Цели урока:
1. Дать учащимся понятие о действительных и страдательных причастиях.
2. Научить учеников различать действительные и страдательные причастия в тексте и в речи.
3. Развивать в учащихся внимание, умение логически мыслить и последовательно рассуждать.
I. Организационный момент:
А) * подготовить обучающихся к работе на уроке,
* приветствие,
* проверка отсутствующих,
* запись даты. (слайд №1)
Б) Психологический настрой учащихся на урок:
Психологический настрой.
- Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами. Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву знаний покрыться разноцветной листвой.
Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Красный лист - желают общаться.
Желтый лист – проявят активность.
Синий лист – будут настойчивы.
Помните, что красота дерева знаний зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
И конечно жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот чудесный учебник. А вы этого желаете? Тогда вперед!
II. Проверка домашнего задания:
Опросить правило (кластер) (с.127), упражнения 5,6.на стр.128
III. Актуализация имеющихся навыков.
Аудиоурок.
Тема нашего сегодняшнего урока – «Действительные и страдательные причастия».
Сначала давайте ответим на несколько вопросов:
- Что такое причастие?
- Что оно обозначает?
- На какие части речи похоже причастие?
Мы с вами помним, что причастия обозначают признак предмета по действию.
Но действия бывают разные. Есть те, которые зависят от нас. А есть такие действия, которые от нас не зависят.
Например – девочка учит уроки. Она это делает сама.
Ребенку купили игрушку. Конечно, ее купили папа или мама, а не сам ребенок. И уж точно не игрушка купила себя.
Любой человек или предмет может совершать какие-то действия или быть для них объектом.
Мороженое лежит и тает (оно это делает само).
Мороженое быстро съедается (мальчиком).
Мы знаем, что одно и то же действие тоже может быть произведено над кем-то и кем-то.
Например: Однажды Маша разбила вазу.
Но когда пришел папа и спросил, кто это сделал, Маша закричала: «Ваза разбилась сама!»
Сравним два словосочетания с причастиями:
разбившаяся внезапно ваза и
разбитая девочкой ваза
В первом случае ваза разбилась сама. Во втором – ее разбила девочка.
Разбившаяся – это действительное причастие
Разбитая – это страдательное причастие.
III. Изучение нового материала.
Действительное причастие – от слова «действовать» – обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета.
Например:
бегущий от медведя охотник (это тот охотник, который бежит)
бежавший за охотником медведь (медведь, который бежал за охотником, но потом перестал).
Фокусник, придумавший трюк – «тот, который придумал трюк». Действительное причастие.
Собака, встречающая хозяина – то есть, та, которая встречает – тоже действительное причастие.
Апельсины, лежащие на столе – те, которые лежат – тоже действительное причастие.
Что же такое страдательное причастие? Страдательное причастие – от слова страдать – обозначает признак предмета, возникший у него под воздействием другого предмета.
Страдательное причастие чем-то похоже на старичка, который уверен, что все в мире не случайно и ничего просто так не бывает: если яблоко лежит – стало быть, оно кем-то непременно туда положено, а если цветок растет – то он непременно кем-то посаженный.
Давайте подумаем, почему это причастие называется страдательным.
сваренная в кипятке вишня
Вишня пострадала – ее сварили.
пойманный в море осьминог
Осьминог тоже пострадал – его поймали.
Но, конечно, страдательное причастие совсем не обязательно обозначает чьи-то страдания.
Оно может быть и сострадательным.
Подобранный на улице щенок – щенок, которого подобрали
Обогретый теплом малыш – малыш, которого обогрели.
Как же нам различить, где страдательное причастие, а где действительное?
Во-первых, мы можем поставить вопрос: для действительных причастий: – КТО совершил действие, о котором идет речь, а для страдательных причастий – КЕМ совершено это действие.
сваривший – кто? – волшебник, сваривший зелье.
сваренное – кем? – зелье, сваренное волшебником.
Кроме того, к действительным причастиям в тексте легко подставить слово «сам» (или «сама», «само», «сами»). А вот страдательные причастия ничего сами делать не хотят. За них все делают существительные творительного падежа, которые легко к ним присоединяются.
Например:
Состарившийся башмак состарился САМ. Это действительное причастие.
А приготовленное блюдо приготовилось само? Нет, конечно, оно было приготовлено поваром. Это страдательное причастие.
Можно, наконец, просто обратиться к своему воображению.
Например, у нас есть причастие «укушенный». Что может быть укушенным? Ну, хотя бы нога.
Но если укушенная – действительное причастие, то получается, что нога вдруг сама начала кусаться!
А вот если укушенная – страдательное причастие, значит, нога была укушена кем-то, например, собакой.
Давайте еще немного поучимся различать наши причастия.
Съеденная котом ветчина
(ветчина пострадала: ее съели) – страдательное причастие.
Съевший ветчину кот
(кот съел ветчину и при этом вряд ли пострадал) – действительное причастие
Строитель, построивший дом – можно поставить вопрос КТО? – действительное причастие
Построенный строителем дом – можно поставить вопрос КЕМ? – страдательное причастие.
Кидающийся на людей зверь (зверь кидается сам) – действительное причастие.
Кидаемый по кругу мяч (мяч вряд ли начнет собой бросаться) – страдательное причастие.
Действительные и страдательные причастия
Действительные причастия
Страдательные причастия
Обозначают признак предмета, который сам совершает действие
Обозначают признак предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета
Образуются при помощи следующих суффиксов:
В настоящем времени
-ущ (-ющ) – I спр.
-ащ (-ящ) – II спр.
несущий, поющий,
держащий, смотрящий
- ом (-ем) – I спр.
-им – II спр.
ведомый, читаемый,
гонимый
В прошедшем времени
-вш-, -ш-
прочитавший,
нёсший
-ен-, -енн-, -нн-, -т-
унесённый, прочитанный,
вышитый, открытая
IV. Закрепление и практическое применение знаний
Упр. 2 на стр. 131
Запишите в один столбик словосочетания, содержащие причастия с суффиксом –ем-, в другой – суффиксом –им-.
Проверочная работа (Аудио)
I. Найдите словосочетание со страдательным причастием
1) на пестреющем лугу
2) о движущемся предмете
3) опавшие с тополя
4) отнятая игрушка
5) разлившаяся по небу
II. Найдите словосочетание с действительным причастием
1) написанное учеником
2) распиленное плотником
3) ведущая в парк
4) посаженные весной
5) опрокинутый котёнком
III. Найдите словосочетание с действительным причастием
1) проверенное учителем
2) плескавшиеся волны
3) построенный дом
4) покрашенный краской
5) летящим самолётом
IV. Найдите словосочетание со страдательным причастием
1) сидящая девочка
2) засыпанные аллеи
3) у потревоженных птиц
4) рассказывающие о путешествии
5) борющийся за свободу
V. Задание на дом:
Творческая работа с иллюстрацией, на которой изображены туристы, поднимающиеся на гору. Придумать словосочетания с действительными и страдательными причастиями.
Выучить правило. Привести примеры. Упр.3, на стр.131.
VI. Рефлексия. Оценивание.
- Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку:
1. Доволен ли тем, как прошел урок?
2. Было ли тебе интересно?
3. Что-то новое узнал?
4. Ты был активен на уроке?
5. Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
6. Какую отметку поставишь себе за урок?