Чтение сведений о непроизносимом согласном (с. 117) 2). Наблюдение над особенностями произношения непроизносимого согласного в проверяемом и проверочных словах (учебник, упр. 225). Работа с правилом в учебнике | – Когда в корне может быть непроизносимый согласный звук? (Когда в слове встречаются сразу 3 или 4 согласных звука вместе). -Почему он назван непроизносимым? (Потому что мы его не произносим). - Как проверить написание слов с непроизносимым согласным звуком в корне? (Нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо). – Найдите упр. 225. Внимательно прочитайте задание упражнения. Ответьте на вопросы: -В словах какого столбика есть непроизносимый согласный звук? ( В словах 2 столбика). – В какой значимой части слова находится изучаемая орфограмма?( В корне слова). -Слова какого столбика будут проверочными для слов с непроизносимым согласным звуком? (Слова 1 столбика). -Почему? (Потому что в этих словах согласный звук произносится отчётливо). – Спишите в тетрадь пары слов, обозначьте новую орфограмму и выделите корень. Проверка. | Читают задание упражнения, отвечают на вопросы. Письменно выполняют задание в тетради. Один ученик выполняет у доски. Делают попытки сформулировать правило написания непроизносимого согласного. Сверяют свои формулировки с правилом в учебнике. | существенных и несущественных признаков; строят несложные рассуждения, делают выводы, формулируют их. Р – выполняют действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в учебнике. К – строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи. Пр. – владеют орфографической зоркостью; находят в словах непроизносимые согласные и умеют применять орфографическое правило. П – составляют простейшие инструкции при решении лингвистической задачи. Р – учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения. |
VII.Физкульт –минутка. | А теперь, ребята, встали! И на месте зашагали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело! | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни |
VIII. Продолжение работы по теме урока. 1). Работа по учебнику (правило с. 119) 2). Формирование умения соотносить букву, обозначающую непроизносимый согласный, в прове- ряемом и проверочном словах . Задание из электронного приложения к учебнику. 3) Выполнение заданий в рабочей тетради (с.62 №156). | -А теперь продолжаем работать по теме урока. -В русском языке есть слова, в корне которых нет непроизносимого согласного звука, но может показаться, что такой звук есть. -Как быть в таких случаях? -Давайте прочитаем правило в учебнике на с.119 (один ученик читает вслух). -Как убедиться, что в словах нет непроизносимого согласного звука? (Для этого нужно заменить слово однокоренным так, чтобы после согласного был гласный). -Давайте закрепим полученные сведения и выполним очень интересное задание из электронного приложения к учебнику. Поможем братьям лосям спуститься на землю, правильно выполнив задание (распределим мешочки по корзинам). Только с вашей помощью они смогут это сделать. Разделите слова на 2 группы:1) слова, где пропущено буквосочетание СН (то есть нет непроизносимого согласного звука; 2) слова, где пропущено буквосочетание СТН (имеется непроизносимый согласный звук); Правильно подбирайте проверочные слова. МЕ______ЫЙ ОПА____ЫЙ НЕНА____ЫЙ ИНТЕРЕ_____ЫЙ ЧУДЕ_______ЫЙ ДОБЛЕ______ЫЙ ВКУ_____ЫЙ ТРО_____ИК -Прочитайте задание. -Что нужно сделать в этом упражнение? (К каждому слову подобрать и записать однокоренное имя прилагательное. Подчеркнуть в словах буквы, обозначающие непроизносимый согласный звук). Проверка. | Дети затрудняются ответить. Понимают недостаточность имеющихся знаний Читают правило в учебнике с.119. Устно выполняют задание. Читают слова, вставляют пропущенные буквы, объясняют выбор написания. Выполняют задание в рабочей тетради. | Пр. – владеют орфографической зоркостью; применяют знание фонетического материала при использовании правил правописания. Р – овладевают способами решения учебной задачи; выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме. П – ориентируются на возможность решения отдельных лингвистических задач. Р – учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; оценивают свои достижения, осознают способы преодоления трудностей. |