kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

в 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ».

Тип урока: введение нового знания.

Технология: деятельностный метод обучения.

Основные цели:

1)сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне ЛАГ- ЛОЖ,

научить умению определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания;

2)закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание;     3)тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.

1.Постановка учебной задачи.

Результатом этого этапа будет определение учебной задачи. Это этап мотивации и целеполагания.

УУД: личностные, коммуникативные.

Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность.

- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

 Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Орфография».

С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках? (орфограмма).

 Что такое орфограмма? (ошибкоопасное место). А для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы быть грамотными людьми). Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? (да, конечно). Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют). С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке? (раст-ращ-рос).

Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы:

С.довник, р.стение, р.сточек, прил.жить, изл.гать, выр.щенный, в.дяной, выр.с.

Все ли справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? (не совсем,возникли затруднения). Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем?  (Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием  ЛАГ-ЛОЖ).  

Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить?  (Дети высказываются, формулируют тему урока).

2. «Открытие нового знания» .

Результатом этого этапа будет формирование ориентировочной основы действий.

Способы: диалог, парная работа.

Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

-Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием ЛАГ-ЛОЖ?  (можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности).

Предлагаю следующее задание выполнить в парах.

Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.

Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать.

Все ли справились с заданием? (да).  Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ? Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных.

3.Первичное закрепление.

Результатом этого этапа будет комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма.

  -Ребята, давайте составим алгоритм, чтобы легче  запомнить правило. ( Дети проговаривают  шаги алгоритма).

(выделить корень;  подчеркнуть согласную корня: перед «Г» пишем «А», а перед «Ж» - «О»; можно выделить суффикс: если есть суффикс «А», то и в корне пишем букву «А»).

 А теперь  откроем учебник, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом. (дети высказываются).

Выполним упражнение на новое правило  из учебника. Ученики проговаривают в парах условия написания корней ЛАГ-ЛОЖ и осуществляют взаимопроверку.

Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (нужно поработать самостоятельно).

4.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя».Предлагаю написать буквенный диктант. (о-а). Тот ученик, который правильно написал буквы в продиктованных словах и соединил букву «О», тот поучит какую-то букву… («О») Значит, вы усвоили правило и не сделали ни одной ошибки. Учитель показывает (с помощью ПК) правильный ответ.

1.изложить, положить, изложение

2.выложить, излагать, заложить

3.приложить, прилагательное, наложить.

5.Тренировочные упражнения.

Результатом этого этапа будет отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия.

Сообщение дополнительного материала по культуре речи.

Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы знали, что глагол «ложить» без приставки не употребляется, кроме словосочетания «ложиться  спать».

Задание: кто  быстрее запишет как можно больше глаголов с прибавлением приставок к «неправильному» «ложить». Время пошло. Проверяем. Какой корень в написанных глаголах и почему?

Рефлексия деятельности (итог урока).

Урок заканчивается, значит, надо подвести итог.

Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников, используя слова с корнями ЛАГ-ЛОЖ ( излагали, предполагали, проложили и т.д.).

Домашнее задание по выбору: 1. Выполнить упражнение из учебника.

                                                     2. Составить карточку для соседа на изученное

                                                      правило.            

                                                      (10 слов с пропущенными буквами в корнях);

                                                      3. Написать небольшой рассказ «В походе»,

                                                       употребляя

                                                       слова и словосочетания с корнями ЛАГ-ЛОЖ.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ».»

Урок по русскому языку в 5 классе.

 

Тема. «I и II спряжения глаголов настоящего времени»

 

Цели урока: через сказки А.С.Пушкина закрепить знания об окончаниях глаголов I и II спряжения настоящего времени; развивать умения распознавать спряжения глаголов по личным окончаниям.

 

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, выставка работ к сказкам А.С.Пушкина, отрывки из музыкальных произведений.

 

Ход урока.

 

1. Организационный момент.

У. - Ребята, что у нас  за урок?

Д. - У нас урок русского языка.

У. - Чем мы занимаемся на этом уроке?

Д. - Красиво пишем буквы, слова, предложения, разбираем слова по составу, предложения — по членам предложения и т. д.

У. - Для чего нам нужен урок русского языка?

Д. - Чтобы быть грамотными.

 

2. Вступительное слово.

Звучит музыка Г.Свиридова.

У. - Ваш милый образ снится мне,

      С пером, бумагой, при луне.

      Все Ваши строчки хороши,

      Частичка Вашей в них души.

      Стихи и сказки под пером

      Ожили враз, и в каждый дом

      Вошел прекрасный наш поэт.

      Он гений, в этом спору нет.

-Ребята, эти строки посвящены замечательному поэту А.С.Пушкину. Наш урок пройдет  в форме путешествия по сказкам Пушкина. А попутно закрепим знания по теме «I и II спряжение глаголов настоящего времени».

- А сейчас запишите в тетради число и месяц нашей встречи.

 

3. Чистописание.

У. - Минутка чистописания сегодня будет проходить необычно. С помощью букв и соединений мы изобразим морские волны.

               

                          Ветер по морю гуляет

                          И кораблик подгоняет.

                          Он бежит себе в волнах

                          На раздутых парусах.

 

На доске запись.

                                  ат         ят

                                  ут         ют

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

 

У. -Перед тем, как писать, вспомним правила письма:

(произносим хором)

                     Я тетрадь свою открою

                     И наклонно положу.

                     Я, друзья от вас не скрою

                     Ручку  я вот так держу.

                     Сяду прямо, не согнусь,

                     За работу я возьмусь.

(Дети записывают строчки букв и предложение).

 

4. Тема урока.

У. - Вот мы и прибыли в волшебную страну Лукоморье. Где встречается это название у Пушкина?

Д. - В поэме «Руслан и Людмила».

У. - Перед вами известный отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Подчеркните все глаголы, которые А.С.Пушкин употребил для обозначения действия сказочных героев.

 

(Дети работают в парах).

 

Ходит, идет, заводит, говорит, бродит, сидит, стоит, прихлынул, выходят, пленяет, несет, тужит, служит, бредет, чахнет, пахнет.

 

У. - Что вы можете сказать о глаголах? Какой глагол «лишний»? Определите спряжение глаголов.

(Дети выполняют задания).

У. - Как будете различать глаголы I и II спряжения?

Д. - По личным окончаниям.

( Работа по вариантам: дети, работающие по I варианту, называют глаголы I спряжения, по II варианту — II спряжения.)

 

У. - Образуйте от глаголов 3-го лица глаголы 2-го лица единственного числа.

 

(Дети выполняют задание).

Ходишь, идешь, заводишь, говоришь, бродишь, сидишь, стоишь, прихлынешь, выходишь, пленяешь, несешь, тужишь, служишь, бредешь, чахнешь, пахнешь.

 

У. - Какова особенность написания окончаний глаголов 2-го лица единственного числа?

Д. - У глаголов 2-го лица пишется Ь после шипящих.

У. Запишите глаголы в тетради, выделите окончания.

(Мальчики записывают глаголы I спряжения, девочки — II спряжения.

При проверке дети произносят слова орфографически).

 

5. Физкультминутка.

                 Легкие прыжки.

                 Мягкие шажки.

                 Вот и вся зарядка.

                 Тихая посадка.

 

6. Продолжение темы урока.

У. - На острове, куда мы с вами попали, есть и другие чудеса.

(Звучит отрывок из музыкального произведения Н.А.Римского-Корсакова «Три чуда»).

У. - Ребята, какого героя из сказки Пушкина вы представили? Я вам помогу.

                 Ель растет перед дворцом,

                 А под ней хрустальный дом;

                 Белка там живет ручная,

                 Да затейница какая!

                 Белка песенки поет

                 Да орешки все грызет.

       Как автор называет белочку?

Д. - Затейница.

(Объяснение значения слова «затейница»).

У. - Запишите это слово и подберите к нему однокоренные слова.

Д. - Затейливый, затевать, затея, затейник.

У. - Разберите слово затейница по составу.

(Дети выполняют задание).

 

У. - Корабельщики дивятся,

      На кораблике толпятся,

      На знакомом острову

      Чудо видят наяву…

- Какие чудеса еще таит в себе волшебный остров?

Д. -Не знаем.

У. - Разгадка таится в этих конвертах. Но злой волшебник рассыпал строчки Пушкина. Вам их следует восстановить.

(Дети работают с карточками по рядам).

Карточка 1.

блистают латы

У ворот

идут в палаты

И стоят

Все теперь

в глаза царя

Тридцать три

богатыря

Д. - Все теперь идут в палаты;

      У ворот блистают латы,

      И стоят в глазах царя

      Тридцать три богатыря.

Карточка 2.

Звезда горит

Под косой

Смотрят- что ж?

луна блестит

Княгиня — диво

А во лбу

Д. - Смотрят — что ж?

       Княгиня — диво;

         Под косой луна блестит,

         А во лбу звезда горит.

Карточка 3.

и в море

Гибель близкую

Злого коршуна

Лебедь около

Бьет крылом

топит

плывет

клюет

торопит

 

Д. - Лебедь около плывет,

      Злого коршуна клюет,

      Гибель близкую торопит,

      Бьет крылом в море топит.

(После того как все четверостишия «расшифрованы», детивыписывают глаголы в два столбика: в первый- глаголы I спряжения, во второй — глаголы II спряжения, затем объясняют написание безударных гласных.

Далее следует взаимопроверка: дети обмениваются тетрадями, проверяют и выставляют оценки).

У. - Теперь я проверю ваши работы и посмотрю, какие вы были внимательные.

(Учитель открывает запись на доске)

Глаголы I спряжение                         Глаголы II спряжение

идут                                                      стоят

блистают                                              смотрят

плывут                                                  блестит

клюет                                                    торопит

бьет                                                      топит

 

7. Итог урока.

У. - Вот и закончилось наше путешествие. Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки А.С.Пушкина.

Пушкин очень любил сказки, он слышал их от своей няни — Арины Родионовны Матвеевой. И каждый раз поэт восклицал: «Что за прелесть эти сказки!».

 

(За работу на уроке детям выдаются «золотые» и «серебряные орешки»).

 

8. Домашнее задание.

Выписать из сказок Пушкина по десять глаголов I и II спряжения. Знать, как пишутся глаголы с не







СЦЕНАРИЙ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ по теме «САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ» с использованием программы «Интерактивные плакаты. Русский язык. Части речи. 
Морфология современного русского языка и культура речи. 
Программно-методический комплекс»

Выполнила: Полякова Виктория Александровна

Цель урока: дальнейшее формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных,  коммуникативных) учащихся в процессе совершенствования умения распознавать самостоятельные и служебные части речи.

Планируемые результаты:

1. Личностные: развитие информационной, коммуникативной и рефлексивной культуры учащихся, волевой саморегуляции.

2. Метапредметные: (целеполагание, планирование, контроль, оценка; операции анализа, сравнения, обобщения).

3. Предметные: совершенствовать умения распознавать части речи; знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи.

Тип урока: урок открытия нового знания.



Формы работы: групповая, работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование:  

  • компьютеры (нетбуки) у учащихся, подключенные к локально сети и сети интернет;

  • интерактивная доска (ИД),

  • мультимедийный проектор,

  • программно-методический комплекс «Интерактивные плакаты. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи» http://www.school.nd.ru (программа на каждом компьютере).



ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний:

Знакомство с грамматической сказкой (В.Волина. "Весёлая грамматика", М., 1995, стр.168-169). Сказка проецируется на ИД.

Как Морфология порядок навела

Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка!

Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. " Без командира нам не обойтись, - решили слова. - Призовём-ка мы на помощь Морфологию!"

- Кто из вас обозначает предмет? - спросила Морфология у слов.

- Мы обозначаем предмет, - ответили одни.

- А какие формы у вас есть?

- Род, число, падеж.

- А что вы умеете делать?

- Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.

- Становитесь под знамя " Имя существительное", - приказала Морфология.

- А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем быть сказуемым! - отрапортовали другие слова.

- Становитесь под знамя "Глагол", - ответила Морфология.

Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.

Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.

Морфология - командир над всеми частями речи. Вместе с Синтаксисом входит в королевство Грамматики. Королём в этом королевстве является могущественный Язык, а королевой - мудрая Грамматика.

У королевы целая свита принцев и принцесс. Среди них особо выделяется одна - строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Частица, Междометие.

3. Фронтальная беседа:

  1. О каком разделе грамматики идет речь в сказке?

  2. Что изучает раздел «Морфология»?

  3. Выпишите из последнего предложения части речи в столбик, отступив строку для темы урока.

4. Работа с программно-методическим комплексом:

- Посмотрите на интерактивную доску. На какие две части делятся записанные вами части речи? (самостоятельные и служебные)

- Все ли части речи отображены на слайде? (нет междометия, зато появились три новых незнакомых части речи)

- Почему междометие не попало на слайд? (гипотезы ребят: особая часть речи, выражает чувства, отношения и пр.) Три выделенных красным маркером части речи мы будем изучать в 6-7 классах.

- Как вы уже догадались, тема урока – «Самостоятельные и служебные части речи». Запишите тему в тетради. Попытаемся сформулировать цель нашего урока (уметь определять части речи, научиться отличать самостоятельные части речи от служебных).



5. Индивидуальное самостоятельное задание:

- Проверим ваше знание частей речи. Из стихотворения (проецируется на ИД) выпишите в тетрадь примеры частей речи и добавьте по одному своему примеру:



Существительное - школа,

Просыпается - глагол.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришел.

Встали мы - местоименье,

Бьёт числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни - у нас частицы.

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах!

А потом

У тёплой печи

Повторяем части речи.



6. Лингвистический эксперимент. Работа с программно-методическим комплексом:

- Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? Назовите ваши предположения, версии. (Предположения, версии обучающихся).

- Проверим наши предположения. Для этого обратимся к диску.

- Изучите признаки любой самостоятельной части речи (например, существительного) и любой служебной части речи:





По итогам работы коллективно заполняется таблица (на ИД, информация закрыта «шторкой»):



Самостоятельные части речи

Служебные части речи

1. Можно задать вопрос.


1. Нельзя задать вопрос.


2. Являются членами предложения.


2. Не являются членом предложения.


3. Имеют лексическое значение.

3. Не имеют лексического значения.



Физкультминутка



7. Закрепление материала:

7.1. - Распределите слова по частям речи, заполните таблицу (работа в группах, заполняется гултаблица совместного редактирования в интернете):

Самостоятельные части речи

Особая часть речи

Междометие

Служебные части речи

Имя существительное:

Имя прилагательное:

Имя числительное:

Глагол:

Наречие:

Местоимение:


Предлог:


Союз:


Частица:




Человек, любимый, ты, птица, добрый, пять, я, смелый, улыбаться, семеро, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, сегодня, вчера, мне, от, к, до, а, но, и, да, не, ни, Ой! Эх! У!

Проверка и сравнение с эталоном.

Самооценивание работы группы (доска): Выставление оценок за работу (на доске критерии): нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»



7.2 - Составьте и запишите предложения из данных слов в тетради:



Задуматься, части, речи. Перестать, спорить.

Стать, они, жить, большой, дружной, семья



- Прочитайте получившийся текст. Из каких частей речи состоят данные предложения? Надпишите названия частей речи над словами.

- Попробуйте составить предложение из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, но, из, о, когда.

- Удалось ли вам это? Почему?

Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи.



7.3 - Разбейте множество слов на группы. Подчеркни цветным карандашом:

красным – слова, обозначающие предмет;

зеленым – слова, обозначающие действия предмета;

синим – слова, обозначающие признак предмета;

желтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос.

Свет у лисица бежать за учить рыжий На

медведь жарит вкусные синее

пишет От нежный красивый

до домик огород смотрит

- Проверьте себя и сравните с эталоном. Оцените свою работу (критерии оценивания даны на доске).



Этап контроля:

Тест (размещен на сервисе Анкетер.ру, выполняется в режиме он-лайн индивидуально каждым учащимся).

1. Что обозначает имя существительное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

4. Из данных слов выберите имена существительные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

-6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать

Ключ: 1 – а

2 – б

3 – в

4 – в

5 – а

6 – б

7 – а

8 - б

Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»



Подведение итогов учебной деятельности. Результаты урока. Рефлексия:

- Удалось ли достичь цели урока, решить поставленные задачи? Что помогало в этом, что препятствовало? Какой опыт мы будем использовать в дальнейшем?



Домашнее задание:

По выбору:

1 вариант: выполнить задние в учебнике (репродуктивного типа).

2 вариант: сочинить сказку о самостоятельных и служебных частях речи (творческое задание).

3 вариант: составить карту государства «Части речи», ментальную карту, презентацию (используя любой способ визуализации изученного материала).












Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

в 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ».

 

Тип урока: введение нового знания.

Технология: деятельностный метод обучения.

Основные цели:

1)сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне ЛАГ- ЛОЖ,

научить умению определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания;

2)закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание;     3)тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.

1.Постановка учебной задачи.

Результатом этого этапа будет определение учебной задачи. Это этап мотивации и целеполагания.

УУД: личностные, коммуникативные.

Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность.

 

- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

  Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Орфография».

С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках? (орфограмма).

 Что такое орфограмма? (ошибкоопасное место). А для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы быть грамотными людьми). Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? (да, конечно). Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют). С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке? (раст-ращ-рос).

Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы:

С.довник, р.стение, р.сточек, прил.жить, изл.гать, выр.щенный, в.дяной, выр.с.

 

Все ли справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? (не совсем,возникли затруднения). Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем?  (Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием  ЛАГ-ЛОЖ).  

Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить?  (Дети высказываются, формулируют тему урока).

2. «Открытие нового знания» .

Результатом этого этапа будет формирование ориентировочной основы действий.

Способы: диалог, парная работа.

Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

-Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием ЛАГ-ЛОЖ?  (можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности).

Предлагаю следующее задание выполнить в парах.

 

Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.

 

Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать.

 

Все ли справились с заданием? (да).  Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ? Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных.

 

3.Первичное закрепление.

Результатом этого этапа будет комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма.

 

  -Ребята, давайте составим алгоритм , чтобы легче  запомнить правило. ( Дети проговаривают  шаги алгоритма).

(выделить корень;  подчеркнуть согласную корня: перед «Г» пишем «А», а перед «Ж» - «О»; можно выделить суффикс: если есть суффикс «А», то и в корне пишем букву «А»).

 А теперь  откроем учебник, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом. (дети высказываются).

Выполним упражнение на новое правило  из учебника. Ученики проговаривают в парах условия написания корней ЛАГ-ЛОЖ и осуществляют взаимопроверку.

Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (нужно поработать самостоятельно).

 

4.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя».

 

Предлагаю написать буквенный диктант. (о-а). Тот ученик, который правильно написал буквы в продиктованных словах и соединил букву «О», тот поучит какую-то букву… («О») Значит, вы усвоили правило и не сделали ни одной ошибки. Учитель показывает (с помощью ПК) правильный ответ.

 

1.изложить, положить, изложение

2.выложить, излагать, заложить

3.приложить, прилагательное, наложить.

5.Тренировочные упражнения.

Результатом этого этапа будет отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия.

Сообщение дополнительного материала по культуре речи.

Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы знали, что глагол «ложить» без приставки не употребляется, кроме словосочетания «ложиться  спать».

Задание: кто  быстрее запишет как можно больше глаголов с прибавлением приставок к «неправильному» «ложить». Время пошло. Проверяем. Какой корень в написанных глаголах и почему?

Рефлексия деятельности (итог урока).

Урок заканчивается, значит, надо подвести итог.

Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников, используя слова с корнями ЛАГ-ЛОЖ ( излагали, предполагали, проложили и т.д.).

Домашнее задание по выбору: 1. Выполнить упражнение из учебника.

                                                     2. Составить карточку для соседа на изученное

                                                      правило.            

                                                      (10 слов с пропущенными буквами в корнях);

                                                      3. Написать небольшой рассказ «В походе»,

                                                       употребляя

                                                       слова и словосочетания с корнями ЛАГ-ЛОЖ.


 

































Тема: Словосочетание ( 5 класс)

( урок-экскурсия по осеннему парку)

Цели :   продолжить работу над словосочетанием; различать глагольные, именные словосочетания; строить словосочетания по схемам;

повторять знания учащихся за курс начальной школы; 

развивать творческие способности учащихся;

прививать любовь к родному языку к родной природе.

Оборудование: кабинет украшен веточками деревьев, листьями, на партах раздаточный материал; на доске – эпиграф к уроку; проектор и экран для показа слайдов.                                               Ход урока                                                                                                                                                                                      

1.    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь. Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

2.    Слово учителя.                                          СЛАЙД 1

Наш сегодняшний урок мне хочется начать с «Осенней песни»  Петра Ильича Чайковского.

Прослушайте фрагмент песни и ответьте на вопрос :

- Какие мысли и чувства вызвала у вас музыка?

- Ребята, а как вы думаете почему  чувства грусти, печали?

     3.  Сообщение темы и целей урока.

Предлагаю вам совершить прогулку по осеннему парку , полюбоваться красотой родной природы, её богатством и щедростью, а также повторим те сведения о русском языке , с которыми вы познакомились в начальной школе, продолжим работу над словосочетанием.

4.    Работа с эпиграфом.                               СЛАЙД 2

Обратите внимание на эпиграф урока, давайте его запишем.

                                                                                             Люблю я пышное

                                                                                              природы увяданье.

                                                                                                           А.С.Пушкин

5. Орфографическая разминка.                             СЛАЙД 3

Начнем нашу прогулку с орфографической разминки, которая называется «Урожайная полянка».

Я вам загадываю загадку, а вы записываете отгадку и выделяете орфограммы.

1.    Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.

                                                                                              КАРТОФЕЛЬ

2.    Сто одежек и все без застежек.                                   КАПУСТА

3.    Маленький, горький, луку брат.

                                                                                           ЧЕСНОК

4.    Ни окошек, ни дверей, а полна горница людей.

                                                                                              ОГУРЕЦ

5.    Сам алый, сахарный, кафтан зеленый бархатный.

                                                                                              АРБУЗ

6.    Лежит хрюшка –

Желтое брюшко.

                                                                                           КАБАЧОК

7.    В поле тычинка –

Золотая вершинка.

                                                                                              РОЖЬ

8.    Сама в земле, а коса на улице.

                                                                                              МОРКОВЬ

9.    Родились у матушки

Сто четыре дочки:

У каждой дочки –

Румяные щечки,

На косе – листочки.

                                                                                               ЯБЛОКО

10.                      Красна в землю вросла.

                                                                                                 СВЁКЛА

5.    Работа над словом.

Ребята, обратите внимание на слово свёкла.

- Как мы произносим это слово?

- А как наши бабушки называют свёклу?

- А вы любите кушать свёклу?

Свёклу нужно употреблять в пищу. Она содержит много витаминов, углеводов, кальций. Потребление свёклы плодотворно влияет на наши кости и зубы, а кто плохо ест, у того и кариес образуется, и тот плохо растет.

А так же  свёкла очищает организм, защищает от рака.

Осень – ещё и грибная пора.     

6.    Синтаксическая разминка.

                                                     СЛАЙД 4

Подберезовики и опята красовались на полянке.

- Ребята, а в чем синтаксическая особенность этого предложения?

Нарисуем схему этого предложения.

7.    Физ.разминка.

СЛАЙД 5

А теперь тихо встали. Поднимите руки вверх.

Представьте кисти рук – это наши листочки.

Помашите ими , пожалуйста.

Ну, настоящий листопад.

А теперь кленовые листочки ложатся на землю.

Опускаем плавно руки. Молодцы. Тихо садитесь.

8.    Повторение и закрепление изученного материала.

- Вспомните, что вы знаете о словосочетании?

- Какие бывают словосочетания по главному слову?

На партах лежат карточки со стихотворением А.С.Пушкина. Прочитайте его.

 - Может кто-то желает прочитать наизусть?

1 вариант

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

2 вариант

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

Задание по рядам.

( Выписать по 4 словосочетания из стихотворений согласно схемам)

 Сущ., + сущ.,                      сущ., + прил.,                             гл., + сущ.,

- Какие словосочетания могут быть в речи средством выразительности?

- Как называют такие прилагательные, которые ярко, образно передают чувства?

                                                  СЛАЙД 6

Составьте словосочетания, используя слова в скобках. Запишите только те, которые придадут речи образность, выразительность.

9.    Поэтическая полянка.

                                 СЛАЙД 7

Из предложенных словосочетаний дома нужно было сочинить стихотворение об осени или написать мини-сочинение, нарисовать картину.

Проверка работ учащихся. (ПРИЛОЖЕНИЕ)

10.          Итог урока.

- Ребята, что значит пышное природы увяданье?

11.  Домашнее задание. Оценки за урок.

 

                                  ПРИЛОЖЕНИЕ

Стихотворение 

Вот и наступила осенняя пора,

Пожелтели листья, а с ними и трава,

Солнце светит тускло, облака плывут быстрей,

И деревня наша стала красивей.

 

Мини-сочинение 

Наступила осень. Стоит отличная погода. Все деревья, кустарники и травы стали жёлтыми и разноцветными. На пруду в воде плавают осенние листья. Ах, как красиво!

Вот стройные косяки журавлей потянулись над полями, лесами и горами.

Так и хочется крикнуть: «Возвращайтесь к нам весной!»

 

Мини-сочинение  

Наступает золотая осень.

Дни становятся короче, и всё реже проглядывает солнце. Деревья все в разноцветных одеждах. Золотые, багряные, бордовые листья медленно опадают и шуршат под ногами, словно мягкий ковёр.

Перелётные птицы готовятся в дальнюю дорогу. В небе я увидел косяк уток, которые летели в далекие края.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пятерева Татьяна Николаевна

Дата: 05.06.2016

Номер свидетельства: 332717


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства