1 | Организа- ционный момент. | | Организация работы на уроке Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок Вступительное слово учителя о задачах урока: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания, что они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться. И для того, чтобы ваши фразы имели легкость, текст ваш не рассыпался, и наконец, чтобы вы хорошо написали сочинения- рассуждения на экзамене, сегодня мы будем работать над темой урока «Постановка тире между подлежащим и сказуемым». | Организация готовности учащегося к работе Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | 1мин |
2. | Актуализация знаний предыдущих уроков ЗОЖ Физкульт-минутка | Изображена на экране Схема –опора «Грамматическая основа» (Приложение №1,2 к конспекту урока по русскому языку) Задание 2. Интерактивные таблицы «Способы выражения подлежащего»,«Подлежащее и способы его выражения», «Способы выражения сказуемого», «Виды сказуемых» (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61323/ № 18, 19 , 35, табл. 2) Задание 3. Изображение на экране Схема –опора «Способы выражения подлежащего и сказуемого»(Приложение № 3 к конспекту урока по русскому языку) Задание 4. Изображение на экране 1. Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости. 2. Нюанс - оттенок, тонкое различие в чём - нибудь. 3. Отрицать - значит отвергать существование, необходимость, обязательность чего - нибудь. 4. Шли два приятеля вечернею порою. 5. Присутствующие делились впечатлениями об экскурсии. 6. Никто не отвечал мне. 7. Далече грянуло ура. 8. Бывалые и старыепоучали молодых. 9. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит. 10. Октябрь уж наступил. 11. Я помню чудное мгновенье. 12. Приезд отца явился полной неожиданностью. 13. Некоторые подростки в годы войны были удостоены боевых наград.(№2 табл2) | Задание 1. Фронтальный опрос Предлагает обучающимся, назвать главные признаки подлежащего исказуемого, пользуясь схемой-опорой Задание 2.Проверка индивидуального домашнего задания по теме «Способы выражения подлежащего и сказуемого» Задание 3. Подчеркните подлежащее и сказуемое и обозначьте, чем они выражены: . Задание 4. Фронтальная проверка правильности выполнения задания. Предлагает ответить на вопросы задания, затем провести сверку с правильным вариантом на экране. Какие выводы вы можете сделать по результатам повторения темы «Грамматическая основа предложения»? | Задание 1. Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы И. п. кто? что? Сказуемое - главный член предложения, который обозначает то, что именно говорится о предмете речи, выраженном подлежащим, и отвечает на вопросы: · что говорится о предмете речи? · что делает предмет? · каков он? · какой он? · кто он такой? · что такое предмет? Задание 2.Рассказы2-х обучающихся о способах выражения подлежащего и сказуемого с использованием интерактивных таблиц Задание 3. Обучающиеся самостоятельно выпоняют задание в контрольных листах с подготовленным учителем материалом: 1. Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости. 2. Нюанс - оттенок, тонкое различие в чём –нибудь. 3. Отрицать - значит отвергать существование, необходимость, обязательность чего - нибудь. 4. Шли два приятеля вечернею порою. 5. Присутствующие делились впечатлениями об экскурсии. 6. Никто не отвечал мне. 7. Далече грянуло ура. 8. Бывалые и старые поучали молодых. 9. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит. 10. Октябрь уж наступил. 11. Я помню чудное мгновенье. 12. Приезд отца явился полной неожиданностью. 13. Некоторые подростки в годы войны были удостоены боевых наград Задание 4. Обучающиеся зачитывают вслух предложения, определяют грамматические основы и способы выражения главных членов Общая сверка с изображением на экране. Выводы:Подлежащее может быть выражено: -сущ. в И. п. -мест.вИ. п. -инфинитивом -цельным словосочетанием -любой частью речи, которая занимает место подлежащего (прилагательным, причастием, наречием, числительным, междометием). Сказуемое может быть простым глагольным, составным глагольным и составным именным. | 3 мин 4мин 3мин 5мин |
3. | 3. Введение новых знаний ЗОЖ Упражне- ния для глаз | Работа с презентацией.(№2 табл. 2) Слайд 1. 1.Мое единое отечество – моя пустынная душа (К. Бальмонт). 2.Цель символизма – рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение (В. Брюсов). 3.Быть с людьми – какое бремя! (Ф. Сологуб). 4.Пессимизм и полное безучастие к действительности, страстный порыв куда – то вверх, в небо, и сознание своего бессилия – вот основные ноты и темы нашей новой поэзии (М. Горький). 5.Самая дурная сторона декадентов – это совершенная разрозненность с действительной жизнью, искажение правды жизни по произволу (И. Бунин). Задание 2б. Электронный учебник «1С: Репетитор. Русский язык ( №36, табл. 2) Задание 2.в. Слайд 2. 1.Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества. (А. Волынский) 2.Деянья всех людей как тень в безумном сне. (В. Брюсов). 3.Песня с бурей вечно сестры (В. Брюсов). 4.Валерий Брюсов, несомненно, символист. 5.Я вольный ветер (К. Бальмонт). Я – изысканность русской медлительной речи (К. Бальмонт). 6.Константин Бальмонт тоже символист. 7.Демьян Бедный не символист. (№2, табл.2) | Задание 1. Анализ предложений. Прочитайте данные предложения и сделайте вывод о причинах постановки тире между подлежащим и сказуемым. Вопросы учителя: 1.На что нужно при этом обращать внимание? 2.Какие комбинации грамматичой основы вы наблюдаете? Задание 2.а. Познакомьтесь с правилом постановки тире, изложенном в учебнике на странице 252 -253, п.1-7.(Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ.-2-е изд.-М.:ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2005.-464с), сделайте вывод о том, в каких еще случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире Аргументируйте свои ответы, используя примеры упражнений 375-377 учебника. Задание 2б. Индивидуальная работа Самостоятельно найти в электронном учебнике «1С: Репетитор. Русский язык» случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, которые не были рассмотрены в ходе объяснения нового материала. (Открывать в следующей последовательности: Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым.) Задание 2.в. На основе материала Интернет подготовить сообщение о том, в каких случаях между подлежащим и сказуемым тире не ставится. Привести соответствующие примеры из карточки. | Задание 1 Обучающиеся работают с учителем по Слайду1. Ответобучающихся: 1.«На то, чем выражены подлежащее и сказуемое в этих предложениях.» Задание 2.а. Группа 1 обучающихся читают материал учебника (п 1-7), делают вывод о постановке тире между подлежащим и сказуемым: «Если оба члена выражены существительным в именительном падеже, если один из них выражен существительным, а другой – глаголом в начальной форме, если оба главных члена выражены глаголом в начальной форме, если оба выражены числительными, если один из них выражен числительным, а другой существительным, если перед сказуемым стоят слова это, вот, значит. Подтверждают примерами упражнений 375-377учебника Задание 2б. 2 ученика работают с электронным учебником «1С: Репетитор. Русский язык» Делают выводы: - Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если: 1) главный член выражен инфинитивом, а другой - наречием на -о, если между ними предполагается пауза. Записывают примеры на доске: Это весело- кататься налодке. 2) сказуемое выражено фразеологическим оборотом Зарплата у него- будь здоров. Задание 2 .в. Группа 2 обучающихся осуществляют поиск материала в сети Интернет и работают с карточкой ( копия Слайда2) Делают вывод об отсутствии тире между подлежащим и сказуемым: - если между ними присутствует связка есть, -если подлежащее выражено личным местоимением, кроме тех случаев, когда на местоимение падает логическое ударение, -если перед сказуемым стоит отрицательная частица не, один из сравнительных союзов, наречие, союзы также и тоже, вводные слова. Озвучивают найденный материал и подтверждают примерами упражнений из карточки, которые появляются для всеобщего обозрения на экране. | 14 мин |
4. | Первичное закрепле- ние материала. | Слайд 3. Таблица « Правописание тире между подлежащим и сказуемым» (Приложение к уроку№3) | Организует работу с таблицей. Дает задание: Записать предложения под диктовку, объяснить постановку или отсутствие тире: 1. Единственное благо – это знание, единственное зло – невежество. (Диоген, древнегреческий философ.) 2. Сознавать, что вы невежественны, – огромный шаг к знаниям. (Бенджамин Дизраэли, XIX век, британский государственный деятель, премьер-министр, писатель.) 3. Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. (Л.Н. Толстой.) 4. Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности – глупость, не быть благодарным – подлость. (В.Ключевский, XIX-XX вв., российский историк, академик.) | Опираясь на таблицу, записывают предложения под диктовку, объясняют выбор написания, который зависит от: -отсутствия связки; - от способа выражения главных членов, -от порядка расположения главных членов по отношению друг к другу -от наличия или отсутствия паузы, - от логического выделения и их соотнесенности с темой | 6 мин |