kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: «Действительные и страдательные причастия»

      Цели урока:

1.  Дать учащимся понятие о действительных и страдательных причастиях.

2.  Научить учеников различать действительные и страдательные причастия в тексте и в речи.

3.  Развивать в учащихся внимание, умение логически мыслить и последовательно рассуждать.

I. Организационный момент

II. Актуализация имеющихся навыков.

Тема нашего сегодняшнего урока – «Действительные и страдательные причастия».

Сначала давайте ответим на несколько вопросов:

- что такое причастие?

- что оно обозначает?

- на какие части речи похоже причастие?

Мы с вами помним, что причастия обозначают признак предмета по действию.

Но действия бывают разные. Есть те, которые зависят от нас. А есть такие действия, которые от нас не зависят.

Например – девочка учит уроки. Она это делает сама.

Ребенку купили игрушку. Конечно, ее купили папа или мама, а не сам ребенок. И уж точно не игрушка купила себя.

Любой человек или предмет может совершать какие-то действия или быть для них объектом.  

Мороженое лежит и тает (оно это делает само).

Мороженое быстро съедается (мальчиком).

Мы знаем, что одно и то же действие тоже может быть произведено над кем-то и кем-то.

Например: Однажды Маша разбила вазу.

Но когда пришел папа и спросил, кто это сделал, Маша закричала: «Ваза разбилась сама!»

Сравним два словосочетания с причастиями:

разбившаяся внезапно ваза и

разбитая  девочкой ваза

В первом случае ваза разбилась сама. Во втором – ее разбила девочка.

Разбившаяся – это действительное причастие

Разбитая – это страдательное причастие.

III. Изучение нового материала.

Действительное причастие – от слова «действовать» – обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета.

Например:

бегущий от медведя охотник (это тот охотник, который бежит)

бежавший за охотником медведь (медведь, который бежал за охотником, но потом перестал).

Фокусник, придумавший трюк – «тот, который придумал трюк». Действительное причастие.

Собака, встречающая хозяина – то есть, та, которая встречает – тоже действительное причастие.

Апельсины, лежащие на столе – те, которые лежат – тоже действительное причастие.

Что же такое страдательное причастие? Страдательное причастие – от слова страдать – обозначает признак предмета, возникший у него под воздействием другого предмета.

Страдательное причастие чем-то похоже на старичка, который уверен, что все в мире не случайно и ничего просто так не бывает: если яблоко лежит – стало быть, оно кем-то непременно туда положено, а если цветок растет – то он непременно кем-то посаженный.

Давайте подумаем, почему это причастие называется страдательным.

сваренная в кипятке вишня

Вишня пострадала – ее сварили.

пойманный в море осьминог

Осьминог тоже пострадал – его поймали.

Но, конечно, страдательное причастие совсем не обязательно обозначает чьи-то страдания.

Оно может быть и СОстрадательным.

Подобранный на улице щенок – щенок, которого подобрали

Обогретый теплом малыш – малыш, которого обогрели.

Как же нам различить, где страдательное причастие, а где действительное?

Во-первых, мы можем поставить вопрос: для действительных причастий: – КТО совершил действие, о котором идет речь, а для страдательных причастий – КЕМ совершено это действие.

сваривший – кто? – волшебник, сваривший зелье.

сваренное – кем? – зелье, сваренное волшебником.

Кроме того, к действительным причастиям в тексте легко подставить слово «сам» (или «сама», «само», «сами»). А вот страдательные причастия ничего сами делать не хотят. За них все делают существительные творительного падежа, которые легко к ним присоединяются.

Например:

Состарившийся башмак состарился САМ. Это действительное причастие.

А приготовленное блюдо приготовилось само? Нет, конечно, оно было приготовлено поваром. Это страдательное причастие.

Можно, наконец, просто обратиться к своему воображению.

Например, у нас есть причастие «укушенный». Что может быть укушенным? Ну, хотя бы нога.

Но если укушенная – действительное причастие, то получается, что нога вдруг сама начала кусаться!

А вот если укушенная – страдательное причастие, значит, нога была укушена кем-то, например, собакой.

Давайте еще немного поучимся различать наши причастия.

Съеденная котом ветчина

(ветчина пострадала: ее съели) – страдательное причастие.

Съевший ветчину кот

(кот съел ветчину и при этом вряд ли пострадал) – действительное причастие

Строитель, построивший дом – можно поставить вопрос КТО? – действительное причастие

Построенный строителем дом – можно поставить вопрос КЕМ? – страдательное причастие.

Кидающийся на людей зверь (зверь кидается сам) – действительное причастие.

Кидаемый по кругу мяч (мяч вряд ли начнет собой бросаться) – страдательное причастие.

