kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку по теме: "Причастие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке русского языка по теме "Причастие" дать понятие о причастии; познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия; формировать умения различать причастия и прилагательные, находить причастия в художественных произведениях.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку по теме: "Причастие"»

Тема урока: «Причастие»

Цели урока: дать понятие о причастии; познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия; формировать умения различать причастия и прилагательные, находить причастия в художественных произведениях.
Оборудование: высказывания великих учёных о причастии, раздаточные материалы, таблицы, цветные мелки, шар.


Ход урока.
I. Организационный момент. Психологическая установка.


II. Актуализация прежних знаний учащихся Отгадайте загадку.
Маленький и кругленький
Несётся быстро вскачь,
Недавно мамой купленный
Весёлый, резвый...
(Мяч)

Назовите прилагательные, характеризующие мяч.
По цвету (жёлто - коричневый, яркий), по размеру (небольшой, маленький, средний), по форме (круглый ), по предназначению( футбольный )

Задание 1. А теперь произведём с мячом некоторые действия
Тот, который летит, летящий, тот, который падает, падающий, тот, который упал, упавший тот, который забили, забитый.


III. Объяснение нового материала.
- Сегодня мы с вами будем говорить об особой форме глагола, которая называется причастием.

- Какие части речи употребляем для этого? (имена прилагательные)
- Что мы можем сказать об этих прилагательных? Какие признаки предмета они обозначают: постоянные или временные? (постоянные).
- Произведём некоторые действия. Какие признаки по действию приобретает мяч? (летящий, падающий, опускающийся, лопнувший)
Постоянные эти признаки или нет?
- Нет, летящий мяч - мяч, который летит сейчас, в настоящее время. Причастие можно заменить сочетанием местоимения «который»+глагол, от которого образовано причастие.
Подобной замены с прилагательным делать нельзя. Проводим словообразовательный разбор и определим, от каких слов образованы слова круглый (круг), летящий (лететь).
- Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным? (Причастие обозначает временный признак по действию, он не является постоянным)
- Какую часть речи поясняет прилагательное, причастие? Как изменяются?
- Причастия, как и прилагательные, изменяются по родам, числам, падежам.


IV. Работа с таблицами, примерами.
На доске примеры из стихотворений.
1. Мы тронулись. Как тихо! И плывёт
Луна в мерцающей лазури.
( «Буря» М. Джалиль)
2. Не спастись мольбою, если враг
Нас возьмёт в железный плен оков
Но не быть окован на руках
Саблей поражающих врагов.
(«О героизме» перевод А. Шпирта )
Задание классу: найти и определить из строк стихотворений род, число, падеж, время, и вид причастий.
(Ученики находят причастия: мерцающей - ж. р., ед. ч., П. п., наст. вр., несов. в. поражающих - мн. ч., наст. вр., несов. в. )
Физкультминутка.
(Учитель называет слова, ученики делают зарядку. Если это прилагательное, ученики делают наклон налево, глагол - направо, причастие - вперед, сомневаются - круговое дви - жение)
Голубой, рисует, пишущая, спелая, дремучий, решает, говорит, желтеющие, белеть, пахнущий, сидящий, чудесная, уехал, синея.
- На доске таблица со словосочетаниями.
Зимующие птицы Бушующее море
Зимняя дорога Зеркальная поверхность
Раскрытая книга Свежие семена
(Ученики должны найти словосочетания причастие + существительное; прилагательное + существительное)


V. Закрепление.
Задание 1. Образовать действительные причастия от глаголов: настоящего и прошедшего времени
1. Стоять – стоящий, стоявший
2. 3евать – зевающий, зевавший
3. Держать – держащий, державший
4. Раздеваться – раздевающийся, раздевавшийся
5. Видеть – видящий, видевший
Задание 2. Отгадай – ка пословицы и поговорки. Найти причастие и охарактеризовать его.


VI. Подведение итогов. Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока.
- Итак, какую «силу имени» прилагательного имеет причастие?
Ученики делают вывод о признаках прилагательного у причастия, указывают на общее и различия в их грамматических признаках.
Мы выяснили, что причастия имеют признаки и глагола, и прилагательного; изменяются по родам, числам и падежам, имеют вид, время.
Учитель обращается к детям:
- Ребята, сегодня вы оценивали себя сами. Выведите средний балл.
Выставление оценок за урок (комментарий учителя).





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по русскому языку по теме: "Причастие"

Автор: Тукушева Гулнафист Джумакановна

Дата: 06.06.2019

Номер свидетельства: 513612

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Презентация к уроку русского языка "Краткие причастия""
    ["seo_title"] => string(55) "priezientatsiiakurokurusskoghoiazykakratkiieprichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "287820"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454529433"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Урок русского языка в 7 классе по теме «Причастный оборот. Повторение и обобщение» "
    ["seo_title"] => string(92) "urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastnyi-oborot-povtorieniie-i-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "131910"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416246074"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие" с использованием элементов технологии критического мышления "
    ["seo_title"] => string(139) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastiie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "116664"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412579613"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Урок  русского языка "
    ["seo_title"] => string(23) "urok-russkogho-iazyka-1"
    ["file_id"] => string(6) "130911"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416036161"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока русского языка по теме: « Буквы е и ё после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-bukvy-ie-i-io-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "174288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105738"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства