III. Изучение нового материала Ребята, посмотрите на таблицу. 1. Исследовательская работа. -На доске опорная таблица. Поработаем с ней. Правило | Не с существительными | Не с прилагательными | Слитно 1 Без не не употребляется. | Невежа | Невежественный | 2. Можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением. | Нерешительность | Нерешительный | Раздельно 1. Есть противопоставление | Не правда, а ложь | Не правдивый, а лживый | 2. Есть слова, усиливающие отрицание. (вовсе не, далеко не, отнюдь не, нисколько не, ничуть не) | Вовсе не правда | Вовсе не правдивый |
-Что общего между написанием не с существительным и прилагательным? Откройте страницу 163 учебника и прочитайте правило. Работа в группах. Просмотр презентации - Что узнали нового? Допишите в таблицу новые сведения. Слитно, если: | Раздельно, если: | 1. Без не не употребляется (неряха - неряшливый) | 1. Есть противопоставление с союзом а (не правда, а ложь; не правдивый, а лживый) | 2. Можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением (неправда - неправдивый) | 2. Есть слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (далеко не правда; далеко не правдивый поступок) | 3. С краткими прилагательными пишется так же, как и с полными (невысокий – невысок, неширокий – неширок) | | Есть слова: весьма, крайне, очень, почти, абсолютно, совершенно, совсем. (Весьма некрасивый поступок Крайне неуместное поведение Абсолютно неразборчивый почерк Совершенно неинтересный Совсем нестрогий взгляд) | Всегда раздельно! Обратите внимание! 1. Прилагательные в сравнительной или превосходной степени (не громче, не красивейший) | | 2. Притяжательные прилагательные ( не лисий, не папин) | | 3. Прилагательные, обозначающие цвет ( не синий, не красный) | | 4. С краткими прилагательными: не готов, не должен, не намерен, не рад, не обязан, не склонен | 1 группа. Расскажите о слитном написании не с прилагательным. Подберите примеры. 2 группа. Расскажите о раздельном написании не с прилагательным. Подберите примеры. 3 группа. Обратите внимание на таблицу, расскажите, какие прилагательные пишутся с не всегда раздельно. Вывод: Когда не с прилагательным пишется слитно, а когда – раздельно? 2. Запишите предложение. Объясните правописание не с прилагательным. Учёба - дело (не)простое, но увлекательное. Измените предложение так, чтобы не с прилагательным писалось раздельно. Учёба - дело (не)простое, а сложное. Вы должны хорошо учиться и верить в своё счастливое будущее. Путь к счастью будет освещать ваша звезда. Физминутка. Гимнастика для глаз. 3. Стратегия «Закончи мысль». Знаете ли вы пословицы? Групповая работа. Закончите пословицы. Проведи линии от первой части пословицы ко второй. Объясните слитно или раздельно пишется с не и почему? 1 группа. (Не)доброе слово опасный враг (Не)верный друг - злому (не)навистна. Добрая слава больнее огня жжёт. 2 группа. Человек (не)учёный, а правдивая. (Не)разумного учить, что в бездонную кадку воду лить. Честна (не) кудрявая речь, что топор (не)точёный. 3 группа. Живи (не) прошлым, а завтрашним днём. (Не) сильный в споре побеждает, подобен слепому. (Не)грамотный человек а умный. Взаимооценивание групп по ключу ответов. 1 группа. Недоброе слово больнее огня жжёт. Неверный друг – опасный враг. Добрая слава злому ненавистна. 2 группа. Человек неучёный, что топор неточёный. Неразумного учить, что в бездонную кадку воду лить. Честна не кудрявая речь, а правдивая. 3 группа. Живи не прошлым, а завтрашним днём. Не сильный в споре побеждает, а умный. Неграмотный человек подобен слепому. Вывод: Важно не только знать правило, но и уметь применять его. - Какие пословицы запомнили? - Запишите одну пословицу. 4. Вывод: Обобщим знания. Слитно или раздельно? (устно) https://learningapps.org/4293674 IV. Закрепление изученного материала. 1. Осложнённое списывание. Взаимооценивание. Раскройте скобки, графически обозначьте орфограмму. (Не) брежное письмо, нисколько (не)жаркий день, деревья (не)высокие, но раскидистые, (не)внимательный, а рассеянный ученик, далеко (не)приятная процедура, (не)глубокий колодец, не мамин шарф, (не) зрелый плод. ФО по образцу. Небрежное письмо, нисколько не жаркий день, деревья невысокие, но раскидистые, не внимательный, а рассеянный ученик, далеко не приятная процедура, неглубокий колодец, не мамин шарф, незрелый плод. 2. Подбери к словосочетаниям синонимы с НЕ. Какая группа справится быстрее? Запишите их. (Работа в группе) - Какие прилагательные не употребляются без не? Рассеянный ученик (невнимательный), молчаливый юноша (неразговорчивый), плохая погода (ненастная), грубый, плохо воспитанный юноша – (невежливый), серый, грустный пейзаж – (невыразительный), крепкий сон – (непробудный). Слова для справок: (Не) внимательный, (не) настная, (не) разговорчивый, (не) вежливый, (не) выразительный, (не) пробудный. ФО по образцу. 