kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 5 классе "Буквы О – А в корнях -лаг-, -лож-"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме: "Буквы О – А в корнях -лаг-, -лож-". 5-й класс

Треногина Марина Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «ОСОШ№1 им. Героя РФ В.П.Брюхова» г. Оса Пермского края

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

1.      осуществлять поиск информации (по словарям), анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, составлять алгоритм и действовать по нему.

2.      работать в группах (парах): договариваться о совместных действиях, оказывать взаимопомощь, выступать перед аудиторией, осуществлять взаимный контроль.

3.      находить слова с  буквами чередующихся гласных а–о в корне ­лаг­ – ­лож­, правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограммы.

I.                   Оргмомент

Добрый день! Начинаем урок. Проверьте, пожалуйста, всё ли готово к уроку.

II.                Мотивация

 Проверка домашнего задания (словарный диктант).

- Откроем тетради, запишем под диктовку слова, с которыми вы поработали дома:

маршрут, рекорд,  велосипед, квартира, витрина, терраса, оптимизм, пессимизм, обоняние, экипаж, метафора, вестибюль, излагать

- Взаимопроверка по орфографическому словарю в учебнике.

- Ребята, какое слово вы не смогли отыскать в орфографическом словаре?

(изложение)

-Предположите, к какому правилу мы отнесём данное слово?(…)

  III. Этап целеполагания

Постановка проблемы

-Вы затрудняетесь ответить на вопрос? Тогда  откройте учебники. Стр. 91.

-Прочитайте название темы и предположите,  какие вопросы мы будем рассматривать на уроке.

(корни с чередованием гласных)

-Попробуйте дать определение слову «чередование» Зафиксируем в  черновиках (…)

-А сейчас обратимся к словарю Ожегова, и сравним то, что записали сами с тем, что написано в словарях.

    Работаем в группах.

1. Прочитайте слова, написанные на доске:

                        положение

                        сложить

                        предлагать

                        излагать

 – Какую проблему будем решать? (Почему пишутся разные буквы – а или о в корне ­лаг­ – ­лож­ ? Есть ли правило для таких случаев?)

Что объединяет данные слова? ( Они однокоренные)

- Назовите корень. ( -лож-,-лаг-.)

– Что вы заметили? (В корнях разные буквы а–о)

2. Посмотрите на слова второго столбика.

                        положить – положит

                        сложить – сложит

                        предлагать – предложит

                        излагать – изложит    

Прочитайте слова парами.

- Как бы вы назвали второе слово в каждой паре? (Проверочным.)

- Почему? (Гласный звук находится под ударением.)

-  Тогда сравните две последние пары: предлагать – предложит

                                                                 излагать – изложит    

(разные гласные в корне под ударением и в безударном положении).

– Работает ли здесь проверочное слово? (нет)

- Почему? (это слова с чередованием)

IV. Этап осмысления новых сведений и способов деятельности.

1.      Поиск решения

           Посмотрите на доску. Перед вами слова: излагать, сложение, слагать, изложить, прилагательное, приложение

           Ваша задача: составить план действий: сначала сгруппировать, определив основание группировки, затем выдвинуть гипотезу              и проверить её, сделав необходимые графические обозначения.

            Излагать                             изложить

            Слагать                               сложение

            Прилагательное                 приложение

1 столбике есть суффикс а, значит  корень - лаг-,

во 2 столбике  нет суффикса а, значит, пишем корень- лож-)   

2.      Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника, приведение собственных примеров.

-  Хотя ваша версия оказалась иной, она тоже верна.

Графически обозначьте условия выбора орфограммы.

3. Уточнение и углубление понимания правила учащимися с помощью вопросов:

– По какому опознавательному признаку в слове можно найти орфограмму «Буквы а–о в корне ­лаг­ – ­лож­»? (По безударному положению гласного.)

– Назовите условия выбора букв а–о в корне ­лаг­ – ­лож­. Обратите внимание, как графически обозначены условия выбора. (Выделен корень, подчёркнута буква г или ж двумя чертами, поставлено ударение.)

V. Развитие правописных умений.

1. Выполним упражнение 122 по следующему алгоритму:

1) Произнести слово, поставить ударение, найти буквы безударных гласных.

2) Выделить звукосочетание [г/ж].

3) Проверить, является ли оно корнем. Выделить корень. Уточнить значение слова.

4) Определить, какой согласный в корне: [г] или [ж], подчеркнуть букву согласного двумя чертами.

5) Подчеркнуть орфограмму – букву о или а.

– В каких словах этой орфограммы нет? (Ложный, предлог, сложный, ложь, влага, благородный. К этим словам нельзя  применить правило, несмотря на то, что в них тоже есть сочетания лож, лаг ).

2. -Выполним упражнение 123

-При выполнении упражнения мы с вами будем  совершенствовать навыки работы со словарём: поиск, анализ информации о корнях ­лаг­,лож; на основе заданий и полученной информации  у вас сформируется навык культуры речи –  употреблять слова с корнем ­лаг­, ­лож­ только с приставками.

-Работу будем выполнять в группах с самостоятельным подбором слов и выводами.

Создаём продукт: от группы необходимо подготовить выступление­-сообщение.

Слушаем выступление групп.

VI. Работа с сигнальными карточками

Карточки       а,о

Упражнение 125, стр.92

-Читаем текст по цепочке,

- Находим слово с изученной на уроке орфограммой и поднимаем сигнальную карточку.

Подводим итог работы. Кто ни разу не ошибся, работая с сигнальными карточками? Молодцы. Вы хорошо усвоили правило.

VII. Домашнее задание. Итог урока.

1. Составить опору к тексту правила.

2. По выбору  упр. 123. или  упр.126

    а) – Назовите ключевые слова урока.

(Корень

Чередование гласных звуков

Орфограмма-буква гласного

Условия выбора орфограмм)

-Сравните со словами в учебнике в конце темы. Стр. 93

- Что вы бы добавили к приведённым в учебнике словам?

VIII.Рефлексия.

– Что удалось на уроке, было самым интересным?

– Какие трудности встретились?

– Что помешало при выполнении задания?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

Урок окончен.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Буквы О – А в корнях -лаг-, -лож-"»

Урок русского языка по теме "Буквы О – А в корнях -лаг-, -лож-". 5-й класс

Треногина Марина Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «ОСОШ№1 им. Героя РФ В.П.Брюхова» г. Оса Пермского края

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

  1. осуществлять поиск информации (по словарям), анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, составлять алгоритм и действовать по нему.

  2. работать в группах (парах): договариваться о совместных действиях, оказывать взаимопомощь, выступать перед аудиторией, осуществлять взаимный контроль.

  3. находить слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне ­лаг­ – ­лож­, правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограммы.

  1. Оргмомент

Добрый день! Начинаем урок. Проверьте, пожалуйста, всё ли готово к уроку.

  1. Мотивация

Проверка домашнего задания (словарный диктант).

- Откроем тетради, запишем под диктовку слова, с которыми вы поработали дома:

маршрут, рекорд, велосипед, квартира, витрина, терраса, оптимизм, пессимизм, обоняние, экипаж, метафора, вестибюль, излагать

- Взаимопроверка по орфографическому словарю в учебнике.

- Ребята, какое слово вы не смогли отыскать в орфографическом словаре?

(изложение)

-Предположите, к какому правилу мы отнесём данное слово?(…)

III. Этап целеполагания

Постановка проблемы

-Вы затрудняетесь ответить на вопрос? Тогда откройте учебники. Стр. 91.

-Прочитайте название темы и предположите, какие вопросы мы будем рассматривать на уроке.

(корни с чередованием гласных)

-Попробуйте дать определение слову «чередование» Зафиксируем в черновиках (…)

-А сейчас обратимся к словарю Ожегова, и сравним то, что записали сами с тем, что написано в словарях.

Работаем в группах.

1. Прочитайте слова, написанные на доске:

положение

сложить

предлагать

излагать

– Какую проблему будем решать? (Почему пишутся разные буквы – а или о в корне ­лаг­ – ­лож­ ? Есть ли правило для таких случаев?)

– Что объединяет данные слова? ( Они однокоренные)

- Назовите корень. ( -лож-,-лаг-.)

– Что вы заметили? (В корнях разные буквы а–о)

2. Посмотрите на слова второго столбика.

положить – положит

сложить – сложит

предлагать – предложит

излагать – изложит

– Прочитайте слова парами.

- Как бы вы назвали второе слово в каждой паре? (Проверочным.)

- Почему? (Гласный звук находится под ударением.)

- Тогда сравните две последние пары: предлагать – предложит

излагать – изложит

(разные гласные в корне под ударением и в безударном положении).

– Работает ли здесь проверочное слово? (нет)

- Почему? (это слова с чередованием)

IV. Этап осмысления новых сведений и способов деятельности.

  1. Поиск решения

Посмотрите на доску. Перед вами слова: излагать, сложение, слагать, изложить, прилагательное, приложение

Ваша задача: составить план действий: сначала сгруппировать, определив основание группировки, затем выдвинуть гипотезу и проверить её, сделав необходимые графические обозначения.

Излагать изложить

Слагать сложение

Прилагательное приложение

1 столбике есть суффикс а, значит корень - лаг- ,

во 2 столбике нет суффикса а, значит, пишем корень- лож-)

  1. Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника, приведение собственных примеров.

- Хотя ваша версия оказалась иной, она тоже верна.

- Графически обозначьте условия выбора орфограммы.

3. Уточнение и углубление понимания правила учащимися с помощью вопросов:

– По какому опознавательному признаку в слове можно найти орфограмму «Буквы а–о в корне ­лаг­ – ­лож­»? (По безударному положению гласного.)

– Назовите условия выбора букв а–о в корне ­лаг­ – ­лож­. Обратите внимание, как графически обозначены условия выбора. (Выделен корень, подчёркнута буква г или ж двумя чертами, поставлено ударение.)

V. Развитие правописных умений.

1. Выполним упражнение 122 по следующему алгоритму:

1) Произнести слово, поставить ударение, найти буквы безударных гласных.

2) Выделить звукосочетание [г/ж].

3) Проверить, является ли оно корнем. Выделить корень. Уточнить значение слова.

4) Определить, какой согласный в корне: [г] или [ж], подчеркнуть букву согласного двумя чертами.

5) Подчеркнуть орфограмму – букву о или а.

– В каких словах этой орфограммы нет? (Ложный, предлог, сложный, ложь, влага, благородный. К этим словам нельзя применить правило, несмотря на то, что в них тоже есть сочетания лож, лаг ).

2. -Выполним упражнение 123

-При выполнении упражнения мы с вами будем совершенствовать навыки работы со словарём: поиск, анализ информации о корнях ­лаг­,лож; на основе заданий и полученной информации у вас сформируется навык культуры речи – употреблять слова с корнем ­лаг­, ­лож­ только с приставками.

-Работу будем выполнять в группах с самостоятельным подбором слов и выводами.

Создаём продукт: от группы необходимо подготовить выступление­-сообщение.

Слушаем выступление групп.

VI. Работа с сигнальными карточками

Карточки а,о

Упражнение 125, стр.92

-Читаем текст по цепочке,

- Находим слово с изученной на уроке орфограммой и поднимаем сигнальную карточку.

Подводим итог работы. Кто ни разу не ошибся, работая с сигнальными карточками? Молодцы. Вы хорошо усвоили правило.

VII. Домашнее задание. Итог урока.

1. Составить опору к тексту правила.

2. По выбору упр. 123. или упр.126

а) – Назовите ключевые слова урока.

(Корень

Чередование гласных звуков

Орфограмма-буква гласного

Условия выбора орфограмм)

-Сравните со словами в учебнике в конце темы. Стр. 93

- Что вы бы добавили к приведённым в учебнике словам?

VIII.Рефлексия.

– Что удалось на уроке, было самым интересным?

– Какие трудности встретились?

– Что помешало при выполнении задания?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

Урок окончен.








4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 5 классе "Буквы О – А в корнях -лаг-, -лож-"

Автор: Треногина Марина Васильевна

Дата: 12.11.2015

Номер свидетельства: 252240

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Правописание чередующихся гласных a-о в корнях -лаг-  – -лож-, -рос- – -раст- (-paщ-)""
    ["seo_title"] => string(140) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-pravopisaniie-chierieduiushchikhsia-ghlasnykh-a-o-v-korniakh-lagh-lozh-ros-rast-pashch"
    ["file_id"] => string(6) "300629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456764841"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Конспект урока:  «Правописание гласных а-о в корнях с чередованием -лаг-, -лож-, -раст-, -ращ- (-рос-)»."
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-pravopisaniie-ghlasnykh-a-o-v-korniakh-s-chieriedovaniiem-lagh-lozh-rast-rashch-ros"
    ["file_id"] => string(6) "156437"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421422860"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока по русскому языку по теме «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ» "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-bukvy-o-a-v-kornie-lag-lozh"
    ["file_id"] => string(6) "107452"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403258117"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) ""Буквы О – А в корнях -лаг-, -лож-""
    ["seo_title"] => string(30) "bukvy-o-a-v-korniakh-lagh-lozh"
    ["file_id"] => string(6) "252230"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447345572"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ»."
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekturokarusskoghoiazykavusloviiakhriealizatsiifgosv5klassiepotiemiebukvyoavkornielaglozh"
    ["file_id"] => string(6) "332717"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465132203"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства