Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку. Тема: "Фразеологизмы".»
Русский язык 5 класс
(учебник М.М.Разумовская, С.И. Львова)
Тема урока: Фразеологизмы.
Цель урока:
Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
Развивающая: способствовать развитию навыков правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формированию навыков определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умения отличать их от других речевых единиц в потоке речи; содействовать развитию творческих способностей и образного мышления школьников; обогащать словарный запас школьников;
Воспитательная: способствовать воспитанию любви к русскому языку, его красоте и многозначности.
Ход урока
I.Организационный момент
1. Психологический настрой
- Добрый день, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? - Да! Тогда вперед!
2. Релаксация (под музыку звуков природы).
- Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.
II. Проверка домашнего задания
Работа с таблицей (стратегия Домино) ПРОВЕРКА
III. Актуализация знаний
1.Блиц-опрос(Если ответил на вопрос, то поставь себе 1 балл)
1.Какой раздел науки о языке изучает лексическое значение слов? (Лексика)
2.Где мы можем найти лексическое значение слова? (в толковых словарях)
3.Какие слова называются однозначными?
4. Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений?
5. Какие слова называются антонимами? Приведите пример.
6. Как называются слова, разные по звучанию и написанию, но схожие по лексическому значению? (синонимы)
7. Какие слова называются омонимами?
8.Какие слова мы называем заимствованными?
9. По предложенному отрывку отгадайте, о какой профессии идет в нем речь.
- Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов - это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры. – ХУДОЖНИК
- Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич.
- Что с ним?
- Инфильтрат в левом легком под ключицей.
- А сколько граммов стрептомицина вы уже вкололи этому юноше?
- Пятьдесят два. Роман Борисович.
- Назначьте его на консультацию к Зацепиной. - ВРАЧ
- Почему вам удалось так быстро справиться с заданием? Какие слова помогли?
Солнце садилось и косыми лучами освещало верхушку высокого дуба.
5. Работа по карточкам (1 ученик – речевые образцы)
(1 ученик – разбор словосочетаний)
IV. Постановка проблемы и задач урока
- Зарубите себе на носу: сегодня вам придется работать, засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счете, вас ждет успех!
- Мое приветствие вас удивило? Вы, наверное, заметили, что в русском языке, да и в казахском тоже есть сочетания слов, которые помогают нам выражать свои чувства, эмоции, отношение к происходящему, делают нашу речь ярче и выразительнее.
Например, когда человек достиг цели – говорим, «покорил вершину»;
когда плохо работает – «работал спустя рукава»;
работает хорошо – «работает, засучив рукава»;
когда ничего не делает – «сидит, сложа руки»
- Такие выражения называются фразеологизмами.
- Итак, тема нашего урока «Фразеологизмы».
- Открываем тетради, запишем сегодняшнее число, классная работа и тема урока «Фразеологизмы». (Учитель пишет на доске, ученики – в тетрадях).
-Сегодня мы все вместе отправимся в увлекательное путешествие по стране, которая называется - Фразеология.
Фразеология – это удивительная страна, в которой много загадочного и интересного. Ее жители ничем не отличаются от нас с вами. Правда, они говорят загадками. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого образна и каждое слово употребляется к месту и ко времени.
Писатель Карней Иванович Чуковский в книге «От двух до пяти» рассказал об интересном случае: «Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха «собаку съела» в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка».
- Почему мальчик спрятал щенка?
- Что значит выражение «Собаку съела»- имеет большой опыт, знания в чём-либо.
- Давайте вместе сформулируем цель нашего урока (познакомиться с термином фразеологизмы, научиться определять их в тексте, пользоваться ими в повседневной жизни)
Работаем по опорному конспекту
- Внимательно просмотрите опорный конспект и найдите определение термину фразеологизм.
!!!! Фразеологизмы– устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. (в тетрадь)
- Для чего служат фразеологизмы?
Фразеологизмы – особые обороты, устойчивые выражения, служат для украшения нашей речи.
- Где чаще всего можно встретить фразеологические обороты?
Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. Часто их можно встретить при изучении русского народного творчества: пословицы, поговорки, сказки, былины.
- Какая наука изучает фразеологизмы?
Изучением таких выражений занимается фразеология – особый раздел науки о языке. Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов: фразис – «выражение» и логос – «учение».
!!!!! Фразеология - раздел науки о языке, изучающий устойчивые речевые обороты и выражения, т.е. фразеологизмы.
- Фразеологизмы, как и слова, являются единицами языка, имеют самостоятельное значение, в речи выступают в качестве членов предложения.
- Чем фразеологизмы отличаются от слов?
Фразеологизмы представляют собой сочетание двух и более слов. Во фразеологизме нельзя произвольно заменять слова, потому что в нем они теряют свою смысловую самостоятельность.
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Это значит, что фразеологизмы, как и слова, используются в речи готовыми, т.е. их надо помнить, знать в том виде, в каком они установились в языке, и с тем значением, которое закрепилось за ними.
- Каждый фразеологизм имеет свою интересную историю.
Например, «После дождичка в четверг» Русичи — древнейшие предки русских — чтили среди своих богов главного бога — бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели — четверг. Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в "свой день" — четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка «После дождичка в четверг» стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.
- О происхождении фразеологизма «Вилами по воде писано» расскажет нам Ошарина Ангелина.
- Откуда можно узнать о происхождении фразеологизмов? Правильно, в специальном словаре, который так и называется – фразеологический.
V.Валеологическая пауза
Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вдохнем,
Шлем творцов мы одеваем
Глупые мысли отгоняем
Глазками моргаем
Мы вместе отдыхаем.
VI. Тренировочные задания
Задание №1. (устно)
-- Что не вырубишь топором?
(Что написано пером, не вырубишь топором)
-- Куда вставляют палки?
(Вставлять палки в колеса)
-- Что бьют бездельники?
(Бьют баклуши)
-- На каких ножках избушка?
(Избушка на курьих ножках)
-- Кого тянут за хвост?
(Тянуть кота за хвост)
-- Когда цыплят считают?
(Цыплят по осени считают)
Задание № 2 Выборочный диктант (работа в парах)+ взаимопроверка
1-ый вариант выпишет фразеологизмы со значением «бездельничать»,
2-ой вариант – со словом «обманывать»,
Сломя голову
Сидеть сложа руки
Во все лопатки
Водить за нос
Бить баклуши
Во весь дух
Вводить в заблуждение
Со всех ног
Задание №3Работа в группах (проблемная ситуация)
1 группа (1-ые варианты):
Жители удивительной страны предлагают нам рассказ Николая Носова, который очень загадочный и необычный.
Задание: прочитать текст, вместо фразеологизмов вставить слова синонимы.
Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошел к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив, ни мертв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюльки н. Он метал громы и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши.
Слова для справок: неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое – как, сильно сердился.
- О каком человеке можно так сказать, применив все эти фразеологизмы?
(Любопытном, несерьезном, легкомысленном).
-А подходит ко всем этим характеристика Незнайка? (Да).
2 группа (2-ые варианты):
Задание: Дайте толкование фразеологизмов, которые положены в основу картинок. (на ватмане)
Задание №4 раздается заранее в распечатанном виде на каждую парту. Попутно повторяется значение лингвистических терминов синонимы и антонимы.)
1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят
2) кто во что горазд 2) в двух шагах
3) как снег на голову 3) куры не клюют
4) ни рыба ни мясо 4) кто в лес, кто по дрова
5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба
6) куда ноги несут 6) ни то ни сё
7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство
8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши
9) доводить до белого каления 9) как мел
Ответ: хоть пруд пруди- куры не клюют, кто во что горазд- кто в лес, кто по дрова, как снег на голову- как гром среди ясного неба, ни рыба ни мясо-
5. Творческий диктант:ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм:
Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за три "девять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….
VI. Домашнее задание
Параграф ______ упражнение ______
Составить синквейн к слову ФРАЗЕОЛОГИЗМ
VII.Этап рефлексии
- Чему был посвящен наш урок?
- Что такое фразеологизм?
- Что вы о них узнали?
- Какая наука изучает фразеологизмы?
«Острова».
На доске карта настроения. Прикрепите свой стикер на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.