Урок русского языка в 5 классе
Тема: Правописание корней РАСТ-РОС-РАЩ
Планируемые результаты:
Предметные: научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-. Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова.
Метапредметные:
1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.
3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.
Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.
Ход урока
1. Оформление начала работы. В рабочих листах записать дату.
- О чём может нам рассказать сегодняшняя дата? (скоро закончится февраль, зима)А вот вид работы мы запишем чуть позже.
Скажите, с каким настроением вы пришли сегодня в школу?
А мы попробуем разгадать шараду. Для этого внимательно смотрим на слайд, угадываем, какие чувства или отношения представлены и берем из этого слова только первые 2 буквы. Готовы?
Ласка – ла
Боль – бо
Радость – ра
Тоска – то
Риск – ри
Какое слово сложилось? Чего не хватает?
Что такое ЛАБОРАТОРИЯ? Где у нас в городе есть лаборатории? Чем там занимаются?
Исследование, изучение, установление закономерностей, научные открытия.
Мы проведем сегодня ЛАБОРАТОРНУЮ РАБОТУ по русскому языку. (запись типа работы и словарных слов)
Что можно исследовать на уроках русского языка? (слова)
А какое открытие мы можем сделать?
Людей, работающих в лаборатории, называют коллективом, командой. Как должна работать команда?
Чтобы попасть в лабораторию, нужно получить пропуск.
Найдите задание на ЗЕЛЕНОМ листе.
На каждой цифре пишите букву, которую нужно вставить в слово с таким же номером.
1. Прил-гательное, 2- сл-гаемое, 3 – сл-гать
4 – пол-гать, 5 – сл-жение, 6 – изл-гать
7 – прил-гать, 8 – предпол-гать, 9 –предл-гать
Какое правило нужно было вспомнить? Как называют такие корни? (с чередованием) Соедините одинаковые буквы прямыми линиями. Что получилось?
(квадрат) Пусть наш пропуск будет иметь такую квадратную форму.
Посмотрите на КРАСНЫЙ лист. Почему он красный? Цвет привлекает внимание. Это главный лист для нашей сегодняшней работы. Посмотрите на слова, размещенные в таблице. По какому принципу их записали именно так? Какие слова в первом столбике? (растение, вырастет, подрастают) Выделите корни в этих словах.
Во втором столбике? (вырос, подросли, заросли) корень?
В третьем? (выращивать, выращенный) корень?
Лексическое значение корней? От чего же зависит написание букв О-А в этих корнях? Запишите схематично в верхней строке. Как будет звучать правило?
Под таблицей приведены еще слова, прочитаем их. Почему эти слова вне таблицы? Эти слова называются исключениями. Их правописание нужно запомнить.
Кто понял правило? Теперь вы становитесь настоящими исследователями и начинаете работать самостоятельно. Задания записаны на белом листе. Что нужно сделать, чтобы выполнить все без ошибок?
1. Густо р…сти, разложить р…стения, дубы разр…слись, зар…сли тростника, выр…щенные арбузы, р…стовская земля, длинные водор…сли.
2.Распределите записанные ниже слова по столбикам. Орфограмму нужно выделить, выбор объяснить.
Р…сти, р…сток, отр…сль, р…стения, пор…сль, разр…слись, Р…стислав,подр…сли, прор…сти, выр.щенный, возр.ст,
-раст-(-ращ-) -рос- исключения
3.* - Вставьте буквы в текст
«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде выр__сли помидоры. Надо собирать. Дорожки позар__стали бурьяном. Я предлагал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водор__сли. Яблоки выр__сли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлагает слагать. И Шарик не хочет лапы свои к делу приложить. Усложняют они мне работу… Пропадает выр__щенный урожай!
Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»
Кто мог написать это письмо? Из какого произведения эти герои? Как мог ответить Дядя Фёдор?
Подведем итоги нашей работы:
1. Соответствует ли наша работа требованиям к лабораторной работе? (наблюдали, исследовали, сделали «открытие»)
2. От чего зависит написание буквы А? О? Поменяйтесь листами. Проверим задание 1, 2.
3. Мы работали как команда? Как бы вы оценили свою работу? Работу соседа?
4. Какие вопросы вы хотели бы задать мне? Одноклассникам?
5. Как вы думаете, что вам можно взять как дом.задание? (правило учить) Откройте стр.35-36. Какое упр. Вы хотите взять в качестве письм. Задания? Запишите.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Корни -раст-рос-ращ" »