3. Цифровой диктант. 1- слитно, 0 – раздельно (Взаимопроверка) 1. Некрасивый поступок, 2. неряшливый вид, 3. неглубокая речонка, 4. неглубокий, но рыбный пруд; 5. не широкая, а узкая канава; 6. невысокий кустарник, 7. небрежный почерк, 8. необыкновенный 9. не сильный, а слабый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 1 1 1 0 1 1 1 0 ФО по образцу. - Гёте говорил: «Недостаточно только получить знания, надо найти им приложение. Недостаточно только желать, надо делать». - Для чего нужны знания? (Прежде всего знания нужны, чтобы получить профессию и заниматься любимым делом - ведь без знаний ты не сможешь быть хорошим специалистом и не будешь полезен обществу, стране, посёлку, в котором живёшь.) 4. Творческая работа. Повторение сведений о тексте. Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Тема текста – это то, о чём (или о ком) говорится в тексте. Очень часто тема текста отражается в его заглавии. Групповая работа. Озаглавьте текст. Определите тему, идею текста. Вставьте на месте пропусков прилагательные с не. Объясните их правописание. Допишите текст 1-2 предложениями. 1 группа. История нашего села. Озаглавьте текст. Определите тему, идею текста. Вставьте на месте пропусков прилагательные с не. Объясните их правописание. Допишите текст 1-2 предложениями. Село Крыловка ______________________Оно образовалось в 1907 году. Это ____________________ для нас время. Наша малая родина _____________________село. Главным богатством нашего села являются_________________ , а беспокойные, ответственные, думающие о своей малой родине люди. Мы по праву гордимся заслуженными учителями: Есерженовым Ильёй Исерженовичем, Криулей Валентиной Николаевной, долгое время проработавшей в школе учителем географии, Горбенко Людмилой Владимировной. Их ________________ труд надолго останется в памяти учеников. _______________вклад вносят в развитие нашего села и простые жители: Талипова Гульнара Калиоскаровна, Бучарская Надежда Константиновна, Позднякова Оксана Вениаминовна, Нурмухамбетов Бакыржан Амангельдинович, директор села. Слова для справок: вовсе (не) молодое, отнюдь (не) близкое, далеко (не) маленькое, (не) равнодушные, (не) легкий, (не) малый. 2 группа. Природа нашего села. Озаглавьте текст. Определите тему, идею текста. Вставьте на месте пропусков прилагательные с не. Объясните их правописание. Допишите текст 1-2 предложениями. Село Крыловка расположено недалеко от озера Узунколь. Величаво несет оно свои__________________воды. У самой воды растёт камыш, в нём прячутся утки. По правую сторону от озера расположено наше __________________село. _____________________степные просторы раскинулись вокруг. А высоко над головой раскинулось ______________________голубое небо. Слова для справок: (не) спешные, (не) большое, (не) обозримые, (не) объятное. 3 группа. Земляки – герои. Озаглавьте текст. Определите тему, идею текста. Вставьте на месте пропусков прилагательные с не. Объясните их правописание. Допишите текст 1-2 предложениями. Наше село по праву гордится земляками, защищавшими свою Родину в …………….…..годы Великой Отечественной войны. Навечно останутся в нашей памяти имена Мирошникова Александра Васильевича, Исерженова Ильи Есерженовича, Шиняк Ильи Фёдоровича, Мышова Виктора Тимофеевича, Астафьева Егора Елизаровича, Величко Фёдора Ивановича, внёсших …………………...вклад в освобождение нашей Родины от фашистов. Их …………………подвиг запечатлён в памяти народной. В нашем селе им воздвигнут памятник. Слова для справок: (не) легкие, (не) забываемый, (не) обыкновенный. Представление работ в группе, оценивание по дескрипторам. Критерий оценивания | Дескрипторы | Балл | Придумывает продолжение текста | - формулирует заголовок текста - формулирует тему и основную мысль текста -прогнозирует заключительную часть текста, связывая с основной мыслью демонстрирует лексику, соответствующую изучаемой теме | 1 1 1 1 | -демонстрирует достаточный уровень грамотности | 1 | Итого | | 5 баллов | 5. Защита проектов. - А вы, ребята, любите свое село? - Закончите пословицу: Кто любит свою Родину и народ, тот (настоящий патриот.) Словарная статья Патриот – м., .а.- человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины. В крепкой и нерушимой дружбе народов Казахстана – сила и залог межнационального согласия. (Синоним нерушимой дружбе – прочной) |