8 класс
Тема: «Второстепенные члены предложения»
Цели:
повторить сведения о грамматической основе предложения; показать различие между главными и второстепенными членами предложения, познакомить с ролью второстепенных членов предложения
Ход урока
Слайд 1
- Организационный момент.
Слайд 2
- Актуализация знаний. Опрос (5 мин).
- Назовите главные члены предложения.
- Что такое подлежащее? Чем оно может выражаться?
- Что такое сказуемое? Назовите виды сказуемого.
- Что значит простое глагольное сказуемое?
- Что значит составное глагольное сказуемое? Из каких частей оно состоит?
- Что такое составное именное сказуемое? Из каких частей оно состоит?
- В каких случаях между подлежащим и тире ставится тире?
- Когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится?
- Комментированное письмо (8 мин).
Задание: записать предложения, подчеркнуть главные члены предложения.
Хлеба обмолочены. Дворец казался островом печальным. Я хотел бы помочь вам. Несколько повозок въехало во двор гостиницы. Я готов с вами поспорить. Князь подвел гостей к окну, и им открылся прелестный вид. Пушкин – гений особого склада.
- Тестирование по теме «Главные члены предложения» (6 мин) (Приложение 1).
- Изучение нового материала (10 мин).
- «Синтаксическая пятиминутка»
Слайд 3
Задание: записать четверостишие, подчеркнуть грамматические основы предложения.
Играют волны, ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит. Увы, он счастия не ищет И не от счастия бежит.
- Беседа:
- В чем разница между этими двумя предложениями?
- В чем различие между главными и второстепенными членами предложения?
- Назовите второстепенные члены предложения.
- Какова их роль в предложении?
- Работа с учебником (с. 60-61, § 23).
- Запись схемы «Члены предложения» в тетрадь.
Слайд 4
Члены предложения
главные
второстепенные
подлежащее
сказуемое
дополнение
определение
обстоятельство
- Закрепление изученного. Работа с учебником (с. 61, упр. 121) (7 мин).
Задание: записать предложения 2, 5, 6, расставляя знаки препинания; подчеркнуть все члены предложения.
- Итоги урока (2 мин).
Слайд 5
- Домашнее задание: § 23, 24, упр.122 (предложения 1-4) (2 мин).
Приложение 1
«_____»_______________ 201__ г. Вариант 1
ТЕСТ по теме «ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» учени_____ 8 класса «___» МОУ СОШ № _____
_____________________________________________________________
- Укажи предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием:
- Маленькая гостиная была неуютной. 3) Мы с Аликом принялись за работу.
- Наше завтра будет прекрасно. 4) Прямо к станции летит тройка удалая.
- Укажи предложение, в котором неверно выделено подлежащее:
- Опоздавшие пассажиры спешили занять свои места.
- Мы с тобой поедем к морю.
- У этого мастера золотые руки.
- Город Тамбов расположен на реке Цна.
- Укажи предложение с простым глагольным сказуемым:
- Он собирается заниматься в новой спортивной школе.
- Стану сказывать я сказку.
- Я буду учителем в вашей школе.
- Я буду строить новый дом.
- Укажи предложение с составным именным сказуемым:
- Он был высокого роста. 3) Я был рад помочь вам.
- Я готов с вами поспорить. 4) Вы должны трудиться.
- В каком предложении неверно подчеркнуты подлежащее и сказуемое:
- Уметь слушать – это великое искусство.
- Дежурный сегодня Семёнов.
- Наш закон – помнить добро.
- Первый долг человека в жизни – передавать другим своё ремесло.
- Укажи неверное утверждение: Тире между подлежащим и сказуемым
- Ставится, если перед сказуемым стоят слова это, вот, значит.
- Не ставится, если перед сказуемым стоят союзы будто, словно, как.
- Ставится, если перед сказуемым стоит частица не.
- Ставится, если подлежащее и сказуемое выражены неопределенной формой глагола.
- Найди предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым:
- Жизнь прекрасна и удивительна.
- Жизнь прожить не поле перейти.
- Жизнь как сон.
- Сердце не камень.
- Читать это не только узнавать факты.
- У сильного всегда бессильный виноват.
«_____»_______________ 201__ г. Вариант 2
ТЕСТ по теме «ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» учени_____ 8 класса «___» МОУ СОШ № _____
_____________________________________________________________
- Укажи предложение, в котором подлежащее выражено наречием:
- Пять не делится на два. 3) Наше завтра будет прекрасно.
- Далече грянуло ура! 4) Лучший из учеников был награждён грамотой.
- Укажи предложение с составным глагольным сказуемым:
- Он казался всесторонне развитым человеком.
- В путешествии мы узнали очень много интересного.
- Сирень начинает отцветать в начале лета.
- Дом будут строить каменщики.
- Укажи предложение, в котором неверно выделено сказуемое:
- Погода была хорошая. Я долго не мог с ними встретиться.
- Он просил приехать нас завтра. Он был удачливым охотником.
- Укажи предложение с составным именным сказуемым:
- Ребята будут купаться в реке. 3) Ей туфли впору будут.
- Он не станет со мной дружить. 4) Я должен был признать свои ошибки.
- В каком предложении неверно подчёркнуты подлежащее и сказуемое:
- Мы решили укрыться от дождя.
- Помнить – значит предвидеть.
- Твой путь будет тернист.
- Злой язык как стрела.
- Укажи неверное утверждение: Тире между подлежащим и сказуемым
- Ставится только тогда, когда нет глагола-связки
- Ставится, если подлежащее и сказуемое выражены одной и той же частью речи
- Не ставится при наличии частицы не перед именной частью сказуемого
- Не ставится, если перед сказуемым стоит сравнительный союз.
- Найди предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым:
- Знание это сила.
- Умный смех как прекрасный источник энергии.
- Эти равнины словно бескрайнее море.
- Бедность не порок.
- Я всем чужой.
- Байкал самое глубокое озеро на планете.