Тема: Понятие о деепричастии. ( Учебно-методический комплекс В.В.Бабайцевой. 7 класс) Цели: научиться находить деепричастия в предложении и использовать их выразительности и точности речи. Оборудование: учебный комплекс В.В.Бабайцевой, интерактивная доска. Урок по технологии проблемного обучения. Организационный момент. Проверка домашнего задания. Орфографический словарный аудио диктант: Юный корреспондент, сэкономить миллионы, деревянная подставка, драгоценные мысли, удивительная лаборатория, холодный расчет, предпринимать действия, преподнести подарок, озаглавить рассказ, мать-и-мачеха, шустрая девчонка, полутемный подъезд, недооценить способности, развитие сюжета, полоскать белье.
Рассматривание опорного материала упр.214 учебника «Практика».
Наблюдение за тем, каким членом предложения являются слова, обозначающие действие, а какие слова – обозначающие добавочное действие. Сообщение о том, что слова, обозначающие добавочное действие называются деепричастиями.
Слайды:
Деепричастие – особая форма глагола, обозначающее добавочное действие.
Деепричастие. Неологизм М. Смотрицкого. Образовано от сложения частицы дее – ( от деять – «делать») и существительного причастие (слайды).
Ознакомление с теоретическими сведениями учебника «Теория» параграф 141.
Выполнение упр. 215.
Выяснить отличие деепричастий от глаголов, сравнить и сопоставить их значение, морфемный состав, морфологические признаки и синтаксические свойства и синтаксические свойства:
1)Деепричастие отвечает на вопрос: что делая? что сделав? как?
2)Деепричастие неизменяемая часть речи.
3)Деепричастие образуется от основы глагола суффиксальным способом ( -а, -я, -в, -вши, -ши, -учи)
4)Грамматические признаки деепричастия: возвратность, вид.
5)Синтаксическая роль – обстоятельство.
Разбор деепричастий из упражнения 214.
Обобщение изученного
Д/З: параграф 141 «Теория», упр. 220 «Практика».