конспект урока "Действительные и страдательные причастия"
Конспект урока "Действительные и страдательные причастия"
Тип урока: Объяснение нового материала.
Форма: Урок-исследование.
Цели урока:
знакомство со значениями страдательных и действительных причастий;
формирование умения различать по смыслу действительные и страдательные причастия;
отработка навыков морфемного разбора причастий;
повторение ранее изученных орфограмм, пунктограмм.
Ход урока
I. Слово учителя. Организация класса на работу.
Сегодня мы продолжаем исследование очень интересной части речи – причастия. Но перед тем как обратиться к изучению новой темы, вспомним всё, что знаем о причастии.
II. Объяснение нового материала. Самостоятельное наблюдение учащихся над языковым материалом.
I. Работа с текстом из книги Т.Рик «Привет, причастие» стр.69-71. Читаем вслух.
Какую информацию из этого текста вы получили?
Какая часть речи принимала активное участие во всех этих действиях?
Если одни причастия действуют, а другие страдают, то как могут называться такие причастия?
Сформулируйте тему нашего урока.
Итак, тема нашего урока звучит «Действительные и страдательные причастия». Оформление тетрадей.
Цель? Что мы можем узнать об этих причастиях? Как мы это можем узнать?
Д: значение, суффиксы
II Начнём со значения. Выскажите свои версии: что могут означать действительные причастия, а что страдательные?
Выпишите в 2 колонки действ и страдат причастия (на Д ученица)
Пожирающий пожираемые
Запивающий запиваемые
Отдавивший отдавленный
Зажаривший зажаренный
Накормивший накормленная
Отломавший отломанная
Нашлёпавший нашлёпанная
Докажите, что вы справились с заданием. Как отличить страдательные от действительных? От страдательных можно задать вопрос КЕМ?
Прикрепляю на Д. значение причастий.
Переходим к морфемному составу. Назовите все суффиксы причастий.
Выделите суффиксы в записанных словах. (на Д ученица) + прикрепить на Д суффиксы.
Придумайте и запишите причастия с оставшимися суффиксами, распределите их по колонкам. (Д: ученица)
– Попробуйте сделать вывод о связи причастий и суффиксов. На Д распределить суффиксы
Вывод: действительные и страдательные причастия имеют свои суффиксы, которые выражают значения этих причастий.
III. Лингвистический эксперимент
Ребята, как вы считаете, от любого глагола можно образовать дейстельные и страдательные причастия?
Вспомните глаголы переходные и непереходные. Алёна напомнит и сядет за компьютер
Образовать все возможные причастия от данных глаголов, (слепая таблица приготовлена на экране, у ребят раздаточный материал)
В результате этой работы заполняется следующая таблица
– Почему страдательные причастия образуются только от глаголов переходных? (переходные глаголы образуют действие, переходящее на предмет, а страдательные причастия обозначают как раз признак предмета, который и испытывает это действие со стороны другого предмета).
Учащиеся делают вывод о том, что непереходные глаголы образуют только действительные причастия, т.к. эти глаголы обозначают действие, которое не переходит на объект, а действительные причастия и обозначают как раз признак предмета, который сам производит действие. Переходные глаголы образуют действительные и страдательные причастия.
– Проделана большая работа: значения действительных и страдательных причастий выяснены, морфемные признаки этих причастий известны. Можно переходить к закреплению материала.
IV. Закрепление. Изучить полученные карточки и сформулировать задания.
1 гр. Распределить причастия на 2 группы. Выделить суффиксы (стр.73, Т.Рик)
2 гр. Текст: расставить знаки препинания, обозначить дейст и страдат причастия. (стр76 Т.Рик)
3гр: Исправь речевые ошибки, связанные с неверным употреблением действительных и страдательных причастий в предложениях. Запиши верные варианты, расставьте знаки препинания.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Действительные и страдательные причастия" »
Тема урока: Действительные и страдательные причастия.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Форма: Урок-исследование.
Цели урока:
знакомство со значениями страдательных и действительных причастий;
формирование умения различать по смыслу действительные и страдательные причастия;
отработка навыков морфемного разбора причастий;
повторение ранее изученных орфограмм, пунктограмм.
Ход урокаI. Слово учителя. Организация класса на работу.
Сегодня мы продолжаем исследование очень интересной части речи – причастия. Но перед тем как обратиться к изучению новой темы, вспомним всё, что знаем о причастии.
II. Объяснение нового материала. Самостоятельное наблюдение учащихся над языковым материалом.
I. Работа с текстомиз книги Т.Рик «Привет, причастие» стр.69-71. Читаем вслух.
Какую информацию из этого текста вы получили?
Какая часть речи принимала активное участие во всех этих действиях?
Если одни причастия действуют, а другие страдают, то как могут называться такие причастия?
Сформулируйте тему нашего урока.
Итак, тема нашего урока звучит «Действительные и страдательные причастия». Оформление тетрадей.
Цель? Что мы можем узнать об этих причастиях? Как мы это можем узнать?
Д: значение, суффиксы
II Начнём со значения. Выскажите свои версии: что могут означать действительные причастия, а что страдательные?
Выпишите в 2 колонки действ и страдат причастия (на Д ученица)
Пожирающий пожираемые
Запивающий запиваемые
Отдавивший отдавленный
Зажаривший зажаренный
Накормивший накормленная
Отломавший отломанная
Нашлёпавший нашлёпанная
Докажите, что вы справились с заданием. Как отличить страдательные от действительных? От страдательных можно задать вопрос КЕМ?
Прикрепляю на Д. значение причастий.
Переходим к морфемному составу. Назовите все суффиксы причастий.
Выделите суффиксы в записанных словах. (на Д ученица) + прикрепить на Д суффиксы.
Придумайте и запишите причастия с оставшимися суффиксами, распределите их по колонкам. (Д: ученица)
– Попробуйте сделать вывод о связи причастий и суффиксов. На Д распределить суффиксы
Вывод: действительные и страдательные причастия имеют свои суффиксы, которые выражают значения этих причастий.
III. Лингвистический экспериментРебята, как вы считаете, от любого глагола можно образовать дейстельные и страдательные причастия?Вспомните глаголы переходные и непереходные. Алёна напомнит и сядет за компьютер
Образовать все возможные причастия от данных глаголов, (слепая таблица приготовлена на экране, у ребят раздаточный материал)
В результате этой работы заполняется следующая таблица
– Почему страдательные причастия образуются только от глаголов переходных? (переходные глаголы образуют действие, переходящее на предмет, а страдательные причастия обозначают как раз признак предмета, который и испытывает это действие со стороны другого предмета).
Учащиеся делают вывод о том, что непереходные глаголы образуют только действительные причастия, т.к. эти глаголы обозначают действие, которое не переходит на объект, а действительные причастия и обозначают как раз признак предмета, который сам производит действие. Переходные глаголы образуют действительные и страдательные причастия.
– Проделана большая работа: значения действительных и страдательных причастий выяснены, морфемные признаки этих причастий известны. Можно переходить к закреплению материала.
IV. Закрепление. Изучить полученные карточки и сформулировать задания.1 гр. Распределить причастия на 2 группы. Выделить суффиксы (стр.73, Т.Рик)2 гр. Текст: расставить знаки препинания, обозначить дейст и страдат причастия. (стр76 Т.Рик)3гр: Исправь речевые ошибки, связанные с неверным употреблением действительных и страдательных причастий в предложениях. Запиши верные варианты, расставьте знаки препинания.