё никого не подводила. Если хотите воспользоваться услугами фирмы, можете убедиться в возможности местоимений. Захватите с собой маршрутный лист. В течение всего нашего путешествия мы будем работать на маршрутных листах, выполняя устные и письменные задания сотрудников фирмы.

На первой странице маршрутного листа необходимо оставить свои данные – фамилию и имя. Запишите дату: шестое мая и классная работа.

Мы с вами очутились на территории фирмы. Куда же дальше?! Дорогу нам поможет найти указатель с заданием.


СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

МЕСТОИМЕНИЕ

ПРЕДЛОГ


Что общего в названиях? (части речи)

Что лишнее? (предлог – служебная часть речи, а остальные – самостоятельные)

Чем местоимение отличается от других частей речи? (местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их)

Улица Знаний Офис фирмы “Местоимение” расположен в 8миэтажном здании. Почему именно в 8миэтажном, а не в 2х или 3х?

Соедините

Я, ты, он, вы. Отрицательное

Этот, тот, таков. Неопределённые

Какой-то, что-то. Возвратное

Никакой, нечто. Определительные

Мой, свой, его, наше, их. Притяжательное

Себя Вопросительные

Весь, иной Личные

Кто, чей, который. Указательные

Слово учителя.

Вошли в офис фирмы “МЕСТОИМЕНИЕ”. В фойе видим лозунг фирмы: «Всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего». К.Д.Ушинский.


Слова Ушинского написаны и у нас на маршрутных листах. Это говорит о том, что мы пошагово повторяем, закрепляем, и именно это позволяет нам идти дальше, изучать что-то новое и интересное.

На 1-ом этаже расположен “Отдел личных местоимений”.

Упражнение 1 Найдите местоимения. Подчеркните личные местоимения.

Я, он, вас, воз, ты, нас, нос, мне, который, мну, яму, тебе, ничто, тобой, табун, вес, но, оно.

А какие слова оказались “лишними”?

Как изменяются личные местоимения, какими членами предложения они являютсяОтвет подтвердить примерами.
(Личные местоимения изменяются по числам и падежам, в 3 лице местоимение он изменяется и по родам. В предложении они являются дополнением и подлежащим).

Учитель: Лингвист Дитмар Эльяшевич Розенталь предупреждал: «Осторожно: местоимения!» Что он имел в виду? Почему мы должны быть осторожны? (не только в написании, но и в употреблении в речи)

Упражнение 2 Обратимся к отрывку из рассказа А.Чехова «Ванька». Из письма героя:

А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать.

- Что означает выделенное слово?

Шпандырь (немецк.) - ремень, которым сапожники прикрепляют работу к ноге. Шпандорить, пришпандорить кого-нибудь, приструнить, взять строго в руки.

-Какова в целом лексика отрывка?

-Есть ли здесь примеры неправильного употребления местоимений? Исправьте речевой недочет.

-С какой целью Чехов использует такую лексику и неправильные формы местоимений? (Это средство характеристики героя)

Учитель: Ребята, действительно, по речи познается человек. Помните пушкинских богатырей из «Сказки о мертвой царевне»?

Они

Вмиг по речи распознали,

Что царевну принимали.


Следите за своей речью. Будьте осторожны с местоимениями.

Справились с заданием и имеем право подняться на 2-ой этаж. Здесь нас поджидает одно-единственное слово-местоимение. Этот сотрудник фирмы, который сам себе начальник, сам себе исполнитель. Как вы думаете, в каком отделе фирмы мы очутились?

(Это отдел возвратного местоимения себя.)

Что вы знаете об этом местоимении?
(Себя указывает на того, о ком говорят. Изменяется по падежам, но не имеет И.п.)

А какие морфологические признаки отсутствуют у этого местоимения?

Упражнение 3 Вставьте местоимение себя в нужной форме. комментированное письмо.

  1. Тебе нужно взять с собой учебник.

  2. Петя пригласил нас к себе в гости.

  3. Мы часто говорим между собой о наших друзьях.

По лестнице поднялись на 3-ий этаж.

И оказались в “Отделе? , а в каком отделе вы узнаете из Морфемной игры «Собери слово»

  • пригород

  • тяжесть

  • сделать

  • удивительный

  • отрицательных

Взяв из 1-го слова приставку, из 2-го – корень, из 3-го – суффикс, из 4-го – суффиксы, из 5-го – окончание, вы получите название 5-го разряда – притяжательных.

притяжательных местоимений” . Само название отдела говорит о том, что они указывают на принадлежность предмета какому-либо лицу или лицам.

Что вы знаете о притяжательных местоимениях?
(Притяжательные местоимения указывают на принадлежность, отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?)

Упражнение 4 1. Подчеркните притяжательные местоимения как члены предложения. Укажите род, число, падеж.

Обратимся к тексту притчи. Что такое притча? (краткий иносказательный поучительный рассказ)


Двое друзей много дней провели в пути.
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Обиженный ничего не сказал. Он молча написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину".
Друзья прод..лжали свой путь. Вот они подошли к озеру, в котором решили искупат(?)ся. Тот, кто получил пощ..чину, едва (не) ут..нул, а друг спас его. Когда тонувший пришёл в себя, то высек на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь".
Его товарищ задал вопрос: «Почему, когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне?» Ответ был таков: «Когда кто-нибудь нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть нашу надпись. Но когда кто-то делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это».
-Чему учит нас эта притча? Какова её основная мысль? ( Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне! И пусть тебе будет легко и светло...)

2. Подчеркните в выделенных предложениях местоимения как члены предложения, укажите их разряды. Объясните написание вставленных букв.


Мы вошли в кабину лифта. Поднялись на 4-ый этаж. Как только двери открылись, мы увидели перед собой табличку с надписью названия отдела: “Отдел указательных местоимений”

Назовите указательные местоимения. (Тот, этот, такой, таков, этот)

Упражнение 5 Просклоняйте указательные местоимения.

I Этот (воробей)

II Такой (шалун)

И.п. этот

И.п. такой

Р.п. этого

Р.п. такого

Д.п. этому

Д.п. такому

В.п. этого

В.п. такого

Т.п. этим

Т.п.таким

П.п. об этом

П.п. о таком

Время идет быстро. Нам надо успеть ещё пройти 4этажа. поднимаемся на 5-ый. Его занимает “Отдел определительных местоимений”

Упражнение 6 Работа в парах.

Задание: Определить значение фразеологизмов.

Самое большее – Не больше чем (столько-то).

Сам не свой - (Расстроен, потерял душевное равновесие.)

Сам по себе - (Самостоятельно, без помощи, отдельно.)

Само собой - (Невольно, непроизвольно, без каких-либо усилий)

А пока все выполняют задание, один человек у доски выполняет морфологический разбор.

Самое большее

  1. самое - это местоимение, которое указывает на степень полноты охвата предмета, степень качества.

  2. Н.ф. самый

  3. Определительное

  4. В тексте употреблено в форме ед. ч., им.п., ср.р

  5. В предложении является определением.


Сотрудники фирмы призывают всех поддерживать своё здоровье. Мы прошли большую часть пути, утомились, поднимаясь по лестнице, на лифте. Теперь необходимо отдохнуть.


II. Физминутка.

Сейчас я буду называть местоимения. Если местоимение пишется слитно – вы поднимаете руки вверх, если местоимение пишется раздельно – руки в стороны, если местоимение пишется через дефис – вы приседаете.

Некого, не у кого, кое-кто, никого, ни у кого, кого-то, нечем, не за чем, чем-нибудь, некоторый, кое у кого, кое-кому, ничему, ни к чему, чему- либо, никем, ни с кем, кем-нибудь, некем, не с кем, кем-то, что-нибудь, ничто, ни за что, за что-то, нечто, не за что,


На шестом этаже предстояла встреча со старыми знакомыми – вопросительными местоимениями. Почему со старыми знакомыми? Да потому что мы неоднократно имели с ними дело, беседуя о склонении имён существительных, прилагательных, числительных. Помните, какие вопросы мы задавали к сущ., прилаг., числит.?

Всю эту работу выполняют сотрудники фирмы “МЕСТОИМЕНИЕ” – “Отдел вопросительно-относительных местоимений” .

Старые знакомые предложили ответить нам на вопросы-загадки:

  1. Какое местоимение можно записать одной буквой? (Я)

2) Какие два местоимения мешают автотранспорту? (Я – мы)

3) Сколько личных местоимений в слове “семья”? (семь)

- А какова роль относительных местоимений?

Их роль выполняют местоимения вопросительные в тех случаях, когда надо соединить придаточную часть СП с главной частью, т.е. выступить в роли союзного слова.

Упражнение 7 работа на доске.

Составьте предложение таким образом, чтобы местоимения который, чей выступали в разных разрядах. Например: кто стучится в дверь ко мне? (Я спросил, кто стучится)


На 7-ом этаже нас подстерегает неприятная неожиданность: к дверям прикреплены такие записки:

  • “Дома никого нет”.

  • “Здесь живёт никто. Ни на чьи звонки не открываю”.

  • “Никаких претензий не принимаем. На вопросы отвечать некому. И винить некого”.

Вот так история! Как же быть? А давайте внимательно прочитаем записки. Отрицательные местоимения решили подшутить над нами, спрятались в них.

  • На что указывают отрицательные местоимения? (на отсутствие предметов, признаков)

Как они образуются? Когда частицы с отрицательными местоимениями пишутся раздельно?

Предлагаю игру. Составьте со мной диалог. Я задаю вопрос, а вы отвечаете местоимением.


Кто сегодня опоздал? Никто.

Какое задание тебя затруднило? Никакое.

Чей ответ был плохим? Ничей.

Кого винить, если сам виноват? Некого.

Что исправить, если нет ошибок? Нечего.


Какие местоимения вы употребили? Какова особенность последних двух? Какие приставки в первых трёх? Почему?

Упражнение 8 Исправьте ошибки в написании местоимений

Смотреть ни на что смотреть не на что
ни чего не делать ничего не делать
нечему не удивляться ничему не удивляться

На 7-ом этаже сотрудники фирмы местоимений задали нам каверзный вопрос. Чтобы попасть на 8-ый этаж, необходимо ответить на вопрос: “Местоимений, какого разряда больше всего? И почему?” (больше всего неопределённых местоимений, потому что они образуются от каждого из вопросительных при помощи 5-и морфем: не-, кое-, -то, -либо, -нибудь). Когда приставка –кое- с неопределёнными местоимениями пишется раздельно Почему некоторые неопределенные местоимения пишутся через дефис?

Упражнение 9 Составьте с ними словосочетания (запись на доске и в тетрадях).

И мы с вами сразу же очутились на 8-ом этаже.


Просмотрите внимательно отрывок из м/ф, какую ошибку в произношении допустит герой?

Мальвина. Предположим, что у Вас в кармане два яблока. НЕКТО взял у Вас одно яблоко. Сколько осталось яблок?

Буратино. Два.

Мальвина. Почему?

Буратино. Я же не отдам НЕКТУ яблоко, хоть он дерись.

– Какую ошибку в произношении допустил Буратино? Как называется мультфильм, кто автор произведения? Какое отступление от языковой нормы усиливает юмористическую окраску данного эпизода? Неопределённое местоимение НЕКТО склоняется или не склоняется?

Слово учителя.

Попрощавшись с “Отделом неопределённых местоимений”, мы входим с вами в кабину лифта, нажимаем кнопку и спускаемся на 1-ый этаж.

Двери лифта раскрылись, и мы оказались в фойе офиса. Сотрудники фирмы предлагают посмотреть видеоролик. Просмотр видеоролика. Давайте подведём итоги. Подумай, что произойдет, если из нашего языка исчезнут все местоимения? Мы с вами заверим сотрудников, что ежедневно будем пользоваться услугами фирмы “МЕСТОИМЕНИЕ”, потому что без них нам просто не обойтись.


Мы сегодня побывали на фирме “МЕСТОИМЕНИЕ”, повторили и теорию, и практику, проявили себя в творчестве. Мне ваша работа очень понравилась, если вам также было интересно, я прошу поднять желтый смайл, если вам было скучно, неинтересно, прошу поднять зеленый. Или синий.

Выставление отметок. Хотелось бы отметить работу следующих ребят….

Домашнее задание. 1.Подготовиться к контрольной работе по теме «Местоимение».

2.На выбор: подобрать пословицы с местоимениями разных разрядов или

составить кроссворд по теме «Местоимение»

Ребята, я желаю вам, чтобы ваши уши были открыты советам, а память – кладовой.

Разница между умными и глупыми людьми представляется мне своеобразным мерилом для сопоставления противоречивого. 
И действительно, умный человек стремится познать окружающий мир и принести пользу людям: уши его открыты советам, а память – кладовая светлой грусти. Он постоянно увлечён и ищет в жизни удивительное, необычное, и дни его поисков представляются ему потом самым прекрасным временем его жизни. … Он не жалеет о своём прошлом. 
Глупый же не найдёт своего места в жизни. Он увлекается чем попало, заполняя дни бесплодными, бесцельными затеями. Молодость не вечна, но глупец не задумывается над этим. … И однажды, слишком поздно, замечает – время согнуло его, лучшие годы прошли в собачьих хлопотах, а старость омрачена горьким раскаянием. 
Из «Слов назидания» Абая



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Корчева Елена Николаевна

Дата: 13.07.2014

Номер свидетельства: 109943

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока русского языка и презентация "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-i-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "190347"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427135496"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Урок-обобщение части речи"
    ["seo_title"] => string(33) "urok_obobshchieniie_chasti_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "387101"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1486057540"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства