На уроке русского языка по теме "Причастие" дать понятие о причастии; познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия; формировать умения различать причастия и прилагательные, находить причастия в художественных произведениях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку по теме: "Причастие"»
Тема урока: «Причастие»
Цели урока: дать понятие о причастии; познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия; формировать умения различать причастия и прилагательные, находить причастия в художественных произведениях. Оборудование: высказывания великих учёных о причастии, раздаточные материалы, таблицы, цветные мелки, шар.
Ход урока. I. Организационный момент. Психологическая установка.
II. Актуализация прежних знаний учащихся Отгадайте загадку. Маленький и кругленький Несётся быстро вскачь, Недавно мамой купленный Весёлый, резвый... (Мяч)
Назовите прилагательные, характеризующие мяч. По цвету (жёлто - коричневый, яркий), по размеру (небольшой, маленький, средний), по форме (круглый ), по предназначению( футбольный )
Задание 1. А теперь произведём с мячом некоторые действия Тот, который летит, летящий, тот, который падает, падающий, тот, который упал, упавший тот, который забили, забитый.
III. Объяснение нового материала. - Сегодня мы с вами будем говорить об особой форме глагола, которая называется причастием.
- Какие части речи употребляем для этого? (имена прилагательные) - Что мы можем сказать об этих прилагательных? Какие признаки предмета они обозначают: постоянные или временные? (постоянные). - Произведём некоторые действия. Какие признаки по действию приобретает мяч? (летящий, падающий, опускающийся, лопнувший) Постоянные эти признаки или нет? - Нет, летящий мяч - мяч, который летит сейчас, в настоящее время. Причастие можно заменить сочетанием местоимения «который»+глагол, от которого образовано причастие. Подобной замены с прилагательным делать нельзя. Проводим словообразовательный разбор и определим, от каких слов образованы слова круглый (круг), летящий (лететь). - Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным? (Причастие обозначает временный признак по действию, он не является постоянным) - Какую часть речи поясняет прилагательное, причастие? Как изменяются? - Причастия, как и прилагательные, изменяются по родам, числам, падежам.
IV. Работа с таблицами, примерами. На доске примеры из стихотворений. 1. Мы тронулись. Как тихо! И плывёт Луна в мерцающей лазури. ( «Буря» М. Джалиль) 2. Не спастись мольбою, если враг Нас возьмёт в железный плен оков Но не быть окован на руках Саблей поражающих врагов. («О героизме» перевод А. Шпирта ) Задание классу: найти и определить из строк стихотворений род, число, падеж, время, и вид причастий. (Ученики находят причастия: мерцающей - ж. р., ед. ч., П. п., наст. вр., несов. в. поражающих - мн. ч., наст. вр., несов. в. ) Физкультминутка. (Учитель называет слова, ученики делают зарядку. Если это прилагательное, ученики делают наклон налево, глагол - направо, причастие - вперед, сомневаются - круговое дви - жение) Голубой, рисует, пишущая, спелая, дремучий, решает, говорит, желтеющие, белеть, пахнущий, сидящий, чудесная, уехал, синея. - На доске таблица со словосочетаниями. Зимующие птицы Бушующее море Зимняя дорога Зеркальная поверхность Раскрытая книга Свежие семена (Ученики должны найти словосочетания причастие + существительное; прилагательное + существительное)
V. Закрепление. Задание 1. Образовать действительные причастия от глаголов: настоящего и прошедшего времени 1. Стоять – стоящий, стоявший 2. 3евать – зевающий, зевавший 3. Держать – держащий, державший 4. Раздеваться – раздевающийся, раздевавшийся 5. Видеть – видящий, видевший Задание 2. Отгадай – ка пословицы и поговорки. Найти причастие и охарактеризовать его.
VI. Подведение итогов. Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока. - Итак, какую «силу имени» прилагательного имеет причастие? Ученики делают вывод о признаках прилагательного у причастия, указывают на общее и различия в их грамматических признаках. Мы выяснили, что причастия имеют признаки и глагола, и прилагательного; изменяются по родам, числам и падежам, имеют вид, время. Учитель обращается к детям: - Ребята, сегодня вы оценивали себя сами. Выведите средний балл. Выставление оценок за урок (комментарий учителя).
object(ArrayObject)#885 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(227) "Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие" с использованием элементов технологии критического мышления "
["seo_title"] => string(139) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastiie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
["file_id"] => string(6) "116664"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1412579613"
}
}