kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме " Правописание безударных окончаний имён существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: русский язык Класс: 4 Тема урока: «Правописание безударных окончаний имён существительных» Тип урока: открытие нового знания Основные цели: 1. Сформировать умение писать безударные окончания имен существительных 2. Сформировать умение фиксировать затруднения, выявлять причину, возникшего затруднения, самостоятельно строить новое знание. Оборудование: доска, листы с заданиями для групп, эталон, карточки с заданиями для самостоятельной работы, учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Ход урока 1. Мотивация к учебной деятельности - Здравствуйте ребята! Начинаем урок русского языка Прочитайте девиз урока: ( Слайд 1) В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так скорей, друзья, за дело! Как вы понимаете девиз нашего урока? -О каком деле идет речь? (об открытии нового знания) - Какие знания вы открываете на уроках русского языка? (Мы учимся грамотно писать.) - Какие знания самые прочные? (Которые мы открываем сами.) -Как же вы открываете все новое? (сами должны понять, что мы еще не знаем, и самим постараться открыть это новое) - Я вам желаю преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха. 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии - С чего начнем наш урок? (С повторения) - Для чего мы будем повторять? (Это нам необходимо для открытия нового). - Запишите слова, решите орфографические задачи Тр. ва, в травк. ( на доске) 3.Выявление места и причины затруднения - В каком слове не удалось решить орфографические задачи? Почему? - Назовите часть слова, где находится орфограмма. 4. Построение проекта выхода из затруднения ( Слайд 2) Определите тему урока: Правописание безударных гласных в окончаниях имён существительных. Какую цель поставите? ( Научиться правильно писать безударные окончания имен существительных) Чтобы вы смогли сами открыть новое правило, я предлагаю вам работать по плану. План урока: ( план на доске) 1.Открыть правило. 2. Составить алгоритм действий по правилу. 3. Научиться применять правило. 1. Просклоняйте слова трава - травка Пиши их рядом, оставляй «окошки» на месте орфограмм в окончании. В обоих ли словах они будут? Почему так? 1.2.Рассмотрите схему Упр. 199. Какая подсказка есть в схеме? Проверьте себя. Упр. 200 1.3.( работа в паре) ( Слайд 3) Вот как ребята применили новые знания и решили орфографическую задачу. Всё ли у них вышло верно? Как у кошк. и кота ( у кота – у кошка ) Шубка очень хороша. В чём ошибка учеников? Какое различие между проверочным словом и проверяемым они не учли? Назовите ещё один признак проверочного слова. Проверьте себя. Упр. 204 - Какие признаки должны быть у проверочного слова? ( схема на доске) Проверочное слово Ударное окончание Склонение 1.4 Авторы учебника приготовили для вас слова - помощники для каждого склонения. Упр. 206.( запиши по одному слову) - Что будешь узнавать о словах? - Как убедишься в том, что они могут быть проверочными? Признаки проверочного слова определены, определены и слова – помощники для каждого склонения. - Мы выполнили первый пункт плана? ( да, открыли правило) - Можем решить орфографическую задачу? ( не, не знаем способа действия) 2. ( работа в группах) Соберите алгоритм, как будешь узнавать буквы в безударных окончаниях имён существительных.( у ребят алгоритм разрезан, нужно восстановить последовательность) Эталон 1. Поставь имя существительное в начальную форму. 2. Определи склонение. 3. Выбери слово – помощник из карточки подсказки. 4. Поставь слово – помощник в тот же падеж, что и проверяемое. 5. Узнай в проверочном слове окончание. 6. Напиши такое же в проверяемом. ( алгоритм на доске) - Смогли мы преодолеть затруднение? (да) - Что нового вы узнали? 5. Первичное закрепление во внешней речи - Что вы теперь должны сделать? (Научиться применять правило.) 3.1.( работа в паре) Решите проблему: В травк е. – травка – 1 скл. земля в земле е Слайд 4 3.2.Упр. 208. (первые три слова – комментируем) 3.3.следующие три в паре по образцу Проверка! ( Слайд 5) - У какой пары задание вызвало затруднение? - Где у вас возникло затруднение? - Почему оно возникло? - У кого задание не вызвало затруднение? 6. 3.4 Самостоятельная работа с проверкой по эталону - Для того, чтобы проверить свои знания выполним самостоятельную работу. На карточках дан текст. Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных. Пользуйтесь данным алгоритмом. Им. Сущ. Нач. ф Род Скл. Слово- помощник Проверочное Оконч. На болот. У беседк. О топол. Для дедушк. В огород. Проверка по эталону ( Слайд 6, 7) - У кого возникли затруднения при выполнении задания? - У кого были ошибки? Сделайте вывод. (Нужно потренироваться в применении правила.) - У кого не возникло затруднения? 7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. ( Слайд 8) - Какую цель ставили на уроке? - Нам удалось достичь цели? - У кого возникли затруднения? Почему? - Выполнили план урока? - Как высчитаете, достаточно ли нам тренировок сегодня на уроке. На следующих уроках мы продолжим тренироваться в применении нового правила? Домашнее задание. Упр. 209.

Просмотр содержимого документа
«И карточка для с. р»

Им. Сущ.

Нач. ф

Род

Скл.

Слово- помощник

Проверочное

Оконч.

На болот.






У беседк .






О топол .






Для дедушк .






В огород .






Им. Сущ.

Нач. ф

Род

Скл.

Слово- помощник

Проверочное

Оконч.

На болот.






У беседк .






О топол .






Для дедушк .






В огород .






Им. Сущ.

Нач. ф

Род

Скл.

Слово- помощник

Проверочное

Оконч.

На болот.






У беседк .






О топол .






Для дедушк .






В огород .








Просмотр содержимого документа
«алгоритм»


































Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тема урока: «Правописание безударных окончаний имён существительных»

Тип урока: открытие нового знания

Основные цели:

  1. Сформировать умение писать безударные окончания имен существительных

  2. Сформировать умение фиксировать затруднения, выявлять причину, возникшего затруднения, самостоятельно строить новое знание.

Оборудование: доска, листы с заданиями для групп, эталон, карточки с заданиями для самостоятельной работы, учебник 4 класса М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко « К тайнам нашего языка», тетрадь – задачник

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте ребята! Начинаем урок русского языка

Прочитайте девиз урока: ( Слайд 1)

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

Как вы понимаете девиз нашего урока?

-О каком деле идет речь? (об открытии нового знания)

- Какие знания вы открываете на уроках русского языка? (Мы учимся грамотно писать.)

- Какие знания самые прочные? (Которые мы открываем сами.)

-Как же вы открываете все новое? (сами должны понять, что мы еще не знаем, и самим постараться открыть это новое)

- Я вам желаю преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии

-

С чего начнем наш урок? (С повторения)

- Для чего мы будем повторять? (Это нам необходимо для открытия нового).





- Запишите слова, решите орфографические задачи

Тр . ва , в травк . ( на доске)

3.Выявление места и причины затруднения

- В каком слове не удалось решить орфографические задачи? Почему?

- Назовите часть слова, где находится орфограмма.

4. Построение проекта выхода из затруднения ( Слайд 2)

Определите тему урока: Правописание безударных гласных в окончаниях имён существительных.

Какую цель поставите? ( Научиться правильно писать безударные окончания имен существительных)

Чтобы вы смогли сами открыть новое правило, я предлагаю вам работать по плану.

План урока: ( план на доске)

1.Открыть правило.

2. Составить алгоритм действий по правилу.

3. Научиться применять правило.

1. Просклоняйте слова трава - травка

Пиши их рядом, оставляй «окошки» на месте орфограмм в окончании.

В обоих ли словах они будут? Почему так?

1.2.Рассмотрите схему Упр. 199.

Какая подсказка есть в схеме?

Проверьте себя. Упр. 200

1.3.( работа в паре) ( Слайд 3)

Вот как ребята применили новые знания и решили орфографическую задачу.

Всё ли у них вышло верно?

Как у кошк . и кота ( у кота – у кошка )

Шубка очень хороша.

В чём ошибка учеников? Какое различие между проверочным словом и проверяемым они не учли?

Назовите ещё один признак проверочного слова.

Проверьте себя. Упр. 204

- Какие признаки должны быть у проверочного слова?

( схема на доске)

Проверочное слово

Ударное окончание

Склонение

1.4 Авторы учебника приготовили для вас слова - помощники для каждого склонения.

Упр. 206.( запиши по одному слову)

- Что будешь узнавать о словах?

- Как убедишься в том, что они могут быть проверочными?

Признаки проверочного слова определены, определены и слова – помощники для каждого склонения.

- Мы выполнили первый пункт плана? ( да, открыли правило)

- Можем решить орфографическую задачу? ( не , не знаем способа действия)

2. ( работа в группах)

Соберите алгоритм, как будешь узнавать буквы в безударных окончаниях имён существительных.( у ребят алгоритм разрезан, нужно восстановить последовательность)

Эталон

  1. Поставь имя существительное в начальную форму.

  2. Определи склонение.

  3. Выбери слово – помощник из карточки подсказки.

  4. Поставь слово – помощник в тот же падеж, что и проверяемое.

  5. Узнай в проверочном слове окончание.

  6. Напиши такое же в проверяемом. ( алгоритм на доске)

- Смогли мы преодолеть затруднение? (да)

- Что нового вы узнали?

5. Первичное закрепление во внешней речи


- Что вы теперь должны сделать? (Научиться применять правило.)


3.1.( работа в паре)

Решите проблему:


В травк е. – травка – 1 скл. земля в земле е Слайд 4


3.2.Упр. 208.

(первые три слова – комментируем)

3.3.следующие три в паре по образцу

Проверка! ( Слайд 5)

- У какой пары задание вызвало затруднение?

- Где у вас возникло затруднение?

- Почему оно возникло?

- У кого задание не вызвало затруднение?

6. 3.4 Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- Для того, чтобы проверить свои знания выполним самостоятельную работу. На карточках дан текст. Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных. Пользуйтесь данным алгоритмом.

Им. Сущ.

Нач. ф

Род

Скл.

Слово- помощник

Проверочное

Оконч.

На болот.






У беседк .






О топол .






Для дедушк .






В огород .







Проверка по эталону ( Слайд 6, 7)

- У кого возникли затруднения при выполнении задания?

- У кого были ошибки? Сделайте вывод. (Нужно потренироваться в применении правила.)

- У кого не возникло затруднения?

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. ( Слайд 8)

- Какую цель ставили на уроке?

- Нам удалось достичь цели?

- У кого возникли затруднения? Почему?

- Выполнили план урока?

- Как высчитаете, достаточно ли нам тренировок сегодня на уроке.

На следующих уроках мы продолжим тренироваться в применении нового правила?

Домашнее задание. Упр. 209.

Просмотр содержимого документа
«таблица 1 к уроку»


























Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»

Правописание безударных окончаний имён существительных Русский язык 4 класс УМК « Гармония» Учитель: Е,Н. Предтеченская

Правописание безударных окончаний имён существительных

Русский язык 4 класс

УМК « Гармония»

Учитель: Е,Н. Предтеченская

Девиз урока :  В мире много интересного,  Нам порою неизвестного.  Миру знаний нет предела,  Так скорей, друзья, за дело!

Девиз урока : В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так скорей, друзья, за дело!

Тр ва , в травк .  ? а

Тр ва , в травк .

?

а

Правописание безударных окончаний имён существительных

Правописание безударных окончаний имён существительных

Как у кошк . и кота Шубка очень хороша.   ( у кота – у кошка )   !

Как у кошк . и кота Шубка очень хороша. ( у кота – у кошка )

!

1 скл. 2 скл. земля стена 3 скл. окно стол печь степь

1 скл.

2 скл.

земля

стена

3 скл.

окно

стол

печь

степь

Алгоритм  Как узнавать буквы в безударных падежных окончаниях имён существительных

Алгоритм Как узнавать буквы в безударных падежных окончаниях имён существительных

  • Поставь имя существительное в начальную форму.
  • Определи склонение.
  • Выбери слово – помощник из карточки подсказки.
  • Поставь слово – помощник в тот же падеж, что и проверяемое.
  • Узнай в проверочном слове окончание.
  • Напиши такое же в проверяемом.
в травк .  ? в травк .

в травк .

?

в травк .

Им. сущ Нач. ф Из чашк И чашка На тарелк Е Род Скл. На скатерт И тарелка Ж.р 1 скл скатерть Ж.р Пров.слово Из земл и Ж.р Оконч 1 скл И 3 скл. На земл е Е На печ и И

Им.

сущ

Нач. ф

Из

чашк И

чашка

На тарелк Е

Род

Скл.

На скатерт И

тарелка

Ж.р

1 скл

скатерть

Ж.р

Пров.слово

Из земл и

Ж.р

Оконч

1 скл

И

3 скл.

На земл е

Е

На печ и

И

Самостоятельная работа Им. сущ На болот е  Нач.ф болото Род У беседк и  С.р. беседка Скл. О топол е  2 скл Ж.р Пров. слово тополь Для дедушк и  Оконч. М.р 1 скл На окн е дедушка В огород е  2 скл е У земл и огород М.р Об окн е и 1 скл М.р е 2 скл Для земл и Об окн е и е

Самостоятельная работа

Им. сущ

На болот е

Нач.ф

болото

Род

У беседк и

С.р.

беседка

Скл.

О топол е

2 скл

Ж.р

Пров.

слово

тополь

Для дедушк и

Оконч.

М.р

1 скл

На окн е

дедушка

В огород е

2 скл

е

У земл и

огород

М.р

Об окн е

и

1 скл

М.р

е

2 скл

Для земл и

Об окн е

и

е

Рефлексия самостоятельной работы

Рефлексия самостоятельной работы

Сегодня я узнал( а) … У меня получилось … Было трудно… Меня удивило… Было интересно выполнять… Теперь я умею…
  • Сегодня я узнал( а) …
  • У меня получилось …
  • Было трудно…
  • Меня удивило…
  • Было интересно выполнять…
  • Теперь я умею…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Предтеченская Елена Николаевна

Дата: 05.04.2016

Номер свидетельства: 315493

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения""
    ["seo_title"] => string(127) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-pravopisaniie-biezudarnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh-3-gho-sklonieniia"
    ["file_id"] => string(6) "321272"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461249704"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "конспект урока русского языка по теме «Правописание безударных  окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах» "
    ["seo_title"] => string(160) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-biezudarnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh-v-roditiel-nom-datiel-nom-i-priedlozhnom-padiezhakh"
    ["file_id"] => string(6) "225664"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439817171"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "конспект урока «Закрепление правил правописания безударных окончаний имён существительных и имен прилагательных». "
    ["seo_title"] => string(129) "konspiekt-uroka-zakrieplieniie-pravil-pravopisaniia-biezudarnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh-i-imien-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "163171"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422450998"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Конспект урока русского языка  по теме « Правописание безударных окончаний имён существительных»  в 3  классе "
    ["seo_title"] => string(120) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-biezudarnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "124291"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414675287"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект урока русского языка на тему "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе" "
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh-v-iedinstviennom-chislie"
    ["file_id"] => string(6) "105484"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402856023"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства