-Начнём урок с минутки чистописания. -Запишите в тетради число, классная работа. Организует минутка чистописания. 1) 2)Татьяна Титова театр 3)Теплые ручейки сбежали с горы. -Посмотрите внимательно на первую строчку. -Написание какой буквы будем сегодня вспоминать? -Вспомните правила письма и правила при письме. - Правила письма: писать красиво, аккуратно и правильно. Правила при письме: спина прямая, локти на парте. -Допишите первую строчку, чередуя написание букв с элементами. -Прочитайте вторую строчку. -Какой первый звук слышится в первом слове? (т) -Дайте характеристику звуку (т) -Во втором слове? ( тʼ) -Дайте характеристику звука ( тʼ) -Запишите вторую строчку. -Прочитайте предложение. Теплый ручей сбежал с горы -Проведите полный синтаксический разбор этого предложения. -Дайте характеристику предложения. (один ученик у доски, остальные в тетради. -На доске слова. Исключите лишнее слово и объясните свой ответ.(Тетрадь, рожь, пень, печь) -Поставьте ударение к каждому слову, найдите окончание, определите склонение. -Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? - Что мы будем изучать на уроке? -Как вы думаете, что нового об именах существительных 3-го склонения вы сегодня узнаете? | -Записывают число, классная работа. -Прописывают элементы букв. Читают Заглавной и строчной буквы Т. Правила письма: писать красиво, аккуратно и правильно. Правила при письме: спина прямая, локти на парте. -Татьяна Титова, театр -Звук т – согл., тв., глух., парный по глух. зв.- д -Звук тʼ - согл., мягк., глух., парный по глух.зв. - дʼ -Татьяна Титова, театр -Читают предложение вслух. Теплый ручей сбежал с горы. -Проводят полный синтаксический разбор предложения. -О чем говорится в предложении?( о ручейках) ручейки – это подлежащее , выраженное именем существительным, подчеркиваю одной чертой. -Что говорится о ручейках?( что ручейки сбежали) сбежали- это сказуемое, выраженное глаголом, подчеркиваю двумя чертами. -Ручейки КАКИЕ? –теплые- это определение, выражено именем прилагательным, подчеркиваю волнистой линией. -Ручейки сбежали ОТКУДА? ( с горы)- это обстоятельство, выраженное существительным в Р.п., подчеркиваю пунктир-точка. Характеризуют предложение. ( повест., невоскл., распр., простое) -Слово «пень» лишнее, т.к. существительное м.р. -тетрадь 3скл., рожь 3скл , пень 2 скл., печь 3скл. . -Правописание безударных окончаний имени существительного 3-го склонения. -Написание безударных окончаний имени существительного 3-го склонения. -Как проверить безударные окончания имени существительного 3-го склонения. |
-Прочитайте пословицу. -Одна у человека мать, одна у него и родина. - Как вы её понимаете? -Есть ли в этой пословице имя существительное 3-го склонения? Назовите его. -Как вы поступали при проверке 1-2 склонения имен существительных 1 и 2 ? -Как вы думаете, здесь это правило работает? -На карточке, которая лежит у вас на парте, просклоняйте это имя существительное, выделите окончания, поставьте ударение. -Проверим. Сверьте с образцом. - Поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки. -Какие трудности возникли при склонении данного слова? -Рассмотрим таблицу в учебнике на с.64 -Какие окончания в падежах? Перечислите. -К 3-ему склонению относятся имена существительные ж.р. , имеющие в начальной форме нулевое окончание и ь на конце. Так со словом РОЖЬ в таблице. Ставим слово рожь в н.ф. –рожь ж.р. 3-е скл. Изменяем по падежам. В Р.п. Д.п. П.п. всегда окончание –И, в И.п. В.п. - окончание нулевое, в Т.п. окончание- Ю. Проверить безударное окончание имени существительного 3-го скл. Можно с помощью опорного слова Рожь, а можно выучить таблицу окончаний. Окончания имен существительных 3-го склонения И. | есть | Кто? Что? | рожь | осень | тетрадь | Р. | нет | Кого? Чего? | ржи | осени | тетради | Д. | рад | Кому? Чему? | ржи | осени | тетради | В. | вижу | Кого? Что? | рожь | осень | тетрадь | Т. | любуюсь | Кем? Чем? | рожью | Осе нью | Тетрадью | П. | говорю | О ком? О чем? | О ржи | Об осени | О тетради | -Какой можно сделать вывод? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА -Ребята, давайте мы с вами немного отдохнем. Я буду называть вам имена существительные, если существительное относится к 3 склонению- то хлопаете в ладоши, а если 1-2 склонение- то топаете ногами. 1скл. 2скл. 3скл. -сосна стол кость -дедушка костёр рожь -шапка озеро лошадь -Молодцы! Девочки сели тихо, а мальчики ещё тише. | -Читают, высказывают своё мнение. -Мать. -Проверяли слово с ударным окончанием. -Да. -Самостоятельно склоняют слово « мать » И.п. | мать | Р.п. | матери | Д.п. | матери | В.п. | мать | Т.п. | матерью | П.п. | о матери | -Проверяют. -Затруднялись писать окончания в Р.п.Д.п.П.п. -Рассматривают таблицу. Перечисляют выделенные окончания. -Вывод: Можно проверить безударные окончания имени существительного 3скл. по слову РОЖЬ, а можно составить таблицу окончаний и запомнить её. -Выполняют движения, вместе с этим определяют склонения имени существительного. |
Организует выполнение словарной работы. -Сегодня мы познакомимся с новыми словарными словами. -Найдите эти слова в учебнике (календарь, беседа) -Читаем первое слово по слогам, второе. На какой слог падает ударение? -Устно дайте характеристику первого звука в слове (беседа) -Откройте словарики, запишите это слова. -Составьте простое предложение с одним из этих слов. Одно из предложений вы запишите в тетрадь. | -Находят словарные слова в учебнике (календарь, беседа) -Читают слово (ка -лен -дарь) по слогам, ( бе –се- да) -Дают характеристику звуку бʼ -Звук бʼ - согл., мягк., зв., парный по глух.зв. пʼ -Записывают словарные слова в словарик. -Составляют предложения. Записывают его. |
-Прочитайте на с.80 Как Петя решил проверить безударные окончания имен существительных. «Петя решил проверять безударные окончания имён существительных 3-го склонения по окончаниям слова «РОЖЬ» . Женя составила таблицу окончаний и решила её выучить.» Именительный падеж Родительный падеж -и Дательный падеж -и Винительный падеж Творительный падеж -ю Предложный падеж –и Как будешь действовать ты? -Прочитайте упражнение 1. (работаем по цепочке) «Объясни написание выделенных окончаний.» Витя стремится к своей цели. Новый год принесёт много радости. Маме пришло письмо из Орловской области. Бабушка часто рассказывает внуку о своей жизни. -Следующее упражнение 2. Работаете в парах. ( отметка двум ученикам) «Спиши, дописывая окончания. В скобках докажи правильность выбора окончаний. Объясни написание выделенных букв.» Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени (Р.п.). В такую пору нет большей радости (Р.п.), чем надеть тёплую куртку и отправиться в лес. Природа как будто задумалась, будто ждёт прихода зимы, ждёт, когда мягкие хлопья снега укроют всю землю. -Прочитайте упр. 4.Прочитайте стихотворение. Выпиши слова с пропущенными буквами. Какие орфограммы тебе необходимо вспомнить для правильной записи слов? - Как вы понимаете выражение « в ус не дует» (Это значит не беспокоится о чем-либо.) Мы спросили у Всезнайки : -Где зимует наше лето? Лето в трусиках и майке, Где зимует, отвечай! -Ну, конечно, В жаркой печке Лето красное зимует, И поёт, и в ус не дует, Варит кашу, греет чай! С ним играют В этой печке Огненные человечки, Подойдите, поглядите: Я ошибся или нет? Только нос не обожгите! Только нос не обожгите! Только нос не обожгите, Проверяя мой ответ! (Н.Байрамов) -Прочитайте выразительно стихотворение. -По цепочке объясняем слово с пропущенными буквами, затем под диктовку записываем. -Откройте рабочую тетрадь на с.19. -Упражнение 1 вы выполните самостоятельно.( первым 2 ученикам, которые выполнили правильно отметка 5) Просклоняйте слова: любовь, жизнь, печаль И.п.(есть) | любовь | жизнь | печаль | Р.п.(нет) | любви | жизни | печали | Д.п.(рад) | любви | жизни | печали | В.п.(вижу) | любовь | жизнь | печаль | Т.п. (Любуюсь) | любовью | жизнью | печалью | П.п. (говорю) | О любви | О жизни | О печали | -Сверим с эталоном. -Поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки.(оценивает учащихся) -Упражнение 2( по цепочке) Вставь пропущенные окончания имён существительных 3-го склонения. 1)Горькая правда, лучше сладкой лжи. -Как вы понимаете эту пословицу? (лучше правда, какой бы она не была) 2)Дождливое лето хуже осени. 3)Вор, что заяц, - и тени своей боится. -Как вы понимаете эту пословицу? ( вора сравнивают с зайцем, т.к. заяц труслив) | -Читают, выделяют главное( способ проверки безударных окончаний) -Читают упр1.(работают по цепочке) -Объясняют написание выделенных окончаний. Цели –н.ф. цель ж.р. 3 скл. Д.п. Радости- н.ф. радость ж.р. 3скл.Р.п. Области-н.ф. область ж.р. 3скл. Жизни- н.ф. жизнт ж.р. 3скл. П.п. -Читают упражнение 2 (работают в парах). Объясняют орфограммы. Сначала один ученик, затем его сосед. 1) Сбросили- непарная приставка С 2) Листву- проверяемая безударная гласная в корне слова, проверочное слово «лист» 3) наступили- непарная приставка НА, приставки НО не бывает 4) поздней- непроизносимая согласная в корне слова Д, проверочное слово опоздать 5)осени( ставлю в н.ф. осень ж.р. 3-е скл. Р.п.) – проверяемая гласная в корне, проверочное слово «осенний». 6)радости(ставлю в н.ф. радость ж.р. 3-е скл. Р.п.) 7)отправиться- непарная приставка ОТ 8)природа- словарное слово. 9)задумалась – непарная приставка ЗА. 10)зимы- проверочное слово «зимний» 11)мягкие- непроизносимая согласная в корне, проверочное слово «мягок» 12)хлопья- разделительный мягкий знак внутри слова. -Высказывают своё мнение. - Выражение « в ус не дует» означает не беспокоится о чем-либо. 1)Спросили – гласная в корне слова. Проверочное слово» спросит» 2)у Всезнайки, - ж.р. Р.п. 3)зимует- проверяемая гласная в корне слова.проверочное слово « зимушка» 4)лето- средний род, окончание О 5)и майке, 6)отвечай- проверяемая безударная гласная в корне, проверочное слово ОТВЕТ. 7)в печке, 8)поет- проверяемая безударная гласная в корне, проверочное слово ПОЙ 9)поглядите- неизменяемая приставка ПО, проверяемая безударная гласная в корне, проверочное слов ВЗГЛЯД. проверяя. 10)проверяя- проверяемая безударная гласная в корне, проверочное слово ПРОВЕРКА. -Читают выразительно стихотворение. -Читают упражнение 1. -Выполняют самостоятельно. И.п. | любовь | жизнь | печаль | Р.п. | любви | жизни | печали | Д.п. | любви | жизни | печали | В.п. | любовь | жизнь | печаль | Т.п. | любовью | жизнью | печалью | П.п. | О любви | О жизни | О печали | -Читают упр2. -Объясняют написание пропущенных окончаний. Лжи –Р.п. Осени Р.п. Тени Р.п. |