Урок «Склонение прилагательных единственного числа»
План:
- Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы вместе проведём урок русского языка. Чтобы он получился интересным и увлекательным мы с вами постараемся активно работать.
- Как вы думаете, почему вы сели так необычно?
- При работе в группах необходимо уважать друг друга, внимательно выслушивать, не перебивать, одним словом работать в сотрудничестве.
- Сегодня вместо тетрадей на ваших столах лежат проектные листы. По мере необходимости мы будем с вами их заполнять.
- Давайте настроимся на работу, возьмёмся за руки, глубоко вдохнём, медленно выдохнем и вместе отправимся в удивительный мир познания.
- Постановка темы и цели урока.
Тему урока вы узнаете, если разгадаете формулу, которая находится на розовых листах.
- Какая тема урока?
(Склонение прилагательных единственного числа.)
- Впишите тему урока в проектный лист.
- Эта тема для вас новая? Тогда чем мы будем заниматься?
(повторять правила, вставлять окончания, определять падеж…)
- Всё это можно назвать одним словом «обобщать».
- Дополнив предложение, вы сможете назвать цель нашего урока.
- Мотивация.
- Чтобы добиться успеха, человек преодолевает некоторые трудности. И вы, изучая эту тему, наверное, тоже испытывали сложности. Возьмите свои карточки, пройдитесь глазками по горной тропе и определите свой уровень знаний по теме на данный момент. Для этого вам нужно взять маленькую звёздочку и поставить её на нужную ступеньку.
- Отложите карточку в сторону. Она нам ещё понадобится.
- Выполнение проекта.
- Роль прилагательных в языке.
- Ребята, а кто из вас встречал рассвет в горах? Я предлагаю вам это сделать сейчас. (видеоролик)
Великолепные картины,
Престолы вечные снегов,
Очам казались их вершины
Недвижной цепью облаков.
И в их кругу двуглавый
В блистая ледяном
Эльбрус огромный, величавый
Белел на небе голубом.
- Вы услышали строки из поэмы А.С.Пушкина «Кавказский пленник».
- Что вы увидели на экране?
(розовый рассвет, великолепные горы, голубое небо, белый снег)
- Замечательно! Вы внимательно смотрели на экран.
- Какие чувства вызвали эти строки?(гордость за свой край, восхищение красотой и величием гор)
- Прежде чем начинать работу с текстом, посмотрите, есть ли непонятные вам слова?
- Я предлагаю выяснить значение некоторых слов.
- Ваша группа находит значение слова престол в словаре, а вашей группе я предлагаю воспользоваться интернетом и найти значение слова колосс.
Результаты работы:
Колосс – это большая статуя или предмет огромных размеров.
- Значит, автор сравнивает Эльбрус с большой статуей. Показывает какой он огромный.
Престол – стул, который стоит у стола, трон.
В сказке Пушкина говорится:
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице…
Престол – особый стол в церкви, на котором располагаются священные книги и предметы для богослужения.
- И в первом, и во втором случае это слово обозначает что – то особенное, великое.
- Прямое или переносное значение слова престол использует автор?
- Значит, что называет престолом Пушкин в этом отрывке?
- А теперь прочитайте другой текст:
~~~~~~~~~~~~~ картины,
Престолы ~~~~~~~~~~~ снегов,
Очам казались их вершины
~~~~~~~~~~~~ цепью облаков.
И в их кругу колосс ~~~~~~~~~~~
В венце блистая ~~~~~~~~~~
Эльбрус ~~~~~~~~~~~, ~~~~~~~~
Белел на небе.~~~~~~~~~~~~~.
- Что изменилось?
(нет в тексте прилагательных)
- Соотнесите тексты с картинками и объясните, почему вы сделали такой выбор.
- Значит, какова роль прилагательных в речи?
- Давайте закончим предложение.
- как краски делают картинку красивой и цветной, так и прилагательные делают нашу речь яркой, образной, выразительной.
- Давайте с вами это запишем.
- Роль ударного окончания.
- Я предлагаю вернуться к нашему произведению. Рассмотрим последние две стихотворные строчки. Прочитайте их. Найдите в них прилагательные.
Эльбрус огромный, величавый
Белел на небе голубом.
- Как вы думаете, какое слово может быть лишним?
(лишним может быть прилагательное голубом, так как имеет окончание -ом, это же слово может быть лишним, так как имеет ударное окончание.)
- Нужно ли проверять ударные окончания?
- Какую роль в нашей теме играют ударные окончания?
(По ударным окончаниям проверяются безударные окончания)
- А в каких словах можно найти ударные окончания?
( В вопросах какой? какая? какое? окончания всегда ударные). Замечательно!
- Давайте проверим: какой? огромный, величавый.
- Какое окончание в вопросе? А какое в прилагательных?
(Тогда какой? огромный, величавый, почему окончание -?)
(Правило из учебника с 62. Прилагательные огромный, величавый относятся к существительному Эльбрус, они мужского рода. Только в именительном падеже прилагательные мужского рода могут иметь окончания –ый, -ий. Это исключения.)
- На ваших столах на зелёных листах написаны прилагательные. Ваша задача выбрать те прилагательные, окончания которых нуждаются в проверке. (с ударениями)
у высокой на белом по крутому
- Ребята, правило вы знаете. Но не всегда правила остаются в нашей памяти надолго. Сможете ли вы прочитать эту формулу?
- Правильно! Окончание в слабой позиции, т.е.без ударения, и окончание в сильной позиции,
- безударные окончания прилагательных пишутся так же, как и ударные.
- Согласование прилагательных.
- Я предлагаю вашему вниманию следующую группу прилагательных.
- По какому признаку эти прилагательные в одной группе? Докажите.
(они все в единственном числе, все в предложном падеже, в женском роде – появляются опорные слова: число, род, падеж.)
- А если я скажу: В голубой вагон садились люди. На синий бархат наклеили звёзды. Вы по-прежнему уверены, что это женский род и предложный падеж?
- Можно ли только по окончанию прилагательного определить род, падеж?
(Нет, надо к прилагательному подобрать существительное).
- Какое существительное подходит к каждому из этих прилагательных, если они стоят в женском роде?
( К каждому прилагательному подходит существительное река).
- Правильно! Только тогда эти прилагательные будут стоять в форме единственного числа, женского рода и предложного падежа.
- Какой вывод можно сделать?
От главного слова прилагательного задаём вопрос к существительному и прилагательное определяет в каком роде, числе и падеже стоит существительное.
- имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже.
- Заполните в проектном листе формулу. От какой части речи задаём вопрос?
- Алгоритм. Написание безударных окончаний имён прилагательных.
- У вас на столах лежат карточки жёлтого цвета. Установите последовательность написания безударных окончаний имён прилагательных в алгоритме.
(две группы вывешивают свою работу на доску на двусторонний скотч)
- А теперь сверим ваши результаты.
- Мне так радостно, что в группах вы правильно определили последовательность действий.
- А в ваших проектных листах дана такая последовательность:
-Укажите правильную последовательность стрелочками.
- Обратите внимание. Сначала образовался крестик. Даже если вы забудете, то он вам напомнит, что вначале вы выбираете главное слово (сеществительное), а уже от него задаёте вопрос к прилагательному.
- Практическая работа.
- А сейчас мы с вами поиграем. Попрошу выйти по одному человеку от команды.
Команда должна угадать предмет по тем признакам, которые он будет называть.
- Вы склоняете прилагательное холодный, а вы прилагательное холодная.
- Сверка и с образцом.
- Проверить правильность выполнения задания вы сможете, если соберёте пазлы и установите их на подставку.
- Назовите мне только окончания в падежном порядке. Всё у вас верно?
- Почему вагонетки везут по 2 окончания?
(это зависит от основы)
- Почему не взяли сегодня прилагательное среднего рода?
(у них схожие окончания с мужским родом)
Вывод: имя прилагательное согласуется с именем существительным. И от того, в каком роде, числе и падеже стоит существительное, зависит окончание прилагательного.
- Подготовка готового продукта – проектного листа.
- Мы с вами получили готовый блок с правилами по нашей теме, которым вы можете воспользоваться, когда возникнут вопросы.
- Мотивация.
- Интересная часть речи имя прилагательное?
Если вы чуть продвинулись в своих знаниях и умениях, то оцените себя на карточке, поставив большую звёздочку на нужную ступеньку.
- Самостоятельная работа.
- А теперь попробуйте самостоятельно вставить окончания прилагательных в нужную форму в предложении.
- Представь себе, что ты стоишь на самой высокой вершине Европы и на весь мир говоришь то, что написал.
Хорошим другом называют честного, надёжного, отзывчивого человека, который в трудную минуту поможет добрым советом и в радостный миг будет рядом. И я таким буду!
Если человек хочет стать известным и успешным спортсменом, то он должен вести здоровый образ жизни, быть упорным и настойчивым в тренировках и обладать хорошей выдержкой. И я таким стану!
Наш урок окончен. Спасибо вам за работу. Каждая группа работала сегодня отлично.