Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: " Пунктуация при союзе КАК"»
Сычева Оксана Анатольевна.
Русский язык.
8 класс, общеобразовательный.
Тема урока: «Пунктуация перед союзом КАК».
Тип урока: обобщение и систематизация изученного.
Цели:
1) образовательная: систематизировать знания о постановке знаков препинания при союзе КАК, формировать умения правильно ставить знаки препинания в оборотах с союзом КАК;
2) воспитательная: воспитывать любовь к родному слову, родной природе, чувство прекрасного;
Раздаточный материал. Мультимедийная установка.
Ход урока:
Оргмомент.
Слово учителя.
Обособление конструкций с союзом КАК считают трудной темой, потому что синтаксические конструкции, вводимые союзом КАК, достаточно разнообразны. Это могут быть придаточные предложения, сравнительные обороты, вставные конструкции, приложения. Поэтому на сегодняшнем уроке мы вспомним все известные нам случаи постановки знаков препинания при союзе КАК, обобщим изученное и будем учиться правильно ставить знаки препинания в оборотах с союзом КАК. ( Учитель объявляет тему урока. Слайд 1).
3) Актуализация изученного.
- Посмотрите на слайд и объясните, почему ставится или не ставится запятая перед КАК. ( Слайды 2 и 3).
- Обобщим все вышесказанное с помощью таблицы. ( Слайд 4 ).
Слово учителя. Если союз КАК входит в состав устойчивого сочетания, запятая перед ним не ставится. Вспомним некоторые фразеологизмы и объясним их значение. (Слайд 5).
4) Закрепление изученного.
- Выполните задание на закрепление. ( Слайд 6).
Слово учителя. Итак, мы выяснили, что сравнительный оборот может относиться к прилагательному и показывать сходство двух предметов или может относиться к глаголу ( деепричастию) и выражать сравнение с оттенком обстоятельства образа действия.
Но если оборот с союзом КАК имеет обстоятельственное значение и его можно заменить существительным в творительном падеже или наречием, то запятая не ставится. Например, Как камень (=камнем) упал сокол на землю.
- Прочитайте текст. Раздаточный материал есть у каждого ученика.
( Учитель читает текст вслух).
В тексте встречаются незнакомые слова, объясним их лексическое значение.( В презентации одновременно с объяснением значения показываются слайды с изображением птиц и растения).
Перекати-поле – травянистое растение степей и пустынь, имеющее вид шаровидного кустика, при созревании семян отрывающееся от корня и переносимое ветром на большие расстояния.
Стрепет – степная птица семейства дроф.
Коростель – быстро бегающая птица с сильно сжатым с боков телом, живущая в траве.
Чибисы – небольшая птица. ( Значения ученик читает по словарю).
- Определите стиль текста. (Художественный стиль отличается образностью, широким использованием изобразительно-выразительных средств языка. Основная его функция – эстетическая).
- Определите тип речи.
- Сравните с «ключом» постановку знаков препинания и объясните её. Слайд 8.
5) Диагностика усвоения. Поставьте + или – рядом с формулировкой правила, если запятая перед КАК ставится или не ставится.
При сравнительном обороте.
При двойном союзе КАК…, ТАК И …
Оборот с союзом КАК является приложением со значением «в качестве».
Оборот с союзом КАК является вводным предложением.
Союз КАК присоединяет составное именное сказуемое.
Оборот с союзом КАК имеет обстоятельственное значение и его можно заменить существительным в творительном падеже или наречием.
Оборот с союзом КАК является приложением со значением «по причине».
Союз КАК присоединяет придаточное предложение.
В роли сравнительного оборота выступает фразеологизм.
(Учитель делает для себя вывод, что вызывает затруднения , и продолжает целенаправленную работу на следующих уроках).
6) Домашнее задание (по выбору самих учащихся). Слайд 13.