Тема: Однородные члены предложения.
Цель:
Смарт цель: Систематизация и обобщение знаний об однородных членах предложения и пунктуации при них. Расширение понятия о ОЧП;
Развивающая : совершенствование интонационных и пунктуационных навыков; развитие устной и письменной речи; умение составлять графические схемы с использованием ОЧП.
воспитательная: воспитание лидерских качеств.
Критерии успеха:
знание о ОЧП; умение работать с текстом; правильное построение устной речи;
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Форма работы: групповая.
Методы урока: диалог, стратегии критического мышления, формы работы
Ресурсы: интерактивная доска, слайды, лист оценивания, раздаточный материал.
Оценивание: самооценивание.
Этапы урока
Форма урока
Время
Активные методы
обучения
Роль учителя
Действия учеников
I этап.
Вызов.
5 мин
Приветствие и подготовка класса к уроку
1.Разминка.
Здравствуйте, ребята, учителя. Сегодня мы наш урок начнем с разминки, которая называется «Надписи на спине»
Участникам на спину прикрепляется листок бумаги, и все хаотично ходят по классу и пишут на спинах то, что им нравится в этом человеке.
В конце каждый ученик зачитывает свой листок.
2.Вступительное слово учителя.
Послушайте, что сказал о русском языке К. Паустовский: « С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тихое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»
Благодаря чему мы почувствовали огромные возможности русского языка?
Верно, благодаря однородным членам предложения.
II этап.
Осмысление.
35 мин
Сегодня наш урок будет состоять из нескольких заданий. Учащиеся первой группы будут оценивать вторую группу, вторая в свою очередь – третью, а третья - первую.
На столах находятся оценочные листы.Ученики вписывают в них состав команды. Каждое задание вы должны оценивать по пятибалльной системе.
Лист оценивания команды№
Оценка «5» - задание выполнено без ошибок
Оценка «4» - 3-4 ошибки
Оценка «3» - 5 и выше ошибок
№
ФИ ученика
Презентация
Кто быстрее
Лучше всех
Эксперимент
Экспресс-контроль
Работа с текстом.
итог
оценка
1. Презентация кластеров.
Презентация
работ
Задания по группам.
1 группа – составить кластер
Однородные члены предложения и знаки препинания при них (запятая ставится)
2 группа – составить кластер Однородные члены предложения и знаки препинания при них (запятая не ставится)
3 группа – составить кластер Обобщающие слова при однородных членах предложения.
В работе над кластерами вам необходимо было соблюдать следующие правила:
- не бояться записывать всё, что приходит на ум;
- дать волю воображению и интуиции;
- постараться построить как можно больше связей.
Выполненное домашнее задание, учащиеся презентуют.
Учащиеся внимательно слушают и не забывают оценивать.
2. Кто быстрее
Учитель зачитывает задание : «Найдите в предложениях однородные члены предложения, подчеркните их, расставьте знаки препинания».
Первая группа.
1. Туман расходился но еще закрывал вершины леса.
2. Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна.
3. Деревенские девочки свой первый в жизни венок сплетут не из купальниц и даже не из васильков но из солнечных одуванчиков.
Вторая группа.
1. Письмо было написано крупным нервным тонким почерком.
2. Русский народ смышлен и понятлив
усерден и горяч ко всему благому и прекрасному.
3. С Гиляровским дружили не
только Чехов но и Куприн Бунин.
Третья группа.
1.Русский лес хорош зимой и летом.
2. Мороз крепчал и щипал уши лицо и руки.
3. Трава земля крыши домов всё было покрыто белым налетом инея.
Первая группа.
1. Туман расходился, но еще закрывал вершины леса.
2. Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна.
3. Деревенские девочки свой первый в жизни венок сплетут не из купальниц и даже не из васильков, но из солнечных одуванчиков
Вторая группа.1. Письмо было написано крупным, нервным, тонким почерком.
2. Русский народ смышлен и понятлив, усерден и горяч ко всему благому и прекрасному.
3. С Гиляровским дружили не только Чехов, но и Куприн,Бунин
Третья группа.
1.Русский лес хорош зимой и летом.
2. Мороз крепчал и щипал уши, лицо и руки.
3.Трава,земля, крыши домов -всё было покрыто белым налетом инея.
3. Лучше всех
Учитель зачитывает задание.
Первая группа.
На месте пропуска вставьте подходящие по смыслу союзы союзы как - так и, не только – но и, не столько – но и, если не – то.
1.Игра оказалась непростой и заинтересовала …. детей взрослых.
2. … через неделю … немного позже я вам верну эту книгу.
3. … дыхание … питание из воздуха на свету – необходимые процессы в жизни растения.
Вторая группа.
Дополните предложения однородными членами.
1.Мчится поезд мимо _ _ _ _, _ _ _ _, _ _ _ _.
2.При постройке дома работали ____, ____, ____, ____.
3.В зоопарке мы любовались _ _ _ _, _ _ _ _, _ _ _ _, _ _ _ _.
Слова для справок: лес, поле, луг; каменщик, плотник, маляр, штукатур; обезьяна, лев, медведь, тигр.
Третья группа.
Запишите текст, ставя слова в скобках в том же падеже, что и обобщающие слова. Расставьте знаки препинания.
Общение с окружающим миром (природа, искусство, живые люди) обогащает и облагораживает человека. Общение необходимо всем (и молодые, и пожилые, и дети). Без контактов без встреч и впечатлений невозможно не только ощущать радость но и существовать вообще.
Проверьте свою работу.
Оцените в листе оценок.
После выполнения задания правильный вариант
высвечивается на интерактивной доске.
1. Игра оказалась
непростой и заинтересовала не только детей, но и взрослых.
2. Если не через неделю, то немного позже я вам верну эту книгу
3. Как дыхание, так и питание из воздуха на свету – необходимые процессы в жизни растения.
1.Мчится поезд мимо леса, поля, луга.
2.При постройке дома работали каменщик, плотник, маляр, штукатур.
3.В зоопарке мы любовались обезьянами, львами, медведями, тиграми.
Общение с окружающим миром: природой, искусством, живыми людьми - обогащает и облагораживает человека. Общение необходимо всем: и молодым, и пожилым, и детям. Без контактов, без встреч и впечатлений невозможно не только ощущать радость, но и существовать вообще.
4.Эксперимент
По данным схемам составьте предложения на тему :
«Зимний лес»
1.[O, O]. 2.[O и O]. 3.[O: O и O].
Проверьте свою работу.
Оцените в листе оценок.
Учащиеся зачитывают предложения.
5.Экспресс- контроль
Первая группа.
1.Какие члены предложения называются однородными:
а)отвечающие на вопросы
кто ? что?
б)относящиеся к подлежащему;
в)отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову.
г) отвечающие на один и тот же вопрос.
2.Как связаны между собой однородные члены предложения?
а) только интонацией;
б) знаками препинания;
в) любыми предлогами;
г) связаны интонацией перечисления или союзами и,а,но;
Вторая группа.
1.Когда между однородными членами ставится запятая?
а) всегда, если нет союза между однородными членами;
б) всегда;
в) никогда;
г) перед союзом и ;
2.Перед какими союзами между однородными членами предложения всегда ставится запятая?
а) перед союзом и ;
б) перед всеми союзами;
в) перед союзами а, но ;
г) никогда.
Третья группа.
1. В каком предложении на месте пропуска ставится двоеточие?
а) Старые обиды, давние надежды__все зашевелилось в его душе.
б) Ни разговоры пассажиров, ни остановки на пристанях, ни встречные пароходы__ничто не мешало ему работать.
в) Ничто не шевелилось__ни одна травинка внизу, ни один лист на верхней ветви дерева.
г) И газеты, и телевидение, и радио__все средства массовой информации переполнены рекламой.
2. В каком предложении на месте пропуска ставится тире?
а) Все__и одежда, и посуда, и книги — было сложено в чемоданы и ящики.
б) Приметы осени связаны со всем__с цветом неба, с росой и туманами и с криком птиц.
в) Деревья, кусты, травы__все зеленело под тихим дыханием ветра.
г) Переименование
Первая группа
1-в
2-г
Вторая группа
1-а
2-в
Третья группа
1-в
2-в
6.Работа с текстом
Прочитайте текст, вставьте, где нужно, обобщающие слова при однородных членах. Расставьте недостающие знаки препинания.
Русские реки
Друзья, поглядите на карту нашей страны. Сколько на. извилистых длинных рек, больших озер! Через просторные степи через зеленую тайгу через холодную безлистную тундру. проложили свой путь реки. Бесчисленное множество. малых рек, речушек маленьких лесных ручейков, прозрачных озер разбросано по великим просторам нашей страны.
В древности плыли груженные товарами корабли … по серебряному Днепру, по широкой красавице Волге, по пустынным северным рекам. Медом хлебом рыбой солью драгоценными редкостными мехами. торговали русские люди в глубокой старине. На берегах рек возникли … Киев и Новгород, Псков и Москва.
Слова для справок: водоемы, необозримые просторы, водные дороги, торговые пути, первые русские города, разнообразные товары и другие.
Подчеркните в получившемся тексте однородные члены. Какими членами предложения они являются?
Учащиеся выполняют задания.
Русские реки
Друзья, поглядите на карту нашей страны. Сколько на ней извилистых, длинных рек, больших озер! Через просторные степи, через зеленую тайгу, через холодную безлистную тундру-везде проложили свой путь реки. Бесчисленное множество водоёмов: малых рек, речушек, маленьких лесных ручейков, прозрачных озер разбросано по великим просторам нашей страны. В древности плыли груженные товарами корабли водными дорогами: по серебряному Днепру, по широкой красавице Волге, по пустынным северным рекам. Медом, хлебом, рыбой солью, драгоценными редкостными мехами, разнообразными товарами торговали русские люди в глубокой старине. На берегах рек возникли первые русские города: Киев и Новгород, Псков и Москва.
7.Цифровой
диктант
Запишите номера тех предложений, в которых встречаются однородные члены предложения
Проверьте работу. Оцените себя.
Ответы: 2,3,7,8,9
1.Видны были только белые стволы ближайших берѐз.
2.Виднелись или необозримые песчаные равнины, или далѐкие горы.
3. Мал золотник, да дорог.
4. Плотно стоящие друг к другу ели отражались в воде.
5. Самолѐт, летящий по небу, оставлял за собой длинный белый след, похожий на туман.
6. Друзья мои, прекрасен наш союз!
7. У самого родника росли не только дубы, но и ели.
8. И верного друга прощальной рукой и гладит, и треплет по шее крутой.
9. Им приходилось как рыть землю, так и камни обтѐсывать.
10. Он бежал домой, напевая весѐлую песенку
III этап Рефлексия
5 мин
Чемодан, мясорубка, корзина
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке