Урок русского языка в 3 классе по теме: Второстепенные члены предложения
Автор-составитель: Котова Елена Сергеевна
Технологическая карта урока
Тема урока: Второстепенные члены предложения.
Раздел: Как устроен наш язык
Класс: 3
Урок 40 минут.
Тип урока: Закрепление и проверка изученного материала.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах.
Цели урока:
Обучающие: обобщить и проверить навык нахождения второстепенных членов предложения по вопросам, обозначения их на письме.
Развивающие: учить учащихся взаимопомощи, взаимоконтролю, самоконтролю.
Воспитательные: формировать у учащихся самостоятельность в работе.
Оборудование: разработанные учителем тесты, алгоритмы.
Планируемые результаты: учащиеся правильно ставят вопросы к второстепенным членам предложения, находят их безошибочно в предложениях и правильно обозначают в тексте.
Структура урока и ход урока
1. Вводная часть. Приветствие, сообщение темы и цели урока, запись числа (2 минуты).
2. Каллиграфическая минутка (2 минуты).
В Вт Вл Во
Второстепенные члены предложения
3. Словарная работа (8 минут).
Учитель читает предложения. Ученики выбирают изученные слова с непроверяемым написанием, ставят к ним вопрос и записывают в тетрадь вопрос и слово.
Вчера я ехал в трамвае. Со мной были ребята из моего класса. Мы весело общались. Петя рассказал интересный случай. Скоро наша остановка. Завтра будет суббота. Оля пригласила нас к обеду на пирог.
Запись в тетради: (Когда?) Вчера, (в чём?) в трамвае, (кто?) ребята, (из чего?) из класса, (как?) весело, (какой?) интересный, (когда?) скоро, (когда?) завтра, (что?) суббота, (к чему?) к обеду, (на что?) на пирог.
4. Взаимопроверка словарной работы (3 минуты).
Ученики обмениваются тетрадями, берут карандаш и проверяют работу соседа.
5. Физкультурная минутка «Приставки» (2 минуты).
Учитель показывает карточки слов с пропущенными приставками.
Ученики проговаривают приставки и выполняют соответствующие действия.
Милым детям нужно …стать, (встают)
Руки медленно …нять. (поднимают руки)
Пальцы …жать, потом …жать, (сжимают и разжимают пальцы)
Так секунду …стоять. (стоят, подняв руки)
Руки плавно …пустить. (опускают руки, садятся)
Всё ещё раз повторить. (повторяют всё сначала)
6. Закрепление изученного материала (7 минут).
1. Работа в парах.
Учащиеся получают карточку с вопросами и обозначениями второстепенных членов предложения.
Вопросы
Что обозначают?
Кого? Какой? Где? Чего? Кому? Какая? Куда? Чей? Зачем? Чему? Откуда? Чья? Что? Какое?
Почему? Когда? Чьё? Кем? Как? Чьи? Чем? О ком? Какие? О чём?
Признак предмета
На какой предмет направлено действие
Место, время, цель действия
Задание: выберите и подчеркните вопросы, на которые отвечает:
1-й ряд – дополнение,
2-й ряд – определение,
3-й ряд – обстоятельство.
2.Формулировка правил детьми по алгоритму: «Что такое дополнение, определение, обстоятельство».
На доске алгоритм:
Какой член На какие вопросы Что Как обозначается
предложения? → отвечает? → обозначает? → в предложении?
7. Организация самостоятельной работы учащихся (9 минут).
Тест по вариантам.
Вариант 1.
1. Найди все обстоятельства в предложении: «Я часто купался на песчаной отмели».
1. купался
2. часто
3. на отмели
4. на песчаной
2. Найди дополнение в предложение: «Ребята интересно рассказывали о птицах».
1. интересно
2. ребята
3. о птицах
4. рассказывали
3. Найди предложение, которое соответствует схеме: - ____ ~ ~~~~~ _____.
1. В широких лугах зацвели одуванчики.
2. У дороги растут душистые ромашки.
4. Разбери предложение по членам предложения.
1. Ночью одуванчики крепко спят.
2. Душистые ягоды облепили тонкие ветки.
Вариант 2.
1. Найди все обстоятельства в предложении: «Вечером мы весело играли с ребятами».
1. играли
2. вечером
3. с ребятами
4. весело
2. Найди дополнение в предложении: «Дети рисовали лесных зверей».
1. рисовали
2. дети
3. зверей
4.лесных
3. Найди предложение, которое соответствует схеме:_____ ____ ~ ~~~~~ - - .
1. На лесных лужайках цветут ромашки.
2. Мы вышли на большую поляну.
4. Разбери предложение по членам предложения.
1. На лугу пышно цветёт клевер.
2. У лесных птиц появились птенцы.
Критерий оценки теста и ответы.
Вариант 1.
Вариант 2.
Критерий
оценки
1. 2-часто, 3-на отмели
1. 2-вечером, 4-весело
1 балл
2. 3-о птицах
2. 3-зверей
1 балл
3. 2-У дороги растут душистые ромашки.
3. 2-Мы вышли на большую поляну.
1 балл
4. 1.Ночью одуванчики крепко спят.
2.Душистые ягоды облепили тонкие ветви.
4. 1.На лугу пышно цветёт клевер.
2.У лесных птиц появились птенцы.
2 балла
5 баллов
8. Подведение итогов (2 минуты).
Формулировка проблемы и выводы по теме урока:
- С какими членами предложений мы сегодня работали?
Выставление оценок.
9. Домашнее задание: тетрадь «Учусь писать без ошибок», стр.37, упр.85.