Тема: Закрепление. Состава слова. (3 класс, УМК «Школа России»)
Тип урока: закрепление обобщение знаний учащихся
Цель: систематизация и упорядочивание знаний по теме «Состав слова»
Задачи: создать условия для повышения интереса у уроку через дидактическую игру;
отработать умение применять алгоритм разбора слова по составу;
формировать умения анализировать, сопоставлять через выполнение различных упражнений и заданий;
развивать умение сравнивать и находить сходства и различия в словах;
развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение;
воспитывать личные качества учащихся (настойчивость, тактичность, солидарность, дружелюбие)
Оборудование: индивидуальные карточки – кроссворды, алгоритм разбора слова по составу, шапочки – части слова, карточки – части слова, магнитофон и запись (Антонио Вивальди «Времена года. Зима»), мультимедиа проектор, компьютер, Презентация к дидактической игре.
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Ребята, на уроке нам сегодня предстоит серьёзная работа, поэтому давайте положительно настроим себя на урок и подготовим руку к письму. Откройте тетрадь, правильно положите её на столе. Запишем число с комментарием.
II. Минутка чистописания.
- С чего мы начинаем урок русского языка? (С минутки чистописания.) Посмотрите на доску, зимний январский ветер надул в зимнем лесу большие сугробы, и, чтобы нам двигаться вперёд, мы должны эти сугробы преодолеть.
- Напишите эти буквы, изображающие зимний узор.
лЛмМ лЛл мЛм ЛлМм лл мм лЛм
III. Актуализация знаний. Словарная работа.
- У вас на столе листочки с кроссвордом. Ваша задача вписать угаданное словарное слово в нужный номер.
1. Учебное помещение для занятий.
2. Верхняя женская или мужская одежда.
3. Корм для лошади.
4. Буквы в определенном порядке.
5. Лиственное дерево с белым стволом.
6. Красна девица сидит в темнице, а хвост на улице.
1 | | | к | л | а | с | с | |
2 | | п | а | л | ь | т | о | |
3 | | | | о | в | ё | с | |
4 | а | л | ф | а | в | и | т | |
5 | | б | е | р | ё | з | а | |
6 | | м | о | р | к | о | в | ь |
- Внимательно посмотрите на отгаданный кроссворд.
- Можно ли из кроссворда понять тему нашего урока?
- Состав чего? (слова) А еще чего может быть? (поезда, вещества, военный)
- Тема нашего урока повторение состава слова.
IV. Закрепление.
1. Графическая работа.
- А сейчас, ребята, мы немного вспомним части слова. (От каждой команды (ряда) к доске четыре человека. Раздаются шапочки – части слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Работают сильные ученики)
Я вам буду называть слово, а вы должны выстраиваться в нужном порядке и взять необходимую (разрезанную на листочке) часть слова со стола.
1 команда: за-снеж-енн-ый, холод-а, мороз-ец.
- Что такое окончание? (Обозначает учитель)
- Что такое суффикс? (Обозначаем учитель)
2 команда: за-мет-енн-ый, лед-ян-ой, ветер-ок.
- Что такое приставка? (Обозначает учитель)
- Что называется корнем слова? (Обозначает учитель)
3 команда: зим-н-ий, снеж-ок, за-морож-енн-ая.
- Чего не хватает на схеме? Что мы выделяем еще в слове? (Основу.)
- Что было самым сложным в задании?
- Эта команда сегодня особенно постаралась. Молодцы! Давайте им похлопаем.
-Что общего у этих слов? Как думаете почему?
В результате нашей работы получился вот такой человечек.
Физминутка
2. Разбор по составу. Алгоритм.
(К доске выходят 3 человека (по 1 с каждого ряда).
- Попробуйте найти знакомые части в слове заморозки.
- Запишите графически свои ответы.
- В каком порядке нужно разбирать слово? Давайте вспомним алгоритм разбора.
- С чего начнём? (С окончания.)
- А как найдём окончание? (Изменим слово.)
- Как правильно выделить корень? (Подобрать как можно больше однокоренных слов.)
- Приставка – перед корнем, суффикс – после корня.
(Алгоритм (на печатной основе) на парте у детей)
- Прочитай вслух.
Алгоритм разбора слова по составу.
Измени слово и выдели в нем окончание.
Выдели основу слова.
