Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку по теме "Фразеологизмы"»
Урок русского языка на тему "Фразеологизмы". 4-й класс
Цель: Сформировать у учащихся представление о фразеологизме – как единице языка.
Задачи:
Знакомство с фразеологизмами, учить понимать их значение, правильно употреблять в речи.
Развивать творческие способности и образное мышление школьников.
Воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока
I. Организационный момент. Создание положительной мотивации.
1. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
2. Открыли тетради, записали число.
3. Начать наш урок я предлагаю со слов Л.Н.Толстого:
“Как богат русский язык!
Как много в нем метких слов!”
– Что можете сказать об этом высказывании? (Афоризм.)
– Что такое афоризм?
Орфографическая минутка. Приложение. СЛАЙД
– На доске записан афоризм:
“Как богад руский езык!
Как многа внем медких слоф!”
– Предложите задание.
- Записать в тетрадь, исправляя ошибки.
ПРОВЕРКА. СЛАЙД
Попробуем на этом уроке убедиться в меткости слов Л.Н. Толстого.
II. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.
(2 ученика вбегают после звонка в класс)
Учитель: Почему вы опоздали на урок?
Ученик 1: Ирина Поликарповна, Леша бегал по школе сломя голову, путался под ногами у дежурного учителя, ему сделали замечание. А он и глазом не моргнул и снова понесся, куда глаза глядят. Я его поймала и повела его в класс, а он начал лить крокодиловы слёзы.
Ученик 2( с места): Да, не сносить тебе, Леша, головы.
Учитель: Я ведь русским языком говорила, что бегать нельзя по школе, а тебе, Леша, все как об стенку горох.
- Ребята, а вам не кажется, что мы в нашем диалоге употребили какие- то необычные выражения? Вам все слова показались понятными и обычными?
(Выслушать мнения и ответы ребят)
III. Определение темы урока, постановка учебной задачи.
1. Работа по теме. Введение понятия “фразеологизм”. СЛАЙД
- Подумайте и кратко (одним словом) ответьте на вопрос: “О каком человеке говорят …” (предъявляется по очереди):
У него куры денег не клюют (БОГАТЫЙ)
Он обведёт вокруг пальца кого-либо (ОБМАНЕТ)
Он ходит по струнке перед кем-то (БОИТСЯ, ВЫСЛУЖИВАЕТСЯ, ПОДЧИНЯЕТСЯ)
Он не лезет за словом в карман (НАХОДЧИВЫЙ, МНОГО ЗНАЕТ)
Он перебивается с хлеба на воду (БЕДНЫЙ)
Он звёзд с неба не хватает (ГЛУПЫЙ, НЕУДАЧЛИВЫЙ)
- Фразеологизм иначе можно назвать “фразеологическим оборотом” или “крылатым выражением”. Их нельзя придумать самому, а можно только запомнить и употреблять в своей речи.
1. Знакомство с фразеолог.словарем.
УЧИТЕЛЬ: - Это – фразеологический словарь. Здесь вы можете найти толкование различных устойчивых сочетаний, фразеологизмов. Таких как считать ворон, заморить червячка, обвести вокруг пальца. Изучение и знание фразеологизмов очень важно, ведь фразеологизмы отражают национальную специфику народа.
Русский язык богат устойчивыми выражениями. К ним относятся пословицы. поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми. Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, которые называются фразеологизмами.
Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания “фразесами”, “российскими пословиями”, и предложил их выделить для них специальную группу, Он предложил включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.
- А как же произошли фразеологизмы? Источники происхождения различны.
Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега – много хлеба);
другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл);
третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет).
Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
2. Подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз в стихотворении:
- Послушайте стихотворения, дополните их необходимыми фразеологизмами. - Объясните, когда так говорят. Запишите Фразеологизм в тетради.
У маленького Паши Ботинки просят….(КАШИ)
Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят: Водой … (НЕ РАЗОЛЬЁШЬ)
Ежата – детки хоть куда! И что же тут дивиться? Ведь мама держит их всегда В ежовых …(РУКАВИЦАХ)
Как много принято у змей, Кусают за ногу гадюки. А потому при встрече с ней Берите, дети, ноги… (В РУКИ)
3. Подбор фразеологизмов к картинкам с их прямым значением:
4. Физминутка
- Закончите и изобразите фразеологизм (мимикой, движениями):
Голоден как …(ВОЛК)
Хитёр как … (ЛИСА)
Труслив как … (ЗАЯЦ)
Здоров как … (БЫК)
Надут как … (ИНДЮК)
Упрям как … (ОСЁЛ)
5. Работа с учебником. Упр. 75 с.50
IV. Итог урока.
– Что интересного узнали о фразеологизмах?
– Какие бывают фразеологизмы?
– Для чего нужны фразеологизмы? (Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.)
– Закончите фразу: Чтобы наша речь была красивой надо? (Пополнять, обогащать свой словарный запас.)