kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Обрашение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока:

I. Организационный момент(2 мин.)

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Ну что ж, вперед, младое племя,

Дерзайте, некогда вам спать.

Для вас теперь златое время,

Чтоб изучить язык на «5».

- Вот на такой весёлой атмосфере мы и начнём наш сегодняшний урок. Сейчас мы и проверим, насколько вы знаете русский язык.

II. Актуализация опорных знаний (8 мин.)

  1. Фронтальный опрос:

- Какую тему мы рассмотрели с вами на прошлом уроке?

(обособленные обстоятельства)

- Чем могут быть выражены обособленные обстоятельства?

(обособленные обстоятельства могут быть выражены деепричастным оборотом, одиночным деепричастием; двумя или несколькими однородными обстоятельствами, выраженными одиночными деепричастиями. Например, гремя и сверкая)

- Как отличить деепричастие от наречий, от них образованных?

(отличить деепричастие от наречия помогает интонация: перед наречием и после него паузы обычно нет, а после деепричастия, как правило, соблюдается)

- Когда одиночное деепричастие не обособляется?

(если деепричастие по значению переходить в наречие. Например, прошел не спеша, читал лежа)

- Обособляются ли фразеологические обороты, включающие деепричастия?

(не обособляются).

2. Синтаксическая разминка.

- А теперь устно проведем «Синтаксическую разминку». Перед вами отрывки из стихотворения С.А. Есенина «О Русь, взмахни крылами».

Слайд № 1 (отрывки из стихотворения)

1)

«О Русь, взмахни крылами,

 Поставь иную крепь!

 С иными именами

 Встает иная степь…»

2)

«А там, за взгорьем смо́лым,

 Иду, тропу тая́,

 Кудрявый и веселый,

 Такой разбойный я…»

3)

«Сшибаю камнем месяц

 И на немую дрожь

 Бросаю, в небо све́сясь,

 Из голенища нож…»

 (обучающиеся по очереди читают отрывки из стихотворения)

- Вам понятны значения слов «смо́лым», «тая́», «све́сясь»?

Слайд № 2 (словарная работа)

смо́лым – от слова «смоли́стый» - «пахнущий, отдающий смолой»

тая́ – от слова «таи́ть» - «скрывать, держать в тайне»

све́сясь – от слова «све́сить» - «держа на весу, опустить вниз»

Слайд № 3 (отрывки из стихотворения)

- Как вы думаете, на какую тему посвятил своё стихотворение С.А. Есенин «О Русь, взмахни крылами»?

(тема Родины)

- Найдите в этих отрывках из стихотворения обособленные обстоятельства? Прочитайте свой ответ (тропу тая́, в небо све́сясь).

- Чем они выражены? (деепричастным оборотом).

- Мы с вами увидели, что в отличие от первого, во втором и третьем отрывках из стихотворения предложения осложнены обособленными обстоятельствами. Но все же обратим внимание на первый текст и ответим на вопрос: Чем же осложнен первый отрывок из стихотворения?

(обращением)

- Итак, какую же тему мы с вами сегодня будем изучать?

III. Изучение нового материала (10 мин.)

Слайд № 4 (тема урока)

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему «Обращение. Пунктуация при обращениях».

Слайд № 5 (цели урока)

- Сегодня мы с вами на уроке должны дать понятие об обращении и его роли в предложении, формировать навыки и умения находить обращения в тексте, употреблять их в устной и письменной речи, правильно выделять на письме обращения знаками препинания.

Слайд № 6 (эпиграф)

- А также будем вести речь о Родине.

И поэтому в качестве эпиграфа к уроку я взяла слова Сергея Острового из стихотворения «Мать-Россия моя» (чтение и обсуждение эпиграфа)

Эпиграф:

Ты, Россия моя,

Золотые края,

Ты, Россия, родная, заветная!

За твою широту,

За твою красоту

Я люблю тебя,

Родина светлая!

- Какие  чувства испытывает автор этих строк? (любовь к Родине)

- Какие изобразительно-выразительные средства использует автор для описания своих чувств? (эпитеты: золотые, родная, светлая, заветная)

- А какие чувства испытываете вы к своей Родине? (ответы обучающихся)

1.Работа над текстом (эпиграфом).

- Найдите обращения в этом отрывке из стихотворения.

(Россия моя, Россия, Родина светлая)

- Для чего служат обращения?

(для привлечения внимания собеседника к сообщению)

- Какой интонацией произносятся обращения?

(звательной интонацией)

- Какими  бывают обращения по составу?

(распространенными, которые состоят из одного слова; нераспространенными, которые состоят из двух и более слов)                               

- Какими частями речи могут выражаться?                                       

(чаще выражаются существительными в И.п., местоимениями, прилагательными, реже – причастиями. Например, Провожающие, просим вас выйти из вагона)

- Является ли обращение членом предложения?

(не  является членом предложения, так как не относится ни к главным, ни второстепенным членам предложения, невозможно задать к нему вопрос)

- Какие слова называются обращением?

(Обращение  – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью)

- Какие знаки препинания ставятся при обращении? (запятая, восклицательный знак)

- А теперь, чтобы точно ответить на этот вопрос, обратим внимание на таблицу.

Слайд № 7 (таблица)

2. Работа с таблицей.

Знаки препинания при обращении

Примеры

(схемы предложений)

если обращение стоит в начале предложения, то …

Россия, люблю твою старину.

[О,….]

если обращение стоит в начале предложения и произносится с сильным чувством, то.

Россия! Люблю твою старину.

[О!….]

если обращение стоит в середине предложения, то …

Люблю твою, Россия, старину.

[…,О,….]

если обращение стоит в конце предложения, то …

Люблю твою старину, Россия.

[…,О.]

если обращение стоит в конце предложения и произносится с сильным чувством, то.

Люблю твою старину, Россия!

[…,О!]

если обращение стоит в конце вопросительного предложения, то.

Люблю ли я твою старину, Россия?

[…,О?]

 (обучающиеся по одному читают и делают выводы)

- А теперь устно попробуйте составить свои предложения, используя обращения по предложенным в таблице схемам.

(обучающиеся приводят свои примеры)

3. Запись определений в тетрадь.

- Запишите определения в тетрадь.

Слайд № 8 (определения)

Выводы:

- Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.

- Обращения всегда выделяются запятыми. Если произносятся с сильным чувством – то восклицательным знаком.

- Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.

IV. Закрепление нового материала (15 мин.)

1. Работа по карточкам.

Карточка №1

Перепишите предложения, распространяя обращения. Объясните постановку знаков препинания при обращении.

Образец: Россия, я думал о тебе. – Россия моя родная, я думал о тебе.

1) Над тобою солнце светит, Родина моя.

2) Русь, перед лицом всего мира горжусь языком твоим.

3) Тебе, о Родина, сложил я песню эту.

4) Родина моя, будь всегда со мной.

5) Ой ты, Русь, лишь к тебе я любовь берегу.

Карточка №2

Перепишите предложения, распространяя обращения. Объясните постановку знаков препинания при обращении.

Образец: Россия, я думал о тебе. – Россия моя родная, я думал о тебе.

1) Славься, Россия, бессмертною славой!

2) О Родина, колыбель моя!

3) Я вернусь к тебе, Россия.

4) Милее нет на свете края, о Родина моя!

5) Леса, поля и реки, вы олицетворяете красоту моей Родины!

Вывод: Таким образом, по составу обращения бывают распространёнными (состоят из нескольких слов) и нераспространёнными (состоят из одного слова). Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.

2. Синтаксическая игра «Переделай».

Слайд № 9 (предложения)

Письменно выполните следующее задание: переделайте предложение так, чтобы подлежащее стало обращением.

Образец: Россия моя цветет и славится. – Россия моя, цвети и славься.

1) Россия восхищается своим великим русским народом и историей.

2) Россия станет могучей и непобедимой державой.

3) Родина помнит боевые заслуги своих сыновей.

4) Люди любят и берегут родные леса, поля и реки.

5) Родина гордится своими талантами.

6) Родина ценит достижения выдающихся людей.

7) Россия верит в своё прекрасное и светлое будущее.

8) Гражданин России должен защищать свою Родину.

9) Родина никогда не забудет своих героев.

Вывод: Обращение нужно отличать от подлежащего, которое тоже имеет форму именительного падежа. Обращение грамматически не связано с членами предложения.

3. Цифровой диктант.

Запишите цифрами номера тех предложений, в которых есть обращения.

1) Люблю тебя, моя Родина, за ясный свет твоих очей.

2) В труде и в бою храни беззаветно Отчизну свою.

3) Страна хорошеет с каждым годом.

4) Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.

5) Родина для меня дороже жизни.

6) Здравствуй, Родина, здравствуй, милая, что склонилась ты надо мной.

7) Прекрасны вы, поля земли родной.

8) Я Родину с детства не могу забыть.

9) О край родной, цвети и славься.

Правильные ответы: 1,4,6,7,9

Вывод: Обращение не является членом предложения.

(Работа в парах. Взаимопроверка тетрадей и оценивание)

Слайд №10 (правильные ответы и критерии оценивания)

V. Итоги занятия (5 мин.)

Подведем итоги урока.

Слайд № 11 (тезисы)

Завершите неоконченные предложения:

Обращение.

Обращение – это слово или _____________________________________.

Обращение произносится_____________________________интонацией.

Обращения могут выражаться__________________________________.

Обращение не является_____________________________предложения.

Обращение может находится________________________предложения.

О чем мы вели речь на уроке, кроме обращений?  О__________________.

(обучающиеся читают по одному тезису)

- Таким образом, мы сегодня на уроке раскрыли понятие об обращении, научились находить обращения в тексте, употреблять их в устной и письменной речи, правильно выделять обращения знаками препинания, а также провели интересную беседу о Родине.

Слайд № 12 (рефлексия)

Рефлексия.

- А теперь с помощью рефлексии узнаем, насколько вы усвоили материал урока. Для этого вам нужно заполнить карточки и сдать в конце урока.

(Обучающиеся на карточках дают себе оценку)

Сегодня я узнал…

Мне понравилось…

Самым интересным моментом на уроке…

Я научился…

Я не понял…

Было трудно…

Сегодняшний урок дал мне…

Я себе за урок поставлю оценку…

VI. Домашнее задание (3 мин.)

Слайд № 13 (домашнее задание)

Творческая работа.

Напишите обращение к Родине. Составьте  8-10 предложений, используя на письме обращения.

Например:

«Никогда, наверное, не перечислить всего, о чем думают люди, говоря «наша Родина», «моя Отчизна». Все необъятные просторы великой страны, все горы и реки, все долины и озера, все поля и пустыни – все это наша с тобой Родина, мой друг…».

VII. Оценки за урок (2 мин.)

(выставление и комментирование оценок)

- Благодарю всех за активную работу на уроке. Спасибо за внимание.

Слайд № 14 (Спасибо за внимание)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Обрашение"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ



РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК социально-

гуманитарного цикла

Протокол № __

от «__» ________ 2015 г.

Председатель ЦМК

________ Ф.Ф. Аминова

УТВЕРЖДАЮ

заместитель директора

по учебной работе

__________ Н.М. Болтабаева

«__» __________ 2015 г.









Методическая разработка урока

по русскому языку на тему:

«Обращение. Пунктуация при обращениях»








Выполнила: преподаватель

русского языка и литературы

Р.Р. Аллабердина








2015

Рецензия

на методическую разработку открытого урока по русскому языку

на тему: «Обращение. Пунктуация при обращениях»


Методическая разработка открытого урока на тему «Обращение. Пунктуация при обращениях» выполнена преподавателем русского языка и литературы Стерлитамакского химико-технологического колледжа Аллабердиной Римой Рафисовной.

Методическая разработка урока состоит из 6 частей: введение, аналитическая часть, практическая часть, заключение, литература, приложение. Во введении раскрываются поставленные цели и задачи урока.

В аналитической части рассматриваются различные формы, методы и приёмы работы, которые применяются на уроке для достижения поставленных целей и задач.

В практической части придерживается строгая последовательность структуры урока в соответствии с требованиями к типу комбинированного урока. Все этапы урока логически плавно переходят от одного к другому и взаимосвязаны между собой определённой тематикой, прослеживается межпредметная связь с литературой. В содержание урока входят: словарная работа, работа над текстом, работа с таблицей, работа по карточкам, рефлексия.

Содержание разработки урока подразумевает широкое использование мультимедийной презентации, что позволяет акцентировать внимание студентов на основных моментах изучаемой темы, делает урок более красочным, интересным и облегчает работу преподавателя и процесс запоминания материала.

В заключении содержится краткая формулировка результатов, полученных в ходе работы.

Методическая разработка открытого урока оформлена в соответствии с требованиями.


Рецензент преподаватель иностранного языка

Р.А. Ильясова

Содержание


Введение……………………………………………………………………….…..4

Аналитическая часть……………………………………………………………...8

Практическая часть……………………………………………………………....12

Заключение………………………………………………………………………..21

Литература………………………………………………………………………...22

Приложение 1……………………………………………………………………..23

Приложение 2……………………………………………………………………..30

Приложение 3……………………………………………………………………..31

Приложение 4……………………………………………………………………..32



























Введение


Урок – это динамичная и вариативная организационная форма обучения, при которой в течение точно установленного времени осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающихся в специально отведенном месте с учетом особенностей каждого студента путем использования видов, средств и методов работы, создающих благоприятные для усвоения всеми обучающимися получаемых знаний непосредственно в процессе обучения и для воспитания и развития их познавательных способностей.

В методической разработке представлен комбинированный урок усвоения новых знаний. Комбинированный урок — это самый распространенный тип урока. Такой урок строится на совокупности логически не обусловленных звеньев учебного процесса. В этом его особенность. На этом уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания.

Структура комбинированного урока включает в себя следующие элементы:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление полученных знаний.

  5. Подведение итогов.

  6. Домашнее задание.

Тема комбинированного урока усвоения новых знаний: «Обращение. Пунктуация при обращениях». Актуальность и значимость этого урока заключается в том, что он, прежде всего, направлен на развитие речи обучающихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли, уместно употреблять обращения в устной и письменной речи.

Для того чтобы достичь высокой эффективности урока, следует правильно сформулировать цели и задачи. Цели и задачи урока соответственно должны быть скорректированы с учетом изучаемой темы.

Цели:

- дать понятие об обращении и его роли в предложении, познакомить со способами выражения обращения;

- развивать навыки и умения правильно употреблять и находить обращения в устной и письменной речи, развивать пунктуационные навыки, работать над соблюдением правильной интонации.

- воспитывать культуру грамотного письма.

Задачи:

- изучить и закрепить знания по теме, отработать навык пунктуационного выделения обращений;

- развивать умения применять полученные знания на практике, развивать культуру речи;

- воспитывать культуру речевого общения и чувство любви к своей Родине.

Обучающиеся на уроке должны научиться находить обращения в поэтической речи, выразительно читать отрывки из лирических произведений, соблюдая соответствующую интонацию; конструировать предложения с обращениями, правильно выделяя их на письме знаками препинания; отличать обращение и подлежащее; сформулировать и излагать свои мысли, самостоятельно делать выводы.












Технологическая карта урока

Дисциплина: Русский язык

Тема занятия: Обращение. Пунктуация при обращениях.

Тип урока: комбинированный урок

Цели и задачи занятия:

  1. Учебные: дать понятие об обращении и его роли в предложении, познакомить со способами выражения обращения;

  2. Развивающие: развивать навыки и умения правильно употреблять и находить обращения в устной и письменной речи, развивать пунктуационные навыки, развивать умения применять полученные знания на практике, развивать культуру речи;

  3. Воспитательные: воспитывать культуру грамотного письма, культуру речевого общения и чувство любви к своей Родине.

Планируемые результаты обучения:

ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) и результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Межпредметная связь: литература

Основные методы, применяемые на занятии: словесные (беседа, объяснение), наглядные (работа с таблицей, демонстрация слайдов презентации), практические (работа с карточками), активные методы, игровой метод, метод проблемной ситуации.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, программа просмотра презентаций (Microsoft Office Power Point)

Дидактический материал: карточки с заданиями, карточки для рефлексии


Структура урока


Ход урока:


1. Организационный момент (2 мин.)

Взаимное приветствие преподавателя и студентов, проверка отсутствующих, организация внимания

2. Актуализация опорных знаний (8 мин.)

Фронтальный опрос

Синтаксическая разминка

3. Изучение нового материала (10 мин.)

Работа над текстом

Работа с таблицей

4. Закрепление полученных знаний (15 мин.)

Работа с карточками

Синтаксическая игра «Переделай»

Цифровой диктант

5. Подведение итогов (5 мин.)

Выводы по уроку

Рефлексия

6. Домашнее задание (3 мин.)

Творческое задание.

  1. Оценки за урок (2 мин.)

Аналитическая часть урока


Урок является основной формой обучения одного и того же коллектива обучающихся по определенной программе. При оптимальной организации он обеспечивает прочное и осознанное усвоение учебного материала - знаний и умений.

Открытый урок на тему «Обращение. Пунктуация при обращениях» проводится со студентами 1 курса. В разработке представлен урок с элементами компетентностного подхода на основе личностно-ориентированного обучения. Структура разработанного мною урока с личностно-ориентированным подходом способствует формированию на занятии у обучающихся следующих общих компетенций:

ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) и результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Урок как единица учебного процесса складывается из ряда относительно самостоятельных видов совместной деятельности преподавателя и обучающихся, которые составляют его особые структурные элементы: организационный момент, актуализация опорных знаний, объяснение нового материала, закрепление полученных знаний, подведение итогов урока, домашняя работа. Каждый из них выполняет специфические функции и имеет свое содержание.

Организационный момент предназначен для создания у обучающихся рабочей настроенности. В организационном моменте для создания психологической атмосферы на уроке применяется активный метод – выразительное чтение стихотворения. Этот метод поможет создать весёлую и теплую атмосферу в аудитории и психологически настроить студентов к осознанному восприятию нового материала.

Актуализация опорных знаний включает в себя фронтальный опрос обучающихся и проверку усвоения пройденного на основе синтаксической разминки. Во время выяснения степени осознанного усвоения пройденного материала ставится проблемный вопрос (метод проблемной ситуации) и в связи с этим происходит плавный переход к следующему этапу урока.

Объяснение нового материала - важнейший структурный элемент урока. Он предназначен, во-первых, для раскрытия существенных признаков изучаемых явлений, во-вторых, для обучения обучающихся умению применять на практике полученные знания. При объяснении новой темы применяются следующие методы:

словесный (беседа, объяснение), наглядный (работа с таблицей, демонстрация слайдов презентации). Объяснение нового материала строится на основе работы над текстом, работы с таблицей. Такие формы работы при объяснении новой темы способствуют развитию культуры речи обучающихся.

Ознакомление с новым языковым или речевым явлением включает в себя следующие элементы работы:

- восприятие явления;

- осознание учащимися существенных признаков этого явления;

- знакомство с термином, который обозначает изучаемое явление (понятие);

- формирование определения понятия.

Для закрепления полученных знаний как структурного элемента урока используются практические методы обучения, т.е. выполнение обучающих тренировочных упражнений. Такие упражнения могут выполняться в разных формах. Поэтому на уроке применяется работа по карточкам. Также на уроке применяется игровой метод (синтаксическая игра «Переделай»). Игра - один из приёмов преодоления пассивности обучающихся. В основе игровой деятельности лежит развивающее обучение, которое способствует включению механизмов развития личности обучающихся и наиболее полной реализации их внутренних интеллектуальных и творческих способностей. Далее на уроке для закрепления полученных знаний используется цифровой диктант. Цифровой диктант позволяет отрабатывать навыки различных языковых явлений на слух, помогает проводить первичный контроль, закреплять учебный материал на практике. При проверке диктанта предполагается работа в парах. Работа в парах – идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. Такая форма работы обучающихся (взаимопроверка тетрадей и оценивание) повышает уровень их развития, обучения и воспитания.

Выбор заданий для закрепления полученных знаний зависит в первую очередь от типа учебного материала. Работа над любым обучающим упражнением складывается из следующих элементов:

- постановки цели выполнения упражнения;

- определения способа решения поставленной задачи;

- образцов выполнения;

- выполнения упражнения учащимися;

- проверки выполнения работы.

Функцией подведения итогов урока является выяснение степени осознанного усвоения нового материала. Для ее реализации на уроке ставятся вопросы (тезисы), требующие осмысленного ответа, где обучающиеся сами вынуждены сделать соответствующие выводы по уроку. А также обязательной составляющей современного урока в подведении итогов учебной деятельности обучающихся проводится рефлексия, некий самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу.

Домашняя работа по русскому языку - непременный этап обучения. В процессе их выполнения происходит индивидуальное осмысление и присвоение знаний. Обучающиеся на данном уроке в качестве домашней работы получают творческое задание.

Все перечисленные методы, использованные на различных этапах урока, помогают успешно достичь поставленных целей и задач, позволяют заинтересовать, активизировать обучающихся, изложить учебный материал доступно и эмоционально.
































Практическая часть урока


Ход урока:


I. Организационный момент(2 мин.)


- Здравствуйте, ребята. Садитесь.


Ну что ж, вперед, младое племя,

Дерзайте, некогда вам спать.

Для вас теперь златое время,

Чтоб изучить язык на «5».


- Вот на такой весёлой атмосфере мы и начнём наш сегодняшний урок. Сейчас мы и проверим, насколько вы знаете русский язык.


II. Актуализация опорных знаний (8 мин.)


  1. Фронтальный опрос:

- Какую тему мы рассмотрели с вами на прошлом уроке?

(обособленные обстоятельства)

- Чем могут быть выражены обособленные обстоятельства?

(обособленные обстоятельства могут быть выражены деепричастным оборотом, одиночным деепричастием; двумя или несколькими однородными обстоятельствами, выраженными одиночными деепричастиями. Например, гремя и сверкая)

- Как отличить деепричастие от наречий, от них образованных?

(отличить деепричастие от наречия помогает интонация: перед наречием и после него паузы обычно нет, а после деепричастия, как правило, соблюдается)

- Когда одиночное деепричастие не обособляется?

(если деепричастие по значению переходить в наречие. Например, прошел не спеша, читал лежа)

- Обособляются ли фразеологические обороты, включающие деепричастия?

(не обособляются).

2. Синтаксическая разминка.

- А теперь устно проведем «Синтаксическую разминку». Перед вами отрывки из стихотворения С.А. Есенина «О Русь, взмахни крылами».

Слайд № 1 (отрывки из стихотворения)

1)

«О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встает иная степь…»

2)

«А там, за взгорьем смо́лым,

Иду, тропу тая́,

Кудрявый и веселый,

Такой разбойный я…»

3)

«Сшибаю камнем месяц

И на немую дрожь

Бросаю, в небо све́сясь,

Из голенища нож…»


(обучающиеся по очереди читают отрывки из стихотворения)


- Вам понятны значения слов «смо́лым», «тая́», «све́сясь»?

Слайд № 2 (словарная работа)

смо́лым – от слова «смоли́стый» - «пахнущий, отдающий смолой»

тая́ – от слова «таи́ть» - «скрывать, держать в тайне»

све́сясь – от слова «све́сить» - «держа на весу, опустить вниз»


Слайд № 3 (отрывки из стихотворения)

- Как вы думаете, на какую тему посвятил своё стихотворение С.А. Есенин «О Русь, взмахни крылами»?

(тема Родины)

- Найдите в этих отрывках из стихотворения обособленные обстоятельства? Прочитайте свой ответ (тропу тая́, в небо све́сясь).

- Чем они выражены? (деепричастным оборотом).

- Мы с вами увидели, что в отличие от первого, во втором и третьем отрывках из стихотворения предложения осложнены обособленными обстоятельствами. Но все же обратим внимание на первый текст и ответим на вопрос: Чем же осложнен первый отрывок из стихотворения?

(обращением)

- Итак, какую же тему мы с вами сегодня будем изучать?


III. Изучение нового материала (10 мин.)


Слайд № 4 (тема урока)

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему «Обращение. Пунктуация при обращениях».


Слайд № 5 (цели урока)

- Сегодня мы с вами на уроке должны дать понятие об обращении и его роли в предложении, формировать навыки и умения находить обращения в тексте, употреблять их в устной и письменной речи, правильно выделять на письме обращения знаками препинания.


Слайд № 6 (эпиграф)

- А также будем вести речь о Родине.

И поэтому в качестве эпиграфа к уроку я взяла слова Сергея Острового из стихотворения «Мать-Россия моя» (чтение и обсуждение эпиграфа)


Эпиграф:


Ты, Россия моя,

Золотые края,

Ты, Россия, родная, заветная!

За твою широту,

За твою красоту

Я люблю тебя,

Родина светлая!



- Какие чувства испытывает автор этих строк? (любовь к Родине)

- Какие изобразительно-выразительные средства использует автор для описания своих чувств? (эпитеты: золотые, родная, светлая, заветная)

- А какие чувства испытываете вы к своей Родине? (ответы обучающихся)



1.Работа над текстом (эпиграфом).

- Найдите обращения в этом отрывке из стихотворения.

(Россия моя, Россия, Родина светлая)

- Для чего служат обращения?

(для привлечения внимания собеседника к сообщению)

- Какой интонацией произносятся обращения?

(звательной интонацией)

- Какими бывают обращения по составу?

(распространенными, которые состоят из одного слова; нераспространенными, которые состоят из двух и более слов)

- Какими частями речи могут выражаться?

(чаще выражаются существительными в И.п., местоимениями, прилагательными, реже – причастиями. Например, Провожающие, просим вас выйти из вагона)

- Является ли обращение членом предложения?

(не является членом предложения, так как не относится ни к главным, ни второстепенным членам предложения, невозможно задать к нему вопрос)

- Какие слова называются обращением?

(Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью)

- Какие знаки препинания ставятся при обращении? (запятая, восклицательный знак)

- А теперь, чтобы точно ответить на этот вопрос, обратим внимание на таблицу.


Слайд № 7 (таблица)


2. Работа с таблицей.


Знаки препинания при обращении



Примеры

(схемы предложений)


если обращение стоит в начале предложения, то …

Россия, люблю твою старину.

[О,….]

если обращение стоит в начале предложения и произносится с сильным чувством, то ...

Россия! Люблю твою старину.

[О!….]

если обращение стоит в середине предложения, то …

Люблю твою, Россия, старину.

[…,О,….]

если обращение стоит в конце предложения, то …

Люблю твою старину, Россия.

[…,О.]

если обращение стоит в конце предложения и произносится с сильным чувством, то ...

Люблю твою старину, Россия!

[…,О!]


если обращение стоит в конце вопросительного предложения, то ...

Люблю ли я твою старину, Россия?

[…,О?]



(обучающиеся по одному читают и делают выводы)

- А теперь устно попробуйте составить свои предложения, используя обращения по предложенным в таблице схемам.

(обучающиеся приводят свои примеры)

3. Запись определений в тетрадь.

- Запишите определения в тетрадь.

Слайд № 8 (определения)

Выводы:

- Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.

- Обращения всегда выделяются запятыми. Если произносятся с сильным чувством – то восклицательным знаком.

- Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.

IV. Закрепление нового материала (15 мин.)


1. Работа по карточкам.


Карточка №1

Перепишите предложения, распространяя обращения. Объясните постановку знаков препинания при обращении.

Образец: Россия, я думал о тебе. – Россия моя родная, я думал о тебе.


1) Над тобою солнце светит, Родина моя.

2) Русь, перед лицом всего мира горжусь языком твоим.

3) Тебе, о Родина, сложил я песню эту.

4) Родина моя, будь всегда со мной.

5) Ой ты, Русь, лишь к тебе я любовь берегу.


Карточка №2

Перепишите предложения, распространяя обращения. Объясните постановку знаков препинания при обращении.

Образец: Россия, я думал о тебе. – Россия моя родная, я думал о тебе.


1) Славься, Россия, бессмертною славой!

2) О Родина, колыбель моя!!!

3) Я вернусь к тебе, Россия.

4) Милее нет на свете края, о Родина моя!

5) Леса, поля и реки, вы олицетворяете красоту моей Родины!


Вывод: Таким образом, по составу обращения бывают распространёнными (состоят из нескольких слов) и нераспространёнными (состоят из одного слова). Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.


2. Синтаксическая игра «Переделай».

Слайд № 9 (предложения)

Письменно выполните следующее задание: переделайте предложение так, чтобы подлежащее стало обращением.

Образец: Россия моя цветет и славится. – Россия моя, цвети и славься.

1) Россия восхищается своим великим русским народом и историей.

2) Россия станет могучей и непобедимой державой.

3) Родина помнит боевые заслуги своих сыновей.

4) Люди любят и берегут родные леса, поля и реки.

5) Родина гордится своими талантами.

6) Родина ценит достижения выдающихся людей.

7) Россия верит в своё прекрасное и светлое будущее.

8) Гражданин России должен защищать свою Родину.

9) Родина никогда не забудет своих героев.

Вывод: Обращение нужно отличать от подлежащего, которое тоже имеет форму именительного падежа. Обращение грамматически не связано с членами предложения.


3. Цифровой диктант.

Запишите цифрами номера тех предложений, в которых есть обращения.


1) Люблю тебя, моя Родина, за ясный свет твоих очей.

2) В труде и в бою храни беззаветно Отчизну свою.

3) Страна хорошеет с каждым годом.

4) Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.

5) Родина для меня дороже жизни.

6) Здравствуй, Родина, здравствуй, милая, что склонилась ты надо мной.

7) Прекрасны вы, поля земли родной.

8) Я Родину с детства не могу забыть.

9) О край родной, цвети и славься.

Правильные ответы: 1,4,6,7,9

Вывод: Обращение не является членом предложения.

(Работа в парах. Взаимопроверка тетрадей и оценивание)


Слайд №10 (правильные ответы и критерии оценивания)


V. Итоги занятия (5 мин.)


Подведем итоги урока.

Слайд № 11 (тезисы)

Завершите неоконченные предложения:

Обращение.

Обращение – это слово или _____________________________________.

Обращение произносится_____________________________интонацией.

Обращения могут выражаться__________________________________.

Обращение не является_____________________________предложения.

Обращение может находится________________________предложения.

О чем мы вели речь на уроке, кроме обращений? О__________________.


(обучающиеся читают по одному тезису)


- Таким образом, мы сегодня на уроке раскрыли понятие об обращении, научились находить обращения в тексте, употреблять их в устной и письменной речи, правильно выделять обращения знаками препинания, а также провели интересную беседу о Родине.


Слайд № 12 (рефлексия)


Рефлексия.

- А теперь с помощью рефлексии узнаем, насколько вы усвоили материал урока. Для этого вам нужно заполнить карточки и сдать в конце урока.

(Обучающиеся на карточках дают себе оценку)

Сегодня я узнал…

Мне понравилось…

Самым интересным моментом на уроке…

Я научился…

Я не понял…

Было трудно…

Сегодняшний урок дал мне…

Я себе за урок поставлю оценку…


VI. Домашнее задание (3 мин.)

Слайд № 13 (домашнее задание)


Творческая работа.

Напишите обращение к Родине. Составьте 8-10 предложений, используя на письме обращения.

Например:

«Никогда, наверное, не перечислить всего, о чем думают люди, говоря «наша Родина», «моя Отчизна». Все необъятные просторы великой страны, все горы и реки, все долины и озера, все поля и пустыни – все это наша с тобой Родина, мой друг…».

VII. Оценки за урок (2 мин.)


(выставление и комментирование оценок)

- Благодарю всех за активную работу на уроке. Спасибо за внимание.

Слайд № 14 (Спасибо за внимание)



Заключение


Комбинированный урок усвоения новых знаний на тему «Обращение. Пунктуация при обращениях» направлен на развитие речи обучающихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли, уместно употреблять обращения в устной и письменной речи.

Обучающиеся на уроке научились находить обращения в поэтической речи, выразительно читать отрывки из лирических произведений, соблюдая соответствующую интонацию; конструировать предложения с обращениями, правильно выделяя их на письме знаками препинания; отличать обращение и подлежащее; сформулировать и излагать свои мысли, самостоятельно делать выводы по теме.

Комбинированный урок усвоения новых знаний, представленный в данной методической разработке, позволит пробудить у обучающихся интерес к изучению русского языка, повысить грамотность письма.
























Литература

1. Дудников А.А, Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык. Учебник для средних специальных учебных заведений. - М.: Высшая школа, 2010.

2. Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-издание. - М.: Просвещение, 2013.

3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 кл. - М., 2011.

4. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. - 2-е издание. - М.: ВАКО, 2010.

5. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справочные материалы. – М., 2012.

6. Богданова Г. А. Опрос на уроках русского языка. - М., 2011.

7. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ипполитова Н.А., Иванченков П.Ф. Методика преподавания русского языка. - М., 2010.

8. Баев П.М. «Играем на уроках русского языка» - М.: «Русский язык», 2011.





















Приложение 1

(слайды)


Слайд №1





Слайд №2



Слайд №3






Слайд №4





Слайд №5







Слайд №6




Слайд №7







Слайд №8




Слайд №9






Слайд №10





Слайд №11





Слайд №12






Слайд №13





Слайд №14






Приложение 2

(карточки)


Карточка №1

Перепишите предложения, распространяя обращения. Объясните постановку знаков препинания при обращении.

Образец: Россия, я думал о тебе. – Россия моя родная, я думал о тебе.


1) Над тобою солнце светит, Родина моя.

2) Русь, перед лицом всего мира горжусь языком твоим.

3) Тебе, о Родина, сложил я песню эту.

4) Родина моя, будь всегда со мной.

5) Ой ты, Русь, лишь к тебе я любовь берегу.


Карточка №2

Перепишите предложения, распространяя обращения. Объясните постановку знаков препинания при обращении.

Образец: Россия, я думал о тебе. – Россия моя родная, я думал о тебе.


1) Славься, Россия, бессмертною славой!

2) О Родина, колыбель моя!!!

3) Я вернусь к тебе, Россия.

4) Милее нет на свете края, о Родина моя!

5) Леса, поля и реки, вы олицетворяете красоту моей Родины!










Приложение 3

(карточки)




Письменно выполните следующее задание: переделайте предложение так, чтобы подлежащее стало обращением.

Образец: Россия моя цветет и славится. – Россия моя, цвети и славься.



1) Россия восхищается своим великим русским народом и историей.

2) Россия станет могучей и непобедимой державой.

3) Родина помнит боевые заслуги своих сыновей.

4) Люди любят и берегут родные леса, поля и реки.

5) Родина гордится своими талантами.

6) Родина ценит достижения выдающихся людей.

7) Россия верит в своё прекрасное и светлое будущее.

8) Гражданин России должен защищать свою Родину.

9) Родина никогда не забудет своих героев.
















Приложение 4

(карточки)



Рефлексия



Сегодня я узнал…

Мне понравилось…

Самым интересным моментом на уроке…

Я научился…

Я не понял…

Было трудно…

Сегодняшний урок дал мне…

Я себе за урок поставлю оценку…



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока по теме "Обрашение"

Автор: Аллабердина Рима Рафисовна

Дата: 29.11.2016

Номер свидетельства: 363873


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства