kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме: "Состав слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: "Состав слова" поможет в игровой форме обобщить и систематизировать  знания учащихся о составе слова, расширить кругозор детей по этой теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Состав слова"»

Урок русского языка в 3 классе


Тема: «Состав слова».



Учитель: Юрина Марина Борисовна

Цели:

1.Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе слова.

2.Расширить кругозор детей о слове.

3.Работать над развитием речи учащихся.

4.Формировать интерес к русскому языку.

Тип урока: Урок - обобщение.

Методы: наглядный, практический, частично – поисковый.

Форма урока: урок – игра.

Формы работы: фронтальная, индивидуально – групповая.



Оборудование:

1.Рисунки двух кленовых деревьев с листочками.

2.Кузовок с кроссвордом.

3.Рисунки: ведьма, медведь, земляника, ежевика, рябина, курочка Ряба.

4.Жетоны.

5.Смайлики.


Литература:

1. Н.Н.Ушаков " Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах".

2.В.П.Канакина «Радость познания - в слове».

3.Интернет – ресурсы.

Слайд 1



1.Постановка проблемы .Слайд 2


-Сегодня у нас необычный урок. Мы проведём творческую игру по русскому языку. Цель - выявить знатоков этой темы. Послушайте стихотворение С.Острового "Первородство" и определите тему урока. В этом стихотворении есть вам подсказка.


Чтение учащимися стихотворения Сергея Острового "Первородство".

.

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны...

И когда я слышу:

- Извини меня!

Это значит:

- Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня,

Своё пространство, свои рубежи.

И когда я слышу:

- Обереги меня!

Это значит:

- Берегами меня окружи.

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

Когда я слышу:

- Защити меня!

Это значит:

- Укрой меня за щитом!

Вслушайся! Вникни! Не позабудь!

У слова свой норов. Своё нутро.

И если ты в эту проникнешь суть -

Слово тебе сотворит добро. (Состав слова)

- Последние строки стихотворения будут девизом нашей игры. Слово тебе сотворит добро.


2.Разминка


1) Ребята, от какого слова произошло слово "извини "? Какой корень в этом слове? Назовите остальные части слова. (От слова вина, корень - вин, приставка – из, окончание -и)

2) - От какого слова произошло слово "обереги"? Какой корень в этом слове? Разберите по составу. (От слова беречь, корень – берег, приставка – о, окончание – и)

3) От какого слова произошло слово? Какой корень в слове "защитник"? Определите состав слова..

(от слова щит, корень – щит, приставка –за, окончание – нулевое, суффикс – ник)

Молодцы! Разминка прошла успешно.


3. Проверка домашнего задания. Слайды 3,4,5


Вы получили задание найти в словарях, интернете информацию о том, что обозначают слова ведьма и медведь и каково их значение? Как вы думаете, являются эти слова родственными?

1) - Действительно, слова ведьма и медведь родственные. Они произошли от одного и того же слова ведать, т.е. знать. Ведьма - знающая, знахарка. Когда - то это слово было хорошим, ведь ведьма знала лекарственные травы и как лечить ими больных. А потом появились сказки о злых ведьмах, и слово стало плохим.

2) Медведь - зверь, который ведает, знает, где находится мёд. Назовите корни в этих словах.

3) - Какого цвета курочка Ряба? Почему её назвали Рябой, а не Чернушкой или Белянкой?

- Верно, курочка Ряба - рябая, пёстрая.


4.Конкурс " Наполни кузовок". Слайд 6


- Чтобы наполнить этот кузовок, нужно вписать в пустые клеточки отгадки, которые являются названиями ягод.

- Чтобы помочь, я загадаю загадки.


а) Вот первая.

В сенокос горька,

А в мороз сладка.

Что за ягодка? (Рябина)

- Почему её так назвали?

Слово рябина, как и слово Ряба, произошло от славянского слова ряб, что обозначает рябой, пёстрый. Ведь сочетание ярко- зелёных мелких резных листьев рябины и оранжево- красных ягод этого деревца вызывает ощущение, что рябит в глазах.

- Как вы думаете, какой корень в слове рябина? (ряб, рябин)

Одни говорят, что корень - ряб -, а другие - рябин-

. Кто же прав? Значит, от корня могут образовываться не только новые слова, но даже и новые корни. Суффикс – ин - так прирос в слове рябина к корню ряб -, что получился новый корень - рябин -.А из него выросли новые слова.

Назовите как можно больше слов с этим корнем. ( Рябина, рябинка, рябинник, рябинный, рябиновый.)


б) Отгадайте вторую загадку.

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви её поди - ка :

Куст в колючках, будто ёж,

- Вот и назван... (Ежевика)

- Какой корень в слове ежевика? (ежевичное варенье- корень - ежевик, окончание –а)


в) - А теперь третья загадка.

Я капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица. (Земляника).

- Какой корень в этом слове? (корень- земл , окончание – а, суффиксы- -ян- -ик-)


- Молодцы. Вот мы и наполнили кузовок.



5 .Составление семейки слова Русь. Слайд 7


- Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Россия.)

- А как называлась наша страна в стародавние времена? (Русь).

- А почему назвали так нашу страну? Не знаете?


А вот послушайте, что пишет об этом С. Романовский: " Короткое - в один слог всего! А какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Учёные высказали много соображений, что оно обозначает: и кто из учёных прав, а кто – нет, я не знаю. Да и никто, наверное, не знает. Положа руку на сердце, я считаю, что у слова Русь много значений, как притоков у великой реки. Русь. Русские. Россия. Россияне. Не мне одному представляется, что слова эти родственны словам: Русло, то есть ложе реки, по которому оно течёт. Русалка - сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом. Роса и производное от неё слово росяница - обильная, толстая роса, лежащая поутру на траве или деревьях. Иными словами, Русь - это сторона, где много рек и озёр, а русский - это человек, живущий у воды».

- Теперь назовите мне семейку слов, родственных со словом Русь. ( Русский, русло, Русалка.)


6. Конкурс " С какого дерева упали листья?" Слайд 8

- На лес налетел ураган. С двух деревьев он сорвал все листья и разбросал их по поляне. Угадайте, с какого дерева, какие листья упали.

- Не забудьте, что у слов, написанных на листьях, такие корни, как у деревьев. Собираем листочки "цепочкой", по очереди.

Проверка.

Первое дерево: водник, водокачка, водоворот, водолаз, водопой, водоросль, водоём, половодье, заводь.

Второе дерево: водитель, наводчик, заводной, вожатый, поводок, провод, завод, заводила, вводный.

-Ребята, один листик приземлился на мой стол. Что же на нём написано?

Прочитайте: водопровод

. С какого дерева этот листик? ( Он может быть и с первого и со второго.)


7. Конкурс "Кто больше?" Слайд 9


1) Постарайтесь назвать как можно больше родственных слов с корнем.


. А вот с каким корнем, вы узнаете, отгадав загадку: " Лежал, лежал, а весной в реку побежал". ( Снег, снежок, снежный, снеговик, снежинка, снегопад, подснежник, снежище, бесснежный.)

- Какой корень в этих словах? Что вы заметили? ( Снег -, -снеж-. Чередование г- ж.)


2) Послушайте стихотворение В. Берестова " Гуси".

Ваша задача - запомнить все родственные слова из стихотворения к слову гуси.

Тот, кто с гусятами близко знаком,

Знает, гусята гуляют гуськом;

Тот же, кто близко знаком с гусаком,

К ним не рискнёт подойти босиком.

(Гусята, гуськом, гусак.) Какой корень в этих словах? (Гус)


Назовите ещё родственные слова к слову гуси. ( Гусыня, гусиный.)


8. Игра с приставками. Слайд10


Напишите приставки к слову бежать. ( Вы, по, до, от, пере, за, у, на, в, при, с, об, из.)


9. Игра на развитие памяти. Слайд 11


За 10 секунд прочитайте и постарайтесь запомнить слова.

налетели

круг

катер

кенгуру

карандаш

подарок

корабли

- Сколько было слов? Назовите их.

Какое слово разбирается по схеме : приставка, корень, суффикс. (Подарок )

А теперь я открою эти слова. Составьте из последних букв каждого слова новое слово и разберите его по составу. (Игрушки.)


10. Игра "Эхо".

Скажу я слово: - Высоко!

А ты ответишь:- (Низко!)

Скажу я слово:- Далеко!

А ты ответишь:- (Близко!).

Скажу тебе я слово: - Трус!

Ответишь ты: - (Герой!)

Теперь "начало " я скажу,

Ну, отвечай:- (Конец!)

11. Рефлексия. Слайд 12


- И наш урок закончился. Что интересного было на уроке?


Слайд 13

. Мне понравилось, как вы работали на уроке.

Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всём на свете. И тогда каждый новый урок будет для вас занимательным и весёлым. Всего доброго!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме: "Состав слова"

Автор: Юрина Марина Борисовна

Дата: 03.06.2017

Номер свидетельства: 420302

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока по теме: Состав слова. "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "234161"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443361183"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока на тему "Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование» "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-na-tiemu-povtorieniie-izuchiennogho-po-tiemie-sostav-slova-i-slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "108003"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403532989"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Повторение по теме "Состав слова""
    ["seo_title"] => string(31) "povtorieniiepotiemiesostavslova"
    ["file_id"] => string(6) "278548"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453108019"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Обобщающий урок по теме «Состав слова» в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(57) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-sostav-slova-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "130017"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415807790"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: Состав слова. Закрепление. "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-sostav-slova-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "125229"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414937876"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства