kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Познакомить учащихся с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым; отработать умение правильно ставить тире в предложении, находить в тексте предложения соответствующей конструкции, составлять предложения, в которых необходимо тире.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Барановская средняя общеобразовательная школа»

Сафоновского района Смоленской области



























Учитель русского языка и литературы

Друзягина Елена Михайловна









Цель деятельности учителя

Познакомить учащихся с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым; отработать умение правильно ставить тире в предложении, находить в тексте предложения соответствующей конструкции, составлять предложения, в которых необходимо тире.

Тип урока

комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): 

знать познавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения, схемы данных конструкций; 

уметь ставить знаки препинания между главными членами предложения, находить в тексте предложения соответствующей конструкции, составлять предложения, в которых необходимо тире.

Межпредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность):

способность извлекать информацию из различных источников, использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

применение полученных знаний, умений и навыков анализов языковых явлений на межпредметном уровне ( на уроках иностранного языка, литературы).

Личностные:

 осознание эстетической ценности русского языка;

уважительное отношение к книге, языку;

потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

















Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

  1. Фронтальный опрос

  • Назовите главные члены предложения.

  • Что такое подлежащее?

  • Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

  • Какой член предложения называется сказуемым?

  • На какие виды делятся сказуемые?

  1. Работа у доски

Задание: записать предложения, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

  1. Жизнь прекрасна и удивительна!

  2. Сияют, переливаются купола собора.

  3. Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.

  4. Краткость- достоинство прозы.

III. Объяснение нового материала.

  1. Беседа

– Вспомните правило, которое необходимо применить при характеристике последнего предложения.

– Это не единственное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым, и сегодня мы продолжим разговор на эту тему.

  1. Работа с учебником.

  2. Учащиеся получают памятки-подсказки.





























Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях:

Сущ. И.п.сущ. И.п.

Слово — полководец человечьей силы (Маяковский).

Числ. И.п.числ. И.п.

Девятью сорок — триста шестьдесят.

Сущ. И.п.числ. И.п.

Числ. И.п.сущ. И.п.

Глубина там с лодки — шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка (Тургенев).

Сущ. И.п.н. ф. глаг.

Н. ф. глаг. сущ. И.п.

Дело художника — рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка — ненужная роскошь (Чехов).

Н. ф. глаг. н. ф. глаг.

Учить — ум точить (пословица). В камни стрелять — стрелы терять (Горький).

_____ — это

Задумчивость — это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться это дело юношей (Тургенев).

_____ — вот

Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (Пушкин).

_____ — значит

Быть поэтом — значит петь раздолье (Есенин).





















Тире между подлежащим и сказуемым  не ставится в следующих случаях:

Личное мест. сущ.

Вы умный человек, поймёте... (Чехов).

Сущ. И.п. не сущ. И.п.


Но: Н. ф. глаг.не н. ф. глаг.

Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь  прожить — не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький).

Сущ. вводн. слово,  союзы тоже, также, лишь и др. сущ.

Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин). Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны.

Сущ. прилаг.

Море чудесное, синее и нежное... (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко).

Сущ. есть сущ.

Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой).

Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).



























IV. Закрепление полученных знаний

1. Распределительный диктант.

Задание: записать предложения, распределив их на 2 группы.

  1. Наша задача - хорошо учиться.

  2. Ум без книги как птица без крыльев.

  3. Старость не радость.

  4. Человек- вот правда жизни.

  5. Люди как реки.

  6. Великое дело- новость.

  7. Пятью пять- двадцать пять.

  8. Татьяна не дитя.

  9. Говорить не думая – стрелять не целясь.

  10. Он порча, он чума, он язва здешних мест.

  11. Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

  12. Сердце не камень.

2. Работа с учебником

Выполнение упражнения

3. Программированный диктант.

На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.


1.

-

Труд как блестящая сталь.

2.

+

О решенном говорить – только путать.

3.

+

Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать.

4.

-

Бедность не порок.

5.

-

Июнь лишь начало лета.

6.

-

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

7.

+

Сердце наше – вечная тайна для нас самих.

8.

+

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

9.

+

Искусство – это мышление в образах.

10.

+

Память - одно из важнейших свойств бытия.




4. Тест на первичное усвоение знаний

Вариант 1

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Ученье вот чума, ученость вот причина…

  2. Самые счастливые люди невежды, а слава удача.

  3. Федор знал, что Артем свой парень.

  4. Море чудесное, синее, нежное.

  5. Лень есть лень, слабость есть слабость.

Вариант 2

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Моя солдатская шинель как печать отвержения.

  2. Но объяснение не оправдание.

  3. Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.

  4. Твои речи будто острый нож.

  5. Преодолеть препятствие вот наша задача.

V. Подведение итогов

VI. Домашнее задание


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"

Автор: Друзягина Елена Михайловна

Дата: 01.11.2017

Номер свидетельства: 435994

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Тире между подлежащим и сказуемым"
    ["seo_title"] => string(40) "tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym_4"
    ["file_id"] => string(6) "592190"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1637514741"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока по русскому языку "Тире между подлежащим и сказуемым""
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_tirie_miezhdu_podliezhashchim_i_skazuiemym"
    ["file_id"] => string(6) "378695"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484247820"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока русского языка на тему "Тире между подлежащим и сказуемым" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-tirie-miezhdu-podliezhashchim-i-skazuiemym"
    ["file_id"] => string(6) "125236"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414938780"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока по русскому языку "Тире между подлежащим и сказуемым""
    ["seo_title"] => string(72) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym"
    ["file_id"] => string(6) "493253"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1546008468"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока на тему "Тире между подлежащим и сказуемым" в 8 классе"
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-na-tiemu-tirie-miezhdu-podliezhashchim-i-skazuiemym-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "249957"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446997460"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства