8 класс Русский язык
Тема: Образование страдательных причастий
Цели:1. формировать у учащихся понятие о страдательных причастиях;
2.развивать умение различать страдательные причастия настоящего времени от прошедшего, краткие причастия от полных причастий;
3.воспитывать интерес к природе.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Работа со словами: наслаждаться, намёк, гибкий
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Изучение нового материала
-Что такое причастие?
-Назовите суффиксы действительных причастий настоящего и прошедшего времени.
Назовите признгаки прилагательного и глагола у причастий.
Страдательные причастия – обозначают признак предмета или лица, которые подвергаются действию.
Страдательные причастия настоящего времени образуются при помоши суффиксов –ЕМ, -ИМ: исполняемый, хранимый
Прошедшего времени – НН, -ЕНН,- ЁНН, -Т: прочитанный, соединённый, построенный, открытый
Страдательные причастия могут иметь краткую форму: Прочитанный – прочитана, прочитано, прочитан, прочитаны.
Запомните, если в суффиксе страдательных причастий полной формы пишется НН, то в краткой – Н.
Краткие причастия как и краткие прилагательные всегда сказуемые. Сравните: Прочитанная книга лежала на столе. (прочитанная - определение). Книга прочитана. (прочитана - сказуемое)
3.Закрепление изученного материала
№ 2, стр.131 (запишите в один столбик словосочетания, содержащие причастия с суффиксом –ем, в другой – с суффиксом –им.)
№ 3, стр.131 (обозначьте вид глагола и переходность; где возможно образуйте страдательные причастия наст.вр; где невозможно, объясните, почему).
№ 4, стр132 (прочитайте.озаглавьте.)
*выпишите из текста словосочетания с причастиями. Выделите суффиксы причастий.
*запомните! От некоторых переходных глаголов несов. вида (ждать, брать, писать, бить, пить, петь, колоть, ставить, помнить и другие) нельзя образовать страдательные причастия настоящего времени.
*запомните! Если к данному слову нельзя подобрать глагол, от которого оно образовано, значит это прилагательное.
4. Домашнее задание.
№ 9, стр.134
5.Итог урока.