Предмет: русский язык
Класс: 4
Тема урока: «Правописание безударных окончаний имён существительных»
Тип урока: открытие нового знания
Основные цели:
Сформировать умение писать безударные окончания имен существительных
Сформировать умение фиксировать затруднения, выявлять причину, возникшего затруднения, самостоятельно строить новое знание.
Оборудование: доска, листы с заданиями для групп, эталон, карточки с заданиями для самостоятельной работы, учебник 4 класса М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко « К тайнам нашего языка», тетрадь – задачник
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте ребята! Начинаем урок русского языка
Прочитайте девиз урока: ( Слайд 1)
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
Как вы понимаете девиз нашего урока?
-О каком деле идет речь? (об открытии нового знания)
- Какие знания вы открываете на уроках русского языка? (Мы учимся грамотно писать.)
- Какие знания самые прочные? (Которые мы открываем сами.)
-Как же вы открываете все новое? (сами должны понять, что мы еще не знаем, и самим постараться открыть это новое)
- Я вам желаю преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии
-
С чего начнем наш урок? (С повторения)
- Для чего мы будем повторять? (Это нам необходимо для открытия нового).
- Запишите слова, решите орфографические задачи
Тр . ва , в травк . ( на доске)
3.Выявление места и причины затруднения
- В каком слове не удалось решить орфографические задачи? Почему?
- Назовите часть слова, где находится орфограмма.
4. Построение проекта выхода из затруднения ( Слайд 2)
Определите тему урока: Правописание безударных гласных в окончаниях имён существительных.
Какую цель поставите? ( Научиться правильно писать безударные окончания имен существительных)
Чтобы вы смогли сами открыть новое правило, я предлагаю вам работать по плану.
План урока: ( план на доске)
1.Открыть правило.
2. Составить алгоритм действий по правилу.
3. Научиться применять правило.
1. Просклоняйте слова трава - травка
Пиши их рядом, оставляй «окошки» на месте орфограмм в окончании.
В обоих ли словах они будут? Почему так?
1.2.Рассмотрите схему Упр. 199.
Какая подсказка есть в схеме?
Проверьте себя. Упр. 200
1.3.( работа в паре) ( Слайд 3)
Вот как ребята применили новые знания и решили орфографическую задачу.
Всё ли у них вышло верно?
Как у кошк . и кота ( у кота – у кошка )
Шубка очень хороша.
В чём ошибка учеников? Какое различие между проверочным словом и проверяемым они не учли?
Назовите ещё один признак проверочного слова.
Проверьте себя. Упр. 204
- Какие признаки должны быть у проверочного слова?
( схема на доске)
Проверочное слово
Ударное окончание
Склонение
1.4 Авторы учебника приготовили для вас слова - помощники для каждого склонения.
Упр. 206.( запиши по одному слову)
- Что будешь узнавать о словах?
- Как убедишься в том, что они могут быть проверочными?
Признаки проверочного слова определены, определены и слова – помощники для каждого склонения.
- Мы выполнили первый пункт плана? ( да, открыли правило)
- Можем решить орфографическую задачу? ( не , не знаем способа действия)
2. ( работа в группах)
Соберите алгоритм, как будешь узнавать буквы в безударных окончаниях имён существительных.( у ребят алгоритм разрезан, нужно восстановить последовательность)
Эталон
Поставь имя существительное в начальную форму.
Определи склонение.
Выбери слово – помощник из карточки подсказки.
Поставь слово – помощник в тот же падеж, что и проверяемое.
Узнай в проверочном слове окончание.
Напиши такое же в проверяемом. ( алгоритм на доске)
- Смогли мы преодолеть затруднение? (да)
- Что нового вы узнали?
5. Первичное закрепление во внешней речи
- Что вы теперь должны сделать? (Научиться применять правило.)
3.1.( работа в паре)
Решите проблему:
В травк е. – травка – 1 скл. земля в земле е Слайд 4
3.2.Упр. 208.
(первые три слова – комментируем)
3.3.следующие три в паре по образцу
Проверка! ( Слайд 5)
- У какой пары задание вызвало затруднение?
- Где у вас возникло затруднение?
- Почему оно возникло?
- У кого задание не вызвало затруднение?
6. 3.4 Самостоятельная работа с проверкой по эталону
- Для того, чтобы проверить свои знания выполним самостоятельную работу. На карточках дан текст. Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных. Пользуйтесь данным алгоритмом.
Им. Сущ. | Нач. ф | Род | Скл. | Слово- помощник Проверочное | Оконч. |
На болот. | | | | | |
У беседк . | | | | | |
О топол . | | | | | |
Для дедушк . | | | | | |
В огород . | | | | | |
Проверка по эталону ( Слайд 6, 7)
- У кого возникли затруднения при выполнении задания?
- У кого были ошибки? Сделайте вывод. (Нужно потренироваться в применении правила.)
- У кого не возникло затруднения?
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. ( Слайд 8)
- Какую цель ставили на уроке?
- Нам удалось достичь цели?
- У кого возникли затруднения? Почему?
- Выполнили план урока?
- Как высчитаете, достаточно ли нам тренировок сегодня на уроке.
На следующих уроках мы продолжим тренироваться в применении нового правила?
Домашнее задание. Упр. 209.