Урок по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения.»
Урок по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения.»
Творческая разработка урока Системно-деятельностный подход на уроке русского языка "Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения". УМК "Школа XXI века", 3 класс.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения.»»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
Творческая разработка урока
Системно-деятельностный подход на уроке русского языка «Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения.»
УМК «Школа XXI века», 3 класс
Выполнил: Селезнева Т. Ю., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 31», слушатель
курсов № 18/4
Новокузнецк, 2016
Оглавление
1.Введение…………………….……………………………………………………. 3
2.Основное содержание…………………………………………………………… 5
3.Заключение………………………………………………………………………. 10
4.Список литературы…………………………………………………………….... 11
5.Приложение……………………………………………………………………… 12
Введение
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
В настоящее время системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)
Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
Системно-деятельностный подход — это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Системно-деятельностный подход позволит обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных. Формирование УУД – это одна из важнейших задач учителя.
При системно-деятельностном подходе к проектированию и реализации ФГОС системообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности. Такое ключевое положение в корне меняет модель взаимодействия учителя и ученика.
Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.
Таким образом, Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность учащихся. В процессе деятельности учащийся осваивает универсальные учебные действия (УУД), развивается как личность. Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность.
В моей творческой разработке представлен проект урока русского языка для 3 –го класса, УМК «Школа XXI века», по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения.» Целью моей творческой разработки стало желание в совершенстве овладевать педагогическими технологиями с помощью которых можно реализовать новые требования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. Моя творческая разработка является шагом на пути к достижению поставленной цели.
2. Проект урока русского языка (УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)
Тема: Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения.
Тип урока: открытие новых знаний
Цели урока:
Образовательная:
Способствовать овладению способом действия при написании безударных окончаний имён существительных 1-го склонения.
Развивающие:
Развивать мыслительные умения анализа, синтеза, обобщения (выделять главные признаки, обобщать слова по основным признакам в группы).
(предполагаемые ответы: чтобы работа на уроке была выполнена хорошо, необходимо не болтать по пустякам, а больше думать, рассуждать; тот, кто много и результативно работает, много знает, умеет и вызывает уважение)
-Надеюсь, что эти пословицы станут правилом работы на уроке.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений
1.Создание проблемной ситуации.
-Назовите слова с пропущенными буквами из первой пословицы.
-Выпишите эти слова себе в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.
(ученики выполняют задание)
-Какую орфограмму вы увидели в этих словах? Каким способом проверки пользовались?
(предполагаемый ответ: орфограмма- безударный гласный в корне слова. Чтобы проверить безударный гласный, надо подобрать родственное слово, чтобы этот гласный был под ударением.)
-Какие слова вызвали затруднение? Почему?
(Не все слова можно проверить этим способом, потому что есть слова с безударным гласным в окончании, а их проверить знакомым способом не возможно, он здесь не работает)
Формулирование темы и постановка цели урока
-Значит, что сегодня мы будем делать на уроке? (открывать новый способ действия)
- Сформулируйте тему урока.
(Правописание безударных гласных в окончаниях)
-Чтобы уточнить формулировку темы проведём небольшую интеллектуальную разминку.
Что такое изменение по падежам?
Сколько падежей в русском языке?
Как определить падеж?
Форма какого падежа является начальной?
Сколько склонений имеют имена существительные?
Как определить склонение?
Какие существительные относятся к первому склонению?
-К какой части речи относится слово с пропущенной безударной гласной в окончании? Определите его склонение. (Это имя существительное первого склонения)
-А теперь уточните тему урока. (Правописание безударных гласных в окончаниях имён существительных 1-го склонения)
-Какие цели поставим перед собой? (открыть новый способ действия, используя который можно правильно писать безударные гласные в окончаниях имён существительных первого склонения)
III. Открытие нового знания
1. Фронтальная работа.
- Чтобы решить эту проблему, я предлагаю вам открыть учебник на странице 44 и рассмотреть таблицу. Какой вывод вы можете сделать о правописании безударных гласных в окончаниях имён существительных 1-го склонения?
-Прочитайте, к каким выводам пришли наши знакомые Петя и Женя?
-Какой вывод сделал Петя?
-Какой способ проверки безударных гласных в окончаниях существительных первого склонения предложил мальчик?
-А какой вывод сделала Женя?
-Какой способ проверки безударных гласных в окончаниях существительных первого склонения предложила девочка?
-Вы можете выбрать любой из этих способов и пользоваться ими.
Составление алгоритма.
- Чтобы грамотно писать безударные гласные в окончаниях существительных первого склонения нужно знать алгоритм действий.
- Давайте вместе его составим.
- Предложите свои варианты. Выделим главные фразы, чтобы получился алгоритм.
Алгоритм к способу Пети:
определяю склонение
подбираю слово того же склонения с ударным окончанием
вставляю безударную гласную в окончание существительного
Алгоритм к способу Жени:
определяю склонение
определяю падеж
вспоминаю таблицу правописания окончаний имён сущ. 1-го склонения
вставляю безударную гласную в окончание
Физкультминутка
IV. Первичное воспроизведение новых знаний
-Петя и Женя упражнялись в применении своего способа действия. Прочитайте, как они рассуждали и, используя составленные алгоритмы, определите, кто рассуждал первым, а кто был второй.
Выполняем упражнение 1 на странице 45
(Первой рассуждала Женя, потому, что сначала она определила склонение, затем падеж, а после этого воспользовалась таблицей правописания безударных окончаний имён существительных. Вторым был Женя, потому, что он сначала определил склонение, затем подобрал слово того же склонения с ударным окончанием, после чего вставил такую же гласную в проверяемое слово)
- А теперь вернёмся к началу урока. Какое слово вызвало у вас затруднение?
- Какую гласную необходимо вставить? Воспользуйтесь одним из способов.
(О яблон… ……… Яблоня - слово 1-го склонения.
Определяем падеж: судят о чём? О яблоне – предложный падеж.
В предложном падеже у имён сущ. 1-го склонения пишется окончание е, пишу о яблоне (1-е скл., предложный падеж)
О яблон… ……… Яблоня - слово 1-го склонения.
Безударные окончания слов 1-го скл. можно проверить окончаниями слова весна.
Подставляю слово весна в предложение.
О весне ……- В опорном слове окончание е, значит в проверяемом слове тоже будет окончание е: о яблоне (1-е скл., о весне)
V. Первичное закрепление с комментированием
Работа по учебнику.
- Теперь закрепим это правило, выполнив упражнение в учебнике № 2 с. 46.
- Работать будете в парах. Давайте вспомним основные правила работы в паре:
1. Говорим вежливо, называя собеседника по имени.
2. Говорим по очереди, не перебивая друг друга.
3. Внимательно слушаем.
4. Чётко высказываем своё мнение.
5. Уважаем мнение собеседника.
- Прочитайте задание и объясните его товарищу за партой. В паре работаем вместе, объясняем написание безударного окончания по очереди, доказывая выбор. Договоритесь в паре, кто каким способом пользуется.
(Учащиеся работают в паре, проговаривая во внешней речи алгоритм проверки выбора букв при написании окончаний имён существительных 1-го склонения).
- Какие трудности у вас были при выполнении работы? Как вы их решали?
Что можете сказать о способе действия при написании безударных окончаний имён существительных 1-го склонения?
(Учащиеся рассказывают правило проверки написания безударных окончаний имён существительных 1-го склонения).
VI. Контроль
- Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.
Учитель читает слова, ученики ставят знак «+» в соответствующий столбик:
Думаю о бабушке, компот из вишни, любовался картиной, вышел из избушки, варить в кастрюле.
Пиши Е
Пиши И
Пиши ОЙ
+
+
+
+
+
-Соедините все плюсы в том порядке, в каком вы их ставили.У вас должен получиться знак «больше».
Взаимопроверка.
Кто не допустил ни одной ошибки поставьте ! это отлично
Кто допустил одну-две ошибки, поставьте знак + это тоже хорошо
Кто допустил более двух ошибок, поставьте себе ? это значит ещё остались вопросы, не всё понято, надо ещё поработать.
Учитель проходит и сам просматривает работы учеников.
-Кому было трудно выполнить это задание?
-Что вызвало затруднение? Над чем тебе ещё необходимо поработать? Дай себе совет.
VII. Рефлексия.
-Что вы узнали о правописании безударных окончаний имён существительных 1-го склонения?
-Изменились ли ваши знания?
-Что нового добавилось к уже имеющимся знаниям о правописании безударных гласных? (не во всех частях слова безударные гласные проверяются подбором родственного слова, где этот гласный был бы под ударением)
- Как будете действовать, если встретится безударный гласный в окончаниях сущ. 1-го склонения?
VIII. Домашнее задание.
Упражнение в учебнике № 3 с. 46-47.
Задание дополнительное: подобрать своих три словосочетания по заданию домашнего упражнения.
Заключение
В своей творческой разработке я представила урок русского языка по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения». Урок построен на привлечение учеников в активную мыслительную и практическую деятельность.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности.
Учебный материал урока соответствуюет принципу научности, доступности и посилен для учеников третьего класса. Выполняемые задания способствуют развитию у обучающихся мыслительных операций. Большое внимание уделяется отработке умения работать не только с текстом учебника, но и практически использовать полученные знания.
Интенсивность урока оптимальная, с учётом психолого - возрастных особенностей обучающихся четвёртого класса. При выполнении самостоятельной работы ребята конторлируют свою деятельность и объективно оценивают полученный результат. Рефликсия учебной деятельности помогает ученику осмысливать свои достижения на уроке.
Для меня системно-деятельностный подход - это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов, а процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и личности в целом. Деятельностный метод обучения ориентирован на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету. Он может использоваться практически на любом предмете, в любой образовательной деятельности. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать детям не только на уроках, но и в обычной жизни.
Список литературы
Автайкина Т.О., Демчук Н.А.Формирование универсальных учебных действий средствами предметов начальной школы.- Новокузнецк.:МАОУ ДПО ИПК, 2014.
Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И., и др. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 – 3-е изд., переработан. – М.: Вентана -Граф, 2013.
Иванов С.В., М.И.Кузнецова. Русский язык. Комментарии к урокам: 3 класс.- М.: Вентана -Граф, 2013.
Русский язык: 1-4 программа, планирование, контроль/ С.В. Иванов, М.И Кузнецова, А.О Евдокимова.- – М.: Вентана-Граф, 2013
Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст]: стандарты второго поколения / Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 98 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст ] / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2009– 41 с.
Приложение
Правописание
Правописание безударных окончаний
имён существительных 1-го склонения
Ты уже умеешь проверять безударные гласные в корне слова, знаешь правила обо-
значения безударных гласных в суффиксах и приставках. Попробуй определить, как обозначаются безударные гласные звуки в окончаниях.
Окончания имён существительных 1-го склонения
И.п.
есть
Кто?
Что?
весна
земля
песня
Р.п.
нет
Кого?
Чего?
весны
земли
песни
Д.п.
рад
Кому?
Чему?
весне
земле
песне
В.п.
вижу
Кого?
Что?
весну
землю
песню
Т.п.
любуюсь
Кем?
Чем?
весной
землёй
песней
П.п.
говорю
О ком?
О чём?
о весне
о земле
о песне
Прочитай, к каким выводам пришли Петя и Женя.
Петя сделал такой вывод.
Безударные гласные в окончаниях имён существительных обозначаются той же буквой, что и ударные гласные в окончаниях слов этого склонения. Безударные окончания имён существительных 1-го склонения можно проверить по ударным окончаниям слов весна, земля.
Согласен ли ты с Петей?
А Женя Сделала такой вывод.
Имена существительные 1-го склонения
имеют следующие окончания:
Именительный падеж -а, -я
Родительный падеж -ы, -и
Дательный падеж -е
Винительный падеж -у, -ю
Творительный падеж -ой, -ей
Предложный падеж -е
Нужно выучить эту таблицу окончаний, и тогда не будет ошибок в правописании безударных окончаний.
Права ли Женя?
Ты можешь выбрать любой из этих двух способов и пользоваться им.
Упражнение 1. Догадайся, кто рассуждал первым — Петя или Женя?
Летом мы жили в деревн... .
Деревня — слово 1-го склонения.
Определяем падеж: жили (в чём?) в деревне — предложный падеж.
В предложном падеже у имён существительных 1-го склонения пишется окончание -е, пишу в деревне (1-е склонение, предложный падеж).
Я еду в гости к тёт... .
Слово тётя 1-го склонения.
Безударные окончания слов 1-го склонения можно проверить окончаниями слова весна.
Подставляю слово весна в предложение.
Я еду в гости к весне. — В опорном слове окончание -е, значит, в проверяемом слове будет окончание -е: к тёте (1-е склонение, к весне).
Запиши эти два предложения.
Для правильного выбора окончания важен только падежный вопрос. Не путай падежный вопрос с вопросом к слову как к члену предложения.
Упражнение 2. Спиши. Объясни написание выделенных окончаний. Если ты пользуешься Петиным способом, то в скобках записывай склонение и проверочное слово, если Жениным — указывай склонение, падеж, можешь указывать и вопросы.
Мы с папой оказались на небольшой полянке и сразу из голубого сумрака попали на яркий свет. Всё кругом: и веточки берёзки, и земля, и кусты — всё сверкало в морозном блеске зимнего солнца. Мы не могли не восхищаться этой чудесной картиной.
Упражнение 3. Выпиши только те словосочетания, в которых пропущено окончание -е. Не забывай проверять.
отдыхал у дорог..., рыбачил на речк..., отошёл от дорог..., компот из вишн..., дно речк..., вышел из избушк..., спросил у бабушк..., думаю о бабушк..., варится в кастрюл...