Конспект урока.
Учитель-логопед: Путина Наталья Сергеевна
Предмет: Логопедия
Класс: 4
Тема урока: «Повторение темы «Состав слова»».
Цель урока: Обобщить знания учащихся о морфемном составе слова и роли каждой части слова.
Задачи:
Образовательные:
- упражняться в разборе слов по составу.
Развивающие:
- развитие познавательных и исследовательских умений, внимания и творческих способностей детей, самостоятельности и способности решать творческие задачи.
Воспитательные:
- воспитывать положительные морально-волевые качества ребёнка6 инициативность, самостоятельность, предприимчивость;
- воспитание культуры бесконфликтного общения.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация, схемы-значки частей слова.
Ход урока.
- Самоопределение к деятельности. Организационный этап.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок.
2. Сообщение темы и целей урока
- На экране буквы й с х м о ч щ с р ц н т л й а х ч в щ м
- Ребята, чтобы узнать, над какой темой мы будем сегодня работать, уберите мысленно буквы, обозначающие непарные звонкие и глухие согласные звуки в данной цепочке.
-Что получилось?
(Ответы детей - СОСТАВ.)
- Как вы думаете чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
(Ответы детей - сегодня на уроке мы будем упражняться в разборе слова по составу, а также вспомним правила орфографии правильного безошибочного письма.)
- Сформулируйте тему урока.
(Ответы детей – Повторение темы «Состав слова»)
- Чем будем заниматься на уроке?
(Ответы детей - сегодня на уроке мы будем упражняться в разборе слова по составу, а также вспомним правила орфографии правильного безошибочного письма, наблюдать, анализировать, делать выводы)
- Что мы уже умеем делать?
3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Ответьте мне на вопросы:
- Что такое корень слова?
- Как называются слова с одним и тем же корнем?
- Как найти в слове корень?
- Какие части слова служат для образования новых слов?
- Что такое суффикс?
- Что такое приставка?
- Что такое окончание?
- Что такое основа слова?
Решите кроссворд
1. Я стою перед корнем и могу образовывать слова.
2. И я тоже могу образовывать слова, только стою после корня.
3. А я без окончания проживу, удалите его от меня!
4. А я самый главный среди вас, ни одно слово без меня не может существовать.
5. Между прочим, без меня из слов невозможно составить предложение.
- Молодцы. Какое понятие из перечисленных в кроссворде нельзя назвать морфемой?
(Ответы детей - Основу, потому что она может состоять из одной или нескольких морфем.)
- Что такое морфема?
(Ответы детей - Это часть слова)
- Физминутка.
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буквы все писать
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Подберите и запишите однокоренные слова различных частей речи и разберите их по составу: с корнем – зелен; с корнем – бел; с корнем – чист.
- Словарно-орфографическая работа.
- Давайте поиграем. Игра «Посели слово в свой домик»
- Выписать словарные слова из словариков к схемам (схемы записаны на доске): (схемы-значки частей слова)
Работа проводится в форме соревнования. Как только слово подобрано - можно выходить и записывать. Не по очереди. Можно выходить по несколько раз.
Проводится фронтальная проверка. Побеждает тот ряд, у которого получилось больше слов и правильно.
- Самостоятельная работа с самопроверкой
- А теперь разделитесь на 3 группы.
- Произошла путаница: окончание, корень, суффикс, приставка перепутали свои места в слове. Помогите всем частям слова найти свои места. Учащиеся вытаскивают карточки со схематическим изображением частей слова и выкладывают их по порядку на столах.
- Придумайте к данной схеме слово, запишите и разберите его по составу.
8. Подведение итогов.
- Какие части слова мы сегодня повторили?
- Какие части слова служат для образования новых слов?
- Какие слова называются однокоренными?
9. Рефлексия.
1. Урок был – полезный, познавательный…
2. На уроке чувствовал себя….
3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…
4. Были ли вы на уроке внимательны друг к другу.