Девиз урока: Если знаешь части слова, то напишешь их толково.
Ход урока
I Актуализация
Ребята, сегодня на уроке мы повторим и обобщим изученное по разделу «Состав слова». Давайте вспомним из каких частей может состоять слово. Самая главная часть слова – это ...?
- Корень ( ) например: дом, стол, мел
- При помощи каких частей слова образуются новые слова?
- При помощи приставки ( ) например
вышел написать
ушел дописать
подошел шел писать переписать
перешел списать
- При помощи суффиксов ( ) например:
дом – домик, сад – садик, лес – лесок, школа – школьник
- Давайте вспомним, что мы называем окончанием?
- Ученик отвечает,например
парта – парты, стол – под столом, работает – работают
- Давайте вспомним, что мы называем окончанием?
- Ученик отвечает, например
парта – парты, стол – под столом, работает – работают
Значит, сердцевиной слова, его смысловым центром является корень. От него «растут» слова, как ветви на дереве. Чем сильнее корень, тем больше новых слов образуются от него. Они называются однокоренные или родственные. Сейчас посмотрим на экран и проследим как растут новые слова. (На экране рисунок дерева слайд №2)
А сейчас подберём однокоренные слова с корнем – ход. (слайд №3)
II Тестовые задания
- Очень хорошо! Ребята, мы вспомнили правила о частях слова, а сейчас выполним тестовые задания (учитель раздает листки с тестом)
Тест по теме «Состав слова»
Раздел науки, изучающий строение слов:
фонетика ;2)лексика ; 3) словообразование
Выделите строчку, в которой представлены только однокоренные слова:
семья, с семьёй, семейный, семейное, семейство;
белый, белеть, беловатый, белёсый, побелка;
ручка, ручной, рука, приручить, руки.
Однокоренные слова – это:
формы одного и того же слова;
слова, имеющие одинаковые написание, но различающиеся по значению;
слова, включающие в свой состав один и тот же корень
Какая часть слова содержит в себе лексическое значение
1)окончание; 2) приставка; 3)суффикс; 4) корень
Какая часть слова не входит в основу?
1)окончание; 2) приставка; 3)суффикс; 4) корень
Носителем какого значения является окончание?
1) Лексического; 2) грамматического; 3) лексического и грамматического
Что включает в себя основа слова?
1) только окончание;2) только корень;3) корень, приставку, суффикс
III Уровневые задания
Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
Теперь проверить можешь сам,
Своё внимание к словам!
I уровень
Разберите слова по составу: дом, домик, домишко, домашний
Подберите к данным словам однокоренные слова:
лес - …, …, …, школа - …, …, …, сад - …, …, …,
II уровень
Напишите данные однокоренные слова в три столбика (существительные, прилагательные, глаголы).
Мы ходили в лес. (где?) В … много ягод и грибов. Лесн… жители подают голоса. (какой … воздух чист и ароматен)
III уровень
Найдите лишнее слово в каждом ряду:
Лень, ленивый, бездельник.
Пахать, пахнет, запах.
Добрый, чуткий, доброта.
Вода, водный, водитель.
2.Подберите к данным словам однокоренные существительные – проверочные слова, подчеркните безударную гласную в корне. м…рской – море; сп…ртивный - … ; л…нивый - … ; к…смический - …
IV уровень
Составьте из данных слов предложения. Если нужно, изменяйте окончания в словах. Школьники, делают, зарядка, утро.
Ученики, нашего , любят, класс, спорт.
Укрепляет, спорт, здоровье.
Составьте небольшой рассказ (пять – шесть предложений) на тему «Мой любимый вид спорта»
IVПодведение итогов урока.
Домашнее задание. Учащиеся, не справившиеся с заданиями, выполняют самостоятельную работу дома, получая меньшее количество баллов, чем за работу на уроке. Выполнившие ученики получают задания по учебнику или карточки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Ребята, сегодня на уроке мы повторим и обобщим изученное по разделу «Состав слова». Давайте вспомним из каких частей может состоять слово. Самая главная часть слова – это ...?
- Корень ( ) например: дом, стол, мел
- При помощи каких частей слова образуются новые слова?
- При помощи приставки ( ) например
вышел написать
ушел дописать
подошел шел писать переписать
перешел списать
- При помощи суффиксов ( ) например:
дом – домик, сад – садик, лес – лесок, школа – школьник
- Давайте вспомним, что мы называем окончанием?
- Ученик отвечает,например
парта – парты, стол – под столом, работает – работают
- Давайте вспомним, что мы называем окончанием?
- Ученик отвечает, например
парта – парты, стол – под столом, работает – работают
Значит, сердцевиной слова, его смысловым центром является корень. От него «растут» слова, как ветви на дереве. Чем сильнее корень, тем больше новых слов образуются от него. Они называются однокоренные или родственные. Сейчас посмотрим на экран и проследим как растут новые слова. (На экране рисунок дерева слайд №2)
А сейчас подберём однокоренные слова с корнем – ход. (слайд №3)
II Тестовые задания
- Очень хорошо! Ребята, мы вспомнили правила о частях слова, а сейчас выполним тестовые задания (учитель раздает листки с тестом)
Тест по теме «Состав слова»
Раздел науки, изучающий строение слов:
фонетика ;2)лексика ; 3) словообразование
Выделите строчку, в которой представлены только однокоренные слова:
семья, с семьёй, семейный, семейное, семейство;
белый, белеть, беловатый, белёсый, побелка;
ручка, ручной, рука, приручить, руки.
Однокоренные слова – это:
формы одного и того же слова;
слова, имеющие одинаковые написание, но различающиеся по значению;
слова, включающие в свой состав один и тот же корень
Какая часть слова содержит в себе лексическое значение
1)окончание; 2) приставка; 3)суффикс; 4) корень
Какая часть слова не входит в основу?
1)окончание; 2) приставка; 3)суффикс; 4) корень
Носителем какого значения является окончание?
1) Лексического; 2) грамматического; 3) лексического и грамматического
Что включает в себя основа слова?
1) только окончание;2) только корень;3) корень, приставку, суффикс
III Уровневые задания
Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
Теперь проверить можешь сам,
Своё внимание к словам!
I уровень
Разберите слова по составу: дом, домик, домишко, домашний
Подберите к данным словам однокоренные слова:
лес - …, …, …, школа - …, …, …, сад - …, …, …,
II уровень
Напишите данные однокоренные слова в три столбика (существительные, прилагательные, глаголы).
Мы ходили в лес. (где?) В … много ягод и грибов. Лесн… жители подают голоса. (какой … воздух чист и ароматен)
III уровень
Найдите лишнее слово в каждом ряду:
Лень, ленивый, бездельник.
Пахать, пахнет, запах.
Добрый, чуткий, доброта.
Вода, водный, водитель.
2.Подберите к данным словам однокоренные существительные – проверочные слова, подчеркните безударную гласную в корне. м…рской – море; сп…ртивный - … ; л…нивый - … ; к…смический - …
IV уровень
Составьте из данных слов предложения. Если нужно, изменяйте окончания в словах. Школьники, делают, зарядка, утро.
Ученики, нашего , любят, класс, спорт.
Укрепляет, спорт, здоровье.
Составьте небольшой рассказ (пять – шесть предложений) на тему «Мой любимый вид спорта»
IVПодведение итогов урока.
Домашнее задание. Учащиеся, не справившиеся с заданиями, выполняют самостоятельную работу дома, получая меньшее количество баллов, чем за работу на уроке. Выполнившие ученики получают задания по учебнику или карточки.