kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку "Тире между подлежащим и сказуемым"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена разработка урока русского языка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку "Тире между подлежащим и сказуемым"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №3 «Образовательный центр»

города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский

Самарской области

446600: Самарская область, г. Нефтегорск, ул. Нефтяников, д. 35

Тел. (факс): 8 (846 70) 2-22-38; E-mail: [email protected]

_________________________________________________________




ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
«Тире между подлежащим и сказуемым»


Урок дан для учителей русского языка

литературы ГБОУ СОШ № 3 Мартыновой Л.В.

с целью демонстрации использования

современных технологий на уроках русского языка

14.11.2014


.

1. ФИО (полностью) Мартынова Людмила Владимировна

2. Место работы: ГБОУ СОШ №3 г.Нефтегорска
3. Должность: Учитель русского языка и литературы
4. Предмет: Русский язык
5. Класс: 11Б
6. Тема и номер урока: «Тире между подлежащим и сказуемым», урок № 34
7. Базовый учебник:Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы:.Учебник для общеобразовательных школ.-2-е изд.-М.:ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2005
Цель урока: повторить и обобщить тему «Тире между подлежащим и сказуемым»

Задачи:

1.Образовательные: закрепить навыки выявления структуры грамматиеской основы предложений, анализа изобразительно-выразительных средств языка, расширить известное учащимся правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении

2.Развивающие :

в процессе работы по изучению новой темы через различные формы организации учебно-

познавательной деятельности способствовать развитию мышления обучающихся, речи, внимания,

памяти; формированию умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые

факты;

- развивать навык работы на компьютере, в сети Интернет; навыки работы в группах; умение работать

с тестом

3.Воспитательные: - создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка

путём вовлечения каждого в активную деятельность, способствовать развитию навыков сотрудничества

в ходе группового и коллективного поиска;

-воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, потребность оценивать свою деятельность

и работу товарищей.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок

Формы и методы работы с учащимися: фронтальная, групповая и самостоятельная работа;

постановка и решение проблемных задач, частично-поисковая деятельность с применением интернет-

ресурсов, электронного учебника «1С: Репетитор. Русский язык», компьютерной презентации

на основе программы PowerPoint.

Необходимое техническое оборудование: Средства обучения: мультимедийный проектор,

компьютер с программой воспроизведения звуковых файлов.
Используемые ЭОР: Мультимедиа-комплект «1С: Репетитор. Русский язык»;

(http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61323/

http://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_172,




Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

Организа-

ционный момент.



Организация работы на уроке

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Вступительное слово учителя о задачах урока: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания, что они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться. И для того, чтобы ваши фразы имели легкость, текст ваш не рассыпался, и наконец, чтобы вы хорошо написали сочинения- рассуждения на экзамене, сегодня мы будем работать над темой урока «Постановка тире между подлежащим и сказуемым».

Организация готовности учащегося к работе

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

1мин

2.

Актуализация знаний предыдущих уроков















































































































ЗОЖ

Физкульт-минутка

Изображена на экране

Схема –опора «Грамматическая основа»

(Приложение №1,2 к конспекту урока по русскому языку)


















Задание 2.

Интерактивные таблицы «Способы выражения подлежащего»,«Подлежащее и способы его выражения», «Способы выражения сказуемого», «Виды сказуемых»

(http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61323/

№ 18, 19 , 35, табл. 2)


Задание 3.

Изображение на экране

Схема –опора «Способы выражения подлежащего и сказуемого»(Приложение № 3 к конспекту урока по русскому языку)































Задание 4.

Изображение на экране

1. Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости.

2. Нюанс - оттенок, тонкое различие в чём - нибудь.

3. Отрицать - значит отвергать существование, необходимость, обязательность чего - нибудь.

4. Шли два приятеля вечернею порою.

5. Присутствующие делились впечатлениями об экскурсии.

6. Никто не отвечал мне.

7. Далече грянуло ура.

8. Бывалые и старыепоучали молодых.

9. По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит.

10. Октябрь уж наступил.

11. Я помню чудное мгновенье.

12. Приезд отца явился полной неожиданностью.

13. Некоторые подростки в годы войны были удостоены боевых наград.(№2 табл2)


Задание 1.

Фронтальный опрос

Предлагает обучающимся, назвать главные признаки подлежащего исказуемого, пользуясь схемой-опорой


















Задание 2.Проверка индивидуального домашнего задания по теме «Способы выражения подлежащего и сказуемого»









Задание 3.

Подчеркните подлежащее и сказуемое и обозначьте, чем они выражены:


.
































Задание 4.

Фронтальная проверка правильности выполнения задания.

Предлагает ответить на вопросы задания,








затем провести сверку с правильным вариантом на экране.








Какие выводы вы можете сделать по результатам повторения темы «Грамматическая основа предложения»?

Задание 1.

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы И. п. кто? что?

 

 Сказуемое - главный член предложения, который обозначает то, что именно говорится о предмете речи, выраженном подлежащим, и отвечает на вопросы:

·  что говорится о предмете речи?

·  что делает предмет?

·  каков он?

·  какой он?

·  кто он такой?

·  что такое предмет?


Задание 2.Рассказы2-х обучающихся о способах выражения подлежащего и сказуемого с использованием интерактивных таблиц









Задание 3.

Обучающиеся самостоятельно выпоняют задание в контрольных листах с подготовленным учителем материалом:

1. Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости.

2. Нюанс - оттенок, тонкое различие в чём –нибудь.

3. Отрицать - значит отвергать существование, необходимость, обязательность чего - нибудь.

4. Шли два приятеля вечернею порою.

5. Присутствующие делились впечатлениями об экскурсии.

6. Никто не отвечал мне.

7. Далече грянуло ура.

8. Бывалые и старые поучали молодых.

9. По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит.

10. Октябрь уж наступил.

11. Я помню чудное мгновенье.

12. Приезд отца явился полной неожиданностью.

13. Некоторые подростки в годы войны были удостоены боевых наград

Задание 4.

Обучающиеся зачитывают вслух

предложения, определяют грамматические основы и способы выражения главных членов







Общая сверка с изображением на экране.









Выводы:Подлежащее может быть выражено:

-сущ. в И. п.

-мест.вИ. п.

-инфинитивом

-цельным словосочетанием

-любой частью речи, которая занимает место подлежащего (прилагательным, причастием, наречием, числительным, междометием).

Сказуемое может быть простым глагольным, составным глагольным и составным именным.

3 мин























4мин














3мин





































5мин









































3.

3. Введение новых знаний




























































































ЗОЖ

Упражне-

ния для глаз

Работа с презентацией.(№2 табл. 2)

Слайд 1.

1.Мое единое отечество – моя пустынная душа (К. Бальмонт).

2.Цель символизма – рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение (В. Брюсов).

3.Быть с людьми – какое бремя! (Ф. Сологуб).

4.Пессимизм и полное безучастие к действительности, страстный порыв куда – то вверх, в небо, и сознание своего бессилия – вот основные ноты и темы нашей новой поэзии (М. Горький).

5.Самая дурная сторона декадентов – это совершенная разрозненность с действительной жизнью, искажение правды

жизни по произволу (И. Бунин).











Задание 2б. Электронный учебник «1С: Репетитор. Русский язык

( №36, табл. 2)



















Задание 2.в.

Слайд 2.

1.Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества.

(А. Волынский)

2.Деянья всех людей как тень в безумном сне.

(В. Брюсов).

3.Песня с бурей вечно сестры

(В. Брюсов).

4.Валерий Брюсов, несомненно, символист.

5.Я вольный ветер

(К. Бальмонт).

Я – изысканность русской медлительной речи

(К. Бальмонт).

6.Константин Бальмонт тоже символист.

7.Демьян Бедный не символист.

(№2, табл.2)

Задание 1.

Анализ предложений. Прочитайте данные предложения и сделайте вывод о причинах постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Вопросы учителя:

1.На что нужно при этом обращать внимание?

2.Какие комбинации грамматичой основы вы наблюдаете?

Задание 2.а.

Познакомьтесь с правилом постановки тире, изложенном в учебнике на странице 252 -253, п.1-7.(Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ.-2-е изд.-М.:ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2005.-464с), сделайте вывод о том, в каких еще случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире

Аргументируйте свои ответы, используя примеры упражнений 375-377 учебника.








Задание 2б. Индивидуальная работа

Самостоятельно найти в электронном учебнике «1С: Репетитор. Русский язык» случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, которые не были рассмотрены в ходе объяснения нового материала.
(Открывать в следующей последовательности: Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым.)






Задание 2.в.

На основе материала Интернет подготовить сообщение о том,

в каких случаях между подлежащим и сказуемым тире не ставится. Привести соответствующие примеры из карточки.






















Задание 1 Обучающиеся работают с учителем по Слайду1.






Ответобучающихся:

1.«На то, чем выражены подлежащее и сказуемое в этих предложениях.»


Задание 2.а.

Группа 1 обучающихся читают материал учебника (п 1-7), делают вывод о постановке тире между подлежащим и сказуемым:

«Если оба члена выражены существительным в именительном падеже, если один из них выражен существительным, а другой – глаголом в начальной форме, если оба главных члена выражены глаголом в начальной форме, если оба выражены числительными, если один из них выражен числительным, а другой существительным, если перед сказуемым стоят слова это, вот, значит.

Подтверждают примерами упражнений

375-377учебника

Задание 2б.

2 ученика работают с электронным учебником «1С: Репетитор. Русский язык» Делают выводы:

- Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если:
1) главный член выражен инфинитивом, а другой - наречием на -о, если между ними предполагается пауза.

Записывают примеры на доске:
Это весело- кататься налодке.
2) сказуемое выражено фразеологическим оборотом
Зарплата у него- будь здоров.

Задание 2 .в.

Группа 2 обучающихся осуществляют поиск материала в сети Интернет и работают с карточкой ( копия Слайда2)

Делают вывод об отсутствии тире между подлежащим и сказуемым:

- если между ними присутствует связка есть,

-если подлежащее выражено личным местоимением, кроме тех случаев, когда на местоимение падает логическое ударение,

-если перед сказуемым стоит отрицательная частица не, один из сравнительных союзов, наречие, союзы также и тоже, вводные слова. Озвучивают найденный материал и подтверждают примерами упражнений

из карточки, которые появляются для всеобщего обозрения на экране.

14

мин

4.

Первичное закрепле-

ние материала.

Слайд 3.

Таблица « Правописание тире между подлежащим и сказуемым» (Приложение к уроку№3)

Организует работу с таблицей.

Дает задание:

Записать предложения под диктовку, объяснить постановку или отсутствие тире:

1. Единственное благо – это знание, единственное зло – невежество. (Диоген, древнегреческий философ.)

2. Сознавать, что вы невежественны, – огромный шаг к знаниям. (Бенджамин Дизраэли, XIX век, британский государственный деятель, премьер-министр, писатель.)

3. Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. (Л.Н. Толстой.)

4. Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности – глупость, не быть благодарным – подлость. (В.Ключевский, XIX-XX вв., российский историк, академик.)

Опираясь на таблицу, записывают предложения под диктовку, объясняют выбор написания, который зависит от:

-отсутствия связки;

- от способа выражения главных членов,

-от порядка расположения главных членов по отношению друг к другу

-от наличия или отсутствия паузы,

- от логического выделения и их соотнесенности с темой

6 мин

5

Диагности- ка усвоения знаний

http://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_172

(№16,табл.2)

Критерий оценивания:

33 – 37 – «5»;

26 – 32 – «4»;

15 – 25 – «3»


6 мин

6

Рефлексия


« Слово учителя»:

Мы обобщили материал по теме «Постановка тире между подлежащим и сказуемым».Я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями. Возвращаемся к высказыванию Конфуция: «Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете, что…»

главным для меня на уроке было то, …

Меня порадовало на уроке то,

…Теперь я запомнил(а), что

…Я понял (а), что …


2мин

7

Сообще-

ние домашнего задания


Разъяснить содержание домашнего задания. Выставить оценки


1 мин





Заместитель руководителя ОО ___________ /_Ладяева Г.Ю___/

МП




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по русскому языку "Тире между подлежащим и сказуемым"

Автор: Мартынова Людмила Владимировна

Дата: 07.11.2017

Номер свидетельства: 437497

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым""
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_tirie_miezhdu_podliezhashchim_i_skazuiemym"
    ["file_id"] => string(6) "435994"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509538180"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Тире между подлежащим и сказуемым"
    ["seo_title"] => string(40) "tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym_4"
    ["file_id"] => string(6) "592190"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1637514741"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока по русскому языку "Тире между подлежащим и сказуемым""
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_tirie_miezhdu_podliezhashchim_i_skazuiemym"
    ["file_id"] => string(6) "378695"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484247820"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "урок русского языка "Тире между частями бессоюзного сложного предложения""
    ["seo_title"] => string(87) "urok-russkogho-iazyka-tirie-miezhdu-chastiami-biessoiuznogho-slozhnogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "270079"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450979564"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока по русскому языку "Тире между подлежащим и сказуемым""
    ["seo_title"] => string(72) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym"
    ["file_id"] => string(6) "493253"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1546008468"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства