Организационный момент | - С добрым утром! Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать? Начинаем наш урок. – Проверим готовность к уроку -Как вы думаете, для чего я сегодня украсила доску цветами, ведь сегодня не праздник. - Мне бы хотелось, чтобы в конце нашего занятия вы выбрали для себя один из них. Желаю удачи! | Психологический настрой на урок | Наглядный материал: на доске желтые, красные, синие цветы. | 1 минута | Личностные: самооценка готовности к уроку Метапредметные: учебно-познавательный интерес, организация рабочего места |
Актуализация знаний учащихся | - Прочитайте слова и найдите среди них лишнее. На экране слова: имя прилагательное, приставка, имя существительное. - Чтобы открыть для себя новые знания, нужно вспомнить изученный материал. - Узнайте по визитной карточке, о чем идет речь? Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. И все, что может видеть глаз,- Над нами и под нами, И все, что в памяти у нас, - Означено словами. - Назовите имена сущ., которые спрятались на картинке. - Узнайте второго гостя: Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! - Посмотрите на экран и расскажите, как изменились предметы, благодаря имени прилагательному. - Мышь была какая, а стала какая? Окно было какое, а стало? Стол был какой, а стал? - Что без меня предмет? Лишь название. А я приду – Все в действие придет. Летит ракета. Люди строят здание. Цветут сады, И хлеб в полях растет. - Какое общее название можно дать всем гостям? Постановка проблемы: - Что объединяет эти части речи? - Значит, чем мы сегодня будем заниматься? - Сформулируйте тему урока и цель урока. | Групповая мозговая атака | Компьютерная презентация (слайд 1) Компьютерная презентация (слайд 2) Компьютерная презентация (слайд 2) Компьютерная презентация (слайд 3) Компьютерная презентация (слайд 4) Компьютерная презентация (слайд 4) | 5 минут | Личностные: умение видеть и признавать свою ошибку Метапредметные: умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения Предметные: различение частей речи и частей слова Личностные: умение видеть, формулировать цель и тему урока Метапредметные: целеполагание Предметные: затруднение в определении общих признаков разных частей речи |
Обобщение и систематизация знаний | - Части речи в русском языке стоят на «трех китах» - трех признаках. Давайте выясним, что же это за «три кита». - Вставьте пропущенные буквы в следующие слова: адр…с, в…рона, р…бота, м…роз - Чем похожи все слова? - Образуйте от каждого слова имя прил. и глагол. - Как можно отличить каждую часть речи? -Эти признаки лежат в основе «первого кита». Начинается построение. Обучающиеся обозначают 3 части речи и для каждой из них указывают опознавательные признаки: вопросы и грамматическое значение каждой части речи. - Распределите следующие слова по столбикам, в зависимости от частей речи: Т…тра…ь, пр…лес…ный, улыбат…ся, уч…ник, п…нал, кла…ный, б…лить, в…сёлые, б…ж…шь, к…р…ндаш…, м…лч…т, м…лоч…ный. Физкультминутка Учитель называет глагол – дети показывают действие, имя прил. – изображают «волну» рукой, имя сущ. – хлопок в ладошки. - Чтобы узнать, какое название носит «второй кит», нужно выполнить следующее задание: - Спишите предложение и укажите часть речи над каждым словом. Присяпала колявая калуша. - Давайте подумаем, какими частями речи могут быть эти непонятные слова. Учитель, в случае затруднения ответов детей, задает наводящие вопросы: - На какой вопрос отвечает слово? - На что указывает окончание? - Сейчас вы незаметно для себя рассказали о признаке «второго кита». Открывается запись «Морфологические признаки». - На какие группы можно разделить все имена сущ.? - Как изменяются имена сущ.? Обучающиеся дополняют кластер, включая в него морфологические признаки частей речи. Аналогично разбираются глаголы и имена прил. Продолжается работа над кластером. - Какая часть речи имеет больше всего грамматических категорий? - Как вы думаете, почему? - А какой же третий общий признак, объединяющий все части речи? - Прочитайте записанные слова: птица из летом вылетела гнезда - Можем ли мы назвать их предложением? Почему? - Словами какой части является каждое слово? - Поставьте слова в определенной форме, чтобы получилось предложение. - Докажите, что получилось предложение. - Найдите основу предложения и второстепенные члены. - Определить член предложения – значит узнать, какую синтаксическую роль выполняет слово в предложении. Это и есть «третий кит». Обучающиеся дополняют кластер. - Расскажите с опорой на кластер порядок разбора слова как части речи. | Практический метод: построение кластера Практический метод: работа по цепочке, объяснение орфограмм по ходу выполнения задания Практический метод: построение кластера Практический метод: построение кластера Словесный метод: беседа | Компьютерная презентация (слайд 6) Макет (приложение) Компьютерная презентация (слайд 6) Компьютерная презентация (слайд 7) Компьютерная презентация (слайд 9) Компьютерная презентация (слайд 10) Компьютерная презентация (слайд 8) Компьютерная презентация (слайд 9) | 20 минут | Личностные: умение удерживать учебную задачу Метапредметные: владение правильной устной и письменной речью Предметные: понятия о частях речи, их признаках, способах проверки изученных орфограмм; умение применять знания на практике Коммуникативные УУД: готовность слушать одноклассников, вести диалог, признавать возможность существования разных точек зрения, установление причинно-следственных связей |
Применение знаний и умений в новой ситуации | Задание по рядам: - Из предложения Утренняя роса покрывала зелёную траву. выберите 1 ряд – имя сущ. 2 ряд – имя прил. 3 ряд – глагол и разберите как часть речи. - Сравните свою работу с правильным вариантом на экране. Оцените свою работу. - Определите часть речи следующих слов: парад топор больной - Докажите свое мнение. - Придумайте предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разными частями речи. Ребята, все предыдущие задания мы выполняли вместе, а сейчас покажите свою самостоятельную работу. Выберите себе одно задание – 1, 2 или 3 уровня и приступайте к работе. Задание по выбору с последующей проверкой 1. Определить часть речи следующих слов: рож..., мощ..ный, друз…я, скуч…ет, ч…рный, быстро - Как определяли часть речи? 2. В каждой строчке найти лишнее слово и определить часть речи: б..реза, пч…ла, ле…кий, м…лина; з…лёная, соч…ная, ж…вёт, праз…нич…ный; п…лзет,ж…леет, уч…ник, к…ч…ет. - Как вы находили лишнее слово? 3. От данных слов образовать однокоренные прилагательные, глаголы, наречия: Веселье,…, …, … . Шум, …, …, … . Скука, …, …, … . | Практический метод: выполнение упражнений Практический метод: выполнение разноуровневых заданий | Компьютерная презентация (слайд 10, 11) Компьютерная презентация (слайд 12) Компьютерная презентация (слайд 13) Задания на экране Компьютерная презентация (слайд 14) | 7 минут | Метапредметные: умение работать самостоятельно Предметные: приобретение алгоритма действий при выполнении морфологического разбора слов Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества усвоения |
Контроль и оценка | - Подведем итоги нашего урока. - Какова была цель нашего урока? - Какие знания мы открыли? - На что мы будем опираться при разборе слов как части речи? Мини тестирование Какая часть речи обозначает людей и животных? На какой вопрос отвечают слова думать, решать, считать? Что обозначает имя прил.? Выбери лишнее слово: роза, шарик, Анна, вера. В каком времени могут стоять глаголы? Как определить падеж имени прил.? Каким членом предложения чаще всего явл. глагол? Согласны ли вы, что имя сущ. в предложении всегда подлежащее? Какое слово не явл. именем сущ. в женском роде: речь, рожь, грач, печь? Чем выбранное слово по написанию отличается от остальных? Проверка в парах. Учитель называет правильные ответы. - Оцените словами «молодец», «хорошо», «постарайся» работу своего соседа. | Обобщающая беседа Оценивание результатов | | 5 минут | Личностные: положительное отношение к проделанной работе Метапредметные: умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат Предметные: самооценка |
Рефлексия | - Какое задание было самым трудным? Почему? - Как вы думаете, над чем нам надо будет еще поработать? - Оцените свою работу: желтый цветок – если поняли тему и самостоятельно можете справиться с заданиями красный цветок – поняли тему, но справиться с заданиями можете с помощью взрослых синий цветок – не понял тему Прикрепите соответствующий цветок на общее «Рефлексивное дерево» - Я благодарю вас за урок. | Рефлексивный метод («Рефлексивное дерево») | Компьютерная презентация (слайд 15) Индивидуальный раздаточный материал для рефлексивной оценки Плакат с изображением рефлексивного дерева (приложение 2) Компьютерная презентация (слайд 16) | 1 минута | Личностные: осознание практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока Метапредметные: умение делать выводы Предметные: применение новых знаний на практике |