kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок « Имя прилагательное в словосочетании и предложении».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема « Имя прилагательное в словосочетании и предложении». 6 класс.

 

Цели: 1. Углубить понятие о роли имени прилагательного в речи

2.Формировать умение определять синтаксическую функцию                прилагательных разных форм в предложении и правильное их употребление.3. Развивать речевые навыки учащихся.

 

Оборудование: компьютер, проектор, наглядные пособия, раздаточный материал.

 

Ход урока.

 1.Организационный момент.

 2. Исследование новой темы.

Тема нашего урока « Имя прилагательное в словосочетании и предложении».

- Как вы думаете, на какие вопросы вы должны ответить в ходе урока?

( В роли какого слова выступают имена прилагательные в словосочетании?

 -  Какими членами предложения являются имена прилагательные ? )

  1. Словарная работа.

На доске нарисованы рисунки ( яблоко, туча, огурец, шарик), рядом записаны слова:

 

 

Тёмный                    синий                        яркий                                 светлый

Красный                   чёрный                      зелёный                        фиолетовый

 

 

- Ваша задача «придать цвет». Но сделать это нужно не карандашом, а словом. (Учащиеся записывают слова, обозначающие цвет,  используя сложные прилагательные)

- Какими цветами вы закрасили рисунки? ( К доске вызывается ученик и записывает слова)

 - Выделите орфограммы в словах.

( тёмно- красное, иссиня – чёрная, ярко – зелёный, светло – фиолетовый)

 - Как вы понимаете значение слова «иссиня – чёрный»? Проверим по словарю.( Задание даётся одному ученику. Он смотрит лексическое значение слова, потом зачитывает его вслух.)

- Составьте словосочетания с данными словами и запишите их в тетрадь. Произведите их синтаксический разбор.

 

Тёмно – красное   яблоко      прил. + сущ.

Иссиня – чёрная туча             прил. + сущ.

Ярко – зелёный огурец           прил. + сущ.

Светло – фиолетовый  шарик   прил.+ сущ.

 

- В роли какого слова выступает в этих словосочетаниях имя прилагательное? (зависимое)

 

- Скажите, а имя прилагательное в словосочетании может выступать только в роли зависимого или нет? ( Может быть главным)

 

2. Выполнение упр.457 (выборочные словосочетания) . (У доски работает ученик.)

 

- Ребята, на доске записано:

Тёплый ( погода, слова), острый (нож, язык), холодный ( напиток, взгляд).

Сильный (ветер, зверь, характер), аккуратный (почерк, ученик), крутой (спуск, нрав).

 

- Составьте и запишите словосочетания по схеме прил.+сущ., употребив в прямом и переносном значении. (К доске вызывается ученик.)

 

- Выполните фонетический разбор слов «язык», «погода» . ( У доски работают 2 ученика)

 

Физкультурная минутка.

Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

 

5. Работа с текстом.

На экране спроецирован текст.

Учитель его читает.

                                                 Январь.

 

Январь – месяц снегов. Прилетают они всегда вдруг. Ночью зашепчутся деревья. Что-то творится в лесу. К утру станет видно: пришла зима.

Лес утонул в сугробах. Под сводом неба, покорно склонив головы, застыли деревья.

-Что перед вами? (Текст).

- Что такое «текст»?

- Прослушайте другой текст. (Спроецирован на экране)

                                                   Январь.

 

Январь – месяц больших снегов. Прилетают они всегда вдруг. Ночью зашепчутся деревья. Что-то творится в зимнем лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима.

Лес утонул в дремучих сугробах. Под холодным сводом неба, покорно склонив тяжёлые головы, застыли белые деревья.

 

- Какой текст вам понравился больше?

- За счёт чего во втором тексте создаётся яркая, образная картина, которую легко представить?

- Что обозначают прилагательные в этом тексте?

- Как вы понимаете выражения « дремучие сугробы», «лес утонул», «тяжёлые головы  деревьев»?

- Запишите первое предложение и сделайте синтаксический разбор:

- Разберите по составу слово « прилетают».

-Так , какова же роль прилагательного в тексте?

-В предложении чаще всего прилагательные выступают в роли какого члена предложения? (определения)

-Могут они выступать ещё и в роли подлежащего, дополнения, сказуемого.

 

6.- Посмотрите на предложения ( они записаны на доске):

    Лик его ужасен.

 

     Прозрачен воздух росистым утром.

 

     Больной выздоравливал.

 

     Смелого пуля боится.

 

-Найдите в них прилагательные и определите, в роли какого члена предложения они выступают? (к доске вызывается ученик, остальные работают на местах)

 

- Откройте в учебнике стр.200. Прочитайте правило.

- О чём я забыла вам сказать? ( Переход некоторых прилагательных в сущ.)

 

7. Проводится игра «Не перепутай кармашки».

Учащимся раздаются жетоны. Они правильно должны вложить жетон в нужный кармашек. (Они висят на доске)

На экране предложения - определить в роли какого члена предложения выступает прилагательное : определение, сказуемое, подлежащее, дополнение.

 

Зашла в прачечную.

По тротуару ходят прохожие.

Рабочие выходили из заводских ворот.

Эта игра интересна.

Ванная комната закрыта.

Гостиная наполнена светом.

 

8.Творческая работа.

 –Посмотрите на экран. Перед вами зимний пейзаж. Составьте мини-текст, используя в нём прилагательные. (Выборочный опрос)

 

 

 

9. Выводы по уроку.

- Для чего используются прилагательные в тексте?

- В роли какого слова могут употребляться прилагательные в тексте?

- Каким членом предложения может выступать имя прилагательное?

- В какую часть речи перешли некоторые имена прилагательные?

 

 

10.Выставление оценок за урок.

 

11.Домашнее задание: &35, упр. 459, 462, 467 или 470.

 

12. Рефлексия.

В конце урока, ребята, опустите  жетоны определённого цвета в кармашки:

Синий – урок понравился.

Красный – не понравился.

Жёлтый – понравились только некоторые задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок « Имя прилагательное в словосочетании и предложении». »

Тема « Имя прилагательное в словосочетании и предложении». 6 класс.


Цели: 1. Углубить понятие о роли имени прилагательного в речи

2.Формировать умение определять синтаксическую функцию прилагательных разных форм в предложении и правильное их употребление.3. Развивать речевые навыки учащихся.


Оборудование: компьютер, проектор, наглядные пособия, раздаточный материал.


Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Исследование новой темы.

Тема нашего урока « Имя прилагательное в словосочетании и предложении».

- Как вы думаете, на какие вопросы вы должны ответить в ходе урока?

( В роли какого слова выступают имена прилагательные в словосочетании?

- Какими членами предложения являются имена прилагательные ? )

  1. Словарная работа.

На доске нарисованы рисунки ( яблоко, туча, огурец, шарик), рядом записаны слова:



Тёмный синий яркий светлый

Красный чёрный зелёный фиолетовый



- Ваша задача «придать цвет». Но сделать это нужно не карандашом, а словом. (Учащиеся записывают слова, обозначающие цвет, используя сложные прилагательные)

- Какими цветами вы закрасили рисунки? ( К доске вызывается ученик и записывает слова)

- Выделите орфограммы в словах.

( тёмно- красное, иссиня – чёрная, ярко – зелёный, светло – фиолетовый)

- Как вы понимаете значение слова «иссиня – чёрный»? Проверим по словарю.( Задание даётся одному ученику. Он смотрит лексическое значение слова, потом зачитывает его вслух.)

- Составьте словосочетания с данными словами и запишите их в тетрадь. Произведите их синтаксический разбор.


Тёмно – красное яблоко прил. + сущ.

Иссиня – чёрная туча прил. + сущ.

Ярко – зелёный огурец прил. + сущ.

Светло – фиолетовый шарик прил.+ сущ.


- В роли какого слова выступает в этих словосочетаниях имя прилагательное? (зависимое)


- Скажите, а имя прилагательное в словосочетании может выступать только в роли зависимого или нет? ( Может быть главным)


2. Выполнение упр.457 (выборочные словосочетания) . (У доски работает ученик.)


- Ребята, на доске записано:

Тёплый ( погода, слова), острый (нож, язык), холодный ( напиток, взгляд).

Сильный (ветер, зверь, характер), аккуратный (почерк, ученик), крутой (спуск, нрав).


- Составьте и запишите словосочетания по схеме прил.+сущ., употребив в прямом и переносном значении. (К доске вызывается ученик.)


- Выполните фонетический разбор слов «язык», «погода» . ( У доски работают 2 ученика)


Физкультурная минутка.

Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!


5. Работа с текстом.

На экране спроецирован текст.

Учитель его читает.

Январь.


Январь – месяц снегов. Прилетают они всегда вдруг. Ночью зашепчутся деревья. Что-то творится в лесу. К утру станет видно: пришла зима.

Лес утонул в сугробах. Под сводом неба, покорно склонив головы, застыли деревья.

-Что перед вами? (Текст).

- Что такое «текст»?

- Прослушайте другой текст. (Спроецирован на экране)

Январь.


Январь – месяц больших снегов. Прилетают они всегда вдруг. Ночью зашепчутся деревья. Что-то творится в зимнем лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима.

Лес утонул в дремучих сугробах. Под холодным сводом неба, покорно склонив тяжёлые головы, застыли белые деревья.


- Какой текст вам понравился больше?

- За счёт чего во втором тексте создаётся яркая, образная картина, которую легко представить?

- Что обозначают прилагательные в этом тексте?

- Как вы понимаете выражения « дремучие сугробы», «лес утонул», «тяжёлые головы деревьев»?

- Запишите первое предложение и сделайте синтаксический разбор:

- Разберите по составу слово « прилетают».

-Так , какова же роль прилагательного в тексте?

-В предложении чаще всего прилагательные выступают в роли какого члена предложения? (определения)

-Могут они выступать ещё и в роли подлежащего, дополнения, сказуемого.


6.- Посмотрите на предложения ( они записаны на доске):

Лик его ужасен.


Прозрачен воздух росистым утром.


Больной выздоравливал.


Смелого пуля боится.


-Найдите в них прилагательные и определите, в роли какого члена предложения они выступают? (к доске вызывается ученик, остальные работают на местах)


- Откройте в учебнике стр.200. Прочитайте правило.

- О чём я забыла вам сказать? ( Переход некоторых прилагательных в сущ.)


7. Проводится игра «Не перепутай кармашки».

Учащимся раздаются жетоны. Они правильно должны вложить жетон в нужный кармашек. (Они висят на доске)

На экране предложения - определить в роли какого члена предложения выступает прилагательное : определение, сказуемое, подлежащее, дополнение.


Зашла в прачечную.

По тротуару ходят прохожие.

Рабочие выходили из заводских ворот.

Эта игра интересна.

Ванная комната закрыта.

Гостиная наполнена светом.


8.Творческая работа.

–Посмотрите на экран. Перед вами зимний пейзаж. Составьте мини-текст, используя в нём прилагательные. (Выборочный опрос)



9. Выводы по уроку.

- Для чего используются прилагательные в тексте?

- В роли какого слова могут употребляться прилагательные в тексте?

- Каким членом предложения может выступать имя прилагательное?

- В какую часть речи перешли некоторые имена прилагательные?



10.Выставление оценок за урок.


11.Домашнее задание: &35, упр. 459, 462, 467 или 470.


12. Рефлексия.

В конце урока, ребята, опустите жетоны определённого цвета в кармашки:

Синий – урок понравился.

Красный – не понравился.

Жёлтый – понравились только некоторые задания.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок « Имя прилагательное в словосочетании и предложении».

Автор: Чудина Ольга Петровна

Дата: 28.01.2015

Номер свидетельства: 163460

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Технологическая карта урока "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "133090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416464799"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Тема урока. Имя прилагательное"
    ["seo_title"] => string(30) "tiemaurokaimiaprilaghatielnoie"
    ["file_id"] => string(6) "256925"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448222852"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Тема урока.Имя прилагательное"
    ["seo_title"] => string(31) "tiemaurokaimiaprilaghatielnoie1"
    ["file_id"] => string(6) "256940"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448225251"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Тема урока: Имя прилагательное"
    ["seo_title"] => string(36) "tiema-uroka-imia-prilaghatiel-noie-1"
    ["file_id"] => string(6) "251892"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447311073"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства