7 класс.
Учитель: Гулева И.Б.
Тема: деепричастие как часть речи
Цель: познакомить учащихся с понятием «деепричастие», с его грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов в предложении; уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия.
Задачи: находить отличительные и общие признаки деепричастия с другими частями речи; определять общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия; уметь определять и составлять синтаксические конструкции с использованием деепричастий как в устной, так и в письменной речи; развивать коммуникативные навыки.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: компьютер; проектор, мультимедийный экран, учебник, конспект, раздаточный материал, карточки.
Ход урока.
1.Организационный момент. – Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Нарисуйте на полях своей тетради, напротив числа и классной работы «Карту погоды своего состояния» и расскажите о своем настроении. (Солнышко – «настроение прекрасное», тучки – «мне грустно», грозу – «я зол».)
2.Актуализация знаний.
Начнем мы наш с вами урок с орф.разминки, на прошлом уроке мы писали к.р по теме «Причастие», закрепим знания, полученные ранее.
Купленный в магазине, замешенное тесто, замешанный в преступлении, слышанная мною история, поляна освещена, ненавидевший ложь, брошенный камень, крашеный пол, убранная территория, плетенная из веток корзина, некошеная трава, моченые яблоки. (Один ученик выполняет задание у доски, взаимопроверка, самооценивание).
Слово учителя.
Мы с вами сегодня постараемся открыть мир новой части речи, которая соединила в себе некоторые глагольные признаки и признаки наречия.
Помогите мне определить тему урока. Для этого прослушайте стихотворение.
Я часть речи непростая,
И меня не каждый знает.
Добавляю к действию
Очень часто к месту я.
Если кто-то засыпает,
Обязательно зевая.
Ну, а двойку получая,
Ученик (увы!) рыдает.
У меня есть друг глагол,
И к нему я прикреплен,
Но при этом непременно
Запятыми окружен.
Сколько действий можно сразу
Просто взять и спрессовать!
Это же элементарно!
Только нужно много знать
«Прыгая, играем, пляшем;
Лежа, пишем и едим;
Напевая что-то, красим
И на корточках сидим».
Не глагол, а что-то вроде,
Действую отчасти я,
Эксклюзив в каком-то роде.
Я – деепричастие.
Запись темы урока и эпиграфа.
Деепричастие как часть речи.
Понятие о деепричастии
Человек нашел слова для всего,
что обнаружено им во Вселенной.
С. Маршак.
– Пожалуйста, посмотрите внимательно на тему нашего урока. Какие понятия нам не знакомы? Какую цель мы с вами должны поставить? Сформировать представление о деепричастии (запись в тетрадь)
– исходя из поставленной цели, сформулируйте задачи урока.
Задачи:
- Дать определение понятию “Деепричастие”.
- Узнать лексическое и грамматическое значение деепричастия.
- Научиться видеть деепричастие в тексте и использовать его в речи.
3.Открытие нового знания.
На экране предложения.
- Ребёнок растёт и радостно познаёт мир.
- Ребёнок растёт, радостно познавая мир.
Задание.
- Спишите предложения и подчеркните в них грамматические основы.
- Сравните предложения. Что изменилось во втором предложении?
- Найдите слова, обозначающие действия, которые совершает ребёнок.
- Как вы считаете, какое из этих слов обозначает основное действие, а какое – добавочное?
- От какого слова и какой вопрос надо задать к слову познавая?
2)Записать в тетрадях с последующей проверкой.
(Схема проецируется на экран)
Снежинки ложатся, засыпав. (Что сделав?)
Снежинки ложатся, стирая. (Что делая?)
Дополнительные вопросы.
Ø Определите, от каких глаголов образованы деепричастия? Используйте следующую форму записи: (Схема проецируется на экран)
Засыпа + -в засыпать
Стира + -я стирать
Ø Как вы думаете, какой частью слова является -в и -я в приведенном примере?
Ø Попробуйте изменить деепричастие по числам и падежам.
4) Формулировка общих выводов.
Ø Сформулируйте определение: какая форма глагола называется деепричастием, что она обозначает, на какие вопросы отвечает деепричастие?
Ø Давайте сравним наши выводы с материалом учебника (с.74) + чтение рубрики «Это интересно». Что важного вы для себя отметили?
Первичное закрепление. Работа по учебнику. Упр.148.(коллективная проверка. Сравнение с эталоном (экран), самооценивание).
- Исследовательская деятельность, работа в парах. Задание: восстановить схему, распределив признаки глагола и наречия у деепричастия. Представление работы. Вывод. Проверка по эталону на экране.
- Закрепление. Упр.151. Коллективная проверка.
- Развитие речевых умений.“Фразелогизмы”.
(Текст проецируется на экран и, распечатанный, кладется на парты перед учащимися.)
Дается прямое значение, ученики по данному смыслу называют фразеологические обороты, в составе которых сохранились формы деепричастий:
Работать хорошо
Засучив рукава
Бежать быстро, (мчаться)
Сломя голову
Работать плохо
Спустя рукава
Уйти (остаться ) ни с чем, не добиться желаемого
Не солоно нахлебавшись
Делать что-то без особого на то желания
Скрепя сердцем
- Подведение итогов.
- Какая часть речи называется деепричастием?
- От какой части речи образуется деепричастие?
- Какие признаки глагола имеет деепричастие?
- Какие признаки наречия имеет деепричастие?
- При выполнении какого задания вы испытывали трудности?
- Какое задание было самым интересным?
- Нарисуйте на полях своей тетради, напротив числа и классной работы «Карту погоды своего состояния».
- Домашнее задание: упражнение 154(1)