Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Второстепенные члены предложения".»
Тема урока: Второстепенные члены предложения.
Цель: научить отличать второстепенные члены от главных, находить второстепенные члены в предложении.
Задачи:
обучающая: организовать работу учащихся по повторению и углублению понятий о главных и второстепенных членах предложения; ввести в активный словарь учащихся термина второстепенные члены предложения;
развивающая: развивать познавательную активность обучающихся посредством формирования общеучебных навыков: мышления, способности анализировать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы;
воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, вырабатывать навыки самостоятельной деятельности, речевого общения.
Тип урока: проблемный.
Ведущий метод обучения: частично-поисковый
Методическое оснащение занятия:
Схема-опора
плакат-алгоритм
раздаточный материал
зрительный ряд: зимние пейзажи
Карточки с лексическим значением слов (Приложение 1)
Конспект урока 1. Организационный момент 2. Актуализация прежних знаний
1. Обратите внимание на опорные понятия.
На доске:
сказуемое
подлежащее
основа предложения
главные и второстепенные члены предложения
грамматическая основа предложения.
– Подумайте, о чем пойдет речь на уроке? О каких понятиях у вас уже есть представление? Скажите о них. Верно, сегодня мы будем говорить о членах предложения.
2. “Интеллектуальная разминка”. (Приложение 1)
На доске:
интеллект
интеллектуальный
– Что означает слово “интеллект”? Определите его лексическое значение. Если затрудняетесь, обратитесь к толковому словарю. Запишите в словарь эти слова и запомните их написание и значение.
3. Изучение новой темы
1. Постановка проблемы.
На доске:
В полях лежит серебристый снег.
Лежит снег.
Снег.
В полях . . . . . серебристый . . . . .
– Исследуйте, какие из данных примеров являются предложениями, а какие – нет? Чем они отличаются друг от друга? Найдите подлежащее и сказуемое.
Решение проблемы:
1, 2, 3 – предложения 4 – не предложение.
Доказательство:
1 – состоит из главных и второстепенных членов. 2 – состоит только из главных. 3 – только из главного. 4 – только из второстепенных членов.
Вывод: Предложение может состоять из главных и второстепенных членов, или только из главных, из второстепенных – не может. Вот почему подлежащее и сказуемое называют главными, а другие – второстепенными членами предложения.
– Итак, на сегодняшнем уроке речь пойдет о второстепенных членах предложения.
Запись темы урока в тетрадь: “Второстепенные члены предложения”
2. Изучение нового материала
– Сегодня мы узнаем нечто новое о том, что уже вам известно. Обратимся к учебнику п. 27, с.70 Прочитайте первую фразу. Как вы думаете, что поясняют второстепенные члены? Что значит “поясняют”? Обратимся к словарю. (Приложение 1)
Упражнение №167 /письменно/.
Прочитайте вторую фразу п. 27. Давайте попробуем построить схему – опору для дальнейшей работы из следующих знаков:
На доске:
– А теперь давайте обратимся к более полной схеме – опоре, которая поможет нм в решении практических задач:
– Что вам уже известно? Что нового узнали?
4. Закрепление изученного материала
1. На доске:
Первый снег всегда поражает своей белизной.
– Какие действия и в какой последовательности нужно выполнить, чтобы разобрать предложение по членам. Попробуйте составить алгоритм. (Приложение 1) С чего начнем? Запишите предложение, подчеркните члены предложения. В каких случаях вам было трудно установить второстепенный член предложения? Какие пункты алгоритма вам помогли?
2. Контрольный тест (по вариантам) Приложение 2
(Самопроверка с помощью ключа.)
3. Психологическая разгрузка
– Этап самостоятельного закрепления знаний. Определение ролей второстепенных членов в предложении. Работа по карточкам. Приложение 3
На доске: Зимние пейзажи (фотозарисовки)
– Чем отличаются составленные вами предложения от данных?
5. Домашнее задание
– Напишите сочинение – этюд на одну из тем:
“А за окном опять зима”.
“Здравствуй, гостья зима!”
“Морозные узоры на моем окне”.
“Каким я увидел снег”.
При выполнении домашнего задания используйте предложения, распространенные второстепенными членами.
6. Подведение итогов урока
– Было ли трудно вам сегодня на уроке? С чем вы ушли с урока? Чему научились? Изобразите свое настроение.