Подбери однокоренные слова и выдели корень
Выдели приставку.
Выдели суффикс.
3. Музыкальная пауза. Разбор предложения.
- Ребята, а вы заметили, что у нас сегодня на уроке присутствует зима? Как думаете почему?
- Я хочу вам предложить послушать музыку из цикла “Времена года” о зиме композитора Антонио Вивальди. Слушая это произведение, постарайтесь составить предложение о зиме, а опорным словом этого предложения будет являться слово “снежинка” или “снежинки”.
(Варианты детей)
На землю тихо падают снежинки.
- Запишем в тетрадь с комментированием. (1 у доски)
- Разберем слово “снежинки” по составу.
Физминутка
V. Самостоятельная работа.
- Пока мы с вами записывали предложение, зимний ветер навеял нам слова: зимушка, морозный, снеговик, подснежник.
- Пользуясь алгоритмом, вы самостоятельно разберёте эти слова по составу. (Дети записывают в тетрадь слова.)
Проверим, работает ли наш алгоритм. (Два ученика рассказывают разбор.)
VI. Работа по учебнику.
Стр. 148, упр. 142, 143.
VII. Повторение изученного. Дидактическая игра «Лишний вагон»
Цель игры: формирование умения видеть слово, отличающееся от остальных по своему составу.
создать условия для закрепления состава слова, учить видеть слово, отличающееся от остальных по своему составу.
1 слайд. - Теперь ребята поиграем. Игра называется «Лишний вагон». Для этого вам необходимо разбиться на 3 команды по рядам. Распределить роли, т. е выбрать человека, который будет:
1) Командир - выражать общее.
2) Программист – работать с компьютером, выбрать нужный вагон и выделить его мышкой.
3) Мыслители – предлагать идеи.
4) Секретарь – записывать.
5) Критик – самый сильный ученик, следит за выполнением задания.
2 слайд. - На станцию «Словарск» прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к этому составу (на слайде появляется поезд с четырьмя вагонами).
- Вам, ребята, необходимо найти этот лишний вагон. Сделать это вам помогут слова, написанные на каждом вагоне. Лишние слова отличаются от других слов, написанных на вагонах, по своему составу.
Как только команда будет готова, поднимите флажок. В игре учитывается быстрота, правильность выполнения.
- Командиров каждой команды прошу выйти к доске и получить свое задание. (Каждому команде достается свой поезд - конверт)
Поезд № 1. забег, заплыв, закон, запуск.
Поезд № 2. чайник, кофейник, молочник, веник.
Поезд № 3. посмотреть, победить, подумать, погрустить.
3 слайд. Первая команда
- Слово, на каком вагоне здесь лишнее? (Лишнее слово закон, на третьем вагоне).
Нажимайте на лишний вагон. 4, 5 слайд.
- Почему слово закон лишнее? (Слова, написанные на остальных трех вагонах, имеют приставку, а у слова закон нет приставки)
- Верно ребята, молодцы. Лишний вагон убран из состава поезда. Поезд может продолжать свой путь. Теперь запишите все слова, кроме слова закон, и выделите в них приставки.
Если ребята дадут неверный ответ: «Что же произошло? Почему не едет поезд? Давайте вернемся к словам и разберем вместе с командой»
6 слайд. Вторая команда.
- Какое слово лишнее? (Лишнее слово веник)
Нажимайте на лишний вагон. 7, 8 слайд.
Почему? (Оно, в отличие от остальных слов не имеет суффикса). Запишите слова с суффиксами.
Поезд № 2 может продолжать путь. Молодцы, ребята.
9 слайд. Третья команда.
- Какой вагон, здесь лишний. (Вагон со словом победить)
Нажимайте на лишний вагон. 10, 11 слайд.
Почему? (Так как в этом слове нет приставки)
- Запишите слова с приставками.
- Молодцы ребята. Вы хорошо поработали.
Самая быстрая и правильно выполнившая задание команда получает флажок за урок. Молодцы! Аплодисменты.
Каждую команду спросить:
- Что больше всего понравилось в игре?
- Что было самым трудным?
VIII. Итог урока.
- Что самое важное вынесли урока? (разбор любого слова по составу ведется по алгоритму)
- Что было самым трудным на уроке?
- Что больше всего понравилось?
IX. Домашнее задание. Запишите корень слова снег и подберите однокоренные слова с разными частями слова.
5