2.Вставить пропущенные буквы, слова записаны на доске.
3.Дать полную характеристику предложению, осложненному причастным оборотом.
По узкой тропинке, извивающейся между скал, мы поднимаемся на площадку.
4.Фонетически разобрать слово скал
5.Учашийся читает стихотворение
Я стою с глаголом рядом
И окидываю взглядом
Части речи и наречье
Очень рад я нашей встрече.
Я причастие и значит
Что желаю вам удачи
В изучении меня.
Ведь я жду от вас терпенья,
Вдохновенья и везенья,
Чтоб причастный оборот
Вам в грамматике помог.
Я действительно страдаю
Оттого, что вы меня
Иногда не понимая
Выделяя не всегда
Путая с частями речи,
Я ведь не упало с печи.
Я причастие, а значит
Я желаю вам удачи
Берегите и храните,
Выделяйте вы меня
Чтобы и день ото дня
Становилось только краше.
И хочу оценку пять
Я за это получать
(стихотворение автора Бойчук К.А.)
6.Объяснение нового материала
7.Опрос учащихся
1.Что называется причастным оборотом?
2.Назвать признаки глагола и прилагательного у причастия
3.Место причастного оборота в предложении
8.Распространить зависимыми словами данные словосочетания
Скошенная рожь (скошенная комбайном рожь)
Показавшееся солнце (солнце показавшееся из-за туч)
Усыпанные дорожки (усыпанные снегом дорожки)
9.Работа по учебнику (страница 38 чтение правила, упражнение 85 (устно)
10.В данные словосочетания вставить слова, обозначающие того, кто производит действие. Какие это будут причастия действительные или страдательные? (слова и словосочетания записаны на доске)
Засеянное крестьянами лампа
Освещаемое помещение милиционер
Задержанный нарушитель поле
Выращенный урожай ребята
Управляемая модель ребенок
Изготовленная деталь урожай
Разлитое молоко рабочий
11.3аписать текст, определить причастные обороты. (текст записывается под диктовку).
Орден Славы — особый знак солдатской доблести, представляющий собой пятиконечную
Звезду. В середине орденского знака изображена Спасская башня, являющаяся символом страны.
Орденом Славы награждали бойцов и командиров, проявивших личную отвагу и смелость.
12.Устная работа (закрепление, суффиксы действительных и страдательных
оформлены на доске)
1.Найти словосочетание со страдательным причастием
На пестреющем лугу
О движущемся предмете
Опавшие с тополя
Отнятая игрушка (страд.)
2. Найти словосочетание с действительным причастием
Написанная учеником
Распиленная плотником
Ведущая в парк
Посаженные весной
13.Сделать выводы по теме, подвести итог урока, выставить оценки, еще раз закрепить
полученные навыки
14. Предложить учащимся выполнить домашнее задание с анализом текста
Пропадающие вдали голоса, отчетливо раздаваться в посветлевшем воздухе, порхающая с ветки
на ветку птичка, в разбушевавшейся метели, разгоревшегося костра, на потемневшем горизонте,
видневшийся сквозь ограду сад, блеснуть на потемневшем горизонте
Глядел я на кудрявый лес, который дышал весенней прохладой.
Ландыши‚ которые уже распустились ‚издали нежный аромат.
Рожь, которая золотилась на солнце, была похожа на безбрежное море
Впереди нас были темно-синие вершины гор, которые покрывали слои снега,
Телега, которая въехала во двор, остановилась перед небольшим домиком.
Меж р...деющих верхуш...к
Пок…залась синева.
Зашумела у опуш..к
(Ярко) ж..лтая листва.
Птиц (не) слышно. Тресн..т мелкий
Обломившийся суч..к,
И, хвостом м..лькая‚ белка
Легкий делает прыж...к.
Стала ель в лесу заметней
Береж..т густую тень.
Под..синовик последний
(С. з)двинул шляпу набекрень.
(А. Твардовский)
1Озаглавьте текст.
2Докажите, что это текст.
3Стиль текста.
4Найдите и поставьте один недостающий знак.
5Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
6Произведите фонетический разбор слова ель
7Выпишите из текста примеры олицетворений.
8Опрсделите лексическое значение слова набекрень
9Найдите причастия. Разберите их по составу.
10Выпишите из текста первое предложение и сделайте его синтаксический разбор.