Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку на тему "Буквы е-и в корнях с чередованием" (5 класс)»
Тема:Буква Е-И в корнях с чередованием.
Цель: показать закономерность чередования е-и в корнях слов; развивать навыки рассуждения, мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правило правописания е-и в корнях с чередованием, объяснять языковые явления.
Знать: о чередовании гласных е-и в корнях; способы действия при выборе орфограммы е-и.
Разминка.
Мотивация (создание проблемной ситуации).
Прочитайте пословицы.
Сиденьем города не берут.
Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.
- Синонимичны ли эти пословицы? Есть в них общий смысл? Какой? (Обучающиеся отвечают, что если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьешься. Ты всего добьёшься, если будешь что-то делать, трудиться.)
- Выберите из пословиц однокоренные слова, запишите их в тетрадь. БЕРУТ-СОБИРАЙ-НАБЕРЁШЬ
- Можем ли мы объяснить условия выбора букв Е-И в корнях данных слов? Почему? (Нет. Мы не знаем правила, которое надо применить)
Целеполагание.
Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова цель нашего урока? (Научиться правильно выбирать буквы Е-И в корнях с чередованием).
Запись темы урока.
Основная часть.
Объяснение нового материала.
В корнях с чередованием гласных е – и пишется буква и, если после корня идёт суффикс -а-. В остальных случаях пишется буква е.
Корни с чередованием гласных е – и:
-бер- – -бир- (соберут – собирать)
-мер- – -мир- (умереть – умирать)
-стел- – -стил- (подстелить – подстилать)
-блест- – -блист- (блестеть – блистать)
-пер- – -пир- (запереть – запирать)
-тер- – -тир- (вытереть – вытирать)
-дер- – -дир- (выдерет– выдирать)
-жег- – -жиг- (выжег– выжигать)
-чет- – -чит- (вычет – вычитать)
Исключения: сочетать и сочетание.
- Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий. Работаем в парах с раздаточным материалом. Задание «Закончи предложение».
Ученики зачитывают алгоритм, который появляется на слайде.
Работа по составлению алгоритма учебных действий.
1. Выделяю в слове (корень).
2. Ставлю (знак ударения).
3. Нахожу (безударную гласную в корне)
4. Вспоминаю (корни с чередованием E-И)
5. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).
6. Если есть (суффикс А, пишу И), если нет (пишу Е)
Самостоятельная письменная работа с взаимопроверкой по эталону.
Задание: в данных словосочетаниях глаголы заменить глаголами - синонимами с чередованием в корне, подобрав их из слов для справок.
СВЕРКАТЬ НА СОЛНЦЕ, ПОДНИМАТЬСЯ В ГОРУ, ЗАКРЫВАТЬ КАБИНЕТ, ЗАГОРАТЬСЯ ЯРКО, ОЦЕПЕНЕТЬ ОТ СТРАХА ВЫДЁРГИВАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ, УБЕГАТЬ ОТ РЕБЯТ.
БЛЕСТЕТЬ НА СОЛНЦЕ, ЗАБИРАТЬСЯ В ГОРУ, ЗАПИРАТЬ КЛАСС, ЗАЖИГАТЬСЯ ЯРКО, ЗАМЕРЕТЬ ОТ СТРАХА, УБИРАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ, УДИРАТЬ ОТ РЕБЯТ
Поставьте на полях оценку. 1 ошибка – 5; 2- 4; 3 ошибки – 3; более 4- 2.
Работа с текстом.
Сер.це зам.рает от восторга при виде чудесной картины природы. За с..лом расст. лается гла. кое зеркало большого озера. Ни..ко о ст..лется туман. Но вот скоро забл..стит со..нце туман исчезнет. Яркая радуга цветов радует глаз. От ш. роха лист.ев зам..рает сер..це. Красива русская природа!
Выразительное чтение текста.
- О чем этот текст? Назовите основную мысль текста. (О красоте русской природы)
- Как одним словом можно назвать чувство любви к своему Отечеству? (Патриотизм)
- А что такое патриотизм?
Словарная статья из словаря С. И. Ожегова. Патриотизм - любовь к своему Отечеству, к своему народу.
Патриотизм русских воинов. Обратите внимание на ударение.
- Как называют человека, который люби Родину искренней любовью? Запишите в тетрадь эти два слова: патриотизм, патриот.
- К какому стилю относится текст? (художественному
- К какому типу речи относится текст? (описание)
Работа по вариантам. 1 вариант - выписывает слова с орфограммой E-И в корнях с чередованием; 2 вариант - на остальные орфограммы (2 ученика у доски работают по вариантам).
Работа проверяется коллективно.
- В каком предложении недостаёт запятой? Почему она должна быть?
- Начертить схему сложного предложения и дать устно характеристику
- К слову ЗАБЛЕСТИТ подобрать синонимы (синонимический ряд). (Засыпает, засверкает).
Самостоятельная работа - проверочный тест (5 заданий)
Проверочный тест.
1.В каком ряду у всех глаголов в корне пишется буква И?
2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
А) бл.. стеть, зам...реть, раст...реть
Б) соб..рать, бл..стит, заж...гать
B) взб.. реется, взб. рается, раст...реть
3.Назови «Четвертое лишнее».
А) бл..стит, выж. гает, уб..рёт, зам..рли
Б) уб. гает, м.длительный, расст..лил, пос. лился
4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
А) л...сица, в. ..твей, гр...да
Б) зол...то, в...черня, р.. скошная
В) прот….рает, пол..жить, разв….дить
5. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова с чередующимися гласными в корне.
Зам..рать от восторга, прим...рять платье, пом...рить друзей, зам...реть на месте, вым.. рающее растение, пойти на м... ровую, изм..рять рост, вым. рли от холода.
Ответы:
1. A
2. A
3. А - выжигает Б - расстелил
4. A
5. ЗамИрает от восторга, примЕряет платье, помИрить друзей, замЕреть на месте, вымИрающее растение, пойти на мИровую, измЕрять рост, вымЕрли от холода.
III. Заключение. Подведение итогов.
- С какой орфограммой мы сегодня познакомились? (Правописание Е-И в корнях с чередованием.)
- Перечислите корни, в которых происходит это чередование.
- От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях? (От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет, Е).
- Какую цель мы ставили перед собой? (Научиться правильно писать буквы E-И)
Фамилия, Имя ______________________________________________________
Сер.це зам.рает от восторга при виде чудесной картины природы. За с..лом расст. лается гла. кое зеркало большого озера. Ни..ко о ст..лется туман. Но вот скоро забл..стит со..нце туман исчезнет. Яркая радуга цветов радует глаз. От ш. роха лист.ев зам..рает сер..це. Красива русская природа!
2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
А) бл.. стеть, зам...реть, раст...реть
Б) соб..рать, бл..стит, заж...гать
B) взб.. реется, взб. рается, раст...реть
3. Назови «Четвертое лишнее».
А) бл..стит, выж. гает, уб..рёт, зам..рли
Б) уб. гает, м.длительный, расст..лил, пос. лился
4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
А) л...сица, в. ..твей, гр...да
Б) зол...то, в...черня, р.. скошная
В) прот….рает, пол..жить, разв….дить
5. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова с чередующимися гласными в корне.
Зам..рать от восторга, прим...рять платье, пом...рить друзей, зам...реть на месте, вым.. рающее растение, пойти на м... ровую, изм..рять рост, вым. рли от холода.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(190) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ»."
["seo_title"] => string(94) "konspiekturokarusskoghoiazykavusloviiakhriealizatsiifgosv5klassiepotiemiebukvyoavkornielaglozh"
["file_id"] => string(6) "332717"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1465132203"
}
}