kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 7 классе "Употребление деепричастий в речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Употребление  деепричастий  в  речи

Урок   русского  языка  в   7  классе

Цели  урока:

- знать  особенности  употребления  деепричастий;

- уметь  использовать  их  в  предложении   и  тексте;

- задуматься  о  роли  деепричастий  в  речи.

Оборудование:

- компьютер;

- медиапроектор  и  мультимедийный  экран  для  компьютерной  презентации;

- плакат  с  нарисованной  мишенью;

- листы  самоконтроля.

Ход  урока

 I. Вступительная  беседа. Формулировка  темы. Целеполагание.

- Ребята,  вы  любите  юмористические  рассказы? Я  тоже. И  сейчас  я  хочу  напомнить  вам  небольшой  фрагмент  рассказа  А.П.Чехова  «Жалобная  книга».

« Подъезжая  к  станции  и  глядя  на  природу  в  окно,  у  меня  слетела  шля-     па».

- Скажу  вам  по  секрету: я  тоже  собираю  курьёзные,  вызывающие  улыбку  фразы (чаще  всего  из  ученических  работ).

Вот  некоторые  из  них:

Заигравшись  до  позднего  вечера,  мама  рассердилась  на  нас.

Сидя  у  окна,  в  комнату  влетел  воробей.

Поселившись  в  деревне,  его  мечта  осталась  прежней.

- Почему  эту  жалобу Чехов  поместил  в  юмористическую  книгу?

- Подумайте,  что  общего  во  всех  этих  предложениях? Какую  часть  речи  неудачно  употребляют  все  авторы  предложений  из  моей  «коллекции»?

- Над  чем  не  задумались,  а  может  быть,  чего-то  они  не  знали? Тогда,  как  вам  кажется,  изучив  всю  тему  «Деепричастие», о  чем  необходимо  задуматься?

- Сформулируйте  тему  урока  (слайд № 1: употребление  деепричастий  в  речи).

- Что  значит  правильно  употреблять  деепричастия (произносить, использовать)?

 - Сформулируйте  цели  урока (слайд № 2: цели  урока).

II. Актуализация  опорных  знаний.

- Но  прежде  всего, чтобы  правильно  употреблять,  надо  узнавать  деепричастия! Проверим  себя (слайд № 3: выделите  в  каждом  столбике  деепричастие).

I-й  вариант

а) закрыт;

б) закрывшийся;

в) закрыв.

II-й  вариант

а) работавший

б) работая;

в) разработка.

- По  каким  признакам  вы  это  сделали?

III. Формирование  новых  понятий.

- Узнавать  деепричастия  вы  умеете. Теперь  приступим  к  теме. Если  нужно  познакомиться  с  правилами,  заглянем  в  учебник  «Теории»?

- Есть  ли  в  нем  такие  правила? (нет) Поэтому  я  предлагаю  вам  самим  сделать  «научные  открытия»  на  основе   наблюдений, анализа  языковых  фактов,  явлений.

1. Знакомимся  с  особенностями  произношения  деепричастий  (орфоэпическими  нормами).

создать

- создав

занять

- заняв

поднять

- подняв

- От  данных  глаголов  

- Какую  закономерность  вы  заметили?

Продолжайте  теперь  самостоятельно (письменно).

начать  (начав)

понять  (поняв)

принять  (приняв)

прибыть  (прибыв)

закупорить  (закупорив)

заплесневеть  (заплесневев)

облегчить  (облегчив)

углубиться  (углубившись)

черпать  (черпая)

баловаться  (балуясь)

- Проверьте  себя (слайд № 4: произносите  правильно).

- А  теперь  еще  раз  проверьте  себя,  но  в  паре. Произнесите  друг  другу   (правильно) запомнившиеся  деепричастия. Поставьте  себе  оценку  в  лист  самоконтроля  (в  зависимости  от  того,  сколько  примеров  из  10  вы  запомнили).

2

3. Задумаемся  о  роли  деепричастий  в  речи.

- Деепричастия,  деепричастия…. Сколько  с  ними  хлопот:  и  произносить  их  надо  правильно,  и  употреблять  в  предложении,  хорошенько  подумав. А  может,  не  так  уж  они  и  нужны? Мне  кажется,  убедительно,  красноречиво  ответил  на  этот  вопрос  английский  поэт Р.Саути  своим  необычным  стихотворением  «Лодорский  водопад».

(слайд № 8: звучит  стихотворение)

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая,  шурша,

Резвясь  и  спеша,

Скользя,  обнимаясь,

Делясь  и  встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня,  клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь  и  пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь  и  болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед  и  вперед  убегая  в  свободолюбивом  задоре,-

Так  падают  бурные  воды  в  сверкающем, быстром  Лодоре.

- Что  в  этом  стихотворении  показалось  необычным? (52 деепричастия!)

- Кто  из  вас  видел  настоящий  водопад? Слышал  его  шум?

- Какие  слова  в  стихотворении  помогли  это  сделать? Попробуем  обойтись  без  них.

- Какую  же  роль  играют  они?

- Готовясь  к  уроку  по  группам,  вы  подбирали  примеры  использования  деепричастий  в  речи,  в  текстах  художественных  произведений. Послушаем,  к  каким  выводам  вы  пришли.

(выступления  учащихся)

(слайд № 9: наши  исследовательские  работы)

  • Деепричастия  в  прозаических  произведениях  А.Пушкина  и  Н.Гоголя.
  • Деепричастия  в  поэтических  текстах.
  • Деепричастия  в  пословицах, поговорках, фразеологизмах.

- Итак,  какую  же  роль  играют  деепричастия?

(слайд № 10: роль  деепричастий  в  речи)

  • Деепричастия  дорисовывают  основное  действие, делают  речь  более  точной,  яркой.
  • Предложения  с  деепричастиями  более  выразительны, живописны.

IV. Формирование  умений,  навыков.

- А  если  так,  если  деепричастия  в  речи  нужны,  будем  учиться  их  использовать. Предлагаю  выполнить  творческое  задание.

(слайд № 11: составьте  текст «Зима  в  нашем  городе», правильно  включив  в  него  как  можно  больше  деепричастий)

- Чьи  работы  вам  понравились?

Дома  можно  попробовать  написать  стихотворение  с  деепричастиями  или  текст  на  другую  тему.

V. Итоги.

- Наше  занятие  подходит  к  концу.

- С  какими  нормами  употребления  деепричастий  вы  познакомились?

- Как  вам  кажется,  где  могут  пригодиться  эти  знания?

(слайд № 12: итоговый  тест  по  типу  заданий  в  ЕГЭ, слайд № 13: проверь  себя)

Результаты  внесите  в  лист  контроля.

 

Итоговый  тест

В- I

В- II

1. Какое  из  слов  не  является  деепричастием?

а) даря;

а) доля;

б) гиря;

б) деля;

в) жаря.

в) пиля.

2. На  месте  каких  цифр  должны  стоять  запятые?

Он  шел  по  тропинке (1)  и  (2)  низко  опустив  голову (3)  что-то  искал.

Он  бросил  работать (1)  и  (2)  отойдя  к  окну (3)  открыл  его.

а) 1,2,3

а) 1,2,3

б) 2,3

б) 2,3

3. Найдите  слова  с  ударением  на  третьем  слоге:

а) балуясь;

а) облегчив;

б) черпая;

б) прибыв;

в) углубившись.

в) закупорив.

4. Выберите  правильное  продолжение  фразы.

Сидя  у  костра,

Подходя  к  лесу,

а) внезапно  налетел  ветер;

а) ветер  стал  как  будто  сильнее;

б) мы  завороженно  глядели  на  огонь;

б) уже  чувствуется  осенняя  свежесть;

в) мне  вспоминалась  ночь  на  Днепре.

в) я  всегда  испытываю  необычайное  волнение.

5. Подберите  синоним  к  фразеологизму.

а) сломя  голову;

а) не  разгибая  спины;

б) засучив  рукава.

б) положа  руку  на  сердце.

Дома  можно  составить  тест  по  теме  «Употребление  деепричастий  в  речи».

Таким  образом,  домашнее  задание  по  выбору:

1) написать  стихотворение (текст)  с  использованием  деепричастий  или  «Похвальное  слово  деепричастию»;

2) составить  тест  по  изученной  теме;

3) выполнить  упражнение  № 265 (из  учебника «Русский  язык. Практика   7 класс под  редакцией  С.Пименовой).

            V. Рефлексия.

            Итак,  оценки  за  работу  на  уроке  вы  поставили  себе  в  лист  самоконтроля. Благодарю  всех  за  сотрудничество  и  прошу,  уходя  с  урока,  подумать  о  том,  как  прошел  он  для  вас  лично,  и  «выстрелить»  в  своеобразную  мишень  с  графами: «Полезно», «Интересно»,  «Скучно»,  «Трудно».

  

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе "Употребление деепричастий в речи"»



Употребление деепричастий в речи

Урок русского языка в 7 классе

Цели урока:

- знать особенности употребления деепричастий;

- уметь использовать их в предложении и тексте;

- задуматься о роли деепричастий в речи.



Оборудование:

- компьютер;

- медиапроектор и мультимедийный экран для компьютерной презентации;

- плакат с нарисованной мишенью;

- листы самоконтроля.



Ход урока

I. Вступительная беседа. Формулировка темы. Целеполагание.

- Ребята, вы любите юмористические рассказы? Я тоже. И сейчас я хочу напомнить вам небольшой фрагмент рассказа А.П.Чехова «Жалобная книга».

« Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шля- па».

- Скажу вам по секрету: я тоже собираю курьёзные, вызывающие улыбку фразы (чаще всего из ученических работ).

Вот некоторые из них:

Заигравшись до позднего вечера, мама рассердилась на нас.

Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней.

- Почему эту жалобу Чехов поместил в юмористическую книгу?

- Подумайте, что общего во всех этих предложениях? Какую часть речи неудачно употребляют все авторы предложений из моей «коллекции»?

- Над чем не задумались, а может быть, чего-то они не знали? Тогда, как вам кажется, изучив всю тему «Деепричастие», о чем необходимо задуматься?

- Сформулируйте тему урока (слайд № 1: употребление деепричастий в речи).

- Что значит правильно употреблять деепричастия (произносить, использовать)?

- Сформулируйте цели урока (слайд № 2: цели урока).





II. Актуализация опорных знаний.

- Но прежде всего, чтобы правильно употреблять, надо узнавать деепричастия! Проверим себя (слайд № 3: выделите в каждом столбике деепричастие).

I-й вариант

а) закрыт;

б) закрывшийся;

в) закрыв.

II-й вариант

а) работавший

б) работая;

в) разработка.



- По каким признакам вы это сделали?



III. Формирование новых понятий.



- Узнавать деепричастия вы умеете. Теперь приступим к теме. Если нужно познакомиться с правилами, заглянем в учебник «Теории»?

- Есть ли в нем такие правила? (нет) Поэтому я предлагаю вам самим сделать «научные открытия» на основе наблюдений, анализа языковых фактов, явлений.

1. Знакомимся с особенностями произношения деепричастий (орфоэпическими нормами).

создать

- создав

занять

- заняв

поднять

- подняв

- От данных глаголов образуйте деепричастия (устно)

- Какую закономерность вы заметили?

Продолжайте теперь самостоятельно (письменно).

начать (начав)

понять (поняв)

принять (приняв)

прибыть (прибыв)

закупорить (закупорив)

заплесневеть (заплесневев)

облегчить (облегчив)

углубиться (углубившись)

черпать (черпая)

баловаться (балуясь)



- Проверьте себя (слайд № 4: произносите правильно).

- А теперь еще раз проверьте себя, но в паре. Произнесите друг другу (правильно) запомнившиеся деепричастия. Поставьте себе оценку в лист самоконтроля (в зависимости от того, сколько примеров из 10 вы запомнили).

2. Знакомимся с особенностями использования, включения деепричастий в предложения (грамматическими нормами).

И я предлагаю … (Стук в дверь. Сценка: входят два домовенка)

Кузя: Света! Света! (зовет)

Света: Да, да, я здесь.

Кузя: Света, знакомься. Это Егорка – наш сосед с первого этажа. Он домовой.

Точнее, магазинный, живет в магазине. Егорка, расскажи Свете, в чем твоя проблема. Света учится в 7-м классе, отличница, мигом разберется.

Егорка: У нас в магазине стало очень холодно. Дует. Потому что покупатели дверь не закрывают. И я решил табличку написать. Только не знаю, как лучше сказать.

Кузя: Вот что у нас получилось (вешает табличку: «Зайдя в магазин дверь

должна быть закрыта»).

Света: Нет, это плохо! Получается, что у вас дверь в магазин заходит. С деепричастным оборотом надо быть очень осторожным. И чтобы такой бессмыслицы не получилось, помнить, что действие, выраженное деепричастием, и действие, выраженное глаголом-сказуемым, относится к одному лицу.

Кузя: Я понял, надо так (пишет) «Заходя в магазин закрывайте дверь».

Света: Было бы неплохо еще слово «пожалуйста» добавить. (Кузя пишет)

Кстати, Кузя, а запятую ты поставил?

Кузя: Это ещё зачем? И так все понятно.

Света: Надо, чтобы все правильно было. А то вы всех покупателей распугаете.

Запомните: деепричастный оборот всегда выделяется запятыми.

Кузя: Видишь, Егорка, я же говорил, что Света нам поможет.

Егорка: Вижу. Только у меня ещё несколько объявлений. Может, проверите,

ребята? А мы зайдем завтра. (уходят)

Света: Конечно, проверим.

(слайд № 5: проверьте Егоркины объявления. Какие из них можно повесить в магазине?)

  • Проходя мимо витрины, стекло может разбиться!

  • Проверяйте деньги, не отходя от кассы.

  • Заходя в магазин, собаки должны остаться на улице!

- А вот теперь, когда вы знаете важное правило использования деепричастий в предложении (какое?), самое время вспомнить про мою веселую коллекцию ученических фраз. Предлагаю поучиться на чужих ошибках.



(слайд № 6: отредактируйте предложения, слайд № 7: проверьте себя).

Поставьте себе оценку в лист контроля.



В- I

В- II

1. Подойдя к дому, собака встретила меня радостным лаем.

1. Покатавшись на катке, сильно болят ноги.

2. Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

2. Возвращаясь домой, пошел дождь.

3. Заигравшись до позднего вечера, мама рассердилась на нас.

3. Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней.

3. Задумаемся о роли деепричастий в речи.

- Деепричастия, деепричастия… . Сколько с ними хлопот: и произносить их надо правильно, и употреблять в предложении, хорошенько подумав. А может, не так уж они и нужны? Мне кажется, убедительно, красноречиво ответил на этот вопрос английский поэт Р.Саути своим необычным стихотворением «Лодорский водопад».

(слайд № 8: звучит стихотворение)

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.



- Что в этом стихотворении показалось необычным? (52 деепричастия!)

- Кто из вас видел настоящий водопад? Слышал его шум?

- Какие слова в стихотворении помогли это сделать? Попробуем обойтись без них.

- Какую же роль играют они?

- Готовясь к уроку по группам, вы подбирали примеры использования деепричастий в речи, в текстах художественных произведений. Послушаем, к каким выводам вы пришли.

(выступления учащихся)

(слайд № 9: наши исследовательские работы)

  • Деепричастия в прозаических произведениях А.Пушкина и Н.Гоголя.

  • Деепричастия в поэтических текстах.

  • Деепричастия в пословицах, поговорках, фразеологизмах.



- Итак, какую же роль играют деепричастия?

(слайд № 10: роль деепричастий в речи)

  • Деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь более точной, яркой.

  • Предложения с деепричастиями более выразительны, живописны.



IV. Формирование умений, навыков.

- А если так, если деепричастия в речи нужны, будем учиться их использовать. Предлагаю выполнить творческое задание.

(слайд № 11: составьте текст «Зима в нашем городе», правильно включив в него как можно больше деепричастий)

- Чьи работы вам понравились?

Дома можно попробовать написать стихотворение с деепричастиями или текст на другую тему.

V. Итоги.

- Наше занятие подходит к концу.

- С какими нормами употребления деепричастий вы познакомились?

- Как вам кажется, где могут пригодиться эти знания?

(слайд № 12: итоговый тест по типу заданий в ЕГЭ, слайд № 13: проверь себя)

Результаты внесите в лист контроля.



Итоговый тест

В- I

В- II

1. Какое из слов не является деепричастием?

а) даря;

а) доля;

б) гиря;

б) деля;

в) жаря.

в) пиля.

2. На месте каких цифр должны стоять запятые?

Он шел по тропинке (1) и (2) низко опустив голову (3) что-то искал.

Он бросил работать (1) и (2) отойдя к окну (3) открыл его.

а) 1,2,3

а) 1,2,3

б) 2,3

б) 2,3

3. Найдите слова с ударением на третьем слоге:

а) балуясь;

а) облегчив;

б) черпая;

б) прибыв;

в) углубившись.

в) закупорив.

4. Выберите правильное продолжение фразы.

Сидя у костра,

Подходя к лесу,

а) внезапно налетел ветер;

а) ветер стал как будто сильнее;

б) мы завороженно глядели на огонь;

б) уже чувствуется осенняя свежесть;

в) мне вспоминалась ночь на Днепре.

в) я всегда испытываю необычайное волнение.

5. Подберите синоним к фразеологизму.

а) сломя голову;

а) не разгибая спины;

б) засучив рукава.

б) положа руку на сердце.



Дома можно составить тест по теме «Употребление деепричастий в речи».

Таким образом, домашнее задание по выбору:

1) написать стихотворение (текст) с использованием деепричастий или «Похвальное слово деепричастию»;

2) составить тест по изученной теме;

3) выполнить упражнение № 265 (из учебника «Русский язык. Практика 7 класс под редакцией С.Пименовой).



V. Рефлексия.

Итак, оценки за работу на уроке вы поставили себе в лист самоконтроля. Благодарю всех за сотрудничество и прошу, уходя с урока, подумать о том, как прошел он для вас лично, и «выстрелить» в своеобразную мишень с графами: «Полезно», «Интересно», «Скучно», «Трудно».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок русского языка в 7 классе "Употребление деепричастий в речи"

Автор: Брувер Марина Михайловна

Дата: 09.11.2015

Номер свидетельства: 250386

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Урок русского языка "Употребление деепричастий" в 7 классе"
    ["seo_title"] => string(58) "urokrusskoghoiazykaupotrieblieniiedieieprichastiiv7klassie"
    ["file_id"] => string(6) "256685"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448198898"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Презентация к уроку  "Употребление деепричастий" в 7 классе"
    ["seo_title"] => string(60) "priezientatsiiakurokuupotrieblieniiedieieprichastiiv7klassie"
    ["file_id"] => string(6) "256692"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448199346"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "урок на тему "Обощение и систематизация знаний по теме "Деепричастие"""
    ["seo_title"] => string(81) "urok-na-tiemu-oboshchieniie-i-sistiematizatsiia-znanii-po-tiemie-dieieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "287020"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454426171"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Тема урока: Деепричастие – особая форма глагола"
    ["seo_title"] => string(47) "tiemaurokadieieprichastiieosobaiaformaghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "281357"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453523324"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Тема урока: Деепричастие – особая форма глагола"
    ["seo_title"] => string(48) "tiemaurokadieieprichastiieosobaiaformaghlaghola1"
    ["file_id"] => string(6) "281359"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453523339"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства