Тема урока: «Употребление прилагательных со словом самый»
Цели урока: дать понятие о степенях сравнения прилагательных и способах их образования.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: нетрадиционный.
Методы: частично-поисковый, игровой.
Оборудование: таблицы, карточки, диаграмма Венна, интерактивная доска, электронный учебник, ИНСЕРТ, дерево Блоба.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Подготовка к восприятию новой темы.
IV. Объяснение нового материала.
V. Закрепление.
VI. Стадия рефлексии.
VII. Домашнее задание.
Ход урока.
I. Организационный момент. Психологический настрой (Повышение уровня внутригрупповой сплоченности).
«Объединение»
Учитель просит найти друг друга тем, у кого одинаковый:
- цвет обуви;
- тем, у кого день рождения летом;
- тем, в чьем имени шесть и семь букв;
- тем, кто живет по соседству;
- тем, кто хочет хорошо учиться.
Раздать классу конфеты и объединить их в группу по одинаковому цвету обвертки.
- Послушайте текст и подумайте, является ли он стихотворением?
Люблю берёзку в сарафанчике, с платочками в карманчиках, с застёжками, с серёжками. Люблю её.
- А теперь ещё один текст. Сравните их.
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Тем не менее, это один и тот же текст. Но из первого убраны имена прилагательные. Заметьте, насколько выразительной и красивой прилагательные делают нашу речь.
Метод «Поп-корн».
1. Какой текст вам понравился больше?
2. Какая часть речи украсила его?
3. Назовите прилагательные, которые вам запомнились.
4.Что же такое имя прилагательное?
5. Как оно изменяется?
6. С какой частью речи связано?
7. Чем оно является в предложении?
8. Назовите степени сравнения имён прилагательных.
9. Приведите примеры.
II. Проверка домашнего задания.
- Давайте повторим, что мы проходили на прошлом уроке.
- Как образуется простая форма сравнительной степени?
- Составная форма сравнительной степени?
- Простая форма превосходной степени?
III. Подготовка к восприятию новой темы
И сегодня, продолжая тему «Степени сравнения имён прилагательных, мы узнаем, как образуется составная форма превосходной степени.
Недаром я начала урок с описания берёзы. Берёза – символ русского народа.
«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её.»
Как вы понимаете эти строчки? Нужно сохранить планету будущим потомкам, не загрязнять, не оставлять после себя мусор, а беречь Землю, сажать деревья.
IV. Новая тема. Групповая работа по карточкам.
1-задание. Вместо точек вставить названия животных.
Благородный как …, хитрый как …, колючий как …, упрямый как …, неуклюжий как ..., трусливый как ….
2-задание. Образовать словосочетания, с помощью способа согласования.
Космос, ракета; талант, фотограф; Русь, поэт; красота, картина; цирк, представление; волшебство, сказка; веселье, настроение.
3-задание. Образовать простую форму сравнительной степени.
Сильный, добрый, богатый, высокий, простой, бесценный, счастливый.
Работа с учебником.
Упр.1. Чтение текста «Кто где живёт?»
Какова основная мысль текста?
И люди, и животные пытаются обезопасить себя в своих домах. ( Мой дом – моя крепость). А у зайца его нет. Но ямка в снегу - самый безопасный дом. Снег белый и заяц белый. Волк его и не заметит. И каждый раз на новом месте.
Что значит самый безопасный дом? Из всех домов: берлоги, дупла, норы домик зайца самый безопасный.
- Таким образом, с помощью слова самый образуется составная форма превосходной степени. Приведите примеры предложений со словом самый.
Викторина «Самый-самый».
-Самое упрямое из животных.
-Самое высокое животное.
-Самая мелкая лошадь.
-Самый холодный материк.
-Самое праздничное дерево.
- Самая маленькая планета солнечной системы (Плутон).
- Самая большая планета (Юпитер).
- Самая яркая, видимая с Земли планета (Венера).
- Планета Утренней Звезды (Венера).
- Красная планета, на которой самые высокие горы (Марс).
- Самая первая женщина космонавт (В.Терешкова).
- Назовите космонавтов-казахов (Т.Аубакиров и Т.Мусабаев).
V. Закрепление урока.
Венн диаграмма. Каждая группа составляет Венн диаграмму
1-я группа – «Акула и бычок» (рыба)
2-я группа – «Страус и колибри» (птица)
3-я группа – «Жираф и землеройка» (животное)
Показ видеосюжета о первом космонавте Земли.
Работа с интерактивной доской.
Имя замечательного русского человека Юрия Алексеевича Гагарина знает весь мир. Первый космонавт был среднего роста, с добрым лицом и весёлыми глазами. Человечество никогда не забудет самого смелого капитана первого космического корабля.
Чтение текста учащимися. Определить падеж прилагательных. Выписать последнее предложение, сделать синтаксический разбор.
Вывод.
- Как образуется сложная превосходная степень имени прилагательного?
- Зачем мы используем слово «самый»?
ИНСЕРТ
Что знал?
Что хочу узнать
VI. Стадия рефлексии.
- Достигли ли мы своей цели?
- Как работала наша группа?
- Что вам было не понятно?
- Довольны ли вы своей работой?
- Как вы себя оцените?
- Заканчивая урок, хочу сказать словами Ю.А.Гагарина «Берегите нашу планету, самую прекрасную во Вселенной, приумножайте её красоту».
VII. Домашнее задание: упражнение 8, стр. 214