Конспект урока русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"
Конспект урока русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"
Цели урока: Познакомить учащихся с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым; отработать умение правильно ставить тире в предложении, находить в тексте предложения соответствующей конструкции, составлять предложения, в которых необходимо тире.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Барановская средняя общеобразовательная школа»
Сафоновского района Смоленской области
Учитель русского языка и литературы
Друзягина Елена Михайловна
Цель деятельности учителя
Познакомить учащихся с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым; отработать умение правильно ставить тире в предложении, находить в тексте предложения соответствующей конструкции, составлять предложения, в которых необходимо тире.
Тип урока
комбинированный
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями):
знать познавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения, схемы данных конструкций;
уметь ставить знаки препинания между главными членами предложения, находить в тексте предложения соответствующей конструкции, составлять предложения, в которых необходимо тире.
Задумчивость — это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться —это дело юношей (Тургенев).
_____ — вот
Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (Пушкин).
_____ — значит
Быть поэтом — значит петь раздолье (Есенин).
Тире между подлежащим и сказуемымне ставится в следующих случаях:
Личное мест.сущ.
Вы умный человек, поймёте... (Чехов).
Сущ. И.п. не сущ. И.п.
Но: Н. ф. глаг. — нен. ф. глаг.
Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожить — не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький).
Сущ. вводн. слово, союзы тоже, также, лишьи др. сущ.
Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин). Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны.
Сущ.прилаг.
Море чудесное, синее и нежное... (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко).
Сущ.естьсущ.
Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой).
Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).
IV. Закрепление полученных знаний
1. Распределительный диктант.
Задание: записать предложения, распределив их на 2 группы.
На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.
1.
-
Труд как блестящая сталь.
2.
+
О решенном говорить – только путать.
3.
+
Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать.
4.
-
Бедность не порок.
5.
-
Июнь лишь начало лета.
6.
-
Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.
7.
+
Сердце наше – вечная тайна для нас самих.
8.
+
Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.
9.
+
Искусство – это мышление в образах.
10.
+
Память - одно из важнейших свойств бытия.
4. Тест на первичное усвоение знаний
Вариант 1
Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.
Ученье вот чума, ученость вот причина…
Самые счастливые люди невежды, а слава удача.
Федор знал, что Артем свой парень.
Море чудесное, синее, нежное.
Лень есть лень, слабость есть слабость.
Вариант 2
Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.
Моя солдатская шинель как печать отвержения.
Но объяснение не оправдание.
Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.