kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Понятие о деепричастии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - открытие новых знаний. Разработан в соответствии с ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Понятие о деепричастии"»

Тема: Понятие о деепричастии

Цель: сформировать представление о деепричастии как особой форме глагола.

Задачи:

образовательные:

-формирование знаний о грамматических особенностях деепричастий, месте и роли деепричастий в речи;

развивающие:

-формирование умения правильного употребления деепричастий в речи; умение работать с текстом;

воспитательные:

-формирование умений и навыков самостоятельной работы.

Оборудование:

-ноутбук,

-мультимедийный проектор,

-компьютерная презентация,

-распечатанные задания для каждого ученика,

Учебник: Русский язык, 7 класс/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская и др. – М.: Просвещение, 2017

Планируемые результаты:

Предметные:

Уметь отличать и находить деепричастия.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем; слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию.

Ход урока:

1.Орг. момент (мотивация к действию).

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Желаю всем успеха в открытии новых знаний, чтобы каждый из присутствующих в этом классе ощутил свою причастность к прекрасному, особенному миру. Надеюсь на совместную плодотворную работу.

2. Актуализация знаний.

Один ученик работает у доски.

-Произведите синтаксический разбор предложения:

Высоко проносятся прозрачные клочья туч и роняют остатки снега.

-Дайте характеристику предложения.

-Чем осложнено предложение?

-Итак, перед нами предложение с однородными членами. Назовите их.

-Какой частью речи выражены сказуемые?

-Что такое глагол?

-Можно ли считать действия в предложении одинаково важными, равнозначными? (да, можно)

Вывод: в этом предложении глаголы называют оба действия как одинаково важные, основные.

3.Выявление места и причины затруднения.

-А теперь изменим предложение (предложение заранее записано на доске). Найдите различия.

Высоко проносятся прозрачные клочья туч, роняя остатки снега.

-Выделите грамматическую основу, подпишите части речи.

-Какое действие стало основным? (проносятся)

-Какое слово поясняет, дополняет основное действие? (роняя)

-От какого слова образовано?

-Каким членом предложения оно является?

-Какая часть речи отвечает на вопрос как?

-Таким образом, слово  роняя обозначает добавочное действие.  Как вы думаете, какой частью речи оно является?

-Да, это деепричастие, особая форма глагола, с которой нам предстоит познакомиться.

4.Постановка учебной задачи.

1)Запись темы урока.

-Как будет звучать тема нашего урока?

2) Формулирование целей урока.

-Какие цели стоят перед нами?

-Что мы должны сделать? Какие задачи решить? (познакомиться с новой частью речи, узнать признаки деепричастия; закрепить полученные знания).

5. Построение проекта выхода из затруднения.

-Какие ассоциации у вас возникают при слове деепричастие?

-Что, по-вашему, может означать часть слова ДЕЕ? С какими словами она созвучна? (действие, деяние)

-Какая часть речи в русском языке обозначает действие? (глагол)

-Обратимся ко 2 части слова – причастие. Отвлекитесь от термина «причастие как особая форма глагола» и вдумайтесь в смысл самого слова.

-Что оно обозначает? («причастность к действию»)

-Термин «деепричастие» появился в 17 веке и означает «причастный к действию». Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать) + причастие (ср. причастность)

Термин был введён грамматику Мелетием Смотрицким в начале 17 века. До 17 века деепричастия не было, а была краткая форма действительного причастия настоящего времени. Теперь такой формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия.

6.Реализация построенного проекта.

1)Работа в группах// парах: исследовательская работа.

-Тема у нас сложная, с деепричастиями нам придётся сталкиваться на протяжении всего курса обучения русскому языку, так что будьте внимательны. «У каждой части речи свои достоинства»,- так говорил лингвист Александр Матвеевич Пешковский.

-Наши деепричастия имеют признаки двух частей речи: глагола и наречия. Наша задача – определить, какие признаки есть у деепричастия от глагола, какие – от наречия, определить синтаксическую роль деепричастия, определить, при помощи какой морфемы они образуются.

-Работать будете по рядам, в парах. Если возникнет необходимость, можете встать и подойти к товарищам по ряду.

1 ряд – признаки глагола,

2 ряд – признаки наречия,

3 ряд – отличительные признаки (суффиксы).

-В этом вам помогут карточки с заданиями и материал в учебнике, стр. 192-194. Сначала внимательно изучите теоретический материал.

В карточке:

Карточка №1

1.Прочитайте материал учебника, стр. 74-76.

2.Найдите в предложении деепричастия, выпишите с ними словосочетания (гл.+деепр.).

Распрямив крылья, почти не шевеля ими, лебеди опустились на воду и поплыли, гордо поглядывая вокруг.

3.Укажите признаки глагола.

4.Запишите признаки в овалы сиреневого цвета.

Карточка №2

1.Прочитайте материал учебника, стр. 74-76.

2.Найдите в предложении деепричастия, выпишите с ними словосочетания (гл.+деепр.).

Распрямив крылья, почти не шевеля ими, лебеди опустились на воду и поплыли, гордо поглядывая вокруг.

3.Подчеркните деепричастия как члены предложения.

4.Произведите морфемный разбор деепричастий.

5.Определите, какие признаки наречия есть у деепричастий.

6.Запишите признаки в овалы голубого цвета.

Карточка №3

1. Прочитайте материал учебника, стр. 74-76.

2.Найдите в предложении деепричастия, выпишите с ними словосочетания.

Распрямив крылья, почти не шевеля ими, лебеди опустились на воду и поплыли, гордо поглядывая вокруг.

3.На какие вопросы отвечают деепричастия?

4.Запишите глаголы, от которых они образованы, выделите суффиксы.

5.Свои наблюдения запишите в овалы зелёного цвета.

Создание кластера (листочки детям раздать на парты)



обстоятельство

что делая? что сделав? как?









Зависит от глагола

-а (-я); -в; -вши; -ши; -учи (-ючи)







деепричастие









Зависимые слова



неизменяемость







вид

возвратность















Вывод:

Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы что делая? что сделав? как? Не изменяется. Имеет вид, время, возвратность. В предложении является обстоятельством.

7.Физкультминутка.

Сейчас давайте немного отдохнем, проведем минутку отдыха.

По швам руки ОПУСКАЯ,
Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,
Корпус влево НАКЛОНЯЯ,
Затем вправо ПРОГИБАЯ,
Головою ПОМОТАВ,
ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ…
ОТДОХНУВ немного, дружно
Скажем: «Поработать нужно!» 

8.Первичное закрепление.

1)-Письмо по памяти.

-Запомнили действия, которые мы с вами выполняли?

-Запишите деепричастия из физминутки, напишите глаголы, от которых они образованы, укажите вид и время деепричастий. Помогите друг другу.

2) Работа по учебнику.

Упр. 150

-Сделайте вывод о том, как вы опознавали деепричастие.//самопроверка у доски

3)Использование деепричастий в речи.

-Как вы думаете, можно составить предложение из одних деепричастий?!

Произносить их надо правильно, употреблять в предложении, хорошенько подумав.

-А может, не так уж они и нужны? Мне кажется, убедительно ответил на этот вопрос английский поэт Роберт Саути своим необычном стихотворением «Лодорский волопад»

Чтение стихотворения.

Кипя,

 Шипя,

 Журча,

 Ворча,

 Струясь,

 Крутясь,

 Сливаясь,

 Вздымаясь,

 Вздуваясь,

 Мелькая, шурша,

 Резвясь и спеша,

 Скользя, обнимаясь,

 Делясь и встречаясь,

 Ласкаясь, бунтуя, летя,

 Играя, дробясь, шелестя,

 Блистая, взлетая, шатаясь,

 Сплетаясь, звеня, клокоча,

 Взвиваясь, вертясь, грохоча,

 Морщинясь, волнуясь, катаясь,

 Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

 Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

 Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

 Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-

 Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.

- Что в этом стихотворении показалось необычным? (52 деепричастия!)
- Какую роль играют деепричастия?
- Деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь точной, яркой.
- Предложения с деепричастиями более выразительны, живописны.

9.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Дети работают в карточках (два варианта).

Впишите нужные слова.

В предложении / Лось уходил в глубь леса, оглядываясь назад./ слово________________________ является деепричастием, так как оно обозначает__________________________________, относится в предложении к глаголу_____________________, отвечает на вопрос______________________,

образовано от глагола_____________________ при помощи суффикса______,

имеет_____________ вид, употреблено в ______________ времени, в предложении является ________________________.


В предложении / Днём волки, свернувшись в клубки, дремали./ слово________________________ является деепричастием, так как оно обозначает__________________________________, относится в предложении к глаголу_____________________, отвечает на вопрос______________________,

образовано от глагола_____________________ при помощи суффикса______,

имеет_____________ вид, употреблено в ______________ времени, в предложении является ________________________.


10.Рефлексия учебной деятельности.

- Какую цель мы ставили в начале урока?

«Ромашка вопросов Блума»(зададим друг другу вопросы)

  1. Что такое деепричастие?

  2. Какой раздел языкознания изучает эту часть речи?

  3. Почему деепричастия - необычная часть речи?

  4. Нужны ли деепричастия в речи и почему?

  5. Можно ли составить текст, состоящий только из деепричастий?

  6. Где я могу применить знания, полученные по теме «Деепричастие»?

  7. Чем интересна эта новая для нас часть речи?


-Ребята, вы сегодня работали хорошо. А насколько хорошо, ответьте мне фразеологизмом, в состав которого входит деепричастие.

Не покладая рук

Стиснув зубы

Спустя рукава

Засучив рукава

Не разгибая спины

Сложа руки

Не переводя духа

11.Домашнее задание.

Для всех: теория, стр. 74-76; по выбору:1- упр. 152, 2-сочинение-миниатюра на тему «Весна» с использованием деепричастий, 3- записать 4 пословицы с деепричастиями, 4- написать стихотворение, используя деепричастия.



Пролетел и наш урок,

Школьный прозвенел звонок,

Все трудились, не ленясь,

Не медля и не торопясь.

Говорили, улыбаясь,

Отвечали, не теряясь.

В работе приняли активное участие,

Скажем спасибо ДЕЕПРИЧАСТИЮ.

-Я вам желаю удачного дня. Всего доброго!











10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок по теме "Понятие о деепричастии"

Автор: Барахова Людмила Михайловна

Дата: 26.02.2020

Номер свидетельства: 541240

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по русскому языку "Деепричастия как часть речи""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekturokaporusskomuiazykudieieprichastiiakakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "279336"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453217791"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Урок русского языка в 7 классе "Употребление деепричастий в речи""
    ["seo_title"] => string(74) "urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-upotrieblieniie-dieieprichastii-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "250386"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447076523"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Конспект урока по теме "Обрашение""
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt_uroka_po_tiemie_obrashieniie"
    ["file_id"] => string(6) "363873"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480429532"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "понятие о деепричастии как о добавочном действии"
    ["seo_title"] => string(55) "poniatiie-o-dieieprichastii-kak-o-dobavochnom-dieistvii"
    ["file_id"] => string(6) "274498"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452414865"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Краткосрочное планирование урока "Деепричастие" "
    ["seo_title"] => string(52) "kratkosrochnoie-planirovaniie-uroka-dieieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "202267"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429202055"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства