Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Понятие о деепричастии"»
Тема: Понятие о деепричастии
Цель: сформировать представление о деепричастии как особой форме глагола.
Задачи:
образовательные:
-формирование знаний о грамматических особенностях деепричастий, месте и роли деепричастий в речи;
развивающие:
-формирование умения правильного употребления деепричастий в речи; умение работать с текстом;
воспитательные:
-формирование умений и навыков самостоятельной работы.
Оборудование:
-ноутбук,
-мультимедийный проектор,
-компьютерная презентация,
-распечатанные задания для каждого ученика,
Учебник: Русский язык, 7 класс/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская и др. – М.: Просвещение, 2017
Планируемые результаты:
Предметные:
Уметь отличать и находить деепричастия.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем; слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию.
Ход урока:
1.Орг. момент (мотивация к действию).
-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Желаю всем успеха в открытии новых знаний, чтобы каждый из присутствующих в этом классе ощутил свою причастность к прекрасному, особенному миру. Надеюсь на совместную плодотворную работу.
2. Актуализация знаний.
Один ученик работает у доски.
-Произведите синтаксический разбор предложения:
Высоко проносятся прозрачные клочья туч и роняют остатки снега.
-Дайте характеристику предложения.
-Чем осложнено предложение?
-Итак, перед нами предложение с однородными членами. Назовите их.
-Какой частью речи выражены сказуемые?
-Что такое глагол?
-Можно ли считать действия в предложении одинаково важными, равнозначными? (да, можно)
Вывод: в этом предложении глаголы называют оба действия как одинаково важные, основные.
3.Выявление места и причины затруднения.
-А теперь изменим предложение (предложение заранее записано на доске). Найдите различия.
Высоко проносятся прозрачные клочья туч, роняя остатки снега.
-Выделите грамматическую основу, подпишите части речи.
-Какое действие стало основным? (проносятся)
-Какое слово поясняет, дополняет основное действие? (роняя)
-От какого слова образовано?
-Каким членом предложения оно является?
-Какая часть речи отвечает на вопрос как?
-Таким образом, слово роняя обозначает добавочное действие. Как вы думаете, какой частью речи оно является?
-Да, это деепричастие, особая форма глагола, с которой нам предстоит познакомиться.
4.Постановка учебной задачи.
1)Запись темы урока.
-Как будет звучать тема нашего урока?
2) Формулирование целей урока.
-Какие цели стоят перед нами?
-Что мы должны сделать? Какие задачи решить? (познакомиться с новой частью речи, узнать признаки деепричастия; закрепить полученные знания).
5. Построение проекта выхода из затруднения.
-Какие ассоциации у вас возникают при слове деепричастие?
-Что, по-вашему, может означать часть слова ДЕЕ? С какими словами она созвучна? (действие, деяние)
-Какая часть речи в русском языке обозначает действие? (глагол)
-Обратимся ко 2 части слова – причастие. Отвлекитесь от термина «причастие как особая форма глагола» и вдумайтесь в смысл самого слова.
-Что оно обозначает? («причастность к действию»)
-Термин «деепричастие» появился в 17 веке и означает «причастный к действию». Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать) + причастие (ср. причастность)
Термин был введён грамматику Мелетием Смотрицким в начале 17 века. До 17 века деепричастия не было, а была краткая форма действительного причастия настоящего времени. Теперь такой формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия.
6.Реализация построенного проекта.
1)Работа в группах// парах: исследовательская работа.
-Тема у нас сложная, с деепричастиями нам придётся сталкиваться на протяжении всего курса обучения русскому языку, так что будьте внимательны. «У каждой части речи свои достоинства»,- так говорил лингвист Александр Матвеевич Пешковский.
-Наши деепричастия имеют признаки двух частей речи: глагола и наречия. Наша задача – определить, какие признаки есть у деепричастия от глагола, какие – от наречия, определить синтаксическую роль деепричастия, определить, при помощи какой морфемы они образуются.
-Работать будете по рядам, в парах. Если возникнет необходимость, можете встать и подойти к товарищам по ряду.
1 ряд – признаки глагола,
2 ряд – признаки наречия,
3 ряд – отличительные признаки (суффиксы).
-В этом вам помогут карточки с заданиями и материал в учебнике, стр. 192-194. Сначала внимательно изучите теоретический материал.
В карточке:
Карточка №1
1.Прочитайте материал учебника, стр. 74-76.
2.Найдите в предложении деепричастия, выпишите с ними словосочетания (гл.+деепр.).
Распрямив крылья, почти не шевеля ими, лебеди опустились на воду и поплыли, гордо поглядывая вокруг.
3.Укажите признаки глагола.
4.Запишите признаки в овалы сиреневого цвета.
Карточка №2
1.Прочитайте материал учебника, стр. 74-76.
2.Найдите в предложении деепричастия, выпишите с ними словосочетания (гл.+деепр.).
Распрямив крылья, почти не шевеля ими, лебеди опустились на воду и поплыли, гордо поглядывая вокруг.
3.Подчеркните деепричастия как члены предложения.
4.Произведите морфемный разбор деепричастий.
5.Определите, какие признаки наречия есть у деепричастий.
6.Запишите признаки в овалы голубого цвета.
Карточка №3
1. Прочитайте материал учебника, стр. 74-76.
2.Найдите в предложении деепричастия, выпишите с ними словосочетания.
Распрямив крылья, почти не шевеля ими, лебеди опустились на воду и поплыли, гордо поглядывая вокруг.
3.На какие вопросы отвечают деепричастия?
4.Запишите глаголы, от которых они образованы, выделите суффиксы.
5.Свои наблюдения запишите в овалы зелёного цвета.
Создание кластера (листочки детям раздать на парты)
обстоятельство
что делая? что сделав? как?
Зависит от глагола
-а (-я); -в; -вши; -ши; -учи (-ючи)
деепричастие
Зависимые слова
неизменяемость
вид
возвратность
Вывод:
Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы что делая? что сделав? как? Не изменяется. Имеет вид, время, возвратность. В предложении является обстоятельством.
7.Физкультминутка.
Сейчас давайте немного отдохнем, проведем минутку отдыха.
По швам руки ОПУСКАЯ, Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ, Корпус влево НАКЛОНЯЯ, Затем вправо ПРОГИБАЯ, Головою ПОМОТАВ, ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ… ОТДОХНУВ немного, дружно Скажем: «Поработать нужно!»
8.Первичное закрепление.
1)-Письмо по памяти.
-Запомнили действия, которые мы с вами выполняли?
-Запишите деепричастия из физминутки, напишите глаголы, от которых они образованы, укажите вид и время деепричастий. Помогите друг другу.
2) Работа по учебнику.
Упр. 150
-Сделайте вывод о том, как вы опознавали деепричастие.//самопроверка у доски
3)Использование деепричастий в речи.
-Как вы думаете, можно составить предложение из одних деепричастий?!
Произносить их надо правильно, употреблять в предложении, хорошенько подумав.
-А может, не так уж они и нужны? Мне кажется, убедительно ответил на этот вопрос английский поэт Роберт Саути своим необычном стихотворением «Лодорский волопад»
Чтение стихотворения.
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.
- Что в этом стихотворении показалось необычным? (52 деепричастия!) - Какую роль играют деепричастия? - Деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь точной, яркой. - Предложения с деепричастиями более выразительны, живописны.
9.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Дети работают в карточках (два варианта).
Впишите нужные слова.
В предложении / Лось уходил в глубь леса, оглядываясь назад./ слово________________________ является деепричастием, так как оно обозначает__________________________________, относится в предложении к глаголу_____________________, отвечает на вопрос______________________,
образовано от глагола_____________________ при помощи суффикса______,
имеет_____________ вид, употреблено в ______________ времени, в предложении является ________________________.
В предложении / Днём волки, свернувшись в клубки, дремали./ слово________________________ является деепричастием, так как оно обозначает__________________________________, относится в предложении к глаголу_____________________, отвечает на вопрос______________________,
образовано от глагола_____________________ при помощи суффикса______,
имеет_____________ вид, употреблено в ______________ времени, в предложении является ________________________.
10.Рефлексия учебной деятельности.
- Какую цель мы ставили в начале урока?
«Ромашка вопросов Блума»(зададим друг другу вопросы)
Что такое деепричастие?
Какой раздел языкознания изучает эту часть речи?
Почему деепричастия - необычная часть речи?
Нужны ли деепричастия в речи и почему?
Можно ли составить текст, состоящий только из деепричастий?
Где я могу применить знания, полученные по теме «Деепричастие»?
Чем интересна эта новая для нас часть речи?
-Ребята, вы сегодня работали хорошо. А насколько хорошо, ответьте мне фразеологизмом, в состав которого входит деепричастие.
Не покладая рук
Стиснув зубы
Спустя рукава
Засучив рукава
Не разгибая спины
Сложа руки
Не переводя духа
11.Домашнее задание.
Для всех: теория, стр. 74-76; по выбору:1- упр. 152, 2-сочинение-миниатюра на тему «Весна» с использованием деепричастий, 3- записать 4 пословицы с деепричастиями, 4- написать стихотворение, используя деепричастия.