IV. Закрепление и практическое применение знаний

Решение заданий в учебнике: упр. 83, 84.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Итак, сегодня на уроке мы узнали, что причастия бывают действительными и страдательными. Действительные причастия обозначают признак предмета, возникший в результате действий самого предмета. Страдательные причастия обозначают признак предмета, возникший в результате воздействия на него другого предмета.

Действительные причастия можно узнать, потому что они любят ДЕЙСТВОВАТЬ. Они хорошо уживаются с существительными И.п., и к ним можно подставить местоимения «сам, сама, само, сами».

Страдательные причастия ужасно ленивы и любят, чтобы все делали на них. К ним часто присоединяются существительные в форме творительного падежа.

Определить, действительное перед вами причастие, или страдательное, можно несколькими способами:

- преобразовать причастия обратно в глагол и поставить вопрос. Если вы спросили: «Кто это сделал или делает?» – перед вами действительное причастие.

Если вы спросили: «Что с ним (или с ними) сделали или делают?» – то перед  вами страдательное причастие.

 разозлившаяся – та, которая (что сделала?) разозлилась.

разозленная – та, которую (что сделали?) разозлили

- можно попытаться подставить к причастию слово «сам» или существительное в Тв. п.

порхающий (мотылек порхает сам) – действительное причастие.

пойманный (мотылька поймали сачком) – страдательное причастие.

- наконец, можно обратиться к своему воображению и представить: может ли названный предмет сам приобрести этот признак? Или он приобретает его только с чьей-то помощью? В первом случае перед вами действительное причастие, а во втором – страдательное.

упавшее дерево может упасть без помощи – действительное причастие.

срубленное дерево само себя срубить не может – страдательное причастие. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"»

ТЕМА: «Действительные и страдательные причастия»

Цели урока:

1.  Дать учащимся понятие о действительных и страдательных причастиях.

2.  Научить учеников различать действительные и страдательные причастия в тексте и в речи.

3.  Развивать в учащихся внимание, умение логически мыслить и последовательно рассуждать.

I. Организационный момент

II. Актуализация имеющихся навыков.

Тема нашего сегодняшнего урока – «Действительные и страдательные причастия».

Сначала давайте ответим на несколько вопросов:

- что такое причастие?

- что оно обозначает?

- на какие части речи похоже причастие?

Мы с вами помним, что причастия обозначают признак предмета по действию.

Но действия бывают разные. Есть те, которые зависят от нас. А есть такие действия, которые от нас не зависят.

Например – девочка учит уроки. Она это делает сама.

Ребенку купили игрушку. Конечно, ее купили папа или мама, а не сам ребенок. И уж точно не игрушка купила себя.

Любой человек или предмет может совершать какие-то действия или быть для них объектом.  

Мороженое лежит и тает (оно это делает само).

Мороженое быстро съедается (мальчиком).

Мы знаем, что одно и то же действие тоже может быть произведено над кем-то и кем-то.

Например: Однажды Маша разбила вазу.

Но когда пришел папа и спросил, кто это сделал, Маша закричала: «Ваза разбилась сама!»

Сравним два словосочетания с причастиями:

разбившаяся внезапно ваза и

разбитая  девочкой ваза

В первом случае ваза разбилась сама. Во втором – ее разбила девочка.

Разбившаяся – это действительное причастие

Разбитая – это страдательное причастие.

III. Изучение нового материала.

Действительное причастие – от слова «действовать» – обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета.

Например:

бегущий от медведя охотник (это тот охотник, который бежит)

бежавший за охотником медведь (медведь, который бежал за охотником, но потом перестал).

Фокусник, придумавший трюк – «тот, который придумал трюк». Действительное причастие.

Собака, встречающая хозяина – то есть, та, которая встречает – тоже действительное причастие.

Апельсины, лежащие на столе – те, которые лежат – тоже действительное причастие.

Что же такое страдательное причастие? Страдательное причастие – от слова страдать – обозначает признак предмета, возникший у него под воздействием другого предмета.

Страдательное причастие чем-то похоже на старичка, который уверен, что все в мире не случайно и ничего просто так не бывает: если яблоко лежит – стало быть, оно кем-то непременно туда положено, а если цветок растет – то он непременно кем-то посаженный.

Давайте подумаем, почему это причастие называется страдательным.

сваренная в кипятке вишня

Вишня пострадала – ее сварили.

пойманный в море осьминог

Осьминог тоже пострадал – его поймали.

Но, конечно, страдательное причастие совсем не обязательно обозначает чьи-то страдания.

Оно может быть и СОстрадательным.

Подобранный на улице щенок – щенок, которого подобрали

Обогретый теплом малыш – малыш, которого обогрели.

Как же нам различить, где страдательное причастие, а где действительное?

Во-первых, мы можем поставить вопрос: для действительных причастий: – КТО совершил действие, о котором идет речь, а для страдательных причастий – КЕМ совершено это действие.

сваривший – кто? – волшебник, сваривший зелье.

сваренное – кем? – зелье, сваренное волшебником.

Кроме того, к действительным причастиям в тексте легко подставить слово «сам» (или «сама», «само», «сами»). А вот страдательные причастия ничего сами делать не хотят. За них все делают существительные творительного падежа, которые легко к ним присоединяются.

Например:

Состарившийся башмак состарился САМ. Это действительное причастие.

А приготовленное блюдо приготовилось само? Нет, конечно, оно было приготовлено поваром. Это страдательное причастие.

Можно, наконец, просто обратиться к своему воображению.

Например, у нас есть причастие «укушенный». Что может быть укушенным? Ну, хотя бы нога.

Но если укушенная – действительное причастие, то получается, что нога вдруг сама начала кусаться!

А вот если укушенная – страдательное причастие, значит, нога была укушена кем-то, например, собакой.

Давайте еще немного поучимся различать наши причастия.

Съеденная котом ветчина

(ветчина пострадала: ее съели) – страдательное причастие.

Съевший ветчину кот

(кот съел ветчину и при этом вряд ли пострадал) – действительное причастие

Строитель, построивший дом – можно поставить вопрос КТО? – действительное причастие

Построенный строителем дом – можно поставить вопрос КЕМ? – страдательное причастие.

Кидающийся на людей зверь (зверь кидается сам) – действительное причастие.

Кидаемый по кругу мяч (мяч вряд ли начнет собой бросаться) – страдательное причастие.

IV. Закрепление и практическое применение знаний

Решение заданий в учебнике: упр. 83, 84.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Итак, сегодня на уроке мы узнали, что причастия бывают действительными и страдательными. Действительные причастия обозначают признак предмета, возникший в результате действий самого предмета. Страдательные причастия обозначают признак предмета, возникший в результате воздействия на него другого предмета.

Действительные причастия можно узнать, потому что они любят ДЕЙСТВОВАТЬ. Они хорошо уживаются с существительными И.п., и к ним можно подставить местоимения «сам, сама, само, сами».

Страдательные причастия ужасно ленивы и любят, чтобы все делали на них. К ним часто присоединяются существительные в форме творительного падежа.

Определить, действительное перед вами причастие, или страдательное, можно несколькими способами:

- преобразовать причастия обратно в глагол и поставить вопрос. Если вы спросили: «Кто это сделал или делает?» – перед вами действительное причастие.

Если вы спросили: «Что с ним (или с ними) сделали или делают?» – то перед  вами страдательное причастие.

 разозлившаяся – та, которая (что сделала?) разозлилась.

разозленная – та, которую (что сделали?) разозлили

- можно попытаться подставить к причастию слово «сам» или существительное в Тв. п.

порхающий (мотылек порхает сам) – действительное причастие.

пойманный (мотылька поймали сачком) – страдательное причастие.

- наконец, можно обратиться к своему воображению и представить: может ли названный предмет сам приобрести этот признак? Или он приобретает его только с чьей-то помощью? В первом случае перед вами действительное причастие, а во втором – страдательное.

упавшее дерево может упасть без помощи – действительное причастие.

срубленное дерево само себя срубить не может – страдательное причастие. 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"

Автор: Щербакова Татьяна Юрьевна

Дата: 19.03.2016

Номер свидетельства: 307742

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока русского языка в 11 классе "Лингвистические задания в комплексном анализе текста" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-11-klassie-linghvistichieskiie-zadaniia-v-komplieksnom-analizie-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "215408"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432665121"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока русского языка в 7 классе " Образование страдательных причастий" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-obrazovaniie-stradatiel-nykh-prichastii"
    ["file_id"] => string(6) "108331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403676383"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока русского языка на тему:"Причастие. Действительные и страдательные причастия""
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-prichastiie-dieistvitiel-nyie-i-stradatiel-nyie-prichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "274792"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452442610"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока русского языка на тему:"Причастие. Действительные и страдательные причастия""
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-prichastiie-dieistvitiel-nyie-i-stradatiel-nyie-prichastiia-1"
    ["file_id"] => string(6) "274793"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452442617"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Конспект урока  по  русскому  языку " Страдательные и действительные причастия" реализация ключевых  идей  модуля  новые  подходы  в преподавании и обучении "
    ["seo_title"] => string(168) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-stradatiel-nyie-i-dieistvitiel-nyie-prichastiia-riealizatsiia-kliuchievykh-idiei-modulia-novyie-podkhody-v-priepodavanii-i-obuchienii"
    ["file_id"] => string(6) "242690"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445521452"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства