Урок русского языка в 3 А классе
Тема урока: « Слова с непроизносимыми согласными»
Цели урока: познакомить учащихся со словами, имеющими непроизносимые согласные в корне слова, через проблемную ситуацию; ввести понятие “непроизносимые согласные” и решать орфографическую задачу: почему в некоторых словах согласные звуки не произносятся?; вывести правило проверки непроизносимых согласных и научить проверять эту орфограмму.
Планируемые результаты: личностные – интерес к освоению новой учебной информации, понимание причин успеха в учебе; предметные – научатся применять правила правописания в объеме курса 3 класса; метапредметные – получат возможность научиться осуществлять само- и взаимопроверку (регулятивные); научатся владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова(познавательные); получат возможность научиться соблюдать правила речевого этикета и прислушиваться к мнению других (коммуникативные).
Тип урока: открытие нового знания.
Технология деятельностного метода.
Метод: проблемно – диалогический.
Ход урока.
1. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. А сейчас, давайте, поприветствуем друг друга.
2.Организация внимания учащихся. Психологический настрой.
-Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?
Интересным , познавательным , развивающим , плодотворным .
-Чтобы урок получился таким, недостаточно действие одного учителя, необходима ваша помощь.
- Какими должны быть на уроке ученики?
- Активные
- Думающие
- Работоспособные
- Внимательные
- Творческие
- Дисциплинированные .
-Вы готовы быть такими?
-В конце урока мы посмотрим, получился ли урок таким, каким мы его хотели видеть.
Мозговой штурм
- Главная часть слова (корень)
2.Опасное место в слове (орфограмма)
3.Пятая буква алфавита (буква «д»)
4.Звуки, который могут свистеть, шипеть, шуметь, но не хочется им петь (согласные)
5.Часть слова, которая стоит перед корнем (приставка)
6.Какие буквы не обозначают звуков («Ъ» и «Ь»)
7.На какие две группы можно разделить буквы И, Л, О, Д, А, Т, В, Ю. (гласные, согласные)
3. Актуализация знаний. Введение в тему.
-Для того, чтобы сделать сегодня на уроке открытия, необходимо вспомнить, что вы уже изучили.
- С какими орфограммами корня вы уже знакомы? (написание парных согласных, безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением)
-Какие орфограммы корня мы можем проверить? (парные согласные, безударные гласные проверяемые ударением)
-Какие орфограммы не можем проверить? (написание безуд. гласных непров. ударением).
- Как поступаем с этими словами? (запоминаем)
-Ребята, а как вы думаете все ли орфограммы корня вы уже знаете?
Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными в корне. Постановка проблемы.
-Прочитайте слова (слова написаны вразброс на доске).
Слайд 1
Улыбка ,тяжелый , ошибка ,почтовый , известный ,легкий ,дверной .
- Распределите все слова на группы по орфограммам, докажите по какому принципу их разделили.
- Слова с какой орфограммой записали в I столбик?
-Как проверить написание безударной гласной в корне слова?
-Прочитайте слова, подберите к ним устно проверочные слова.
- Слова с какой орфограммой записали во 2 столбик?
- Как проверить написании слов с парной согласной?
-Прочитайте слова, подберите к ним устно проверочные слова.
-Что вас удивило?
-Какое слово вызвало у вас затруднение?
-Почему вы не смогли выполнить задание?
-Прочитайте это слово вслух.
-Почему возникло затруднение? (мы с такой орфограммой не встречались)
-Произнесите слово, что интересного заметили? (согласный звук [т]
в слове не произносится )
4.Формулирование темы и задач урока.
- Какой возникает вопрос?
-Кто догадался, какой будет тема нашего урока? (Непроизносимые согласные … Где ? В корне слова)
-Откройте учебник. Исследуйте стр. 115. Назовите тему урока.
( Слова с непроизносимыми согласными ).
- Какие учебные задачи поставим для себя на уроке?
(распознавать орфограмму среди других орфограмм; найти способ проверки непроизносимых согласных)
- Для успешной работы на уроке предлагаю спланировать свою работу. Сегодня мы будем искать ответ на вопрос, значит у нас урок открытия нового знания.
-Как вы предлагаете спланировать работу?
Предлагаем построить лесенку планирования.
О-делаем открытие!
П-применяем знания на практике!
К-контроль !
К
П
О
-Знания на уроках мы добываем сами. Поэтому я предлагаю вам начать поиск ответов на вопросы со следующего задания.
Слайд 2
( Грустный, грусть. Солнышко, солнце. Здравие, здравствуй. Наездник, езда)
-Сколько здесь групп однокоренных слов? (4 группы)
- Как пишутся корни в однокоренных словах? (одинаково)
-Произнесите слова и пронаблюдайте во всех ли словах согласные звуки произносятся?
-Назовите слова с непроизносимыми согласными. (Звездный, грустный, солнце, здравствуй, сердце.) Какой вопрос возникает?
-Давайте понаблюдаем. Запишем слова в два столбика. Как можно их записать? (В первый столбик слова, где согласные произносятся, а во второй – где не произносятся.) Запишите, выделите орфограмму.
(слайд)
грустный грусть
наездник езда
солнце солнышко
здравствуй здравие
-Как вы думаете, почему не все согласные первого столбика произносятся?
Произнесите эти слова.
- Подчеркните непроизносимые согласные.
-Где стоит непроизносимый согласный? (между двумя согласными, или в сочетании ещё нескольких согласных).
-А если трудно их произносить…., то один из звуков обязательно теряется, не произносится.
-Такое сочетание согласных в русском языке называют стечением согласных.
-Подчеркните в каждом слове стечение согласных
Прочитайте их орфографически.
(слайд)
ЗДН СТН ВСТВ ЛНЦ
- Подчеркните буквы непроизносимых согласных .
-Назовите буквы непроизносимых согласных. В Т Д Л
-Произнесите сочетания без этих букв. Что слышим? [ЗН], [СН], [СТВ], [НЦ]
- Можем ли мы утверждать, что буквы, обозначающие непроизносимые согласные звуки, являются орфограммами? Почему? (Написание расходится с произношением. Слышим [ЗН], а пишем ЗДН и т.д.)
-Является ли эта орфограмма корня проверяемая?
-Может кто-то уже готов предложить способ проверки?
- Как слышатся непроизносимые согласные во втором столбике? (четко и ясно) Почему? (Потому, что они находятся перед гласными)
-Где еще мы слышим их чётко и ясно? (на конце слова)
- Подчеркните орфограмму одной чертой, а гласную, которая помогает услышать непроизносимые согласные звуки и согласную в конце слова, двумя чертами.
-Можем ли мы сказать, что эти слова являются проверочными? (да) Почему? (они однокоренные и непроизносимый согласный в них слышится четко и ясно)
-Как пишем корни в однокоренных словах? (одинаково)
-Сформулируйте правило: как проверить непроизносимый согласный в корне слова?
-Совпал ваш вывод с правилом на стр 116?
-Какие однокоренные слова могут быть проверочными?
- в однокоренных словах, когда они находятся перед гласными
- на конце слова
- а вот еще один способ проверки
Сказка (рассказывает ученик)
Согласные звуки затеяли играть в прятки. В русском языке так много слов, в которых удобно спрятаться. Разбежались звуки по словам, сидят и думают: «Кто лучше спрятался»? Вот уже почти все звуки отыскались, а нескольких не хватает. Кричат согласные хором: «Солнце, сердце, чувство, местный». Никто не отзывается. Ещё раз попробовали: «Звездный, праздник, здравствуй». Опять тишина. Собрались, стали думать, как пропавшие звуки найти. Вдруг один звук и говорит: «Давайте мы их ласково позовём. Солнышко, сердечко, местечко». Вот так и нашлись пропавшие звуки в словах.
(слайд )
-Ребята, найдите “лишнее” слово. Докажите, что это слово “лишнее”.
Сер…це, чес…ный, вкус…ный, радос…ный
(“Лишнее” слово “вкусный”, так как в этом слове букву – m – писать не надо, проверим – “вкус”, “вкусен”, - в этих словах нет звука [ m], значит и в слове вкусный не будем писать – m -).
5. Применение знаний.
Вставить пропущенные буквы. Подобрать проверочное слово.
Работа в парах.
1 вариант Чес…ный , учас…ник, счас…ливый , радос…ный , чудес…ный .
2 вариант Трос…ник, хрус…нуть , , хвас…ливый ,звез…ный ,прекрас…ный.
Самопроверка. ( слайд)
6. Контроль знаний .
- Мы учились применять открытые знания. Готовы ли вы перейти на ступеньку контроля?
-Перед вами три задания. Все они связаны с темой нашего урока, но разные по сложности. Прежде, чем выбрать себе задание, познакомьтесь со всеми и решите, какое вам по силам.
- При выборе первого задания, вы можете получить только 4 при условии, что у вас не будет ошибок.
- При выборе второго задания, вы можете рассчитывать на 5, но при этом у вас не должно быть ошибок.
- Если вы выбираете третье задание, вы также можете рассчитывать на 5, но вам предоставляется право на одну ошибку.
- Знакомьтесь, выбирайте, выполняйте.
Задание №3
Выпишите только те слова, в которых есть непроизносимый согласный. Укажите количество букв и звуков.
Трубка, стена, вестник,
косточка, лесник, тростник,
участник, зарядка, земля, зависть,
соседка, яростный
Задание №2
Образовать однокоренные прилагательные. Найти непроизносимую согласную.
место –
честь –
радость –
капуста-
известие –
Задание № 1
Выпиши слова с непроизносимой согласной. Обозначь орфограмму.
Ездить, езда, поезда - поез…ка, наез…ник;
звезда, звёздочка – звёз…ный,
Свист, свистеть, засвистел - свис…нуть;
Честь – чес…ный;
Вести, известить – извес…ный.
Оцените предварительно свою работу знаками +/- .
7. Подведение итога.
- Вернёмся к началу урока.
-Справились ли мы с поставленными задачами?
-Какое открытие вы сегодня сделали?
-Как проверить написание слов с непроизносимым согласным звуком?
8.Д/З упр 229, правило на стр 115,116