kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: Действительные и страдательные причастия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цели урока:

1.  Дать учащимся понятие о действительных и страдательных причастиях.

2.  Научить учеников различать действительные и страдательные причастия в тексте и в речи.

3.  Развивать в учащихся внимание, умение логически мыслить и последовательно рассуждать.

I.  Организационный момент:

 А) * подготовить обучающихся к работе на уроке,

      * приветствие,

      * проверка отсутствующих,

      * запись даты. (слайд №1)

 

Б) Психологический настрой учащихся на урок:

Психологический настрой.

- Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами. Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву знаний покрыться разноцветной листвой.

 

Тех,  кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Красный лист - желают общаться.

Желтый лист – проявят активность.

Синий лист – будут настойчивы.

Помните, что красота дерева знаний зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

И конечно жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот чудесный учебник. А вы этого желаете? Тогда вперед!

 

II. Проверка домашнего задания:

Опросить правило (кластер) (с.127), упражнения 5,6.на стр.128

III. Актуализация имеющихся навыков.

Аудиоурок.

Тема нашего сегодняшнего урока – «Действительные и страдательные причастия».

Сначала давайте ответим на несколько вопросов:

- Что такое причастие?

- Что оно обозначает?

- На какие части речи похоже причастие?

Мы с вами помним, что причастия обозначают признак предмета по действию.

Но действия бывают разные. Есть те, которые зависят от нас. А есть такие действия, которые от нас не зависят.

Например – девочка учит уроки. Она это делает сама.

Ребенку купили игрушку. Конечно, ее купили папа или мама, а не сам ребенок. И уж точно не игрушка купила себя.

Любой человек или предмет может совершать какие-то действия или быть для них объектом.  

Мороженое лежит и тает (оно это делает само).

Мороженое быстро съедается (мальчиком).

Мы знаем, что одно и то же действие тоже может быть произведено над кем-то и кем-то.

Например: Однажды Маша разбила вазу.

Но когда пришел папа и спросил, кто это сделал, Маша закричала: «Ваза разбилась сама!»

Сравним два словосочетания с причастиями:

разбившаяся внезапно ваза и

разбитая  девочкой ваза

В первом случае ваза разбилась сама. Во втором – ее разбила девочка.

Разбившаяся – это действительное причастие

Разбитая – это страдательное причастие.

III. Изучение нового материала.

Действительное причастие – от слова «действовать» – обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета.

Например:

бегущий от медведя охотник (это тот охотник, который бежит)

бежавший за охотником медведь (медведь, который бежал за охотником, но потом перестал).

Фокусник, придумавший трюк – «тот, который придумал трюк». Действительное причастие.

Собака, встречающая хозяина – то есть, та, которая встречает – тоже действительное причастие.

Апельсины, лежащие на столе – те, которые лежат – тоже действительное причастие.

Что же такое страдательное причастие? Страдательное причастие – от слова страдать – обозначает признак предмета, возникший у него под воздействием другого предмета.

Страдательное причастие чем-то похоже на старичка, который уверен, что все в мире не случайно и ничего просто так не бывает: если яблоко лежит – стало быть, оно кем-то непременно туда положено, а если цветок растет – то он непременно кем-то посаженный.

Давайте подумаем, почему это причастие называется страдательным.

сваренная в кипятке вишня

Вишня пострадала – ее сварили.

пойманный в море осьминог

Осьминог тоже пострадал – его поймали.

Но, конечно, страдательное причастие совсем не обязательно обозначает чьи-то страдания.

Оно может быть и сострадательным.

Подобранный на улице щенок – щенок, которого подобрали

Обогретый теплом малыш – малыш, которого обогрели.

Как же нам различить, где страдательное причастие, а где действительное?

Во-первых, мы можем поставить вопрос: для действительных причастий: – КТО совершил действие, о котором идет речь, а для страдательных причастий – КЕМ совершено это действие.

сваривший – кто? – волшебник, сваривший зелье.

сваренное – кем? – зелье, сваренное волшебником.

Кроме того, к действительным причастиям в тексте легко подставить слово «сам» (или «сама», «само», «сами»). А вот страдательные причастия ничего сами делать не хотят. За них все делают существительные творительного падежа, которые легко к ним присоединяются.

Например:

Состарившийся башмак состарился САМ. Это действительное причастие.

А приготовленное блюдо приготовилось само? Нет, конечно, оно было приготовлено поваром. Это страдательное причастие.

Можно, наконец, просто обратиться к своему воображению.

Например, у нас есть причастие «укушенный». Что может быть укушенным? Ну, хотя бы нога.

Но если укушенная – действительное причастие, то получается, что нога вдруг сама начала кусаться!

А вот если укушенная – страдательное причастие, значит, нога была укушена кем-то, например, собакой.

Давайте еще немного поучимся различать наши причастия.

Съеденная котом ветчина

(ветчина пострадала: ее съели) – страдательное причастие.

Съевший ветчину кот

(кот съел ветчину и при этом вряд ли пострадал) – действительное причастие

Строитель, построивший дом – можно поставить вопрос КТО? – действительное причастие

Построенный строителем дом – можно поставить вопрос КЕМ? – страдательное причастие.

Кидающийся на людей зверь (зверь кидается сам) – действительное причастие.

Кидаемый по кругу мяч (мяч вряд ли начнет собой бросаться) – страдательное причастие.

Действительные и страдательные причастия

 

Действительные причастия

Страдательные причастия

Обозначают признак предмета, который сам совершает действие

Обозначают признак предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета

Образуются при помощи  следующих суффиксов:

В настоящем  времени

-ущ (-ющ) –  I спр.

-ащ (-ящ) – II спр.

 

несущий, поющий,

держащий, смотрящий

- ом (-ем) – I спр.

-им – II спр.

 

ведомый, читаемый,

гонимый

В прошедшем времени

-вш-, -ш-

 

прочитавший,

нёсший

-ен-, -енн-, -нн-, -т-

 

унесённый, прочитанный,

вышитый, открытая

 

 

IV. Закрепление и практическое применение знаний

Упр. 2 на стр. 131

Запишите в один столбик словосочетания, содержащие причастия с суффиксом –ем-, в другой – суффиксом –им-.

Проверочная работа (Аудио)

I. Найдите словосочетание со страдательным причастием

1) на пестреющем лугу

2) о движущемся предмете

3) опавшие с тополя

4) отнятая игрушка

5) разлившаяся по небу

II. Найдите словосочетание с действительным причастием

1) написанное учеником

2) распиленное плотником

3) ведущая в парк

4) посаженные весной

5) опрокинутый котёнком

III. Найдите словосочетание с действительным причастием

     1) проверенное учителем

2) плескавшиеся волны

3)  построенный дом

4) покрашенный краской

5) летящим самолётом

IV. Найдите словосочетание со страдательным причастием

1) сидящая девочка

2) засыпанные аллеи

3) у потревоженных птиц

4) рассказывающие о путешествии

5) борющийся за свободу

V. Задание на дом:

Творческая работа с иллюстрацией, на которой изображены туристы, поднимающиеся на гору. Придумать словосочетания с действительными и страдательными причастиями.

Выучить правило. Привести примеры. Упр.3, на стр.131.

VI. Рефлексия. Оценивание.

- Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку:

1. Доволен ли тем, как прошел урок?

2. Было ли тебе интересно?

3. Что-то новое узнал?

4. Ты был активен на уроке?

5. Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?

6. Какую отметку поставишь себе за урок?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему: Действительные и страдательные причастия »

Класс 7

Тема: Действительные и страдательные причастия

Цели урока:

1.  Дать учащимся понятие о действительных и страдательных причастиях.

2.  Научить учеников различать действительные и страдательные причастия в тексте и в речи.

3.  Развивать в учащихся внимание, умение логически мыслить и последовательно рассуждать.

I. Организационный момент:

А) * подготовить обучающихся к работе на уроке,

* приветствие,

* проверка отсутствующих,

* запись даты. (слайд №1)



Б) Психологический настрой учащихся на урок:

Психологический настрой.

- Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами. Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву знаний покрыться разноцветной листвой.



Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Красный лист - желают общаться.

Желтый лист – проявят активность.

Синий лист – будут настойчивы.

Помните, что красота дерева знаний зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

И конечно жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот чудесный учебник. А вы этого желаете? Тогда вперед!

II. Проверка домашнего задания:

Опросить правило (кластер) (с.127), упражнения 5,6.на стр.128

причастие











III. Актуализация имеющихся навыков.

Аудиоурок.

Тема нашего сегодняшнего урока – «Действительные и страдательные причастия».

Сначала давайте ответим на несколько вопросов:

- Что такое причастие?

- Что оно обозначает?

- На какие части речи похоже причастие?

Мы с вами помним, что причастия обозначают признак предмета по действию.

Но действия бывают разные. Есть те, которые зависят от нас. А есть такие действия, которые от нас не зависят.

Например – девочка учит уроки. Она это делает сама.

Ребенку купили игрушку. Конечно, ее купили папа или мама, а не сам ребенок. И уж точно не игрушка купила себя.

Любой человек или предмет может совершать какие-то действия или быть для них объектом.  

Мороженое лежит и тает (оно это делает само).

Мороженое быстро съедается (мальчиком).

Мы знаем, что одно и то же действие тоже может быть произведено над кем-то и кем-то.

Например: Однажды Маша разбила вазу.

Но когда пришел папа и спросил, кто это сделал, Маша закричала: «Ваза разбилась сама!»

Сравним два словосочетания с причастиями:

разбившаяся внезапно ваза и

разбитая  девочкой ваза

В первом случае ваза разбилась сама. Во втором – ее разбила девочка.

Разбившаяся – это действительное причастие

Разбитая – это страдательное причастие.

III. Изучение нового материала.

Действительное причастие – от слова «действовать» – обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета.

Например:

бегущий от медведя охотник (это тот охотник, который бежит)

бежавший за охотником медведь (медведь, который бежал за охотником, но потом перестал).

Фокусник, придумавший трюк – «тот, который придумал трюк». Действительное причастие.

Собака, встречающая хозяина – то есть, та, которая встречает – тоже действительное причастие.

Апельсины, лежащие на столе – те, которые лежат – тоже действительное причастие.

Что же такое страдательное причастие? Страдательное причастие – от слова страдать – обозначает признак предмета, возникший у него под воздействием другого предмета.

Страдательное причастие чем-то похоже на старичка, который уверен, что все в мире не случайно и ничего просто так не бывает: если яблоко лежит – стало быть, оно кем-то непременно туда положено, а если цветок растет – то он непременно кем-то посаженный.

Давайте подумаем, почему это причастие называется страдательным.

сваренная в кипятке вишня

Вишня пострадала – ее сварили.

пойманный в море осьминог

Осьминог тоже пострадал – его поймали.

Но, конечно, страдательное причастие совсем не обязательно обозначает чьи-то страдания.

Оно может быть и сострадательным.

Подобранный на улице щенок – щенок, которого подобрали

Обогретый теплом малыш – малыш, которого обогрели.

Как же нам различить, где страдательное причастие, а где действительное?

Во-первых, мы можем поставить вопрос: для действительных причастий: – КТО совершил действие, о котором идет речь, а для страдательных причастий – КЕМ совершено это действие.

сваривший – кто? – волшебник, сваривший зелье.

сваренное – кем? – зелье, сваренное волшебником.

Кроме того, к действительным причастиям в тексте легко подставить слово «сам» (или «сама», «само», «сами»). А вот страдательные причастия ничего сами делать не хотят. За них все делают существительные творительного падежа, которые легко к ним присоединяются.

Например:

Состарившийся башмак состарился САМ. Это действительное причастие.

А приготовленное блюдо приготовилось само? Нет, конечно, оно было приготовлено поваром. Это страдательное причастие.

Можно, наконец, просто обратиться к своему воображению.

Например, у нас есть причастие «укушенный». Что может быть укушенным? Ну, хотя бы нога.

Но если укушенная – действительное причастие, то получается, что нога вдруг сама начала кусаться!

А вот если укушенная – страдательное причастие, значит, нога была укушена кем-то, например, собакой.

Давайте еще немного поучимся различать наши причастия.

Съеденная котом ветчина

(ветчина пострадала: ее съели) – страдательное причастие.

Съевший ветчину кот

(кот съел ветчину и при этом вряд ли пострадал) – действительное причастие

Строитель, построивший дом – можно поставить вопрос КТО? – действительное причастие

Построенный строителем дом – можно поставить вопрос КЕМ? – страдательное причастие.

Кидающийся на людей зверь (зверь кидается сам) – действительное причастие.

Кидаемый по кругу мяч (мяч вряд ли начнет собой бросаться) – страдательное причастие.

Действительные и страдательные причастия

 

Действительные причастия

Страдательные причастия

Обозначают признак предмета, который сам совершает действие

Обозначают признак предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета

Образуются при помощи  следующих суффиксов:

В настоящем  времени

-ущ (-ющ) –  I спр.

-ащ (-ящ) – II спр.

 

несущий, поющий,

держащий, смотрящий

- ом (-ем) – I спр.

-им – II спр.

 

ведомый, читаемый,

гонимый

В прошедшем времени

-вш-, -ш-

 

прочитавший,

нёсший

-ен-, -енн-, -нн-, -т-

 

унесённый, прочитанный,

вышитый, открытая

 



IV. Закрепление и практическое применение знаний

Упр. 2 на стр. 131

Запишите в один столбик словосочетания, содержащие причастия с суффиксом –ем-, в другой – суффиксом –им-.

Проверочная работа (Аудио)

I. Найдите словосочетание со страдательным причастием

1) на пестреющем лугу

2) о движущемся предмете

3) опавшие с тополя

4) отнятая игрушка

5) разлившаяся по небу

II. Найдите словосочетание с действительным причастием

1) написанное учеником

2) распиленное плотником

3) ведущая в парк

4) посаженные весной

5) опрокинутый котёнком

III. Найдите словосочетание с действительным причастием

1) проверенное учителем

2) плескавшиеся волны

3) построенный дом

4) покрашенный краской

5) летящим самолётом

IV. Найдите словосочетание со страдательным причастием

1) сидящая девочка

2) засыпанные аллеи

3) у потревоженных птиц

4) рассказывающие о путешествии

5) борющийся за свободу

V. Задание на дом:

Творческая работа с иллюстрацией, на которой изображены туристы, поднимающиеся на гору. Придумать словосочетания с действительными и страдательными причастиями.





Выучить правило. Привести примеры. Упр.3, на стр.131.

VI. Рефлексия. Оценивание.

- Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку:

1. Доволен ли тем, как прошел урок?

2. Было ли тебе интересно?

3. Что-то новое узнал?

4. Ты был активен на уроке?

5. Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?

6. Какую отметку поставишь себе за урок?










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
конспект урока на тему: Действительные и страдательные причастия

Автор: Умурзакова Гульшат Давлетбаевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100889

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "конспект урока "Действительные и страдательные причастия" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-dieistvitiel-nyie-i-stradatiel-nyie-prichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "103068"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402565695"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "Конспект урока 7 класс " Страдательные и действительные причастия" реализация ключевых  идей  модуля  новые  подходы  в  обучении в преподавании "
    ["seo_title"] => string(157) "konspiekt-uroka-7-klass-stradatiel-nyie-i-dieistvitiel-nyie-prichastiia-riealizatsiia-kliuchievykh-idiei-modulia-novyie-podkhody-v-obuchienii-v-priepodavanii"
    ["file_id"] => string(6) "242679"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445520217"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по русскому языку "Причастие" (урок обобщения и закрепления знаний) "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-prichastiie-urok-obobshchieniia-i-zakrieplieniia-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "142967"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418399614"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока русского языка в 7 классе " Образование страдательных причастий" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-obrazovaniie-stradatiel-nykh-prichastii"
    ["file_id"] => string(6) "108331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403676383"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект на тему:" Действительные и страдательные причастия""
    ["seo_title"] => string(57) "konspekt_na_temu_deistvitelnye_i_stradatelnye_prichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "486003"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1542360520"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства