kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "НЕ с прилагательным"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить с слитным и раздельным написанием

 прилагательных с «не»;  обратить внимание на опознавательный признак - наличие «не»;

повторить правописание «не» с существительными и глаголами;

развивать орфографическую зоркость, внимание, память,  логическое мышление, умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме,  анализировать, сравнивать, работать самостоятельно с источником информации, делать выводы, расширять лексический запас детей;

  способствовать воспитанию  интереса к учёбе и урокам русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "НЕ с прилагательным"»



Дата:

ФИО учителя: Гальцева Валентина Александровна

Класс: 6 класс

Количество присутствующих: 24

отсутствующих:

Тема урока

Правописание не с прилагательным

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

познакомить с слитным и раздельным написанием

прилагательных с «не»; обратить внимание на опознавательный признак - наличие «не»;

повторить правописание «не» с существительными и глаголами;

развивать орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление, умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать, сравнивать, работать самостоятельно с источником информации, делать выводы, расширять лексический запас детей;

способствовать воспитанию интереса к учёбе и урокам русского языка.


Цели урока

Учащиеся смогут:

  • определить слитное и раздельное написание прилагательных с не

  • дописать текст на заданную тему.

Критерий оценивания

Формулирует заглавие, определяет тему, основную информацию прочитанного текста.


Привитие ценностей









Языковая цель

Любовь к знаниям осуществляется через чтение цитат известных людей. Открытость реализуется через оценивание: учащиеся оценивают друг друга и обосновывают оценку, также дают обратную связь.


Учащиеся могут:

Изложить свои мысли логично и последовательно, используя текст, таблицы, иллюстрации, аудиовизуальный материал.


Ключевые слова и фразы: учёба, моя малая родина.

Нет силы более могучей, чем

знание; человек, вооруженный

знанием, - непобедим.

М. Горький.

Полезные фразы для диалога: Что общего в правописании не с существительным и глаголом? Что общего в правописании не с существительным и прилагательным?

Межпредметные связи

Межпредметные связи с литературой, историей, географией.

Навыки использования

ИКТ

Работа с презентацией.

Предварительные знания


На предыдущих уроках учащиеся изучали правописание не с существительным и глаголом, развивали навык слушания и говорения, заполняли таблицу о правописании не с этими частями речи.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока

10 минут

  1. Организационный момент.

Создание коллаборативной среды.

Здравствуйте, ребята!


Начинается урок,

Он пойдет, конечно, впрок.

Много предстоит узнать,

Постарайтесь всё понять.


Каким вы хотите, чтобы был наш урок?

(Занимательный, познавательный, позитивный, активный, информативный, интересный, необычный, радостный.)

Стратегия « Ожерелье драгоценностей».

- Какими вы будете сегодня на уроке?

- Назовите свои сильные черты характера.

(Сообразительный, честный, надёжный, весёлый, спокойный, верный, тактичный, креативный, вежливый, ответственный, активный, смелый, пассивный, добросовестный, упрямый, беспечный, настойчивый, энергичный, застенчивый.

- Это и есть ваше « Ожерелье драгоценностей».

- Какого разряда эти прилагательные? (Качественные)

II. Актуализация знаний.

  1. Работа с эпиграфом.

Обратите внимание на пословицы.

Ученье без уменья не польза, а беда.

Пишут не пером, а умом.

Мы ценим и любим не праздность, а труд.

- Как вы поняли пословицы?

- Какая пословица будет нашим эпиграфом и девизом на уроке?

- Запишите число, классная работа, для темы урока оставьте одну строку. Запишите пословицу: Мы ценим и любим не праздность, а труд.

2. Синтаксически разберите предложение: Мы ценим и любим не праздность, а труд.

- Объясните, чем является НЕ: приставкой или отрицательной частицей? С какой частью речи она употребляется?

3. М.В. Ломоносов советовал: «Береги время учебы: оно (не) вернётся, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!»

- Согласны ли вы с его высказыванием?

- Запишите предложение: Береги время учебы: оно не вернётся, его не наверстаешь.

- Дайте характеристику предложению устно.

- Как пишется не с глаголом?

( Пишется раздельно)

- Когда существительное и глагол пишутся слитно?

( Они пишутся слитно, если слово без НЕ не употребляется и если слово с не можно заменить синонимом без не.

Например: несчастье, ненависть, ненавидеть).

  1. Орфографическая минутка.

Выборочный диктант.

Не – приставка. Не – часть корня. Не – частица. (Самопроверка)

Ненастье, невежа, невежда, несчастье, недоразумение, недоумевал, неправда, нездоровится, непогода, недостаток, незабудка, не думал, недруг, не друг, а враг, не злость, а доброта.

- Объясните лексическое значение слова невежа, невежда.

- 1 группа. Определите, в каких словах НЕ – приставка. (Несчастье, неправда, непогода, недостаток, недруг)

- 2 группа. В каких – не часть корня. (Ненастье, невежа, невежда, недоразумение, недоумевал, нездоровится, незабудка)

- 3 группа. Назовите слова, где не частица. (Не друг, а враг. Не думал. Не злость, а доброта)

Чем вы руководствовались в выборе правильного написания?

Самопроверка по образцу.

5. Запишите предложения. Объясните правописание не со словами.

1 группа. Ученье в счастье украшает, а при (не) счастье – утешает. (Горе)

2 группа. Человек должен воспитывать в себе (не) нависть к безделью.
3 группа. (Не) везение способствует успеху, а труд и упорство. 

Вывод. Когда не с существительным пишется слитно?

Когда существительное с не пишется раздельно?

6. Прогнозирование темы и целей урока.

- Почему мы с вами вспомнили правописание НЕ с существительными и глаголами? 

– Попробуйте предположить тему урока.

- Запишите тему урока в тетради: Правописание НЕ с прилагательным.

Действительно, тема нашего урока: «Правописание НЕ с прилагательным». Так как прилагательные тесно связаны с существительными, они всё повторяют за ними, нам сегодня будет очень легко понять тему.

- Какова цель урока? 
- Научиться правильно писать НЕ с именем прилагательным, суметь объяснить условие выбора орфограмм.





1 слайд

















































































2 слайд



3 слайд

Середина урока

20 минут








































































































III. Изучение нового материала

Ребята, посмотрите на таблицу.

1. Исследовательская работа.

-На доске опорная таблица. Поработаем с ней.

Правило

Не с существительными

Не с прилагательными

Слитно

1 Без не не употребляется.

Невежа

Невежественный

2. Можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением.

Нерешительность

Нерешительный

Раздельно


1. Есть противопоставление


Не правда, а ложь

Не правдивый, а лживый

2. Есть слова, усиливающие отрицание.

(вовсе не, далеко не, отнюдь не, нисколько не, ничуть не)

 Вовсе не правда


Вовсе не правдивый




-Что общего между написанием не с существительным и прилагательным?

Откройте страницу 163 учебника и прочитайте правило.

Работа в группах. Просмотр презентации

- Что узнали нового? Допишите в таблицу новые сведения.

Слитно, если:

Раздельно, если:

1. Без не не употребляется (неряха - неряшливый)


1. Есть противопоставление с союзом а (не правда, а ложь; не правдивый, а лживый)

2. Можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением (неправда - неправдивый)

2. Есть слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (далеко не правда; далеко не правдивый поступок)

3. С краткими прилагательными пишется так же, как и с полными (невысокий – невысок, неширокий – неширок)



Есть слова: весьма, крайне, очень, почти, абсолютно, совершенно, совсем.

(Весьма некрасивый поступок

Крайне неуместное поведение

Абсолютно неразборчивый почерк

Совершенно неинтересный

Совсем нестрогий взгляд)





Всегда раздельно!

Обратите внимание!

1. Прилагательные в сравнительной или превосходной степени (не громче, не красивейший)


2. Притяжательные прилагательные ( не лисий, не папин)


3. Прилагательные, обозначающие цвет ( не синий, не красный)


4. С краткими прилагательными: не готов, не должен, не намерен, не рад, не обязан, не склонен

1 группа. Расскажите о слитном написании не с прилагательным. Подберите примеры.

 2 группа. Расскажите о раздельном написании не с прилагательным. Подберите примеры.

 3 группа. Обратите внимание на таблицу, расскажите, какие прилагательные пишутся с не всегда раздельно.

Вывод: Когда не с прилагательным пишется слитно, а когда – раздельно?


2. Запишите предложение. Объясните правописание не с прилагательным.

Учёба - дело (не)простое, но увлекательное.

Измените предложение так, чтобы не с прилагательным писалось раздельно.

Учёба - дело (не)простое, а сложное.

Вы должны хорошо учиться и верить в своё счастливое будущее. Путь к счастью будет освещать ваша звезда.

Физминутка. Гимнастика для глаз.

3. Стратегия «Закончи мысль».

Знаете ли вы пословицы? Групповая работа.

Закончите пословицы. Проведи линии от первой части пословицы ко второй. Объясните слитно или раздельно пишется с не и почему?

1 группа.

(Не)доброе слово опасный враг

(Не)верный друг - злому (не)навистна.

Добрая слава больнее огня жжёт.

2 группа.

Человек (не)учёный, а правдивая.

(Не)разумного учить, что в бездонную кадку воду лить.

Честна (не) кудрявая речь, что топор (не)точёный.

3 группа.

Живи (не) прошлым, а завтрашним днём.

(Не) сильный в споре побеждает, подобен слепому.

(Не)грамотный человек а умный.

Взаимооценивание групп по ключу ответов.


1 группа.

Недоброе слово больнее огня жжёт.

Неверный друг – опасный враг.

Добрая слава злому ненавистна.

2 группа.

Человек неучёный, что топор неточёный. Неразумного учить, что в бездонную кадку воду лить.

Честна не кудрявая речь, а правдивая.

3 группа.

Живи не прошлым, а завтрашним днём.

Не сильный в споре побеждает, а умный.

Неграмотный человек подобен слепому.

Вывод: Важно не только знать правило, но и уметь применять его.

- Какие пословицы запомнили?

- Запишите одну пословицу.

4. Вывод: Обобщим знания. Слитно или раздельно? (устно) https://learningapps.org/4293674

IV. Закрепление изученного материала.

1. Осложнённое списывание. Взаимооценивание.

Раскройте скобки, графически обозначьте орфограмму.

(Не) брежное письмо, нисколько (не)жаркий день, деревья (не)высокие, но раскидистые, (не)внимательный, а рассеянный ученик, далеко (не)приятная процедура, (не)глубокий колодец, не мамин шарф, (не) зрелый плод.

ФО по образцу.

 Небрежное письмо, нисколько не жаркий день, деревья невысокие, но раскидистые, не внимательный, а рассеянный ученик, далеко не приятная процедура, неглубокий колодец, не мамин шарф, незрелый плод.

2. Подбери к словосочетаниям синонимы с НЕ. Какая группа справится быстрее? Запишите их. (Работа в группе)

- Какие прилагательные не употребляются без не?

Рассеянный ученик (невнимательный), молчаливый юноша (неразговорчивый), плохая погода (ненастная), грубый, плохо воспитанный юноша – (невежливый), серый, грустный пейзаж – (невыразительный), крепкий сон – (непробудный).

Слова для справок: (Не) внимательный, (не) настная, (не) разговорчивый, (не) вежливый, (не) выразительный, (не) пробудный.

ФО по образцу.

3. Цифровой диктант.

1- слитно, 0 – раздельно (Взаимопроверка)

1. Некрасивый поступок,

2. неряшливый вид,

3. неглубокая речонка,

4. неглубокий, но рыбный пруд;

5. не широкая, а узкая канава;

6. невысокий кустарник,

7. небрежный почерк,

8. необыкновенный

9. не сильный, а слабый

1  2  3  4 5  6  7  8  9  

1  1  1  1  0  1  1  1   0

ФО по образцу.

 - Гёте говорил: «Недостаточно только получить знания, надо найти им приложение. Недостаточно только желать, надо делать».

- Для чего нужны знания? (Прежде всего знания нужны, чтобы получить профессию и заниматься любимым делом - ведь без знаний ты не сможешь быть хорошим специалистом и не будешь полезен обществу, стране, посёлку, в котором живёшь.)


4. Творческая работа.

Повторение сведений о тексте.

Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Тема текста – это то, о чём (или о ком) говорится в тексте. Очень часто тема текста отражается в его заглавии.

Групповая работа.

Озаглавьте текст. Определите тему, идею текста. Вставьте на месте пропусков прилагательные с не. Объясните их правописание. Допишите текст 1-2 предложениями.

1 группа. История нашего села. Озаглавьте текст. Определите тему, идею текста. Вставьте на месте пропусков прилагательные с не. Объясните их правописание. Допишите текст 1-2 предложениями.


Село Крыловка ______________________Оно образовалось в 1907 году. Это ____________________ для нас время. Наша малая родина _____________________село. Главным богатством нашего села являются_________________ , а беспокойные, ответственные, думающие о своей малой родине люди. Мы по праву гордимся заслуженными учителями: Есерженовым Ильёй Исерженовичем, Криулей Валентиной Николаевной, долгое время проработавшей в школе учителем географии, Горбенко Людмилой Владимировной.

Их ________________ труд надолго останется в памяти учеников. _______________вклад вносят в развитие нашего села и простые жители: Талипова Гульнара Калиоскаровна, Бучарская Надежда Константиновна, Позднякова Оксана Вениаминовна, Нурмухамбетов Бакыржан Амангельдинович, директор села.

Слова для справок: вовсе (не) молодое, отнюдь (не) близкое, далеко (не) маленькое, (не) равнодушные, (не) легкий, (не) малый.

2 группа. Природа нашего села. Озаглавьте текст. Определите тему, идею текста. Вставьте на месте пропусков прилагательные с не. Объясните их правописание. Допишите текст 1-2 предложениями.


Село Крыловка расположено недалеко от озера Узунколь. Величаво несет оно свои__________________воды. У самой воды растёт камыш, в нём прячутся утки. По правую сторону от озера расположено наше __________________село. _____________________степные просторы раскинулись вокруг. А высоко над головой раскинулось ______________________голубое небо.

Слова для справок: (не) спешные, (не) большое, (не) обозримые, (не) объятное.

3 группа. Земляки – герои.

Озаглавьте текст. Определите тему, идею текста. Вставьте на месте пропусков прилагательные с не. Объясните их правописание. Допишите текст 1-2 предложениями.


Наше село по праву гордится земляками, защищавшими свою Родину в …………….…..годы Великой Отечественной войны. Навечно останутся в нашей памяти имена Мирошникова Александра Васильевича, Исерженова Ильи Есерженовича, Шиняк Ильи Фёдоровича, Мышова Виктора Тимофеевича, Астафьева Егора Елизаровича, Величко Фёдора Ивановича, внёсших …………………...вклад в освобождение нашей Родины от фашистов. Их …………………подвиг запечатлён в памяти народной. В нашем селе им воздвигнут памятник.

Слова для справок: (не) легкие, (не) забываемый, (не) обыкновенный.

Представление работ в группе, оценивание по дескрипторам.

Критерий

оценивания

Дескрипторы


Балл

Придумывает продолжение

текста

- формулирует заголовок текста

- формулирует тему и основную мысль текста

-прогнозирует заключительную часть текста, связывая с основной мыслью

демонстрирует лексику, соответствующую изучаемой теме

1

1


1



1



-демонстрирует достаточный уровень грамотности

1

Итого


5 баллов

5. Защита проектов.

- А вы, ребята, любите свое село?

- Закончите пословицу:

Кто любит свою Родину и народ, тот (настоящий патриот.)

Словарная статья  

Патриот – м., .а.- человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины.

В крепкой и нерушимой дружбе народов Казахстана – сила и залог межнационального согласия. (Синоним нерушимой дружбе – прочной)



4 слайд













































https://www.youtube.com/watch?v=AsL_acuydOs







































































https://learningapps.org/3098709



5 слайд



«Зажги свою звезду»



























































https://learningapps.org/4293674















6 слайд



















7 слайд



































8 слайд
























































9 слайд



















10 слайд

Конец урока

10 минут

V. Рефлексия.

- Решили ли мы учебную задачу, которую ставили в начале урока?

- Понравился ли урок?

- Что мы знаем теперь?

- Чему вы научились?

- Что вам понравилось, запомнилось?

- Что было новым и удивительным?

- Какое настроение у вас после урока? (Хорошее или плохое)


Стратегия «Ожерелье драгоценностей».

- Какие вы были сегодня на уроке?

( Умные, трудолюбивые, успешные, любознательные, добросовестные, внимательные…)

VI. Домашнее задание. Написать сочинение - миниатюру.

Моё родное село

VI. «Благодарю»

- Молодцы, вы все сегодня были активны. Благодарю всех вас за активную работу на уроке.

- Напишите о своём впечатлении на стикерах и прикрепите на дерево знаний.

11 слайд














12 слайд


13 слайд







Дифференциация.

Каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание.

Как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности



При выполнении задания «Закончи мысль» для учащихся, которые испытывают затруднения с подбором слов, могут быть предложены слова-подсказки. Учащимся, которые имеют высокий уровень способностей, предлагается дополнить список пословиц собственными примерами.



Проверка по образцу

Взаимооценивание по ключу ответов

Критерий оценивания и дескрипторы

Кабинет оборудован в соответствии с правилами техники безопасности.



Физминутка «Счастливая звезда»

Рефлексия по уроку


Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.


Общая оценка



Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:


2:


Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:


2:


Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок по теме "НЕ с прилагательным"

Автор: Гальцева Валентина Александровна

Дата: 06.03.2018

Номер свидетельства: 460890

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "План урока, презентация, проектный лист к уроку "Склонение прилагательных единственного числа. Обобщение" "
    ["seo_title"] => string(119) "plan-uroka-priezientatsiia-proiektnyi-list-k-uroku-sklonieniie-prilaghatiel-nykh-iedinstviennogho-chisla-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "104983"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402776467"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Технологическая карта урока "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "133090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416464799"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Урок по русскому языку  на тему :"Прилагательные  близкие и противоположные по смыслу" "
    ["seo_title"] => string(89) "urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-prilaghatiel-nyie-blizkiie-i-protivopolozhnyie-po-smyslu"
    ["file_id"] => string(6) "190820"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427218803"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Открытый урок "Употребление прилагательных со словом самый" "
    ["seo_title"] => string(63) "otkrytyi-urok-upotrieblieniie-prilaghatiel-nykh-so-slovom-samyi"
    ["file_id"] => string(6) "107156"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403176087"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок « Имя прилагательное в словосочетании и предложении». "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-imia-prilaghatiel-noie-v-slovosochietanii-i-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "163460"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422476383"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства