kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Действительные и страдательные причастия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тип урока: Объяснение нового материала.

Форма: Урок-исследование.

Цели урока: 

  1. знакомство со значениями страдательных и действительных причастий;
  2. формирование умения различать по смыслу действительные и страдательные причастия;
  3. отработка навыков морфемного разбора причастий;
  4. повторение ранее изученных орфограмм, пунктограмм.

Ход урока

I. Слово учителя. Организация класса на работу.

Сегодня мы продолжаем исследование  очень интересной части речи – причастия. Но перед тем как обратиться к изучению новой темы,   вспомним всё, что знаем о причастии.

II. Объяснение нового материала. Самостоятельное наблюдение учащихся над языковым материалом.

I. Работа с текстом из книги Т.Рик «Привет, причастие» стр.69-71. Читаем вслух.

Какую информацию из этого текста вы получили?

Какая часть речи принимала активное участие во всех этих действиях?

Если одни причастия действуют, а другие страдают, то как могут называться такие причастия?

Сформулируйте тему нашего урока.

Итак, тема нашего урока звучит «Действительные и страдательные причастия». Оформление тетрадей.

Цель? Что мы можем узнать об этих причастиях? Как мы это можем узнать?

Д: значение, суффиксы

II Начнём со значения. Выскажите свои версии: что  могут означать действительные причастия, а что страдательные?

Выпишите в 2 колонки  действ и страдат причастия (на Д   ученица)

Пожирающий              пожираемые

Запивающий              запиваемые

Отдавивший               отдавленный

Зажаривший             зажаренный

Накормивший          накормленная

Отломавший              отломанная

Нашлёпавший           нашлёпанная

Докажите, что вы справились с заданием. Как отличить страдательные от действительных? От страдательных можно задать вопрос КЕМ?

Прикрепляю на Д. значение причастий.

Переходим к морфемному составу. Назовите все суффиксы причастий.

Выделите суффиксы в записанных словах. (на Д ученица) + прикрепить на Д суффиксы.

Придумайте и запишите причастия с оставшимися суффиксами, распределите их по колонкам. (Д:  ученица)

– Попробуйте сделать вывод о связи причастий и суффиксов.  На Д распределить суффиксы  

Вывод: действительные и страдательные причастия имеют свои суффиксы, которые выражают значения этих причастий.

III. Лингвистический эксперимент

Ребята, как вы считаете, от любого глагола можно образовать дейстельные и страдательные причастия?

Вспомните глаголы переходные и непереходные. Алёна напомнит и  сядет за компьютер

Образовать все возможные причастия от данных глаголов,  (слепая таблица приготовлена на  экране, у ребят раздаточный материал)

В результате этой работы заполняется следующая таблица

 

– Почему страдательные причастия образуются только от глаголов переходных? (переходные глаголы образуют действие, переходящее на предмет, а страдательные причастия обозначают как раз признак предмета, который и испытывает это действие со стороны другого предмета).

Учащиеся делают вывод о том, что непереходные глаголы образуют только действительные причастия, т.к. эти глаголы обозначают действие, которое не переходит на объект, а действительные причастия и обозначают как раз признак предмета, который сам производит действие. Переходные глаголы образуют действительные и страдательные причастия.

– Проделана большая работа: значения действительных и страдательных причастий выяснены, морфемные признаки этих причастий известны. Можно  переходить к закреплению материала.

IV. Закрепление. Изучить полученные карточки и сформулировать задания.

1 гр. Распределить причастия на 2 группы. Выделить суффиксы (стр.73, Т.Рик)

2 гр. Текст: расставить знаки препинания, обозначить дейст и страдат причастия. (стр76 Т.Рик)

3гр: Исправь речевые ошибки, связанные с неверным употреблением действительных и страдательных причастий в предложениях. Запиши верные варианты, расставьте знаки препинания.

 

  1.   Берёзы  окружающие (окружавшие) площадку создавали густую тень.
  2. Солнечные лучи освещали опадающие (опадавшие) с деревьев листья.
  3.  В лицо брызнули капли росы упавшие с задевшего (задетого) колесом куста.
  4. Подгоняемые ветрами и озарявшие солнцем облака плавно движутся по небу.
  5. Я увидел острый гребень скалы  поднимаемый (поднимающийся) к самым облакам.
  6. Небо охватывается заревом.
  7. Вспоминаю первое выступление нашей фронтовой концертной бригады, состоящей из артистов драматического театра (следует состоявшей);
  8. Грязь в город несут тракторы и грузовики, въезжающие на асфальт с проселочных дорог, и машины, остановившиеся на обочине (следует останавливающиеся)
  9. Свиньи, отправляющиеся на убой, нагуляли много жира.

 

Представители от 1 и 3 группы работают на Д, представитель 2 группы – на компьютере. 

Проверяем.

 V. Подведение итогов.

Ребята, наш урок подходит к концу.

 Какую новую информацию вы получили, работая на уроке?

  На какие группы делятся причастия?

Дайте определение действительных, страдательных причастий.

Чем отличаются эти причастия?

Почему страдательные причастия образуются только от переходных глаголов?

Какие трудности возникли при определении разряда причастия?

Какое задание было для вас самым сложным? Почему? А простым? Справились ли вы с ним?

 Оцените свою работу на уроке.

  VI Инструктаж по домашней работе.

«Теория» §134,    упр.110 или 112

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Действительные и страдательные причастия" »

Тема урока: Действительные и страдательные причастия.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Форма: Урок-исследование.

Цели урока:

  1. знакомство со значениями страдательных и действительных причастий;

  2. формирование умения различать по смыслу действительные и страдательные причастия;

  3. отработка навыков морфемного разбора причастий;

  4. повторение ранее изученных орфограмм, пунктограмм.

Ход урока I. Слово учителя. Организация класса на работу.

Сегодня мы продолжаем исследование очень интересной части речи – причастия. Но перед тем как обратиться к изучению новой темы, вспомним всё, что знаем о причастии.

II. Объяснение нового материала. Самостоятельное наблюдение учащихся над языковым материалом.

I. Работа с текстом из книги Т.Рик «Привет, причастие» стр.69-71. Читаем вслух.

Какую информацию из этого текста вы получили?

Какая часть речи принимала активное участие во всех этих действиях?

Если одни причастия действуют, а другие страдают, то как могут называться такие причастия?

Сформулируйте тему нашего урока.

Итак, тема нашего урока звучит «Действительные и страдательные причастия». Оформление тетрадей.

Цель? Что мы можем узнать об этих причастиях? Как мы это можем узнать?

Д: значение, суффиксы

II Начнём со значения. Выскажите свои версии: что могут означать действительные причастия, а что страдательные?

Выпишите в 2 колонки действ и страдат причастия (на Д ученица)

Пожирающий пожираемые

Запивающий запиваемые

Отдавивший отдавленный

Зажаривший зажаренный

Накормивший накормленная

Отломавший отломанная

Нашлёпавший нашлёпанная

Докажите, что вы справились с заданием. Как отличить страдательные от действительных? От страдательных можно задать вопрос КЕМ?

Прикрепляю на Д. значение причастий.

Переходим к морфемному составу. Назовите все суффиксы причастий.

Выделите суффиксы в записанных словах. (на Д ученица) + прикрепить на Д суффиксы.

Придумайте и запишите причастия с оставшимися суффиксами, распределите их по колонкам. (Д: ученица)

– Попробуйте сделать вывод о связи причастий и суффиксов. На Д распределить суффиксы

Вывод: действительные и страдательные причастия имеют свои суффиксы, которые выражают значения этих причастий.

III. Лингвистический эксперимент Ребята, как вы считаете, от любого глагола можно образовать дейстельные и страдательные причастия? Вспомните глаголы переходные и непереходные. Алёна напомнит и сядет за компьютер

Образовать все возможные причастия от данных глаголов, (слепая таблица приготовлена на экране, у ребят раздаточный материал)

В результате этой работы заполняется следующая таблица

– Почему страдательные причастия образуются только от глаголов переходных? (переходные глаголы образуют действие, переходящее на предмет, а страдательные причастия обозначают как раз признак предмета, который и испытывает это действие со стороны другого предмета).

Учащиеся делают вывод о том, что непереходные глаголы образуют только действительные причастия, т.к. эти глаголы обозначают действие, которое не переходит на объект, а действительные причастия и обозначают как раз признак предмета, который сам производит действие. Переходные глаголы образуют действительные и страдательные причастия.

– Проделана большая работа: значения действительных и страдательных причастий выяснены, морфемные признаки этих причастий известны. Можно переходить к закреплению материала.

IV. Закрепление. Изучить полученные карточки и сформулировать задания. 1 гр. Распределить причастия на 2 группы. Выделить суффиксы (стр.73, Т.Рик) 2 гр. Текст: расставить знаки препинания, обозначить дейст и страдат причастия. (стр76 Т.Рик) 3гр: Исправь речевые ошибки, связанные с неверным употреблением действительных и страдательных причастий в предложениях. Запиши верные варианты, расставьте знаки препинания.

 

  1.   Берёзы окружающие (окружавшие) площадку создавали густую тень.

  2. Солнечные лучи освещали опадающие (опадавшие) с деревьев листья.

  3. В лицо брызнули капли росы упавшие с задевшего (задетого) колесом куста.

  4. Подгоняемые ветрами и озарявшие солнцем облака плавно движутся по небу.

  5. Я увидел острый гребень скалы поднимаемый (поднимающийся) к самым облакам.

  6. Небо охватывается заревом.

  7. Вспоминаю первое выступление нашей фронтовой концертной бригады, состоящей из артистов драматического театра (следует состоявшей);

  8. Грязь в город несут тракторы и грузовики, въезжающие на асфальт с проселочных дорог, и машины, остановившиеся на обочине (следует останавливающиеся)

  9. Свиньи, отправляющиеся на убой, нагуляли много жира.


Представители от 1 и 3 группы работают на Д, представитель 2 группы – на компьютере. 

Проверяем.

V. Подведение итогов.

Ребята, наш урок подходит к концу.

Какую новую информацию вы получили, работая на уроке?

На какие группы делятся причастия?

Дайте определение действительных, страдательных причастий.

Чем отличаются эти причастия?

Почему страдательные причастия образуются только от переходных глаголов?

Какие трудности возникли при определении разряда причастия?

Какое задание было для вас самым сложным? Почему? А простым? Справились ли вы с ним?

 Оцените свою работу на уроке.

VI Инструктаж по домашней работе.

«Теория» §134, упр.110 или 112




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
конспект урока "Действительные и страдательные причастия"

Автор: Зиатдинова Татьяна Александровна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103068

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока "Действительные и страдательные причастия""
    ["seo_title"] => string(55) "konspekt_uroka_deistvitelnye_i_stradatelnye_prichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "525893"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1573027663"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока на тему: "Причастие. Повторение и обобщение изученного материала""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_na_temu_prichastie_povtorenie_i_obobshchenie_izuchennogo_material"
    ["file_id"] => string(6) "553656"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1592551028"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока "Действительные и страдательные причастия" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt_uroka_dieistvitiel_nyie_i_stradatiel_nyie_prichastiia_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "424213"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1500447530"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока "Действительные и страдательные причастия""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt_uroka_dieistvitiel_nyie_i_stradatiel_nyie_prichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "472480"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1528340947"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия""
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-dieistvitiel-nyie-i-stradatiel-nyie-prichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "307742"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458413661"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства