kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Деепричастия как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

7 класс.

Учитель: Гулева И.Б.

Тема: деепричастие как часть речи

Цель: познакомить учащихся с понятием «деепричастие», с его  грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов в предложении; уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия.

Задачи: находить отличительные и общие признаки деепричастия с другими частями речи; определять общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия; уметь определять и составлять синтаксические конструкции с использованием деепричастий как в устной, так и в письменной речи; развивать коммуникативные навыки.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование:  компьютер; проектор, мультимедийный экран, учебник, конспект, раздаточный материал, карточки.

Ход урока.

1.Организационный момент. – Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Нарисуйте на полях своей тетради, напротив числа и классной работы «Карту погоды своего состояния» и расскажите о своем настроении. (Солнышко – «настроение прекрасное», тучки – «мне грустно», грозу – «я зол».)

2.Актуализация знаний.

Начнем мы наш с вами урок с орф.разминки, на прошлом уроке мы писали к.р по теме «Причастие», закрепим знания, полученные ранее.

Купленный в магазине, замешенное тесто, замешанный в преступлении, слышанная мною история, поляна освещена, ненавидевший ложь, брошенный камень, крашеный пол, убранная территория, плетенная из веток корзина, некошеная трава, моченые яблоки. (Один ученик выполняет задание у доски, взаимопроверка, самооценивание).

Слово учителя.

Мы с вами сегодня постараемся открыть мир новой части речи, которая соединила в себе некоторые глагольные признаки и признаки наречия.

Помогите мне определить тему урока. Для этого прослушайте стихотворение.

Я часть речи непростая,

И меня не каждый знает.

Добавляю к действию

Очень часто к месту я.

Если кто-то засыпает,

Обязательно зевая.

Ну, а двойку получая,

Ученик (увы!) рыдает.

У меня есть друг глагол,

И к нему я прикреплен,

Но при этом непременно

Запятыми окружен.

Сколько действий можно сразу

Просто взять и спрессовать!

Это же элементарно!

Только нужно много знать

«Прыгая, играем, пляшем;

Лежа, пишем и едим;

Напевая что-то, красим

И на корточках сидим».

Не глагол, а что-то вроде,

Действую отчасти я,

Эксклюзив в каком-то роде.

Я – деепричастие.

Запись темы урока и эпиграфа.

Деепричастие как часть речи.

Понятие о деепричастии

Человек нашел слова для всего,

что обнаружено им во Вселенной.

С. Маршак.

 – Пожалуйста, посмотрите внимательно на тему нашего урока. Какие понятия нам не знакомы? Какую цель мы с вами должны поставить? Сформировать представление о деепричастии (запись в тетрадь)

– исходя из поставленной цели, сформулируйте задачи урока.

Задачи:

  1. Дать определение понятию “Деепричастие”.
  2. Узнать лексическое и грамматическое значение деепричастия.
  3. Научиться видеть деепричастие в тексте и использовать его в речи.

 

 

 

3.Открытие нового знания.

 

На экране предложения.

  1. Ребёнок растёт и радостно познаёт мир.
  2. Ребёнок растёт, радостно познавая мир.

Задание.

  • Спишите предложения и подчеркните в них грамматические основы.
  • Сравните предложения. Что изменилось во втором предложении?
  • Найдите слова, обозначающие действия, которые совершает ребёнок.
  • Как вы считаете, какое из этих слов обозначает основное действие, а      какое – добавочное?
  • От какого слова и какой вопрос надо задать к слову познавая?

 

2)Записать в тетрадях с последующей проверкой.

(Схема проецируется на экран)

 

Снежинки ложатся, засыпав. (Что сделав?)

Снежинки ложатся, стирая. (Что делая?)

Дополнительные вопросы.

Ø  Определите, от каких глаголов образованы деепричастия? Используйте следующую форму записи: (Схема проецируется на экран)

Засыпа + -в            засыпать

Стира + -я           стирать

Ø  Как вы думаете, какой частью слова является -в и -я в приведенном примере?

Ø  Попробуйте изменить деепричастие по числам и падежам.

4) Формулировка общих выводов.

Ø  Сформулируйте определение: какая форма глагола называется деепричастием, что она обозначает, на какие вопросы отвечает деепричастие?

Ø  Давайте сравним наши выводы с материалом учебника (с.74) + чтение рубрики «Это интересно». Что важного вы для себя отметили?

Первичное закрепление. Работа по учебнику. Упр.148.(коллективная проверка. Сравнение с эталоном (экран), самооценивание).

  1. Исследовательская деятельность, работа в парах. Задание: восстановить схему, распределив признаки глагола и наречия у деепричастия. Представление работы. Вывод. Проверка по эталону на экране.
  2. Закрепление. Упр.151. Коллективная проверка.
  3. Развитие речевых умений.“Фразелогизмы”.

(Текст проецируется на экран и, распечатанный, кладется на парты перед учащимися.)

Дается прямое значение, ученики по данному смыслу называют фразеологические обороты, в составе которых сохранились формы деепричастий:

 

 

 

Работать хорошо

Засучив рукава

Бежать быстро, (мчаться)

Сломя голову

Работать плохо

Спустя рукава

Уйти (остаться ) ни с чем, не добиться желаемого

Не солоно нахлебавшись

Делать что-то без особого на то желания

Скрепя сердцем

  1. Подведение итогов.
  2. Какая часть речи называется деепричастием?
  3. От какой части речи образуется деепричастие?
  4. Какие признаки глагола имеет деепричастие?
  5. Какие признаки наречия имеет деепричастие?
  6. При выполнении какого задания вы испытывали трудности?
  7. Какое задание было самым интересным?
  8.  Нарисуйте на полях своей тетради, напротив числа и классной работы «Карту погоды своего состояния».
  9. Домашнее задание: упражнение 154(1)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Деепричастия как часть речи"»

23.11.15.

7 класс.

Учитель: Гулева И.Б.

Тема: деепричастие как часть речи

Цель: познакомить учащихся с понятием «деепричастие», с его  грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов в предложении; уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия.

Задачи: находить отличительные и общие признаки деепричастия с другими частями речи; определять общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия; уметь определять и составлять синтаксические конструкции с использованием деепричастий как в устной, так и в письменной речи; развивать коммуникативные навыки.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование:  компьютер; проектор, мультимедийный экран, учебник, конспект, раздаточный материал, карточки.

Ход урока.

1.Организационный момент. – Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Нарисуйте на полях своей тетради, напротив числа и классной работы «Карту погоды своего состояния» и расскажите о своем настроении. (Солнышко – «настроение прекрасное», тучки – «мне грустно», грозу – «я зол».)

2.Актуализация знаний.

Начнем мы наш с вами урок с орф.разминки, на прошлом уроке мы писали к.р по теме «Причастие», закрепим знания, полученные ранее.

Купленный в магазине, замешенное тесто, замешанный в преступлении, слышанная мною история, поляна освещена, ненавидевший ложь, брошенный камень, крашеный пол, убранная территория, плетенная из веток корзина, некошеная трава, моченые яблоки. (Один ученик выполняет задание у доски, взаимопроверка, самооценивание).

Слово учителя.

Мы с вами сегодня постараемся открыть мир новой части речи, которая соединила в себе некоторые глагольные признаки и признаки наречия.

Помогите мне определить тему урока. Для этого прослушайте стихотворение.



Я часть речи непростая,

И меня не каждый знает.

Добавляю к действию

Очень часто к месту я.

Если кто-то засыпает,

Обязательно зевая.

Ну, а двойку получая,

Ученик (увы!) рыдает.

У меня есть друг глагол,

И к нему я прикреплен,

Но при этом непременно

Запятыми окружен.

Сколько действий можно сразу

Просто взять и спрессовать!

Это же элементарно!

Только нужно много знать

«Прыгая, играем, пляшем;

Лежа, пишем и едим;

Напевая что-то, красим

И на корточках сидим».

Не глагол, а что-то вроде,

Действую отчасти я,

Эксклюзив в каком-то роде.

Я – деепричастие.



Запись темы урока и эпиграфа.

Деепричастие как часть речи.

Понятие о деепричастии

Человек нашел слова для всего,

что обнаружено им во Вселенной.

С. Маршак.

– Пожалуйста, посмотрите внимательно на тему нашего урока. Какие понятия нам не знакомы? Какую цель мы с вами должны поставить? Сформировать представление о деепричастии (запись в тетрадь)

– исходя из поставленной цели, сформулируйте задачи урока.

Задачи:

  1. Дать определение понятию “Деепричастие”.

  2. Узнать лексическое и грамматическое значение деепричастия.

  3. Научиться видеть деепричастие в тексте и использовать его в речи.







3.Открытие нового знания.


На экране предложения.

  1. Ребёнок растёт и радостно познаёт мир.

  2. Ребёнок растёт, радостно познавая мир.

Задание.

  • Спишите предложения и подчеркните в них грамматические основы.

  • Сравните предложения. Что изменилось во втором предложении?

  • Найдите слова, обозначающие действия, которые совершает ребёнок.

  • Как вы считаете, какое из этих слов обозначает основное действие, а какое – добавочное?

  • От какого слова и какой вопрос надо задать к слову познавая?


2)Записать в тетрадях с последующей проверкой.

(Схема проецируется на экран)


Снежинки ложатся, засыпав. (Что сделав?)

Снежинки ложатся, стирая. (Что делая?)

Дополнительные вопросы.

  • Определите, от каких глаголов образованы деепричастия? Используйте следующую форму записи: (Схема проецируется на экран)

Засыпа + -в засыпать

Стира + -я стирать

  • Как вы думаете, какой частью слова является -в и -я в приведенном примере?

  • Попробуйте изменить деепричастие по числам и падежам.

4) Формулировка общих выводов.

  • Сформулируйте определение: какая форма глагола называется деепричастием, что она обозначает, на какие вопросы отвечает деепричастие?

  • Давайте сравним наши выводы с материалом учебника (с.74) + чтение рубрики «Это интересно». Что важного вы для себя отметили?

Первичное закрепление. Работа по учебнику. Упр.148.(коллективная проверка. Сравнение с эталоном (экран), самооценивание).

  1. Исследовательская деятельность, работа в парах. Задание: восстановить схему, распределив признаки глагола и наречия у деепричастия. Представление работы. Вывод. Проверка по эталону на экране.

  2. Закрепление. Упр.151. Коллективная проверка.

  3. Развитие речевых умений.“Фразелогизмы”.

(Текст проецируется на экран и, распечатанный, кладется на парты перед учащимися.)

Дается прямое значение, ученики по данному смыслу называют фразеологические обороты, в составе которых сохранились формы деепричастий:




Работать хорошо

Засучив рукава

Бежать быстро, (мчаться)

Сломя голову

Работать плохо

Спустя рукава

Уйти (остаться ) ни с чем, не добиться желаемого

Не солоно нахлебавшись

Делать что-то без особого на то желания

Скрепя сердцем

  1. Подведение итогов.

  1. Какая часть речи называется деепричастием?

  2. От какой части речи образуется деепричастие?

  3. Какие признаки глагола имеет деепричастие?

  4. Какие признаки наречия имеет деепричастие?

  5. При выполнении какого задания вы испытывали трудности?

  6. Какое задание было самым интересным?

  7. Нарисуйте на полях своей тетради, напротив числа и классной работы «Карту погоды своего состояния».

  8. Домашнее задание: упражнение 154(1)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Деепричастия как часть речи"

Автор: Гулева Ирина Борисовна

Дата: 19.01.2016

Номер свидетельства: 279336

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) ""Конспект урока по русскому языку "Деепричастие как часть речи""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_dieieprichastiie_kak_chast_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "371212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482142411"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока русского языка в 9 классе с казахским языком обучения "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-9-klassie-s-kazakhskim-iazykom-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "181669"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425382989"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "102490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508775"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока русского языка на тему "Имя числительное" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-imia-chislitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "111287"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407324041"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок русского языка в 7 классе: Деепричастие как часть речи."
    ["seo_title"] => string(67) "urok_russkogho_iazyka_v_7_klassie_dieieprichastiie_kak_chast_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "360188"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479480548"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства